Естественные монополии: роль в современной экономике, способы регулирования (на материале России и других стран)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Естественные монополии: роль в современной экономике, способы регулирования (на материале России и других стран)

 

 

        

 

 

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………………....3

2. Модель естественной монополии и причины ее возникновения……….…4

3. Определение естественной монополии: субаддитивность затрат………...8

4. Общие проблемы регулирования естественных монополий…………...…11

5. Субъекты регулируемых монополий……………………………………….17

6. Причины и границы регулирования естественных монополий…..............18

7. Естественные монополии в России…………………………………………22

8. Законодательное регулирование естественной монополии в России…………………………………………………………………………....28

9. Мировые тенденции в области регулирования естественных монополий…………………………………………………………………….....33

10. Предложения ФАС России по совершенствованию Закона о естественных монополиях……………………………………………………………………...39

11. Заключение………………………………………………………………….42

12. Список литературы…………………………………………………………43

 

 

Введение

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

Цель курсовой работы: исследовать сущность естественных монополий в экономике и развитие системы государственного регулирования монополий в Российской Федерации и за рубежом.

Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд задач:

· Определить сущность естественных монополий;

· Выявить какие естественные монополии действуют в России;

· Определить задачи государственного регулирования естественных монополий;

· Изучить развитие системы регулирования монополий в России и за рубежом;

· Определить методы регулирования монополий;

Заключение.

Концепции российских инфраструктурных реформ первоначально разрабатывались на основе зарубежного опыта, поэтому их адаптация к реальным отечественным условиям была практически неизбежной. И хотя западные модели существенно различаются между собой, главный принцип реформирования – та или иная организационная форма выделения инфраструктурной составляющей монополий – сохраняется во всех вариантах. Особый интерес для России могли бы представлять те из них, которые не предусматривают резкого изменения структуры собственности и базируется на использовании адекватных целям реформ принципов управления, прежде всего концессионных механизмов.

В электроэнергетике России был выбран технически более сложный путь – дробление монополии на базе разделения собственности. Подобный подход логически должен увязываться с быстрой либерализацией рынка электроэнергии, резким сокращениям государственного присутствия в отрасли (как собственника и регулятора), более широким привлечением частного сектора не только в генерирующий сегмент, но и к управлению в сфере инфраструктурной составляющей. Крупный сбой в электроэнергетических системах в мае 2005 г. явился следствием не только техногенных причин, но и очевидных просчетов в управлении. В дальнейшем вполне вероятен рост цен на либерализованном рынке. Применительно к другим госмонополиям сомнительна возможность предотвращения дискримирации в доступе к инфраструктурным сетям. Отношения здоровой конкуренции российской экономике все еще развиты недостаточно, и вряд ли в ближайшем будущем они станут действенным фактором повышения эффективности производства.

 Не получила в России достаточного развития государственно-частное партнерство: нет ни контрактного права, ни специальной законодательной базы. Не очень понятно пока, как будет действовать новый закон о концессионных соглашениях. Предстоит проделать еще большую работу: помимо принятия законодательных актов необходимо создать полноценную институционную среду, сформировать соответствующий блок в системе органов исполнительной власти, ведающий надзором и контролем в сфере концессионных отношений.

В России такая работа во многом подменяется усилением прямой регулирующей роли государства и сохранением в госсобственности значительной части активов естественных монополий. При этом концепции их реформирования разрабатываются менеджментом самих государственных корпораций и нередко преимущественно отвечают именно его интересам в ущерб интересам основного собственника – государства(что особенно заметно в реформировании РАО ЕЭС и “Газпрома”) В результате в рамках монополий возникает внутренний конфликт: их менеджмент заинтересован в либерализации тарифов, а государство вынужденно проводить жесткую тарифную политику в целях как сдерживания инфляции, так и поддержания платежеспособности населения.

В ходе реформирования российские монополии сохраняют форму крупных вертикально интегрированных компаний. Все еще отсутствует ясность в вопросах выделения из них устойчивого и жизнеспособного естественно монопольного ядра и разработки соответствующих методов регулирования его деятельности, обоснования степени вмешательства государства и возможностей свободной конкуренции. Пока большинство задач, к сожалению, решается “точечно”, по мере возникновения конкретных проблем, конфликтов интересов и социального напряжения.

Таким образом, экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций, т.к. именно они выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие транснациональных корпораций требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях.

 

Список использованной литературы :

 

1. Аляров С. А. «Что естественно, то и развиваем»// Российское предпринимательство 8/2006

2. Баранов Э. Ф, Соловьев Ю. П., Посвянская Л. П. «Влияние тарифов и стоимости услуг естественных монополий на инфляцию» // Банковское дело 2/2003

3. Бутыркин А. «Проблемы реформирования естественных монополий»// Мировая экономика и международные отношения №12 2003

4. Вильсон Дж., Цапелик В.Е. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования.// Вопросы экономики, 1995, № 11.

5. Дерипаска О. « От бедности к богатству» // Эксперт 17/2003

6. Земляков Д.Н. Конспект лекций по курсу "Микроэкономика". Учебное пособие - Москва, 1996.

7.  Ивчинков Н. Н. «Тарифы естественных монополий как фактор роста цен» // Финансовый менеджмент 2/2002

8. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2003, - 861с.

9. Нельговский И. Е. « Экономические основы понятия естественных монополий»// «Черные дыры» в российском законодательстве 4/2004

10. Покрытан П. «О регулировании монопольных тарифов»// Экономист 2/2006

11. Сапир Жак «Естественные монополии: проблемы определения и контроля» // Проблемы прогнозирования 6/2004

12. Студенцов В. Государство и естественные монополии.// Мировая экономика и международные отношения, 1995, № 9.

13. Цапелик В.Е. Регулирование естественных монополий.// Общество и экономика, 1996, № 8.

14. ФЗ «О естественных монополиях» от 19 июля 1995 г.


[1] Очевидно, естественность в данном случае условна, так как её критерием является решение законодателя. В начале 2000 года «естественными» монополиями считались «транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи». К концу 2008 года этот список был дополнен «услугами по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике» и «услугами по использованию инфраструктуры водных путей».

[2] Этот же подход доминировал и в предшествующий период: принятый в 1995 году ФЗ «О естественных монополиях» был впервые изменен в 2001 году.

[3] Под ГЧП здесь понимается сотрудничество государственного и частного секторов с целью реализации проектов в области инфраструктуры и оказания социальных услуг.

[4] Взаимозаменяемость этих инструментов давно освещена в исследовательской литературе. Так в

Posner R.A. Taxation by Regulation // Bell Journal of Economics, 1971, vol. 2(1), pp 22-50 показывается, что перекрестное субсидирование является эквивалентом, с одной стороны, акциза (бремя перекрестного субсидирования падает на потребителей определенного товара или услуги), и с другой стороны, целевого налога (доходы от него идут на заранее определенные цели). Естественно-монопольное регулирование в конечном счете можно представить как требование к субъектам естественных монополий профинансировать достижение поставленных правительством целей.

[5] Это государство, предоставившее концессию — форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.

[6] См. концепцию соответствующего законопроекта http://www.fstrf.ru/about/projects/discussion/concept

 

[7] Подробнее см. Кизилов В., Новиков В. Опционы как инструмент дерегулирования в топливно-энергетическом комплексе // Вопросы экономики, 2005, N12

[8] Shepherd W. C. The economics of industrial organization. 3rd edn. Prentice Hall., 1988. P. 498.

 


Естественные монополии: роль в современной экономике, способы регулирования (на материале России и других стран)

 

 

        

 

 

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………………....3

2. Модель естественной монополии и причины ее возникновения……….…4

3. Определение естественной монополии: субаддитивность затрат………...8

4. Общие проблемы регулирования естественных монополий…………...…11

5. Субъекты регулируемых монополий……………………………………….17

6. Причины и границы регулирования естественных монополий…..............18

7. Естественные монополии в России…………………………………………22

8. Законодательное регулирование естественной монополии в России…………………………………………………………………………....28

9. Мировые тенденции в области регулирования естественных монополий…………………………………………………………………….....33

10. Предложения ФАС России по совершенствованию Закона о естественных монополиях……………………………………………………………………...39

11. Заключение………………………………………………………………….42

12. Список литературы…………………………………………………………43

 

 

Введение

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

Цель курсовой работы: исследовать сущность естественных монополий в экономике и развитие системы государственного регулирования монополий в Российской Федерации и за рубежом.

Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд задач:

· Определить сущность естественных монополий;

· Выявить какие естественные монополии действуют в России;

· Определить задачи государственного регулирования естественных монополий;

· Изучить развитие системы регулирования монополий в России и за рубежом;

· Определить методы регулирования монополий;

Дата: 2019-12-22, просмотров: 242.