Международные финансовые организации (МФО) создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики. Этими задачами могут быть:
- операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
- межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита; инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты);
- инвестиционная деятельность/кредитование в области "внутренних" проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.);
- благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.
В качестве примеров международных финансовых организаций можно назвать Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация.
Для осуществления своих функций МФО используют весь спектр современных технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).
Эффективность деятельности МФО в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран-участниц. Так инвестиционная деятельность МФО зачастую предполагает тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным проектам.
Из многочисленных организаций занимающихся валютно-финансовыми проблемами (а их более 40) наиболее крупными являются: МБРР, МФК, MAP, МИГА (входят во всемирный банк), МВФ, ЕБРР.
Сумма внешней задолженности России составляет свыше 120 млрд. долл. США. Основными кредиторами являются страны Парижского и Лондонского клубов, МВФ. Этот долг состоит из обязательств СССР и Российской Федерации после 1991 года. В начале переходного периода в России сложилась критическая ситуация на внутреннем рынке. В связи с распадом СССР и разрушением экономических связей страна остро нуждалась в финансовых средствах для поддержания своей экономики и решения социальных проблем. В этот период международные финансовые организации под огромные проценты выдавали кредиты России, в том числе на реструктуризацию экономики. По условиям этих организаций, например, МВФ, Россия должна была выполнять определенные условия, не всегда соответствовавшие ее интересам, нанесшие ущерб экономике России своей непродуманностью, однако цель кредитов была достигнута – экономика России в конечном итоге, в том числе и благодаря международным кредитам, вышла из кризиса. В истории нет сослагательного наклонения «что было бы, если бы кредиты не были предоставлены», но возможно, что именно эти кредиты при всех отрицательных сторонах их условий помогли России в кризисной ситуации.
Сегодня Россия является кредитоспособным, инвестиционно привлекательным государством, она в состоянии обслуживать внешний долг и погашать свои обязательства, в том числе и досрочно, участие в международных финансовых организация становится выгодным как для России, так и мирового хозяйства. Погашение внешнего долга России имеет хорошие перспективы, Россия как финансовый партнер подтвердила свою надежность как кредитор.
Можно ли считать, что инвестиции идут более охотно в Африку, чем в США? Чем определяются сегодня экспорт и импорт капитала? Какова общая тенденция роста масштабов экспорта и импорта? Возможен ли экспорт капитала из развивающейся страны?
Экспорт и импорт капитала определяются не только прибыльностью, надежностью инвестиций, но и политическими, стратегическим соображениями. Государственные инвестиции вкладываются за рубежом в первую очередь в инфраструктуру для создания благоприятных условий инвестированию частного капитала. Обычно схема инвестирования в развивающиеся страны представляет собой процесс постепенного вовлечения этих стран в международную экономику, затем эти страны сами становятся инвесторами, в том числе и в развитые страны. В зависимости от того, каким образом страны-реципиенты распоряжаются международными кредитами, можно выделить два направления: в латиноамериканских странах образовались огромные внешние долги при умеренном развитии экономики и сильной зависимости от промышленно-развитых стран, в азиатско-тихоокеанских государствах иностранный капитал позволил развить собственную промышленность, туризм и сферу услуг, и сегодня эти страны развивают свою экономику ускоренными темпами.
Расширяются и сферы инвестирования, и увеличиваются его объемы, в том числе в развивающиеся страны, инвестиции в которые составляют более трети всех прямых инвестиций. Экспорт капитала приводит к тому, что предприятия, созданные в одном государстве, принадлежат полностью или частично компаниям другого государства. Основная деятельность крупных монополий осуществляется вообще в нескольких странах.
Многие национальные общества, тресты, компании, имеющие за рубежом многочисленные филиалы, а также дочерние общества. Речь идет, таким образом, о монополиях, национальных по своему капиталу, но международных по сфере деятельности. К числу таких транснациональных корпораций США принадлежат "Дженерал моторз", "Форд моторз", "Интернэшнл бизнес мэшинз" и др. В европейских странах крупнейшими международными монополистическими корпорациями являются "Филипс" (Нидерланды), "Бритиш петролеум", "Империал кэмикал индастриз" (Великобритания), "Сименс" (ФРГ), "Нестле" (Швейцария).
Каковы формы, методы и инструменты привлечения иностранных инвестиций в экономику России? Каким образом межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения и защита инвестиций, которые предлагает Россия, влияет на решение иностранных инвесторов?
Инвестиционные потребности России составляют около 140 млрд. долл. Нет необходимости вовлекать в инвестиционный процесс только российские финансы, в зависимости от условий инвестирования часть из них может быть иностранными. Причем предпочтение необходимо отдавать прямым и долгосрочным инвестициям, способствующим развитию экономики России.
Наша страна привлекает капитал, в основном, форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.
Прямые инвестиции (как в свободно конвертируемой, так и в национальной валюте), обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно взносы в уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий.
Портфельные инвестиции остаются одной из наиболее прибыльных и перспективных форм капиталовложений в отдельные отрасли нашей экономики, прежде всего в связь, телекоммуникации, пищевую, деревообрабатывающую, цементную.
В последние годы в мировой экономике прослеживается тенденция к росту привлечения капитала в ссудной форме. Экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на льготных и коммерческих условиях. Это государственная помощь, кредиты на осуществление конкретных инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др. Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации, крупные банки, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др.
Существуют многообразные формы инвестирования.
1. Лизинг.
2. Лицензирование (продажа “ноу-хау” зарубежному партнеру).
3. Франчайзинг.
4. Совместное производство.
5. Субподряд.
6. Строительство заводов, объектов “под ключ”.
Перспективным направлением развития международной инвестиционной активности является создание особых (специальных экономических зон (ОЭЗ). Это одна из наиболее притягивающих форм заинтересованности иностранных инвесторов, которая дает возможность активизировать предпринимательство, наращивать экспортный потенциал, формировать рыночную инфраструктуру, ускорять развитие отдельных регионов и отраслей экономики.
Для привлечения инвестиций государством обеспечиваются условия: формируется законодательная база, развивается рынок ценных бумаг.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 384.