Поскольку именно наличие клиента предопределяет трансформацию операций банка в его услуги, к классификации банковских услуг следует подходить с точки зрения потребностей банковских клиентов.
Разумеется, потребности, удовлетворению которых могут способствовать банковские услуги, весьма разнообразны. Это могут быть как производственные потребности (расширение производства на основе кредита, обеспечение бесперебойного функционирования производства при помощи отлаженной системы расчетов с поставщиками и покупателями), так и личные (начиная от удовлетворения физиологических потребностей за счет доходов от активов, находящихся на депозитных счетах и кончая удовлетворением потребностей в общественном признании приобретении социального статуса путем обслуживания в «престижном» банке, пользования «золотой» или «платиновой» кредитной картой и т.п.) [1, c. 389]
Однако все названные потребности не могут быть удовлетворены непосредственно банковскими услугами. Банковские услуги удовлетворяют не первичные производственные и личные потребности, а производные от них финансовые.
В условиях функционирования товарно-денежных отношений многие потребности трансформируются в необходимость увеличения настоящих или будущих доходов. Возникающие при этом финансовые потребности можно объединить в три группы:
1. Потребности в финансировании, выражающиеся в необходимости привлечения дополнительных средств для финансирования текущего производственного или личного потребления.
2. Потребности в инвестировании, выражающиеся в необходимости вложения имеющихся временно свободных средств с целью их приумножении.
3. Потребности в рационализации оборота финансовых активов, выражающиеся в необходимости обеспечения сохранности имеющихся средств, оптимизации их движения и использования.
Исходя из этого, БУ также можно разделить на три группы:
I. Услуги, связанные с финансированием нужд клиентов (кредитные услуги):
а) выдача кредита в денежной форме;
б) косвенное кредитование (лизинг, факторинг, учет векселей, выдача поручительств и гарантий по обязательствам клиента).
II. Услуги, связанные с предоставлением возможности вложения средств клиентов (инвестиционные услуги):
а) прием и размещение денежных средств на депозитные счета (текущие, срочные, сберегательные);
б) посреднические услуги по приобретению и реализации ценных бумаг по поручению клиента;
в) инвестирование средств клиента в реальные активы (драгоценные металлы, художественные ценности, недвижимость);
г) дилинговые услуги (предоставление клиенту возможности осуществления операций по покупке валюты, ценных бумаг и прочих активов без участия посредников путем непосредственного подключения к электронной дилинговой системе).
III. Услуги, связанные с рационализацией оборота финансовых активов клиентов:
1. Расчетно-кассовые услуги:
а) открытие и ведение счетов (бесчековых и чековых);
б) осуществление расчетов (расчеты платежными поручениями и аккрдитивами);
в) кассовое обслуживание (прием и выдача наличных денег, обмен валют, в том числе и с использованием банковских автоматов);
г) выпуск и обслуживание операций с пластиковыми картами;
д) сопутствующие услуги (предоставление необходимой информации в виде выписок о состоянии счетов, копий платежных документов и др., поиск утерянных сумм).
2. Трастовые услуги:
а) управление имуществом по договору (опека над наследством, формирование и обслуживание инвестиционного портфеля, управление финансами предприятий, в том числе при их реорганизации, банкротстве и т.д.);
б) выполнение доверительных функций по специальным поручениям (агентские услуги):
· эмиссионные услуги (посредничество в получении финансирования путем организации эмиссии и размещения ценных бумаг);
· депозитарные и трансфер-агентские услуги (прием ценных бумаг на хранение, получение доходов по ценным бумагам, своевременное извещение доверителей о поступлении на счета по ценным бумагам и т.д.);
· управленческое обслуживание (предоставление внешнего бухгалтера, помощь в создании и управлении филиалами и представительствами и др.).
3. Консультационные услуги:
а) аудиторские (контрольно-ревизионные) услуги;
б) консультационно-правовые услуги (содействие при регистрации предприятий, юридические консультации в области налогообложения, расчетно-кассовых и кредитных операций и т.п.);
в) информационно-аналитические и справочные услуги (предоставление конъюнктурной и маркетинговой информации, составление бизнес-справок и прогнозных оценок, финансовый инжиниринг);
г) образовательные услуги (повышение квалификации экономистов и бухгалтеров предприятий, сотрудников других банков, выпуск информационно-аналитических и методических бюллетеней).
4. Прочие услуги:
а) услуги по хранению, транспортировке и охране ценностей;
б) страховые услуги (страхование кредитных и валютных расков);
в) рекламные услуги (проведение рекламных кампаний);
г) услуги нотариального характера;
д) предоставление самостоятельно разработанных банковских технологий другим банкам и др. [1, c. 391]
Дата: 2019-12-22, просмотров: 357.