Позиция «6»: позиция раскрытия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вариант «6А»:раскрытие своего прошлого слушателем-терапевтом.

Принципы: Люди нуждаются в жизненных целях, на которых могли бы учиться. Множество людей живут в полном незнании простейших вещей, происходящих на свете, в частности того, как в жизни человека чувства соединяются с действиями. Возможно, их родители скрывали от них многие важные аспекты своей жизни с серьезными коллизиями. Так или иначе у таких людей есть существенные пробелы в постижении ткани бытия.

В работе с такого рода пациентами не достаточно и неэффективно обучение их «по частям», от одной частности к другой. Им надо дать представление о том, как в реальной жизни разные ее аспекты и события вступают в сложные взаимоотношения. Короче говоря, им нужны модели жизненных ролей, с которыми бы они могли себя идентифицировать и на которых могли бы учиться.

- Потенциальная модель жизненной роли должна предлагаться человеком, имеющим определенный авторитет, но не настолько подавляющий, чтобы этой модели невозможной было последовать.

Желая стать моделью роли, терапевт должен захотеть раскрыть свою жизнь, как прошлое, так и настоящее, ее «хорошие» и «плохие» стороны, важные и тривиальные так, как они выглядят, без умалчивания, морализирования и оправданий. Если такое раскрытие содержательно связано с тем, что принес с собой пациент, ему будет легче освоить новое знание, ассимилировать его и стать, возможно, личностью более целостной.

Слушатель-терапевт для того, чтобы стать действительно пригодной моделью роли, должен удовлетворять двум требованиям. Во-первых, он должен восприниматься пациентом как человек, обладающий определенной силой или компетентностью (иначе ему не стоит подражать), т.е. имеющий некоторый авторитет. Во-вторых, модель должна быть доступна подражанию, т.е. иметь достаточно много элементов, совпадающих с ситуацией пациента. Оптимальной моделью является человек, идущий той же «дорогой», что и пациент, но несколько опередивший его.

СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ: Суть приема в том, чтобы проиллюстрировать на конкретном примере, как у других протекают процессы, подобные тем, что захватили пациента.

Эта позиция пожалуй наиболее трудна для профессиональных психотерапевтов, обучение которых во многом посвящено тому, как избежать самораскрытия. Во время рассказа пациента терапевт отслеживает воспоминания собственной жизни и, если они увязываются с обсуждаемой проблемой, рассказывает о них говорящему более или менее подробно. Подобное должно заключаться не в сходстве внешних обстоятельств ситуаций, а в глубокой идентичности значений и чувств.

Суть приема (подхода) – проиллюстрировать конкретными примерами, как происходило развитие событий в ситуации подобной той, в которой оказался пациент, у других людей. Причем эти иллюстрации лишены даже намека на вынесение моральных оценок и поучений. Это не идеализированный образ (так быть должно), а бывший в действительности «инцидент» с элементами глупости, трусости, непоследовательности, через которые проходит каждый живой человек. Приводимые данные должны быть достаточно подробными и точными, чтобы пациент имел возможность сам сделать выводы. Недопустимы примеры, предполагаемые однозначную моральную оценку или сформулированные в такой общей форме, что их содержание сводится к воспроизводству общих мест из теории этического выбора.

КОММЕНТАРИЙ: Люди испытывают облегчение и укрепляются духом, когда видят, что ситуация, казавшаяся безнадежной, нашла разумное разрешение в чьей-то жизни.

Подход, выраженный в рассматриваемой позиции, описали и распространили С.Джурард и О.Маурер, хотя мне приходилось встречать его и раньше (в «Синаноне»). Раскрытие (рассказ своей истории) было очень важным элементом игры в «Синаноне», хотя в публикациях это и не было достаточно отчетливо выражено. Я живо вспоминаю чувство заинтересованности, безопасности и вовлечения (я играл роль «пациента»), когда кто-то, кого я уважал и которым восхищался, описывал случаи из своей жизни подобные, но гораздо худшие чем те, которые представил я, и при этом не производил впечатление несчастного и вел себя очень мило. Действуя в противоположенной роли (рассказывающего свой опыт), видел, как мои партнеры испытывают облегчение, когда я описывал ситуации, в которых я оказывался, подобные структурно тем, в которых они пребывали в то время: увольнение с работы, непонимание окружающих, уход близких людей и т.д.

«Я не одинок в своем положении», «Может быть все образуется, хотя сейчас выглядит безнадежно», «возможно у меня все в порядке», ведь у него было что-то подобное, а он производит впечатление нормального человека» – вот фрагменты самоотчетов моих партнеров по занятиям. Во время одного из занятий (воркшопов) я познакомился с женщиной, социальным работником в доме для одиноких матерей. Она сама в возрасте 16 лет родила внебрачного ребенка и счастливо его воспитала, но никогда не рассказывала об этом женщинам, с которыми работала, хотя когда-то ей очень хотелось это сделать. Только теперь она поняла, что этот факт ее жизни может быть мощным инструментом для проведения позитивных перемен в поведении ее подопечных.

Самораскрытие, являясь весьма полезным приемом для пациента, не меньше пользы приносит и для личностного роста терапевта. Я не знаю лучшего способа приобщения к жизненной мудрости и интеграции, чем приобщение других к своему жизненному опыту, что позволяет увидеть его с разных точек зрения.

Вариант «6Б»: раскрытие актуальных (сейчас и здесь) чувств слушателя.

Принципы: Пациент достигает большей ясности восприятий окружающего, если будет получать полноценную информацию по обратной связи.

Пациент сможет выработать более отчетливый и адекватный взгляд на то, какое влияние он оказывает на окружающий мир, на то, что для него является действительно важным и значимым, если будет получать достоверную и полную «обратную» информацию от слушателя-терапевта. Если в его речи, манере выражать свои мысли есть что-то вызывающее раздражение или скуку у слушателя, то об этом лучше знать, чем не знать. Слушатель оказывает говорящему услугу, когда открывает эти чувства в момент их появления.

Очень существенный момент применения этой позиции: слушатель не утверждает, что его чувства намеренно или случайно вызваны словами или действиями говорящего. Слушатель не пытается понять, почему он ощущает раздражение или скуку либо побудить партнера «сделать что-нибудь». Нет: он просто регистрирует появление таких чувств, предоставляя их интерпретацию и эвентуальные предупредительные меры пациенту.

Данная позиция, как правило, применяется в отношении пациентов с сохраненными личностной структурой и характером, самооценка которых не будет поколеблена негативной информацией.

СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ: Существенный момент похода заключается в том, чтобы терапевт не приписывал говорящему «причины» своих чувств. Слушатель непосредственно сообщает говорящему о чувствах, испытываемых им «здесь и сейчас», формулируя высказывания от первого лица в настоящем времени. Терапевт может в любой момент прервать пациента, чтобы сообщить ему о своих эмоциональных реакциях: «Мне стало скучно», «Теперь мне чрезвычайно интересно то, что вы говорите», «Я теряю терпение» и т.д. Весьма важно то, что высказанные чувства были искренни, полны (ничто не замалчивается), и чтобы слушатель никоим образом не приписывал пациенту ответственности за возникновение у него тех или иных чувств.

КОММЕНТАРИЙ: Эта позиция разрабатывалась главным образом в рамках гештальт-терапии, а также немногочисленными психотерапевтами, придерживающимися экзистенциальной ориентации. Применяя рассматриваемый подход, очень легко скатиться либо к моральному «эксгибиционизму», либо к манипулированию собеседником. Здравый смысл подсказывает, что тем, кого эта позиция привлекает очень сильно, лучше ей вообще не пользоваться. При умеренной же преференции работа в этой позиции безопасна и для пациента и для терапевта.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 211.