Глава 8
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ - СУДЕБНЫЙ ОРГАН , ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКИХ
И ВОЕННЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ .
СОСТАВ И СТРУКТУРА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ .
ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он является высшим органом как для федеральных гражданских, военных и специализированных судов обшей юрисдикции, так и для судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации — для мировых судей.
Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, судебных коллегий Верховного Суда РФ и аппарата Верховного Суда РФ. При нем также функционирует Судебный департамент и Научно-консультативный совет.
В составе Верховного Суда РФ действуют следующие судебные коллегии: Судебная коллегия по уголовным делам; Судебная коллегия по гражданским делам; Военная коллегия; Кассационная коллегия.
Верховный Суд РФ формируется в составе Председателя, его заместителей и членов Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ; для заместителя председателя Верховного Суда РФ дополнительно требуется наличие положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей.
131
Созданный в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ.
ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ .
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Исходя из положений ст. 56 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» Верховный Суд РФ:
■ в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств);
• изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел;
• осуществляет контроль за выполнением судами общей юрисдикции РФ руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;
• разрешает в пределах своих полномочий вопроса, вытекающие из международных договоров Российской Федерации.
Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ. Пленум Верховного Суда РФ рассматривает и решает вопросы о внесении представлений (законопроектов) в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы.
Прежде чем внести законопроект о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, на рассмотрение в Государственную Думу, должно быть получено заключение Правительства РФ (ст. !04 Конституции РФ).
Кроме перечисленных в Конституции РФ и Законе РСФСР ♦О судоустройстве РСФСР» видов осуществляемой Верховным Судом РФ деятельности ему предоставлены также права:
1) устанавливать количество военных судов и численность судей военных судов (ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»);
2) принимать решение об изменении территориальной подсудности уголовных и гражданских дел на территории, где введено чрез-
132
вычайное положение (ч. 3 ст. 36 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»);
3) представлять на рассмотрение Президента РФ или Правительства РФ рекомендации о заключении, прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 35 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»);
4) обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними (ст. 84, 88 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);
5) по просьбе учреждения иностранного государства, от которого исходит поручение о правовой помощи, решать вопрос о возможности применения при исполнении поручения процессуального законодательства запрашивающего иностранного государства, если оно не противоречит законодательству Российской Федерации (п. 7 ч. 1 Федерального закона от 25 октября 1999 г. «О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней»);
6) должен получать:
• доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за год (ч. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»);
• постановления и заключения Конституционного Суда РФ, которые должны направляться в адрес Верховного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания (ч. 2 ст. 77 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);
7) готовить заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления (ст. 108 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Помимо прав у Верховного Суда РФ есть и обязанности. Так, Верховный Суд РФ, как минимум, обязан:
а) не позднее чем в 3-дневный срок рассмотреть жалобу политической партии, избирательного блока об исходящем от Центральной избирательной комиссии РФ отказе в выдаче заверенных копий списков кандидатов (ч. 9 ст. 41 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
133
б) не позднее чем в 5-дневный срок рассмотреть жалобу на решение Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации (ч. 12 ст. 47 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
в) принимать участие в согласовании с соответствующим субъектом РФ общего числа мировых судей и количества судебных участков в этом субъекте РФ (ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»);
г) установить порядок определения стажа работы судьи для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ч. 2 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).
ПОЛНОМОЧИЯ
В отличие от Пленума Президиум Верховного Суда РФ — специально создаваемый орган Верховного Суда РФ. Он состоит из 13 судей и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ,
135
основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума входят Председатель Верховного Суда РФ, заместители Председателя по должности и утвержденные Советом Федерации РФ судьи Верховного Суда РФ.
Президиум Верховного Суда РФ принимает постановления большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.
Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими полномочиями:
1) в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств);
2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;
4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ;
5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Президиум Верховного Суда РФ:
• в надзорном порядке рассматривает гражданские дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции; определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке (п. 5 ч. 2 ст. 377 ГПК), а по уголовным делам — на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания (п.'5 ст. 403 УПК);
• рассматривает заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении определений Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, а также определений Судебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенных ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда второй или надзорной инстанции (п. 5 ч. 1 ст. 417 УПК);
136
• пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам постановления, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение (ст. 393 ГПК).
СУДЕБНЫЕ КОЛЛЕГИИ
ЗАМЕСТИТЕЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ .
ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
Порядок назначения заместителя Председателя Верховного Суда РФ такой же, как и любого судьи Верховного Суда РФ. Заместители Председателя Верховного Суда РФ назначаются на должность также
148
Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
Однако в этом случае представление Президента РФ основывается на представлении самого Председателя Верховного Суда РФ и готовится при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ч. 3 ст. 6.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).
Заместители Председателя Верховного Суда РФ:
1) вправе председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ;
2) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда РФ;
3) ведут личный прием граждан;
4) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Когда отсутствует Председатель Верховного Суда РФ его права и обязанности осуществляет его первый заместитель, а если отсутствует и первый заместитель — иной заместитель Председателя Верховного Суда РФ.
Председатели судебных коллегий и Кассационной коллегии Верховного Суда РФ обладают следующими полномочиями:
1) председательствовать в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначать для этого членов суда;
2) образовывать составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;
3) осуществлять руководство работой соответствующих коллегий;
4) представлять Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятельности коллегий;
5) истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;
6) организовывать работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;
7) осуществлять другие полномочия, предоставленные им законодательством.
ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ .
ЕГО ЗАДАЧИ И СОСТАВ
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря ! 968 г. N° 45 утверждено Положение о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ. Согласно данному нормативному акту, Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ, призванный содействовать укреплению законности при осуществлении правосудия, является совещательным органом, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики.
Задачей Научно-консультативного совета признается изучение вопросов, возникающих в судебной деятельности, и разработка соответствующих рекомендаций:
а) по проектам разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по применению законодательства, по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики;
б) по проектам представлений по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или в порядке толкования законов;
в) по проектам инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом РФ;
г) по вопросам правового характера, возникающим в судебной практике.
150
Помимо основной перед Научно-консультативным советом при Верховном Суде РФ стоит также задача оказания методической помощи в организации работы научно-консультативных советов, образованных при верховных судах республик, краевых и областных судах.
Состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ утверждается Пленумом Верховного Суда РФ и действует в течение 5 лет. В него входят: председатель и сопредседатели Совета — руководители секций Совета, ученый секретарь, члены Совета из числа ученых, судей, работников правоохранительных органов, адвокатов. Членами Научно-консультативного совета, кроме того, являются заместители Председателя Верховного Суда РФ и председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ по должности.
Возглавляет работу Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ председатель Научно-консультативного совета. Он должен организовывать работу Совета в соответствии с Положением о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ; определять круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях; давать поручения ученому секретарю и членам Совета; председательствовать на заседаниях Совета; принимать меры к реализации рекомендаций и заключений Совета и информировать его о решениях, принятых Верховным Судом РФ по этим рекомендациям.
Сопредседателями Совета являются председатели секций. Они определяют круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях секций, дают поручения ученому секретарю и членам Совета, председательствуют на заседаниях секций Совета и информируют его членов о реализации выработанных ими рекомендаций. Председатели и заместители председателей секций утверждаются Научно-консультативным советом.
Следующий член состава Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ — ученый секретарь. Он обеспечивает деятельность Совета и его секций, составляет планы работы, контролирует их выполнение и реализацию решений, принятых Советом и его секциями, организует их заседания, обеспечивает членов Совета необходимой документацией и научно-справочными материалами. Он обязан представлять информацию о работе Научно-консультативного совета в редакцию журналов: «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и «Российская юстиция», где работа данного Совета регулярно освещается.
Все остальные члены Научно-консультативного совета участвуют в изучении и обобщении судебной практики, в работе по повышению квалификации судебных работников, выполняют поручения
151
по разработке проектов научно обоснованных рекомендаций и заключений, выполняют другие поручения, вытекающие из Положения о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ и планов его работы.
Члены Научно-консультативного совета вправе участвовать в работе Пленума Верховного Суда РФ, а также знакомиться (с разрешения руководителей Верховного Суда РФ) с материалами судебной практики и данными судебной статистики.
Глава 8
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ - СУДЕБНЫЙ ОРГАН , ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКИХ
Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.