ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ - СУДЕБНЫЙ ОРГАН , ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКИХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 8

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ - СУДЕБНЫЙ ОРГАН , ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКИХ

И ВОЕННЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ .

СОСТАВ И СТРУКТУРА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ .

ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам об­щей юрисдикции. Он является высшим органом как для федераль­ных гражданских, военных и специализированных судов обшей юрис­дикции, так и для судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации — для мировых судей.

Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, судебных коллегий Верховного Суда РФ и аппарата Верховного Суда РФ. При нем также функцио­нирует Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

В составе Верховного Суда РФ действуют следующие судебные коллегии: Судебная коллегия по уголовным делам; Судебная колле­гия по гражданским делам; Военная коллегия; Кассационная колле­гия.

Верховный Суд РФ формируется в составе Председателя, его за­местителей и членов Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федераль­ного Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной колле­гии судей РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федераль­ного Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ; для заместителя председателя Верховного Суда РФ дополнительно требуется наличие положительного заключения Высшей квалифика­ционной коллегии судей.

131

 

Созданный в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Кон­ституцию РФ.

ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ .

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

Исходя из положений ст. 56 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» Верховный Суд РФ:

■ в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открыв­шихся обстоятельств);

•          изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам при­менения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении су­дебных дел;

•            осуществляет контроль за выполнением судами общей юрис­дикции РФ руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

•      разрешает в пределах своих полномочий вопроса, вытекающие из международных договоров Российской Федерации.

Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной ини­циативы в Федеральном Собрании РФ. Пленум Верховного Суда РФ рассматривает и решает вопросы о внесении представлений (законо­проектов) в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы.

Прежде чем внести законопроект о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопро­екты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, на рассмотрение в Государственную Думу, должно быть по­лучено заключение Правительства РФ (ст. !04 Конституции РФ).

Кроме перечисленных в Конституции РФ и Законе РСФСР ♦О судоустройстве РСФСР» видов осуществляемой Верховным Су­дом РФ деятельности ему предоставлены также права:

1)   устанавливать количество военных судов и численность судей военных судов (ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»);

2)        принимать решение об изменении территориальной подсуд­ности уголовных и гражданских дел на территории, где введено чрез-

132

вычайное положение (ч. 3 ст. 36 Федерального конституционного за­кона «О чрезвычайном положении»);

3)    представлять на рассмотрение Президента РФ или Правитель­ства РФ рекомендации о заключении, прекращении или приостанов­лении действия международных договоров Российской Федерации (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 35 Федерального закона «О международных догово­рах Российской Федерации»);

4)    обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о провер­ке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ нор­мативных актов органов государственной власти и договоров между ними (ст. 84, 88 Федерального конституционного закона «О Консти­туционном Суде Российской Федерации»);

5)   по просьбе учреждения иностранного государства, от которого исходит поручение о правовой помощи, решать вопрос о возможнос­ти применения при исполнении поручения процессуального законо­дательства запрашивающего иностранного государства, если оно не противоречит законодательству Российской Федерации (п. 7 ч. 1 Фе­дерального закона от 25 октября 1999 г. «О ратификации Европей­ской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней»);

6)  должен получать:

•        доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за год (ч. 1 ст. 33 Федерального конституци­онного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Россий­ской Федерации»);

•         постановления и заключения Конституционного Суда РФ, ко­торые должны направляться в адрес Верховного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания (ч. 2 ст. 77 Федераль­ного конституционного закона «О Конституционном Суде Россий­ской Федерации»);

7)       готовить заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступле­ния (ст. 108 Федерального конституционного закона «О Конститу­ционном Суде Российской Федерации»).

Помимо прав у Верховного Суда РФ есть и обязанности. Так, Вер­ховный Суд РФ, как минимум, обязан:

а) не позднее чем в 3-дневный срок рассмотреть жалобу политичес­кой партии, избирательного блока об исходящем от Центральной изби­рательной комиссии РФ отказе в выдаче заверенных копий списков кан­дидатов (ч. 9 ст. 41 Федерального закона «О выборах депутатов Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

133

 

б)    не позднее чем в 5-дневный срок рассмотреть жалобу на реше­ние Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации феде­рального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации (ч. 12 ст. 47 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

в)   принимать участие в согласовании с соответствующим субъек­том РФ общего числа мировых судей и количества судебных участ­ков в этом субъекте РФ (ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»);

г)     установить порядок определения стажа работы судьи для пре­доставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ч. 2 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

ПОЛНОМОЧИЯ

В отличие от Пленума Президиум Верховного Суда РФ — специ­ально создаваемый орган Верховного Суда РФ. Он состоит из 13 су­дей и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ утверждается Советом Федера­ции Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ,

135

 

 

основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума входят Председатель Верховного Суда РФ, за­местители Председателя по должности и утвержденные Советом Фе­дерации РФ судьи Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ принимает постановления боль­шинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.

Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими полномо­чиями:

1)       в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств);

2)        рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

3)     рассматривает вопросы организации работы судебных колле­гий и аппарата Верховного Суда РФ;

4)    оказывает помощь нижестоящим судам в правильном приме­нении законодательства, координируя эту деятельность с Министер­ством юстиции РФ;

5)    осуществляет другие полномочия, предоставленные ему зако­нодательством.

Президиум Верховного Суда РФ:

•        в надзорном порядке рассматривает гражданские дела по жало­бам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстан­ции; определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассаци­онном порядке (п. 5 ч. 2 ст. 377 ГПК), а по уголовным делам — на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приго­воры и определения Судебной коллегии по уголовным делам Верхов­ного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, поста­новления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседа­ния (п.'5 ст. 403 УПК);

•         рассматривает заключение прокурора о необходимости возоб­новления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении определений Кассацион­ной коллегии Верховного Суда РФ, а также определений Судебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенных ими в ходе производства по уголовному делу в каче­стве суда второй или надзорной инстанции (п. 5 ч. 1 ст. 417 УПК);

136

•            пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам поста­новления, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение (ст. 393 ГПК).

СУДЕБНЫЕ КОЛЛЕГИИ

ЗАМЕСТИТЕЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ .

ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

Порядок назначения заместителя Председателя Верховного Суда РФ такой же, как и любого судьи Верховного Суда РФ. Заместители Председателя Верховного Суда РФ назначаются на должность также

148

Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Однако в этом случае представление Президента РФ основыва­ется на представлении самого Председателя Верховного Суда РФ и готовится при наличии положительного заключения Высшей квали­фикационной коллегии судей РФ (ч. 3 ст. 6.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Заместители Председателя Верховного Суда РФ:

1)      вправе председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ;

2)    осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделе­ний аппарата Верховного Суда РФ;

3)     ведут личный прием граждан;

4)    осуществляют другие полномочия, предоставленные им зако­нодательством.

Когда отсутствует Председатель Верховного Суда РФ его права и обязанности осуществляет его первый заместитель, а если отсутству­ет и первый заместитель — иной заместитель Председателя Верхов­ного Суда РФ.

Председатели судебных коллегий и Кассационной коллегии Вер­ховного Суда РФ обладают следующими полномочиями:

1)  председательствовать в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначать для этого членов суда;

2)       образовывать составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

3)  осуществлять руководство работой соответствующих коллегий;

4)     представлять Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятель­ности коллегий;

5)      истребовать судебные дела для изучения и обобщения судеб­ной практики;

6)     организовывать работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;

7)     осуществлять другие полномочия, предоставленные им зако­нодательством.

ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ .

ЕГО ЗАДАЧИ И СОСТАВ

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря ! 968 г. N° 45 утверждено Положение о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ. Согласно данному нормативному акту, Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ, призванный содей­ствовать укреплению законности при осуществлении правосудия, является совещательным органом, в задачу которого входит разра­ботка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным воп­росам судебной практики.

Задачей Научно-консультативного совета признается изучение вопросов, возникающих в судебной деятельности, и разработка со­ответствующих рекомендаций:

а)        по проектам разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по применению законодательства, по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики;

б)     по проектам представлений по вопросам, подлежащим разреше­нию в законодательном порядке или в порядке толкования законов;

в)       по проектам инструкций, методических писем и иных доку­ментов, разрабатываемых Верховным Судом РФ;

г)         по вопросам правового характера, возникающим в судебной практике.

150

Помимо основной перед Научно-консультативным советом при Верховном Суде РФ стоит также задача оказания методической помо­щи в организации работы научно-консультативных советов, образо­ванных при верховных судах республик, краевых и областных судах.

Состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ утверждается Пленумом Верховного Суда РФ и действует в течение 5 лет. В него входят: председатель и сопредседатели Совета — руково­дители секций Совета, ученый секретарь, члены Совета из числа уче­ных, судей, работников правоохранительных органов, адвокатов. Членами Научно-консультативного совета, кроме того, являются за­местители Председателя Верховного Суда РФ и председатель Воен­ной коллегии Верховного Суда РФ по должности.

Возглавляет работу Научно-консультативного совета при Верхов­ном Суде РФ председатель Научно-консультативного совета. Он дол­жен организовывать работу Совета в соответствии с Положением о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ; определять круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях; давать по­ручения ученому секретарю и членам Совета; председательствовать на заседаниях Совета; принимать меры к реализации рекомендаций и заключений Совета и информировать его о решениях, принятых Верховным Судом РФ по этим рекомендациям.

Сопредседателями Совета являются председатели секций. Они определяют круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседани­ях секций, дают поручения ученому секретарю и членам Совета, пред­седательствуют на заседаниях секций Совета и информируют его чле­нов о реализации выработанных ими рекомендаций. Председатели и заместители председателей секций утверждаются Научно-консульта­тивным советом.

Следующий член состава Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ — ученый секретарь. Он обеспечивает деятель­ность Совета и его секций, составляет планы работы, контролирует их выполнение и реализацию решений, принятых Советом и его сек­циями, организует их заседания, обеспечивает членов Совета необ­ходимой документацией и научно-справочными материалами. Он обязан представлять информацию о работе Научно-консультативно­го совета в редакцию журналов: «Бюллетень Верховного Суда Рос­сийской Федерации» и «Российская юстиция», где работа данного Совета регулярно освещается.

Все остальные члены Научно-консультативного совета участву­ют в изучении и обобщении судебной практики, в работе по повы­шению квалификации судебных работников, выполняют поручения

151

 

по разработке проектов научно обоснованных рекомендаций и за­ключений, выполняют другие поручения, вытекающие из Положе­ния о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ и планов его работы.

Члены Научно-консультативного совета вправе участвовать в ра­боте Пленума Верховного Суда РФ, а также знакомиться (с разреше­ния руководителей Верховного Суда РФ) с материалами судебной практики и данными судебной статистики.

Глава 8

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ - СУДЕБНЫЙ ОРГАН , ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКИХ

Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.