Позиция терапевтического слушания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

На то, каким образом один человек влияет на другого, слушая его, можно смотреть с разных точек зрения. В этой работе обсуждается один из аспектов такого влияния. Когда я сижу и слушаю кого-нибудь (друга, коллегу, пациента и т.д.), я использую некоторое количество установок, касающихся людей, отношений между ними, процесса коммуникации. Что касается наличия у меня установок, то здесь у меня нет выбора - я их попросту не имею. Существует некоторая свобода в отношении состава и содержания этих установок, а также степени их осознания, но так, чтобы их не было вовсе, не бывает никогда.

Эти установки (принципы) проявляются в стандартных комбинациях, которые я называю позициями. Каждая позиция представляет собой систему взаимосвязанных установок в отношении самого себя, других форм и целей коммуникации. Слушание в одной из позиций дает результаты, которые могут резко отличаться от результатов слушания в какой-либо иной позиции. Изучение этих различий возможно скорее в практике, чем в теории. Основной «экспериментальный» прием - сознательное использование той или иной позиции под строгим самоконтролем и регистрация всех эффектов коммуникации. Целью этой работы является представление этой возможности, как эффективного инструмента обучения как методам терапии и консультирования, так и в технике интервьюирования. Поскольку я ориентировался на практическое обучение, теоретическое обоснование позиций ограничено до минимума.

Эти позиции и способы их использования испытаны не только в процессе профессионального обучения, но и в процессе консультирования, групповой терапии. Слово «говорящий» обозначает лицо, рассказывающее о своей жизни, а «слушатель»- лицо, обучающееся слушанию в той или иной позиции. Под «говорящим» можно понимать пациента, а под «слушателем» - терапевта.

 

Позиция «0» Нулевая позиция

Принципы:- Чем меньше сигналов производит слушатель, тем в большей мере реагирует на них говорящий (пациент).

Эта позиция основана на двух принципах. Согласно первому, говорящий может сам, без входных сигналов извне, вести монолог в наиболее подходящем для него темпе, и, преодолевая всевозможные трудности, но будет делать это лучше и с большей энергией в присутствии слушателя. Термин «входные сигналы извне» включает в себя не только слова, но и невербальные средства коммуникации: жесты, выражение лица, мимика, междометия, покашливание и т.д. Такие сигналы (в общем-то, в основном вербальные) отвлекают говорящего от формулировок, которые кажутся ему точными и адекватными, одновременно склоняя его к таким формулировкам, которые по сути являются «смесью» его истинных интенций того, что уже усвоил из предыдущего слушатель. Поскольку очевидно, что чем меньше внешних сигналов принимает говорящий, тем в большей мере он реагирует на каждый из них, представляется важным вообще элиминировать какие бы ни было входные сигналы извне.Уже Фрейд, разрабатывая основы психоанализа, нашел решение этой проблемы в выходе терапевта из непосредственного поля зрения пациента. Это находится в согласии с первым принципом, но присутствие слушателя становится для говорящего скорее теоретическим фактом, а не чувственным опытом. Тем самым утрачивается благотворное влияние присутствия слушателя. Поэтому в рассматриваемой позиции терапевт продолжает находиться перед говорящим, но его задача - сохранить в течение всего контакта неизменно спокойное, бесстрастное выражение лица и нейтральную экспрессию позы.

   Говорящий затрачивает в такой ситуации много сил на слежение за выражением лица терапевта, ожидая, а иногда и домысливая в воображении его реакцию. В конце концов эта практика оправдывает себя: говорящий имеет возможность определить, в каких сферах он чувствует себя наименее уверенным и ожидает психологической поддержки партнера или оценки. Видимое присутствие слушателя, даже если он никак не реагирует, является для говорящего сильным мотивирующим фактором. Это и является основным компонентом нулевой позиции.

 

СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ. Слушатель сидит напротив говорящего в экспрессивно нейтральной, свободной позе, в готовности к ай-контакту. Не следует: опускать голову, сплетать пальцы рук, закладывать ногу за ногу и т.п. Задача слушателя - в максимальной мере сосредоточиться на слушании, ничем не выдавая своей реакции и отношения к услышанному. На первых порах рекомендуется выдерживать эту позу в течение десяти минут. При дальнейших тренировках становится возможным удлинение сеанса.

КОММЕНТАРИЙ. Слушатель, избавленный от необходимости проявлять отношение к монологу говорящего, получает возможность лучше слушать.

  Обсуждаемая позиция, хотя и самая простая, может оказаться наиболее важной из всех рассматриваемых ниже, в плане психотерапии, так и обучения психотерапевтической коммуникации. Слушатели, прошедшие тренировку в этой позиции, отмечают, что, особенно, поначалу им чрезвычайно мешают сложившиеся стереотипы, требующие «поддерживать» собеседника, дать совет, «быть любезным» и т.п. Для некоторых «внутренний шум», связанный с желанием реагировать на слова говорящего, так силен, что они просто не в состоянии внимательно слушать собеседника. «Шум» этот, однако, постепенно стихает и многие начинают замечать, что им удается слушать и понимать говорящего гораздо лучше в этих условиях, когда они избавлены от необходимости внешне оформлять свои реакции и комментировать услышанное.

  Девиз такого образа действий - «Не научишься ничего делать хорошо до тех пор, пока не научишься хорошо ничего не делать». Если ты «должен» что-то сказать, у тебя нет возможности свободно и точно определить, что именно ты хочешь сказать. Если же ты не чувствуешь обязанности что-либо говорить, то у тебя есть время и свобода, необходимые для точной формулировки того, что ты хочешь сказать.

Обычным в самоотчетах студентов, проходивших тренировки в нулевой позиции, является наблюдение, что пациент сам приходит к формулировке или точке зрения через 1-2 минуты после того, как слушатель воздержался от высказываний подобных мыслей. Многие студенты начинали относиться к пациентам с большим уважением и откровенностью после приобретения такого опыта.

Сколь же часто отмечается, что интервенция слушателя нечувствительным образом уводит говорящего от его собственной версии проблемы в сторону концепции, в основном отражающей мнение слушателя-терапевта.

 

 Позиция «1»: позиция вовлечения или восприятия интенсивности.

Принципы:Слушатель может заметить в собственном теле определенные признаки телесного вовлечения в ткань беседы, которые являются верным отражением степени телесного вовлечения говорящего в свои высказывания.

  Человек говорит о себе гораздо продуктивнее, когда он глубоко проникся своим высказыванием и в генерировании этого высказывания участвует как бы тело во всем богатстве его проявлений, выходящих за пределы того, что традиционно считается коммуникативными средствами. Противоположностью этому будет чисто вербальная продукция, протекающая без участия тела или при его незначительном участии. В чем большей мере говорящий будет вовлечен «душой и телом» в содержание своей речи, тем более освобождена его энергия, его опыт и тем быстрее он будет продвигаться сквозь материю своих высказываний в сторону конструктивного решения.

  После весьма непродолжительной тренировки слушатель-терапевт может обнаружить у себя собственные телесные реакции, которые соответствуют степени вовлечения говорящего в свои высказывания. Когда слушатель сообщает об этом пациенту, его склонность оставаться при вовлеченном (ангажированном) стиле высказываний возрастает.

СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ: Слушатель принимает свободную открытую позу, подобную позе, используемой в нулевой позиции, и следит в течение речи говорящего прежде всего за собственными внутренними переживаниями. Обращая особое внимание на ощущения нарастания и ослабления телесного резонанса с говорящим. Ощущение нарастания телесного резонанса - в моем случае и у большинства участников тренинга - принимает форму определенных телесных ощущений. Обычно это ощущения сопровождают важные блоки вербальной продукции говорящего, но часто и предшествуют им.

  У разных слушателей телесные ощущения резонанса локализуются в разных частях тела, но, как правило, у каждого лица локализация этих ощущений остается постоянной. Когда я ощущаю телесный резонанс, я сообщаю об этом пациенту, говоря что-нибудь вроде: «До меня дошли ваши слова» или «В том, что вы сейчас сказали, я почувствовал напряжение».

Девизом для действий в этой позиции можно считать слова: «Оставь разум и обратись к своим чувствам». Ослабление телесного резонанса открывается не столько в виде телесных реакций, сколько в сфере диффузного ощущения, что что-то закончилось, прервалось, которое не локализуется к какой-либо части тела, либо в виде внезапной деконцентрации внимания или «волны скуки». Когда я испытываю что-либо в этом роде, я сообщаю об этом говорящему: «В том, что вы сказали, я почувствовал меньшую интенсивность переживаний» или «Это не дошло до меня».

  По мере приобретения опыта слушатель может выработать у себя способность различать перепады интенсивности с точностью до отдельных фраз и даже отдельных слов (особо одаренные чувствуют их в пределах одного произносимого слова). Главная задача слушателя в этой позиции - выключить свой интеллект («компьютер») и работать в режиме регистрации интенсивности речи своего собеседника. Точная и краткая инструкция для действий в этой позиции выражена в известных словах Ф.Перлза, основателя метода гештальт-терапии: «Оставь разум и обратись к своим чувствам».

Слушатель должен избегать отвлечения внимания, мыслей о том, что хочет сказать говорящий своими словами, его задача - вслушиваться в поток собственных ощущений, сигнализирующих об интересе или скуке, и сообщить о них собеседнику. Слушатель в этой позиции работает тем лучше, чем в большей мере он ориентируется на собственные переживания.

КОММЕНТАРИЙ: Бывало, что я был потрясен физически интенсивностью ощущений, переданных мне пациентом. Чтобы вполне оценить описываемую позицию, надо пережить ее на собственном опыте. В моей практике бывало, что я был буквально потрясен интенсивностью переживаний, переданных мне некоторыми пациентами, когда после нескольких неудачных попыток сформулировать то, что они хотели выразить, им наконец удавалось достичь органично интегрированного уровня экспрессии.

  Однажды на сеансе групповой терапии один из участников группы, проводя тренинг в паре со мной, начал с высказывания: «Я хочу, чтобы ты меня любил». В течение 2-3-х минут он пробовал разные варианты этого высказывания, но ни на один из них я не почувствовал органичной реакции. Тогда, оставив попытки сформулировать то, что он хотел сказать, он задумчиво через некоторое время сообщил, что высказывание «Я не хочу, чтобы ты меня унижал ближе его интенциям». Но и это высказывание не «дошло» до меня, хотя я ощутил в нем несколько больше энергии. После довольно долгих раздумий, он внезапно произнес: «Я хочу сравняться с тобой». Моя реакция была так сильна, что я как будто почувствовал удар «под ложечку». Интенсивность переживаний, на которую я так отреагировал, никак не отразилась в его голосе. Это фраза была произнесена спокойней, чем предыдущие, однако участники группы, сидевшие за нами, обернулись и посмотрели на нас, реагируя на исключительную интенсивность переживаний, переданную в ней.

Пытаясь описать ощущения, испытываемые при восприятии такого интенсивного посыла, я воспользовался аналогией с рассеянным лучом света, внезапно собираемыми в узкий, насыщенный пучок, подобный лучу, генерируемому лазерами. С тех пор тренировки в первой позиции слушания мы именовали «лазером». - Полезно также умение распознавать моменты, кода говорящий лишает энергии свою вербальную продукцию.

  На противоположном - от интенсивности - полюсе, я научился различать признаки утомления и блуждания мысли, как реакцию на ослабление интенсивности в тот момент, когда оно начинается, а также связывать спад интенсивности с конкретными словами или фразами, которые говорящий произнес с меньшей эмоционально-энергетической вовлеченностью. Такое умение точно улавливать момент, в который говорящий лишает свою вербальную продукцию энергии весьма полезно в терапии, в частности, позволяя быстро и точно локализовать темы, которые представляются пациенту нежелательным либо связанным с теми или иными проблемами. Прежде, ощущая скуку в разговоре укрыть этот факт или «что-нибудь сделать». Теперь я принимаю это как ценную информацию. - Важно отличать интеллектуальное оформление фразы от ее органичной интегральности.

   При использовании данной позиции важно различить три пары аспектов: одна касается говорящего, две другие - слушателя. Часто бывает, что его высказывание не «дошло» до терапевта, и, узнав об этом, он полагает, что должен выразиться ясней в интеллектуальном смысле, хотя речь идет совсем не об этом. В действительности же стремление к безупречной интеллектуальной ясности высказывания может препятствовать спонтанному достижению органичной интегральности, необходимой для интенсивной коммуникации. Оттого необходимо четко отличать интеллектуальную отчетливость и непротиворечивость формулировок от их эмоционально-энергетической вовлеченности. Слушатель должен отличать свои реакции на содержание высказываний говорящего от своего органического резонанса с реакциями пациента.

    Второе различие важно для слушателей-терапевтов, особенно, на начальных этапах их деятельности. В это время они часто путают поверхностное волнение говорящего с глубоким органическим вовлечением в речь, которое составляет суть рассматриваемой позиции. Уже само понимание существования такого различия позволяет начать воспринимать его.

   Гораздо более трудно для различения является третья оппозиция: реакция слушателя на содержание высказывания говорящего - внутренний резонанс слушателя с состоянием говорящего в момент, когда он доносит до него это содержание. Различение этих двух явлений представляет значительные трудности, трудно преодолеваемые даже при длительной практике.

    Одно из лучших тренировочных упражнений для преодоления этих трудностей сложилось благодаря счастливому стечению обстоятельств. Оказалось, что родным языком одной из студенток был язык, не принадлежащий к индоевропейской языковой группе, в котором к тому же практически отсутствует интернациональная лексика. Поскольку никто не принимал содержаний высказываний, когда она говорила на этом языке, слушатели могли, не «отвлекаясь» на содержание, вслушиваться исключительно в интенсивность телесного вовлечения говорящей. Приобретя некоторый навык, можно научиться отличать свою реакцию на содержание от телесного резонанса и тогда то, что было раньше проблемой, начнет приносить пользу: можно будет узнать, на какие содержания вы реагируете сильнее всего и, возможно, проецируете эту реакцию на пациента.

   Другим полезным результатом тренировки в первой позиции является повышение сензитивности к собственным органическим реакциям и более сознательная их рефлексия. Когда я начинал такие тренировки, мои реакции были локализованные по локализации реакции: одна в желудке, а другая в грудной клетке. В настоящее время я научился различать еще две реакции: в гортани и в глазах. В последнее время я пытаюсь сопоставлять физическую локализацию моих ощущений с характером состояний, переживаемых пациентом. Из того, что раньше представлялось одномерной (больше-меньше) интенсивностью начинает вырисовываться система, состоящая из качественно различных элементов.

 

Обсуждение.

 

     Главной целью использования рассмотренных 12-ти позиций есть учебное исследование того, как влияют на процесс коммуникации различные установки слушателя-терапевта. Эти эффекты весьма многообразны и чем большим количеством позиций владеет терапевт, тем эффективнее он может исполнять роль слушателя.

Обычно мы имеем дело с учебной группой. Это могут быть «здоровые» пациенты, профессионалы-терапевты или просто люди, желающие расширить свои коммуникативные возможности. Участники группы попеременно выступают в роли то терапевта (слушающего), то пациента (говорящего). Последний может использовать реальные факты и обстоятельства своей жизни, или играть чью-то роль. С этого занятия начинаются, но затем практически все участники группы приходят к обсуждению тем, которые их лично интересуют или составляют для них проблему. Многие высказываются в том смысле, что группа приносит им пользу, выходящую далеко за пределы приобретения или повышения квалификации.

Общий аспект тренировок – умышленное сужение возможных реакций в ситуации, когда отрабатывается одна и только одна позиция. Обучаясь всему сразу, мы не обучаемся ничему. Опыт показывает, что последовательная концентрация на отдельных приемах дает лучшие учебные результаты.

Иногда можно услышать упрек, что рассмотренные позиции – это нечто «механическое», неспонтанное. Я считаю, что в каждой ситуации слушания мы имеем дело с той или иной позицией, а все они когда-то были предметом обучения. Дело лишь в том, насколько обучение позициям и их использование было сознательным. «Естественной» позиции слушания не существует: каждая культура или субкультура осваивает определенный набор возможностей и представляет его как естественный. Цель, которую мы ставим в процессе обучения, сводится к плавному и уверенному владению максимально набором приемов, позволяющих реализовать каждую интенцию в любой ситуации.

Я ни в коей мере не утверждаю, что составленный мною список позиций полон. Существуют и другие, значительно отличающиеся от рассмотренных. В качестве примера можно упомянуть хотя бы три: понимание, катарсис, конфронтация. Я сосредоточился на менее известных позициях, которые кажутся мне ценными для обучения и профессионального использования. Первые четыре я выбрал по причине их ценности. Их можно применять, не чувствуя себя связанным какими-либо теоретическими положениями. Это в особенности относится к позициям 0 и 1: они находят применение в контексте каждой «теологии». Позиции 2 и 3 уже заключают в себе некоторые реакции на содержании высказываний и оттого к одним теориям приложимы лучше, чем и другим. Тем не менее первые четыре позиции можно применять почти механически, позволяя теории исчезать из поля зрения.

Позиция «4» занимает промежуточное положение. Ее можно использовать едва ли не механически, но освоить ее легче при некоторой доле теории и демонстрации. Наконец, позиции «5», «6» и «7» требуют принятия определенных принципов и предварительной тренировки и демонстрации.

Мы обсудили потенциальные позитивные эффекты каждой из позиций. Однако каждая из них может дать и негативный результат при неадекватном использовании. Нулевую позицию «терапевты» – участники учебной группы воспринимают как «холодную» и требующую «каменного выражения лица» в большей мере, чем спокойствия: тогда как «пациенты» не выносят такого впечатления. Слушатель может так концентрироваться на «правильном» ее исполнении, что это сказывается на его способности слушать.

Позиции «1» несет в себе риск, что «пациент» расценит коммуникацию, как свою неудачу. Сообщение «терапевта» по обратной связи: «Это до меня не дошло» часто воспринимается как оценка (осуждение), а не как информация.

Подобная опасность сопутствует позиции «2», хотя и в меньшей мере. Слушатель здесь может так увлечься отработкой позиции, что перестанет слушать.

Позиция «3» реализует между двумя крайностями одинаково отрицательного свойства: механической перифразой столь дословной, что становится бесполезной, и - избыточной интерпретацией, в которую терапевт вплетает слишком много своего, утрачивая контакт с реальным миром пациента.

Позиция «4» относительно безопасна. Терапевт выбирает момент интервенции на основе своих побуждений, а пациент продолжает концентрироваться на том, что для него важно. В этой позиции терапевт может стать слишком «активным», что отвлекает пациента.

Позиция «5» может создать впечатление излишней активности и оценочности.

Позиция «6А» терапевт рискует отнять слишком много времени собственными «россказнями».

Позиция «6Б» таит в себе опасность того, что терапевт излишне сконцентрируется на себе. Ему легко будет счесть свои реакции следствием поведения пациента.

В позиции 7 терапевт впадает в грех чрезмерной аналитичности и насаждения собственных ценностей в рамках интервенции.

Реплики, высказываемые терапевтом в позиции 8, могут выродиться в неосторожное рационализирование, поддерживающее и даже фиксирующее актуальное поведение пациента, вместо продуманной модификации его системы соотнесения.

 

Введение

На то, каким образом один человек влияет на другого, слушая его, можно смотреть с разных точек зрения. В этой работе обсуждается один из аспектов такого влияния. Когда я сижу и слушаю кого-нибудь (друга, коллегу, пациента и т.д.), я использую некоторое количество установок, касающихся людей, отношений между ними, процесса коммуникации. Что касается наличия у меня установок, то здесь у меня нет выбора - я их попросту не имею. Существует некоторая свобода в отношении состава и содержания этих установок, а также степени их осознания, но так, чтобы их не было вовсе, не бывает никогда.

Эти установки (принципы) проявляются в стандартных комбинациях, которые я называю позициями. Каждая позиция представляет собой систему взаимосвязанных установок в отношении самого себя, других форм и целей коммуникации. Слушание в одной из позиций дает результаты, которые могут резко отличаться от результатов слушания в какой-либо иной позиции. Изучение этих различий возможно скорее в практике, чем в теории. Основной «экспериментальный» прием - сознательное использование той или иной позиции под строгим самоконтролем и регистрация всех эффектов коммуникации. Целью этой работы является представление этой возможности, как эффективного инструмента обучения как методам терапии и консультирования, так и в технике интервьюирования. Поскольку я ориентировался на практическое обучение, теоретическое обоснование позиций ограничено до минимума.

Эти позиции и способы их использования испытаны не только в процессе профессионального обучения, но и в процессе консультирования, групповой терапии. Слово «говорящий» обозначает лицо, рассказывающее о своей жизни, а «слушатель»- лицо, обучающееся слушанию в той или иной позиции. Под «говорящим» можно понимать пациента, а под «слушателем» - терапевта.

 

Позиция терапевтического слушания

Помочь другому человеку возможно через вхождение с ним в интеракцию способом, по крайней мере, частично, вербальным. В этом сходятся все терапевты и консультанты. Однако на этом сходство их взглядов кончается. Не согласия в вопросах о том, что такое «помощь», каким образом она воздействует на пациента и что надо предпринять, чтобы она имела место. Все эти вопросы трактуются в разных теориях и школах по-разному.

Слушатель бессознательно влияет на говорящего. Слово «слушатель» предполагает принятие пассивной роли, а «процесс слушания» намекает на некую активность. Слушатель влияет на говорящего посредством вербальных реплик, интонаций и тембра голоса, мимики, позы и множества других средств, использование которых, как правило, остается за пределами сознания. Это явления выражают отношение к процессу слушания, которое имеет слушатель, а также установки в отношении интеракций. Степень осознания позиции может быть весьма различной. Иными словами, слушатель может знать о своих намерениях и установках, а может не знать, но независимо от этого действует в согласии с ними. Позиция слушателя терапевта - суть терапевтической теории.

Каждая из теорий психотерапии устанавливает или подразумевает определенную позицию слушания. Каждая из теорий имеет так же разработанную систему принципов и установок в отношении личности и ее опыта, их истории и причины. Это системы часто весьма сложные и замысловатые, иногда называют «теологией» теории. С точки зрения психотерапевтической практики позиций слушателя-терапевта является наиболее существенным моментом. От «теологии» можно во многом отвлечься, а для целей обучения позиция слушания может быть использована, как собственно теория вне отношений к ее «теологии». Посредством старательного и вдумчивого отношения к позиции можно также проникнуть и в то, что составляет истинную суть теологии. Если она является чем-то большим, чем теоретической декорацией, она непременно проявится и в соответствующей ей позиции слушания.

Поскольку позиция слушания и теология теории до некоторой степени неразделимы, возможно случаи ложного следования теории, когда терапевт принимает содержание той или иной теории, а в практической работе занимает позицию слушателя, не согласующуюся с теологией, принятой им теории. Так, терапевт может быть на словах и в своем убеждении ярым последователем Роджерса и использовать в своей работе много слов, ассоциирующихся с его теорией, но занимать позицию авторитарного слушателя. В результате - пациенты сбиты с толку и неизбежны реакции психологической защиты.

Оказывается также, что теории с совершенно различными теологиями генерируют позиции слушания, различия которых неуловимы. Это наблюдение позволяет предположить, что и теологические различия не так велики, как кажутся теоретикам.

«Знание, проходя через простое обучение, на практике трансформируется в естественное организмическое поведение»

 

Полагаю, что для целей обучения вполне возможно предлагать позиции слушания, как таковые, без теологии. Посредством сознательного целенаправленного их применения можно довольно быстро освоить их на уровне перцепции и действий, выяснить, какие эффекты вызывает та или иная позиция у пациентов. Практическое обучение порождает знание не столько интеллектуальное, сколько «организменное». Уровень приобретенного знания подобен тому, который мы получаем при обучении езде на велосипеде или игре на пианино. Обучаясь ездить на велосипеде, мы изучаем нервно-мышечные последствия каждого своего движения. Если я определенным образом поверну руль при данной скорости и на данной поверхности, велосипед сделает вполне определенный поворот в движении. С течением времени можно научиться вязать при езде «без рук», что в начале обучения представлялось совершенно невозможным. Обучаясь позиции слушания, аналогичным образом можно узнать, какие последствия имеют определенные слова и предложения, высказанные в той или иной ситуации. При достаточно долгом и упорном обучении у такого «опытного» слушателя происходит усвоение знаний на организмическом уровне и он ощущает в своем поведении (как слушатель) все больше свободы, эластичности и размаха.

Рекомендуем студентам какое-то время посвящать целиком тренировкам в одной позиции, не прибегая к другим стилям интервенции, даже если они более уместны в данной ситуации. Оставаясь в пределах одного стиля реагирования, можно гораздо быстрее и эффективнее освоить его возможности, чем обучаясь ему «в смеси» с другими стилями.

Правильное использование приобретенных знаний заключается в пользовании не полученными знаниями, а самим собой, имеющим эти знания.

 

Кое-кому может показаться, что мы говорим о «техниках», используемых на основе сознательного выбора в тех или иных ситуациях. Однако реально не бывает так, что терапевт имеет «под рукой» все позиции и выбирает из них нужную в конкретной ситуации. Скорее слушатель сам становится этими позициями или они становятся его частью, которая в соответствующей ситуации проявляется в виде интенций. В японском искусстве самообороны айки-до именно так представляют отдельные приемы и всю их совокупность (ката). Там не обучают отдельным приемам в связи с их использованием в той или иной ситуации нападения на обороняющегося («слушателя»). Абсурдно говорить о сознательном выборе техники самообороны, когда вы подверглись внезапному нападению. Не менее абсурдно рассчитывать на возможность выбора психотерапевтического приема в момент выслушивания пациента.

Вместо этого учителя айки-до побуждают учеников столь долго и углубленно отрабатывать и изучать приемы, что их исполнение становится свободным, плавным и спонтанным, а в ситуации нападения делается по-простому то, что делается. Подобно этому обучающийся игре на фортепиано, долго время играет «гаммы». Чем больше он тренируется в этом, тем лучше играет музыкальные произведения. Опытный пианист не подумает во время концерта: «Так. Теперь я играю гамму «А», так же и терапевт, освоивший все позиции слушания, просто сделает в процессе психотерапии то, что сделает, не думая о том, какую позицию он использует. Таким образом, искусное использование приобретенных знаний и навыков сводится не к оперированию этими знаниями, а к оперированию самим собой, владеющим этими знаниями.

Обычно обучение позициям слушания происходит в парах, причем участники по очереди играют роли слушателя-терапевта и пациента. Во время таких тренировок мы рекомендуем не «смешивать» изучаемые позиции, а применять каждую в течение достаточно длительного времени (минуты, десятки минут). Как уже отмечалось, такая концентрация на приеме ускоряет общий процесс обучения.

Мне приходилось также проводить тренировки в «живой» ситуации. С согласия пациента, введенного в курс дела, он проводил 10-15 минут, слушая исключительно в одной позиции. Иногда этот «тренировочный» период психотерапевтического сеанса становился и для меня, и для пациента его наиболее плодотворной частью. Введение в атмосферу психотерапевтического сеанса духа исследования и взаимного обучения помогает преодолеть дистанцирующую мистику «эксперта», которая так часто вредит отношениям пациента и терапевта, помогает пациенту осознать свои силы и возможности и пределы возможностей его терапевта.

На сеансах групповой психотерапии я иногда отвожу некоторое время на тренировку выслушивания в разных позициях. Это может быть и самостоятельным психотерапевтическим приемом и подсобным – для повышения качества коммуникации в группе.

Ниже представлены девять позиций выслушивания, применение которых отработано на практике. Для каждой сформулированы фундаментальные принципы, касающиеся поведения и сознания участников коммуникации. Предложены возможные формы и приемы реализации этих позиций. Приводятся также дополнительные замечания и исторические данные, которые могут оказаться полезными.

 

Позиция «0» Нулевая позиция

Принципы:- Чем меньше сигналов производит слушатель, тем в большей мере реагирует на них говорящий (пациент).

Эта позиция основана на двух принципах. Согласно первому, говорящий может сам, без входных сигналов извне, вести монолог в наиболее подходящем для него темпе, и, преодолевая всевозможные трудности, но будет делать это лучше и с большей энергией в присутствии слушателя. Термин «входные сигналы извне» включает в себя не только слова, но и невербальные средства коммуникации: жесты, выражение лица, мимика, междометия, покашливание и т.д. Такие сигналы (в общем-то, в основном вербальные) отвлекают говорящего от формулировок, которые кажутся ему точными и адекватными, одновременно склоняя его к таким формулировкам, которые по сути являются «смесью» его истинных интенций того, что уже усвоил из предыдущего слушатель. Поскольку очевидно, что чем меньше внешних сигналов принимает говорящий, тем в большей мере он реагирует на каждый из них, представляется важным вообще элиминировать какие бы ни было входные сигналы извне.Уже Фрейд, разрабатывая основы психоанализа, нашел решение этой проблемы в выходе терапевта из непосредственного поля зрения пациента. Это находится в согласии с первым принципом, но присутствие слушателя становится для говорящего скорее теоретическим фактом, а не чувственным опытом. Тем самым утрачивается благотворное влияние присутствия слушателя. Поэтому в рассматриваемой позиции терапевт продолжает находиться перед говорящим, но его задача - сохранить в течение всего контакта неизменно спокойное, бесстрастное выражение лица и нейтральную экспрессию позы.

   Говорящий затрачивает в такой ситуации много сил на слежение за выражением лица терапевта, ожидая, а иногда и домысливая в воображении его реакцию. В конце концов эта практика оправдывает себя: говорящий имеет возможность определить, в каких сферах он чувствует себя наименее уверенным и ожидает психологической поддержки партнера или оценки. Видимое присутствие слушателя, даже если он никак не реагирует, является для говорящего сильным мотивирующим фактором. Это и является основным компонентом нулевой позиции.

 

СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ. Слушатель сидит напротив говорящего в экспрессивно нейтральной, свободной позе, в готовности к ай-контакту. Не следует: опускать голову, сплетать пальцы рук, закладывать ногу за ногу и т.п. Задача слушателя - в максимальной мере сосредоточиться на слушании, ничем не выдавая своей реакции и отношения к услышанному. На первых порах рекомендуется выдерживать эту позу в течение десяти минут. При дальнейших тренировках становится возможным удлинение сеанса.

КОММЕНТАРИЙ. Слушатель, избавленный от необходимости проявлять отношение к монологу говорящего, получает возможность лучше слушать.

  Обсуждаемая позиция, хотя и самая простая, может оказаться наиболее важной из всех рассматриваемых ниже, в плане психотерапии, так и обучения психотерапевтической коммуникации. Слушатели, прошедшие тренировку в этой позиции, отмечают, что, особенно, поначалу им чрезвычайно мешают сложившиеся стереотипы, требующие «поддерживать» собеседника, дать совет, «быть любезным» и т.п. Для некоторых «внутренний шум», связанный с желанием реагировать на слова говорящего, так силен, что они просто не в состоянии внимательно слушать собеседника. «Шум» этот, однако, постепенно стихает и многие начинают замечать, что им удается слушать и понимать говорящего гораздо лучше в этих условиях, когда они избавлены от необходимости внешне оформлять свои реакции и комментировать услышанное.

  Девиз такого образа действий - «Не научишься ничего делать хорошо до тех пор, пока не научишься хорошо ничего не делать». Если ты «должен» что-то сказать, у тебя нет возможности свободно и точно определить, что именно ты хочешь сказать. Если же ты не чувствуешь обязанности что-либо говорить, то у тебя есть время и свобода, необходимые для точной формулировки того, что ты хочешь сказать.

Обычным в самоотчетах студентов, проходивших тренировки в нулевой позиции, является наблюдение, что пациент сам приходит к формулировке или точке зрения через 1-2 минуты после того, как слушатель воздержался от высказываний подобных мыслей. Многие студенты начинали относиться к пациентам с большим уважением и откровенностью после приобретения такого опыта.

Сколь же часто отмечается, что интервенция слушателя нечувствительным образом уводит говорящего от его собственной версии проблемы в сторону концепции, в основном отражающей мнение слушателя-терапевта.

 

 Позиция «1»: позиция вовлечения или восприятия интенсивности.

Принципы:Слушатель может заметить в собственном теле определенные признаки телесного вовлечения в ткань беседы, которые являются верным отражением степени телесного вовлечения говорящего в свои высказывания.

  Человек говорит о себе гораздо продуктивнее, когда он глубоко проникся своим высказыванием и в генерировании этого высказывания участвует как бы тело во всем богатстве его проявлений, выходящих за пределы того, что традиционно считается коммуникативными средствами. Противоположностью этому будет чисто вербальная продукция, протекающая без участия тела или при его незначительном участии. В чем большей мере говорящий будет вовлечен «душой и телом» в содержание своей речи, тем более освобождена его энергия, его опыт и тем быстрее он будет продвигаться сквозь материю своих высказываний в сторону конструктивного решения.

  После весьма непродолжительной тренировки слушатель-терапевт может обнаружить у себя собственные телесные реакции, которые соответствуют степени вовлечения говорящего в свои высказывания. Когда слушатель сообщает об этом пациенту, его склонность оставаться при вовлеченном (ангажированном) стиле высказываний возрастает.

СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ: Слушатель принимает свободную открытую позу, подобную позе, используемой в нулевой позиции, и следит в течение речи говорящего прежде всего за собственными внутренними переживаниями. Обращая особое внимание на ощущения нарастания и ослабления телесного резонанса с говорящим. Ощущение нарастания телесного резонанса - в моем случае и у большинства участников тренинга - принимает форму определенных телесных ощущений. Обычно это ощущения сопровождают важные блоки вербальной продукции говорящего, но часто и предшествуют им.

  У разных слушателей телесные ощущения резонанса локализуются в разных частях тела, но, как правило, у каждого лица локализация этих ощущений остается постоянной. Когда я ощущаю телесный резонанс, я сообщаю об этом пациенту, говоря что-нибудь вроде: «До меня дошли ваши слова» или «В том, что вы сейчас сказали, я почувствовал напряжение».

Девизом для действий в этой позиции можно считать слова: «Оставь разум и обратись к своим чувствам». Ослабление телесного резонанса открывается не столько в виде телесных реакций, сколько в сфере диффузного ощущения, что что-то закончилось, прервалось, которое не локализуется к какой-либо части тела, либо в виде внезапной деконцентрации внимания или «волны скуки». Когда я испытываю что-либо в этом роде, я сообщаю об этом говорящему: «В том, что вы сказали, я почувствовал меньшую интенсивность переживаний» или «Это не дошло до меня».

  По мере приобретения опыта слушатель может выработать у себя способность различать перепады интенсивности с точностью до отдельных фраз и даже отдельных слов (особо одаренные чувствуют их в пределах одного произносимого слова). Главная задача слушателя в этой позиции - выключить свой интеллект («компьютер») и работать в режиме регистрации интенсивности речи своего собеседника. Точная и краткая инструкция для действий в этой позиции выражена в известных словах Ф.Перлза, основателя метода гештальт-терапии: «Оставь разум и обратись к своим чувствам».

Слушатель должен избегать отвлечения внимания, мыслей о том, что хочет сказать говорящий своими словами, его задача - вслушиваться в поток собственных ощущений, сигнализирующих об интересе или скуке, и сообщить о них собеседнику. Слушатель в этой позиции работает тем лучше, чем в большей мере он ориентируется на собственные переживания.

КОММЕНТАРИЙ: Бывало, что я был потрясен физически интенсивностью ощущений, переданных мне пациентом. Чтобы вполне оценить описываемую позицию, надо пережить ее на собственном опыте. В моей практике бывало, что я был буквально потрясен интенсивностью переживаний, переданных мне некоторыми пациентами, когда после нескольких неудачных попыток сформулировать то, что они хотели выразить, им наконец удавалось достичь органично интегрированного уровня экспрессии.

  Однажды на сеансе групповой терапии один из участников группы, проводя тренинг в паре со мной, начал с высказывания: «Я хочу, чтобы ты меня любил». В течение 2-3-х минут он пробовал разные варианты этого высказывания, но ни на один из них я не почувствовал органичной реакции. Тогда, оставив попытки сформулировать то, что он хотел сказать, он задумчиво через некоторое время сообщил, что высказывание «Я не хочу, чтобы ты меня унижал ближе его интенциям». Но и это высказывание не «дошло» до меня, хотя я ощутил в нем несколько больше энергии. После довольно долгих раздумий, он внезапно произнес: «Я хочу сравняться с тобой». Моя реакция была так сильна, что я как будто почувствовал удар «под ложечку». Интенсивность переживаний, на которую я так отреагировал, никак не отразилась в его голосе. Это фраза была произнесена спокойней, чем предыдущие, однако участники группы, сидевшие за нами, обернулись и посмотрели на нас, реагируя на исключительную интенсивность переживаний, переданную в ней.

Пытаясь описать ощущения, испытываемые при восприятии такого интенсивного посыла, я воспользовался аналогией с рассеянным лучом света, внезапно собираемыми в узкий, насыщенный пучок, подобный лучу, генерируемому лазерами. С тех пор тренировки в первой позиции слушания мы именовали «лазером». - Полезно также умение распознавать моменты, кода говорящий лишает энергии свою вербальную продукцию.

  На противоположном - от интенсивности - полюсе, я научился различать признаки утомления и блуждания мысли, как реакцию на ослабление интенсивности в тот момент, когда оно начинается, а также связывать спад интенсивности с конкретными словами или фразами, которые говорящий произнес с меньшей эмоционально-энергетической вовлеченностью. Такое умение точно улавливать момент, в который говорящий лишает свою вербальную продукцию энергии весьма полезно в терапии, в частности, позволяя быстро и точно локализовать темы, которые представляются пациенту нежелательным либо связанным с теми или иными проблемами. Прежде, ощущая скуку в разговоре укрыть этот факт или «что-нибудь сделать». Теперь я принимаю это как ценную информацию. - Важно отличать интеллектуальное оформление фразы от ее органичной интегральности.

   При использовании данной позиции важно различить три пары аспектов: одна касается говорящего, две другие - слушателя. Часто бывает, что его высказывание не «дошло» до терапевта, и, узнав об этом, он полагает, что должен выразиться ясней в интеллектуальном смысле, хотя речь идет совсем не об этом. В действительности же стремление к безупречной интеллектуальной ясности высказывания может препятствовать спонтанному достижению органичной интегральности, необходимой для интенсивной коммуникации. Оттого необходимо четко отличать интеллектуальную отчетливость и непротиворечивость формулировок от их эмоционально-энергетической вовлеченности. Слушатель должен отличать свои реакции на содержание высказываний говорящего от своего органического резонанса с реакциями пациента.

    Второе различие важно для слушателей-терапевтов, особенно, на начальных этапах их деятельности. В это время они часто путают поверхностное волнение говорящего с глубоким органическим вовлечением в речь, которое составляет суть рассматриваемой позиции. Уже само понимание существования такого различия позволяет начать воспринимать его.

   Гораздо более трудно для различения является третья оппозиция: реакция слушателя на содержание высказывания говорящего - внутренний резонанс слушателя с состоянием говорящего в момент, когда он доносит до него это содержание. Различение этих двух явлений представляет значительные трудности, трудно преодолеваемые даже при длительной практике.

    Одно из лучших тренировочных упражнений для преодоления этих трудностей сложилось благодаря счастливому стечению обстоятельств. Оказалось, что родным языком одной из студенток был язык, не принадлежащий к индоевропейской языковой группе, в котором к тому же практически отсутствует интернациональная лексика. Поскольку никто не принимал содержаний высказываний, когда она говорила на этом языке, слушатели могли, не «отвлекаясь» на содержание, вслушиваться исключительно в интенсивность телесного вовлечения говорящей. Приобретя некоторый навык, можно научиться отличать свою реакцию на содержание от телесного резонанса и тогда то, что было раньше проблемой, начнет приносить пользу: можно будет узнать, на какие содержания вы реагируете сильнее всего и, возможно, проецируете эту реакцию на пациента.

   Другим полезным результатом тренировки в первой позиции является повышение сензитивности к собственным органическим реакциям и более сознательная их рефлексия. Когда я начинал такие тренировки, мои реакции были локализованные по локализации реакции: одна в желудке, а другая в грудной клетке. В настоящее время я научился различать еще две реакции: в гортани и в глазах. В последнее время я пытаюсь сопоставлять физическую локализацию моих ощущений с характером состояний, переживаемых пациентом. Из того, что раньше представлялось одномерной (больше-меньше) интенсивностью начинает вырисовываться система, состоящая из качественно различных элементов.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 220.