Государственная и политическая власть: соотношение понятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общество, в котором требуется управленческое воздействие на его членов, не может обойтись без социальной власти. В литературе она рассматривается как многогранное явление. В качестве видов социальной власти выделяется политическая, государственная, церковная, родительская власти и др. Но в данном многообразии есть общее выражающееся во власти как таковой.

Власть предполагает, во – первых , некоторую способность властвующего субъекта управлять поведением другого лица, подчиняющегося относительно добровольно, во – вторых, возможность реального осуществления господства по отношению к управляемому, в том числе путем применения принуждения в случае отсутствия добровольного подчинения. Исходя из этого власть есть способность властвующего субъекта управлять повелением другого лица и возможность заставить его несмотря на его устремление, вести себя активно или пассивно

Это характерно и для государственной власти, которая имеет политическую природу. В связи с этим возникает вопрос о соотношении политической и государственной власти. На мой взгляд, это разные явления и понятия, несмотря на их единство. Государственная власть вне политики не существует, она концентрирует важнейшие характеристики политического содержания социальной действительности. Не случайно слово «политика» ,если обратиться к ее истокам в древнегреческом языке, связана со словами polis  -« город – государство» и politicos , то есть то, что связано с городом – государством. Но это вовсе не означает,  что политическая жизнь характерна только для государства как самостоятельного субъекта, ибо носителями политической власти могут быть партии, церковь, общественные организации и др. В некоторых случаях или в определенные периоды развития общества они оказывают весьма серьезное воздействие на деятельность государственного аппарата, в плоть до главы государства, например: институт папства в католической церкви является не только сугубо церковным, но и политическим. История знает немало примеров откровенной, жестокой борьбы за политическое влияния между Папой и светскими монархами. И далеко не всегда эта борьба заканчивалась в пользу светской власти. В настоящее время католическая церковь играет серьезную политическую роль. В России вышеуказанное относиться к Русской православной церкви.

  Соотношение политической и государственной власти во многом зависит от того, каким является государство – ориентированным на обеспечение в обществе свободы или .напротив, все подавляющим. Иногда для удобства словосочетания « политическая власть» может употребляться вместо слов « государственная власть» . Но это не следует путать с мнением, что политическая власть и государственная власть являются тождественными явлениями.

  Государственная власть отличается следующими основными признаками:

 - во-первых, она способна согласовывать определённые интересы различных субъектов, управлять поведением граждан, иных лиц, находящихся на территории государства, что предполагает регулирование социальной жизни на основе обеспечения взаимодействия между людьми, приведение общественных отношений в состояние упорядоченности;

- во-вторых, имеет соответствующие возможности, структуры( суд, милицию, органы безопасности, армии и т.д.) для обеспечения своего господствующего положения в обществе, для того, чтобы заставить субъектов подчиняться её воле, выполнять её распоряжения;

- в-третьих, носит официальный характер, то есть обладает юрисдикционными и иными властными полномочиями, распространяется на всё население страны;   

- в-четвёртых, в масштабах всей страны  обеспечивает реализацию юридических правил поведения, общественный порядок.

Таким образом, государственная власть есть способность и возможность представителей государства управлять население и в необходимых случаях заставить лиц, находящихся на территории государства.

Важное значение имеют и методы осуществления государственной власти.     

Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального воздействия, используя которое государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относится убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всём её историческом пути.

Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, её целей и функций. Механизм убеждений включает совокупности идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определённых социальных ценностей.

Превращение идей, взглядов в убеждения связано с взаимодействием сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся её «оковами», из которых она не может вырваться, не причинив вреда, своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д. И. Писарева, «готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непрерывно должно совершиться самостоятельно в нашей собственной голове…»[5]. Известный русский публицист и философ второй половины XIX века вовсе не исключал воспитательного, убеждающего воздействия со стороны других людей, но лишь делал акцент на самовоспитание, на собственные умственные усилия, человека, на постоянный «труд души» по выработке прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания. Ярким примером в этом смысле можно считать использование убеждения в СССР (в 40-х-70-х) метод убеждения стимулировал инициативу и чувство ответственности нескольких поколений людей за свои действия и поступки.

Государственная власть не может обойтись без особого метода государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) её действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного или даже навязанного властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и не правовым. Не правовое принуждение может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в не защищённое положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным. Опять хочется обратиться к опыту Советского Союза. В начале 20-х годов под диктаторской рукой партии при осуществлении «Новой Экономической Политики» (НЭП) проводилась, так называемая, продовольственная разверстка, которая предусматривала безвозмездное изъятие излишков продовольствия у крестьян, объём которых не был строго определён, что в последствии привело к сильнейшему голоду. По некоторым историческим данным от голода погибло около 1 миллиона человек.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддаётся контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: «а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами»[6].

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем он в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей – выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым. Различные методы осуществления государственной власти напрямую связаны с механизм государства.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 230.