Реферат - (от лат. “refero”  - сообщаю).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Реферат как квалификационная работа предполагает изучение широкого круга теоретических источников, в которых раскрывается суть проблемы, интересующей автора. Изложение материала должно носить проблемно-тематический характер, т.е. содержать различные точки зрения на проблему, выделение наиболее актуальных.

 

Автор реферата должен показать профессиональную осведомленность, умение работать с научной литературой, включая самые современные источники информации (самостоятельно анализировать, обобщать научную информацию, излагать собственное понимание изучаемой проблемы).

 

При написании реферата необходимо делать ссылки на труды ученых, статьи, монографии, а также справочники, словари, учебники, статистические материалы, социологические исследования и др.

 

Важной частью реферата может стать изучение и обобщение педагогического опыта, содержащегося в публикациях. Изучение педагогического опыта позволяет выяснить, какие вопросы в практике уже решены, не требуют исследования, а над какими нужно продолжать работать. Дополнительным источником выявления передового педагогического опыта может стать изучение материалов методических конференций, совещаний регионального, общероссийского и международного уровней, а также центральной и региональной периодической печати – статей в газетах, выступлений по радио и телевидению.

 

Реферативная работа выполняется самостоятельно, без научного руководителя, поэтому аттестуемому необходимо познакомиться с правилами работы над рефератом.

 

Структура реферата

 

 

    Реферат имеет следующую структуру:

План-оглавление (с указанием страниц).

В оглавлении должно быть: введение, главы (обычно 2-3), в каждой главе – параграфы; заключение; список использованной литературы. Главам и параграфам даются названия. Справа, напротив каждого параграфа или главы, указываются номера страниц.

Во введении объясняется выбор темы, формулируется проблема и обосновывается актуальность ее изучения для современной школы (теоретическая или практическая), указывается степень ее изученности, производится классификация источников по ее различным аспектам, определяется цель изучения.

Основная часть делится на главы (глава 1, глава 2 и т.д.), каждый раздел основной части раскрывает одну из сторон проблемы. В конце каждой главы желательно сформулировать краткие выводы.

 

В заключении необходимо подвести итоги, обобщить выводы, выделив наиболее значимые, определить перспективы дальнейшей разработки данной темы, возможности использовать передовой опыт в работе педагога.

Список литературы (правила оформления списка литературы прилагаются).



Ошибки при работе над рефератом

 

 

Причиной ошибок, допускаемых при написании реферата, чаще всего является недостаточная осведомленность авторов о правилах написания и оформления научных работ, излишне "легковесное" отношение к написанию реферата.

 

Большинство представляемых рефератов не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним:

 

не определены актуальность выбранной темы, цель и задачи работы;

 

нарушаются границы темы, предусмотренные поставленными задачами;

 

авторы затрудняются в формулировке проблемы, отборе материала из различных источников;

 

подменяется сопоставление точек зрения разных авторов переписыванием фрагментов текста из одного или нескольких источников;

 

отсутствуют ссылки на реферируемые источники;

 

отсутствуют выводы, сделанные на основе работы с источниками;

 

нет "заключения", в котором должен быть кратко подведен итог работы автора с литературой, сформулированы основные выводы, определен круг решенных и нерешенных задач.

 

 



Выбор темы реферата

 

 

    Цель квалификационного реферата - изучить теоретические источники и практический опыт по определенной проблеме.

        

Любое исследование начинается с формулирования его темы. Только четкое определение границ темы позволит правильно спланировать работу, собрать материал и сделать значимые выводы.

        

Тема логически должна быть связана с рассматриваемой педагогической проблемой.

        

Проблема – это "сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения";

        

Осознать проблему - это значит осознать и констатировать недостаточность достигнутого к данному моменту. Проблему, возникающую в практической работе аттестуемого, необходимо глубоко изучить, дать теоретическое обоснование ее решения, представить наиболее эффективные пути и приемы этого решения. Реферат дает возможность аттестуемому увидеть и изучить пути наилучшего решения проблемы.

 

Примеры формулировки тем:

«Формирование у подростков потребности в самовоспитании»;

«Формирование воспитательной системы образовательного учреждения»;

«Роль семьи в социально-психологической адаптации подростков»;

«Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы»;

«Особенности половозрастной идентификации детей-сирот»;

«Роль дидактической игры в преподавании русского языка в начальной школе» и т.д.



Работа с литературой

Педагогическое исследование предполагает опору на достижения науки. Реферат должен содержать анализ литературы по проблеме, включать в себя ссылки на ранее проведенные исследования.

 

Начиная работать с литературой по выбранной теме, необходимо составить библиографию, то есть список тех источников, которые имеют отношение к изучаемой проблеме.

 

Для работы с книгами полезно составить картотеку: по лицевой стороне карточки пишется источник - Ф.И.О. автора, название работы, место издания, издательство, год, количество страниц в книге и т.д.

 

Рекомендуется придерживаться определенного библиографического стандарта (с ним можно познакомиться в любой научной библиотеке).

 

На оборотной стороне карточки фиксируются утверждения, факты, мысли разных авторов по главным вопросам исследуемой проблемы, системе аргументов в пользу того или иного научного предположения, то есть все, что представляет интерес для проводимого исследования. Обращать внимание следует на научные факты, которые характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность.

 

Рекомендуется избегать ссылок на популяризаторские издания, брошюры массового спроса.

Обобщение и изложение изученного материала требует его систематизации и классификации. Не стоит стремиться к изложению всего и всякого материала, перечисляя одну за другой прочитанные книги и статьи. В реферате необходимо раскрыть сущность (существо) вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами. Обзор литературных источников, таким образом, должен носить проблемный (а не хронологический!) характер. Он должен раскрывать состояние вопроса на современном этапе.

 

Одно из главных требований к любому научному тексту - это корректность использования терминологии. Поэтому необходимо постоянно следить за тем смыслом, который вкладывается исследователем в тот или иной используемый термин. Когда появляется необходимость использовать какой-либо термин, работа с ним должна начинаться со словаря, который даст точное его толкование.

Цель написания реферата - исследование той или иной актуальной педагогической проблемы. Любое исследование ставит своей целью выявить, понять, объяснить определенные связи, закономерности между явлениями. При этом используются различные приемы, способы, пути познания, то есть методы исследования. При написании реферата могут быть использованы следующие методы и приемы:

 

анализ - метод научного исследования путем рассмотрения составных частей чего-либо (Толковый словарь)*.

 

синтез - метод исследования, при помощи которого отдельные явления и факты изучаются в их целостности, единстве, обобщаются и делается общий вывод (*).

 

обобщение – метод исследования, позволяющий с помощью выводов выразить основные результаты в общем положении, придать значение чему-нибудь частному, единичному (*).

 

__________________

* М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова "Школьный толковый словарь русского языка", М.; "Просвещение", 1981.



Оформление реферата

 

Реферат может быть представлен в комиссию в печатном или рукописном виде.

 

Размер печати не имеет значения, однако, следует учесть, что рукописный вариант должен быть выполнен разборчивым почерком.

 

Заголовки желательно выделять жирным шрифтом или курсивом. Объем реферата – не более 20 печатных страниц. Текст делится на разделы, подразделы, пункты.

 

Расстояние между заголовком раздела и текстом должно быть равно примерно 3 интервалам пишущей машинки. Каждый раздел рекомендуется начинать с новой страницы.

 

Ссылки на авторов, на источники могут быть постраничными и сквозными. Постраничные - помещаются в конце страницы, под основным текстом. В этом случае цитата оформляется следующим образом:

 

"Существуют известные противоречия между очевидной физической психофизиологической изменчивостью его как личности"2.

________

2 Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 1975.

 

    На каждой странице ссылки можно нумеровать заново.

        

При сквозном цитировании в тексте после цитаты указываются ее источник: первая цифра означает порядковый номер в списке литературы, вторая - страницу, где помещена цитата или мысль (Например [27.С 7]).

        

Если в тексте реферата принята специфическая терминология, а также употребляются мало распространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то должен быть представлен их перечень в виде отдельного списка. Обычно его помещают после «заключения».

 

В список литературы в алфавитном порядке заносятся публикации, издания и источники, использованные автором.



Критерии оценки реферата

 

- обоснованность выбора темы реферата, ее актуальность (наличие значимой в исследовательском плане проблемы, задачи, требующей исследовательского поиска для ее решения)

- соответствие темы реферата его содержанию;

- знание теории и практики исследуемого вопроса, степень изученности проблемы;

- глубина проработки материала;

- достаточность и современность привлеченных к рассмотрению источников;

- аналитичность работы;

- теоретическая, познавательная значимость выводов;

- оформление реферата (наличие оглавления, рубрикации внутри текста, нумерации страниц; соблюдение правил цитирования и оформления литературных ссылок; оформление списка литературных источников), стилистическая грамотность;

- выступление аттестуемого при защите реферата на заседании экспертной группы (см. "Процедура защиты реферата").



Рекомендации по терминологическому и

стилевому оформлению текста

 

 

Автор реферата должен освоить научную терминологию. Очень важно представлять, какая научная терминология принята в данной системе воззрений (или научной школе) и как корректно ее использовать. Введение оригинальных обозначений должно быть очень серьезно мотивировано.

 

Научная форма речи отличается широким спектром особых научных речевых формул, с которыми полезно познакомиться и освоить в необходимом объеме автору реферата.

 

В тексте, при ссылке на авторские высказывания и выражения Вашего к ним отношения, можно использовать следующие глаголы:

- не разделяет точку зрения;

- высказывает мнение;

- констатирует;

- не соглашается;

- обнаруживает;

- отличает;

- отстаивает;

- принимает точку зрения;

- приходит к выводу;

- разделяет;

- следует;

- сообщает;

- соглашается;

- ссылается;

- упоминает;

- уточняет и др.

 



Примерные фразы-конструкты,

Дата: 2019-12-22, просмотров: 197.