И ВОЕННЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОСТАВ И СТРУКТУРА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ .

ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам об­щей юрисдикции. Он является высшим органом как для федераль­ных гражданских, военных и специализированных судов обшей юрис­дикции, так и для судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации — для мировых судей.

Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, судебных коллегий Верховного Суда РФ и аппарата Верховного Суда РФ. При нем также функцио­нирует Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

В составе Верховного Суда РФ действуют следующие судебные коллегии: Судебная коллегия по уголовным делам; Судебная колле­гия по гражданским делам; Военная коллегия; Кассационная колле­гия.

Верховный Суд РФ формируется в составе Председателя, его за­местителей и членов Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федераль­ного Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной колле­гии судей РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федераль­ного Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ; для заместителя председателя Верховного Суда РФ дополнительно требуется наличие положительного заключения Высшей квалифика­ционной коллегии судей.

131

 

Созданный в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Кон­ституцию РФ.

ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ .

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

Исходя из положений ст. 56 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» Верховный Суд РФ:

■ в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открыв­шихся обстоятельств);

•          изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам при­менения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении су­дебных дел;

•            осуществляет контроль за выполнением судами общей юрис­дикции РФ руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

•      разрешает в пределах своих полномочий вопроса, вытекающие из международных договоров Российской Федерации.

Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной ини­циативы в Федеральном Собрании РФ. Пленум Верховного Суда РФ рассматривает и решает вопросы о внесении представлений (законо­проектов) в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы.

Прежде чем внести законопроект о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопро­екты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, на рассмотрение в Государственную Думу, должно быть по­лучено заключение Правительства РФ (ст. !04 Конституции РФ).

Кроме перечисленных в Конституции РФ и Законе РСФСР ♦О судоустройстве РСФСР» видов осуществляемой Верховным Су­дом РФ деятельности ему предоставлены также права:

1)   устанавливать количество военных судов и численность судей военных судов (ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»);

2)        принимать решение об изменении территориальной подсуд­ности уголовных и гражданских дел на территории, где введено чрез-

132

вычайное положение (ч. 3 ст. 36 Федерального конституционного за­кона «О чрезвычайном положении»);

3)    представлять на рассмотрение Президента РФ или Правитель­ства РФ рекомендации о заключении, прекращении или приостанов­лении действия международных договоров Российской Федерации (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 35 Федерального закона «О международных догово­рах Российской Федерации»);

4)    обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о провер­ке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ нор­мативных актов органов государственной власти и договоров между ними (ст. 84, 88 Федерального конституционного закона «О Консти­туционном Суде Российской Федерации»);

5)   по просьбе учреждения иностранного государства, от которого исходит поручение о правовой помощи, решать вопрос о возможнос­ти применения при исполнении поручения процессуального законо­дательства запрашивающего иностранного государства, если оно не противоречит законодательству Российской Федерации (п. 7 ч. 1 Фе­дерального закона от 25 октября 1999 г. «О ратификации Европей­ской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней»);

6)  должен получать:

•        доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за год (ч. 1 ст. 33 Федерального конституци­онного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Россий­ской Федерации»);

•         постановления и заключения Конституционного Суда РФ, ко­торые должны направляться в адрес Верховного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания (ч. 2 ст. 77 Федераль­ного конституционного закона «О Конституционном Суде Россий­ской Федерации»);

7)       готовить заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступле­ния (ст. 108 Федерального конституционного закона «О Конститу­ционном Суде Российской Федерации»).

Помимо прав у Верховного Суда РФ есть и обязанности. Так, Вер­ховный Суд РФ, как минимум, обязан:

а) не позднее чем в 3-дневный срок рассмотреть жалобу политичес­кой партии, избирательного блока об исходящем от Центральной изби­рательной комиссии РФ отказе в выдаче заверенных копий списков кан­дидатов (ч. 9 ст. 41 Федерального закона «О выборах депутатов Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

133

 

б)    не позднее чем в 5-дневный срок рассмотреть жалобу на реше­ние Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации феде­рального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации (ч. 12 ст. 47 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

в)   принимать участие в согласовании с соответствующим субъек­том РФ общего числа мировых судей и количества судебных участ­ков в этом субъекте РФ (ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»);

г)     установить порядок определения стажа работы судьи для пре­доставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ч. 2 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Дата: 2019-12-22, просмотров: 193.