Знание. О знаниях мы сейчас знаем не многим больше того, что знали о них во времена Гете. Педагогическая наука этим феноменом не занималась, или занималась очень мало, как это ни странно. Подтверждение тому - отсутствие в учебниках педагогики определения понятия "знание" и относящихся к этому материалов. Между тем, формирование системы знаний у учащихся - важнейшая цель образовательного процесса, кардинальная проблема педагогики. В свою очередь, отсутствие у учащихся системы знаний по учебной дисциплине делает невозможным создание полноценного теста для измерения знаний.
История вопроса о знаниях уходит в глубину веков. Первые документальные свидетельства систематического исследования знаний связаны с именами Пифагора и Сократа.
В философском энциклопедическом словаре знание определяется общими словами: проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Другое определение знания слишком общее и короткое: знание- это информация об окружающем мире и о самом человеке.
Знание и ум.
Считается, что знание связано с умом. Но уже со времен Гераклита Эфесского было известно, что "многознание уму не научает". Некоторые знания можно приобрести и при невысоком, а некоторые - только при высоком уме, иначе интеллекте.
Обычно чем выше интеллект, тем больше знаний. Выше и тестовые баллы, но не всегда. Все зависит от содержания заданий. В каждом школьном классе могут встретиться интеллектуально развитые дети, которые, однако, мало знают из-за нежелания хорошо учиться.
Интеллект детей, по некоторым данным, примерно на 36 % связан с уровнем интеллектуального развития матерей, и только на 26 % - с уровнем такого же развития отцов.
Незнание
Выделяются две различающиеся формы незнания:
1) незнание в смысле не информированности;
2) незнание в смысле несущественных свойств приобретаемых знаний.
В учебном процессе получаемое знание почти всегда, в той или иной мере, искажается учащимися в силу привычки к упрощению воспринимаемого материала и недостаточности владения понятийным аппаратом. Можно даже говорить о психологической закономерности и, в этой связи, о заметном различии предлагаемых ученикам знаний от знаний, усваиваемых ими реально. Особенно заметными эти различия могут стать при невысоком интеллекте и низкой мотивации учащихся.
Гораздо хуже случай, когда человек думает что знает, но не знает, что он не знает. Этот случай - довольно частый. Он предшествует заблуждениям, а при некоторых обстоятельствах - и к невежеству.
Невежество
Невежество возникает при соединении необразованности, некультурности и невоспитанности.
Как вспоминал В.М. Бехтерев, "самое главное, что спасало нас от невежества - это некоторый остаток свободного от гимназических занятий времени, которое мы по настоятельному влечению, особенно в старших классах гимназии, посвящали чтению посторонних книг".
От невежества больше других страдают знающие и талантливые люди. В истории известен автор педагогического сочинения "Город солнца" Т. Кампанелла (1568-1639). Он провел в заточении 27 лет (где и написал эту книгу) по обвинению в том, что "знает то, чему его не учили".
При тестировании выявляется как знание, так и незнание, что достигается посредством системы заданий, нацеленных на выявление знаний.
Аванесов В.С. дает такую классификацию знаний. (см. таблицу)
1) знание названий, имен;
2) знание смысла названий и имен;
3) фактуальные знания;
4) знание определений;20
5) сравнительные, сопоставительные знания;
6) классификационные знания;
7) знание противоположностей, противоречий, синонимичных и антонимичных объектов;
8) ассоциативные знания;
9) причинные знания, знания причинно-следственных отношений, знание оснований, принципов классификации;
10) процессуальные, алгоритмические, процедурные знания;
11) технологические знания;
12) обобщенные, системные знания;
13) оценочные знания;
14) вероятностные знания;
15) абстрактные знания;
16) структурные знания;
17) методологические знания
Дата: 2019-12-22, просмотров: 238.