Понятие и признаки государственной власти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие и признаки государственной власти…………………………7

2. Государственная и политическая власть: соотношение

понятий……………………………………………………………………..12

3.Организация и формы осуществления государственной власти в

России……………………………………………………………………….17

4. Система государственных органов по принципу разделения

властей............................................................................................................29

Заключение………………………………………………………………….38

Приложение 1………………………………………………………………....

Список использованной литературы……………………………………....40                                 

 

 

                                                    



Введение

 

Избранная тема курсовой работы «Государственная власть и формы её осуществления», являлась, является и думается - будет являться постоянно востребованной для научного изучения и исследования, имея своей целью, как теоретическое значения, так и практическое использование. Ведь государство получает наиболее яркое выражение во власти, и именно власть является основным признаком государства.

Многие мыслители обращались к исследованию данной темы, опираясь на многовековой опыт существования власти. Исследуя её в различных проявлениях, прогнозируя пути ее дальнейшего развития.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Еще Аристотель утверждал в своей работе “Политика”, что властный механизм необходим для регулирования “общения между людьми”, поскольку “верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления...”

Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, законах и других нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений.

В обществе власть осуществляет политическое руководство, в то же время она несет перед ним конституционную и нравственную ответственность, которая наступает при невыполнении обязанностей, злоупотреблении правами.

История России свидетельствует, что, начиная со времен Петра 1, величие страны достигалось под воздействием мощной централизованной государственной власти, обеспечивающей единство правового, экономического, политического пространства, жесткую исполнительную вертикаль.

В современных же условиях, когда Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества сильная, дееспособная власть является первым условием успешных преобразований. Без нее не создать предпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность.

Государственная власть является направляющей и организующей силой, способной принимать решения и претворять их в жизнь.

Актуальность темы исследования данной курсовой работы состоит в том, что в ходе реализации государственной власти появляются многочисленные сложности и проблемы. К числу важнейших из них относятся неудовлетворительность законодательного регулирования многих отношений государства и общества, проявляющихся, в частности, в их неадекватности новым условиям. Данный тезис особенно применим к российскому правовому регулированию: его неадекватность складывающимся потребностям общества проявляется очень рельефно.

Можно утверждать, что реалии сегодняшней России представляют из себя очень интересный материал для исследования проблемы государственной власти. В этих условиях предпринятое исследование не может не обладать актуальностью.

Соответственно, теоретический анализ такой проблемы имеет большое значение, как для теории, так и для практики российского государственного регулирования.

Задачи и цели исследования:

Исходя из вышеизложенного, основная цель работы состоит в комплексном рассмотрении понятия «государственная власть”, анализе содержания, структуры, формы и механизма действия данного понятия, в выявлении основных проблем ее осуществления в Российской Федерации.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятия государственная власть;

2. Рассмотреть признаки государственной власти;

3. Изучить конституционно-правовые основы законодательства, которые регламентируют осуществление государственной власти в РФ;

4. Рассмотреть государственную и политическую власть, их соотношение;

5. Охарактеризовать обстоятельства, описывающие систему государственных органов по принципу разделения властей.

Предметом исследования данной курсовой работы являются:

- содержание нормативных актов и исторических основ Теории государства и права, использующих понятие «государственная власть»;

- правовые институты и явления, связанные с понятием «государственная власть»;

- правовые связи и закономерности, имеющие отношение к органам государственной власти;

Степень разработанности темы в правовой литературе:

Анализ использованной литературы показал, что тема государственной власти достаточно полно раскрыта в трудах отечественных авторов и представляет большой интерес для изучения. В настоящее время на федеральном уровне в основном создана нормативная правовая база, необходимая для организации и деятельности государственной власти.

Изучению форм осуществления государственной власти посвящали свои работы дореволюционные правоведы: В.М. Гессен, А.Д. Градовский, В.В. Ивановский, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин и др.
Исследованию форм осуществления государственной власти посвящали свои работы советские и российские специалисты в области теории государства и права: Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, С.А. Голунский, А.И. Денисов, Л.И. Каск, Ф.М. Раянов, В.М. Ведяхин, А.П. Глебов, В.В. Лазарев, Л.С. Мамут, A.B. Малько, Л.А. Морозова, В.К. Самигуллин, И.С. Самощенко, М.С. Строгович, Ю.А. Тихомиров, И.Е. Фарбер, В.Е. Чиркин, А.Ф. Черданцев, Н.В. Черноголовкин, A.A. Югов и др.

В ходе написания данной курсовой работы были использованы:

Конституция РФ, федеральные законы, нормативные документы, учебные пособия.

При подготовке работы использовались материалы периодической печати, представленные в основном статьями юристов, политических деятелей, ученых, для более полного раскрытия темы были широко использованы теоретические основы теории государства и права.

Научная значимость данной курсовой работы обуславливается тем, по определение понятия власти, ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства.

Практическая значимость данной курсовой работы обуславливается необходимостью совершенствования государственной власти, повышения эффективности работы аппарата государства. В работе проводится анализ современной ситуации в области реализации государственной власти в стране.

 


Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.

Не смотря на различные функции власти, к особым свойствам государственной власти можно отнести следующее:

1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.

3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

5. Государственная власть обладает исключитель­ным правом на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.

6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

Проведенное исследование проблемы устройства аппарата (механизма) государственной власти и составляющих его органов, принципа разделения власти наталкивает на мысль, что разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.

Так же чётко прослеживается что, принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.

Таким образом, в заключении можно сказать, что теория разделения властей осуществляется прежде всего в плане общего принципа, руководящего начала, которое следует иметь в виду при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий. И как идея единства властей, теория разделения властей не имеет и, видимо, не может иметь абсолютно "чистых" форм своего осуществления. Естественно при создании правового государства, в котором принцип разделения властей занимает важнейшее место, «творцам» надо учитывать как богатый теоретический, так и практический опыт

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Конституция Российской Федерации. М. ,1993,120 с.

2. Федеральный Закон Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 6 июля 1991 г. № 1550-1

3. Федеральный Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. № 154 - ФЗ.

4. Конституции буржуазных государств: Учебное пособие / Сост. В.В. Маклаков. М. , 1982, 227 с.

5. Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1. М., 1981, 231 с.

6. Аристотель. Политика. М., 1981, 123 с.

7. Бойцова, В.В., Бойцова Л.В. Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб причинённый гражданам в практике Конституционного Суда РФ // Государство и право, 1996, №4, С.23-25

8. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. М. , 1998, 114 с.

9. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.,1997, 344 с.

10.  Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 1998, 65 с.

11.  Маркс К. Энгельс Ф. Соч.:В 6т. М. 1982.Том 4, 342 с.

12.  Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956, 178 с.

13.  Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993, 331 с.

14.  Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997, 102 с.

15.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Под ред В.Г. Стренозова, 2-е издание,1997, 102 с.

 


[1] Аристотель. Политика. М., 1911. С. 165.

[2] Маркс К. Энгельс Ф. Соч.:В 6т. М. 1982.Том 4. С.447.

[3] Комаров С.А., Общая Теория государства и права в схемах и определениях., М.,1997.С. 6.

[4] Маркс К. Энгельс Ф. Соч.:В 6т. М. 1982.Том 4. С.445.

 

[5] Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956. С .147.

[6] Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1. М., 1981. С. 267-268.

[7] Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1. М., 1981. С.45.

[8] Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1. М., 1981. С. 65.

[9] Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1. М., 1981. С. 123.

[10] Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1. М., 1981. С. 156.

[11] Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1. М., 1981. С. 201.

[12] Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1. М., 1981. С. 157.

[13] Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1. М., 1981. С. 157.

[14]Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 329.  

[15] Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956. С .147.

 

[16] Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 1998. С. 34.

 

[17] Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956. С. 34.


План

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие и признаки государственной власти…………………………7

2. Государственная и политическая власть: соотношение

понятий……………………………………………………………………..12

3.Организация и формы осуществления государственной власти в

России……………………………………………………………………….17

4. Система государственных органов по принципу разделения

властей............................................................................................................29

Заключение………………………………………………………………….38

Приложение 1………………………………………………………………....

Список использованной литературы……………………………………....40                                 

 

 

                                                    



Введение

 

Избранная тема курсовой работы «Государственная власть и формы её осуществления», являлась, является и думается - будет являться постоянно востребованной для научного изучения и исследования, имея своей целью, как теоретическое значения, так и практическое использование. Ведь государство получает наиболее яркое выражение во власти, и именно власть является основным признаком государства.

Многие мыслители обращались к исследованию данной темы, опираясь на многовековой опыт существования власти. Исследуя её в различных проявлениях, прогнозируя пути ее дальнейшего развития.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Еще Аристотель утверждал в своей работе “Политика”, что властный механизм необходим для регулирования “общения между людьми”, поскольку “верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления...”

Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, законах и других нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений.

В обществе власть осуществляет политическое руководство, в то же время она несет перед ним конституционную и нравственную ответственность, которая наступает при невыполнении обязанностей, злоупотреблении правами.

История России свидетельствует, что, начиная со времен Петра 1, величие страны достигалось под воздействием мощной централизованной государственной власти, обеспечивающей единство правового, экономического, политического пространства, жесткую исполнительную вертикаль.

В современных же условиях, когда Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества сильная, дееспособная власть является первым условием успешных преобразований. Без нее не создать предпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность.

Государственная власть является направляющей и организующей силой, способной принимать решения и претворять их в жизнь.

Актуальность темы исследования данной курсовой работы состоит в том, что в ходе реализации государственной власти появляются многочисленные сложности и проблемы. К числу важнейших из них относятся неудовлетворительность законодательного регулирования многих отношений государства и общества, проявляющихся, в частности, в их неадекватности новым условиям. Данный тезис особенно применим к российскому правовому регулированию: его неадекватность складывающимся потребностям общества проявляется очень рельефно.

Можно утверждать, что реалии сегодняшней России представляют из себя очень интересный материал для исследования проблемы государственной власти. В этих условиях предпринятое исследование не может не обладать актуальностью.

Соответственно, теоретический анализ такой проблемы имеет большое значение, как для теории, так и для практики российского государственного регулирования.

Задачи и цели исследования:

Исходя из вышеизложенного, основная цель работы состоит в комплексном рассмотрении понятия «государственная власть”, анализе содержания, структуры, формы и механизма действия данного понятия, в выявлении основных проблем ее осуществления в Российской Федерации.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятия государственная власть;

2. Рассмотреть признаки государственной власти;

3. Изучить конституционно-правовые основы законодательства, которые регламентируют осуществление государственной власти в РФ;

4. Рассмотреть государственную и политическую власть, их соотношение;

5. Охарактеризовать обстоятельства, описывающие систему государственных органов по принципу разделения властей.

Предметом исследования данной курсовой работы являются:

- содержание нормативных актов и исторических основ Теории государства и права, использующих понятие «государственная власть»;

- правовые институты и явления, связанные с понятием «государственная власть»;

- правовые связи и закономерности, имеющие отношение к органам государственной власти;

Степень разработанности темы в правовой литературе:

Анализ использованной литературы показал, что тема государственной власти достаточно полно раскрыта в трудах отечественных авторов и представляет большой интерес для изучения. В настоящее время на федеральном уровне в основном создана нормативная правовая база, необходимая для организации и деятельности государственной власти.

Изучению форм осуществления государственной власти посвящали свои работы дореволюционные правоведы: В.М. Гессен, А.Д. Градовский, В.В. Ивановский, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин и др.
Исследованию форм осуществления государственной власти посвящали свои работы советские и российские специалисты в области теории государства и права: Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, С.А. Голунский, А.И. Денисов, Л.И. Каск, Ф.М. Раянов, В.М. Ведяхин, А.П. Глебов, В.В. Лазарев, Л.С. Мамут, A.B. Малько, Л.А. Морозова, В.К. Самигуллин, И.С. Самощенко, М.С. Строгович, Ю.А. Тихомиров, И.Е. Фарбер, В.Е. Чиркин, А.Ф. Черданцев, Н.В. Черноголовкин, A.A. Югов и др.

В ходе написания данной курсовой работы были использованы:

Конституция РФ, федеральные законы, нормативные документы, учебные пособия.

При подготовке работы использовались материалы периодической печати, представленные в основном статьями юристов, политических деятелей, ученых, для более полного раскрытия темы были широко использованы теоретические основы теории государства и права.

Научная значимость данной курсовой работы обуславливается тем, по определение понятия власти, ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства.

Практическая значимость данной курсовой работы обуславливается необходимостью совершенствования государственной власти, повышения эффективности работы аппарата государства. В работе проводится анализ современной ситуации в области реализации государственной власти в стране.

 


Понятие и признаки государственной власти

«… Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой – либо форме государственного строя…»[1].

Государственная власть – основная категория государствоведения, феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом, и волнуют ныне учёных, богословов, политиков, писателей.

Государственная власть является отчасти социальной властью. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в её политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» часто отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная всегда является политической и содержит элементы классовости.

Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого»[2]. Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли можно сводить к «организованному насилию». Иначе создается представление, что государственная власть – естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти. Так появился социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале уменьшения роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем подлинно народная власть – великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Особенностью государственной власти является и то, что её субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчётливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным, но и как член демократического общества он в праве быть индивидуальным источником власти. Он имеет право активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти. Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведёт к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления. И опираясь на признаки, отличающие государство от общественной власти[3], как следствие исчезнет само государство.   

Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Ещё одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующий механизм этой власти. Она потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства[4]. Видимо, поэтому государственная власть часто отождествляется с органами государства. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам: элите, классу, народу. Властвующий субъект не предает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становиться неспособной провести волю в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют центральной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у неё и предметно-материальные источники силы – силовые учреждения (армия, милиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и др. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является её гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Применение всей наличной сила имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.

Таким образом, можно сделать вывод что, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в том числе и государственного принуждения и военной силы.

Решая стоящие перед ней задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений – властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества.

Как и любые отношения, властеотношения имеют структуру. Сторонами данных отношений выступают субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство передачи и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.

Субъектом государственной власти, как уже отмечалось, могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют органы государства. Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.

Суть властеотношений заключается в том, что одна сторона – властвующий – навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне – подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.

Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если власть уважается народом, то используется метод убеждения, но если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). В тех же случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения. Так мы наталкиваемся на вопрос о методах осуществления (реализации) государственной власти.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 199.