Шрифты, используемые при печати буклетов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Шрифт – графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.

Основные характеристики шрифтов:

- гарнитура: объединение разных по кеглю и начертанию, но одинаковых по характеру рисунка шрифтов;

- начертание: прямой, курсивный

- насыщенность: светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета);

- ширина: нормальный, узкий, широкий;

- размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма);

- чёткость;

- форма засечек.

Гарнитура шрифта - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Она образует совокупность начертаний, обладающих зрительно воспринимаемой графической целостностью за счет сходства формы знаков и их отдельных элементов. Различают основные группы шрифтов: наборные и акцидентные (декоративные) шрифты. Эти две группы разветвляются на множество подгрупп. Каждая гарнитура имеет своё наименование. Разработка гарнитур — сложная и трудоёмкая работа. Шрифты создаются художниками в соответствии:

- с образным замыслом;

- с требованиями единства стиля и графической композиции;

- с конкретными смысловыми и художественно-декоративными задачами.

 В одной и той же гарнитуре шрифты могут отличаться размером (кеглем) и начертанием. Начертание - один из вариантов графического решения конкретного шрифта, отличающийся от других:

- насыщенностью: сверхжирный (Black), жирный (Extra bold), полужирный (Bold), светлый (Light);

-наклоном: курсив (Italic); пропорциями: сжатый (Condensed), широкий (Wide), сверхширокий (Extra wide);

-художественными эффектами: полый (Hollow), с тенью (Shadow), с вывороткой (Cameo) и др.

Исходный вариант обычно называют прямым или нормальным начертанием.

 Кегль (от нем. kegel) — переводится как размер высоты буквы, включая нижнее и верхнее заплечики у этой буквы или знака. В ручном наборе высокого способа печати кегль измеряли через высоту литерной площадки, на которой расположена буква или знак. В линотипном наборе, кегль измеряли через расстояние между задней и передней стенками строки. Кегль измеряется в типографских пунктах. Высота литерной площадки включает в себя нижнее заплечико, высоту самой буквы (знака) и высоту верхнего заплечика. На оттиске кегль измеряют визуально «на глаз» условно через высоту буквы (знака) с учетом невидимых верхних и нижних заплечиков. Кегль обычно определяется по высоте прописной буквы Н, а соотношение высот прописных и строчных букв в разных шрифтах, как правило, не совпадает, поэтому при равном кегле одни шрифты выглядят крупнее других.

При попытке обеспечить максимальное распознавание и понимание информации, напечатанной каким-либо шрифтом, первостепенное значение приобретает типографическая четкость. Четкость шрифта – это отношение цвета шрифта к цвету фона - носителя знаков; фактура, качество выполнения. Этот фактор сильно влияет на удобочитаемость .

Шрифты можно разделить на две основные категории: с засечками (серифами) и без засечек (рубленые). Засечки представляют собой небольшие элементы на концах штрихов букв. В полиграфии шрифты без засечек также называют гротесками .

Существует большое разнообразие шрифтов как с засечками, так и без них. Обе группы содержат как гарнитуры, разработанные для набора больших объёмов текста, так и предназначенные в основном для декоративных целей. Наличие или отсутствие засечек является лишь одним из многих факторов, которые учитываются при выборе шрифта.

Часто полагают, что в длинных текстах легче читать шрифты с засечками, чем без них. Исследования этого вопроса дают неоднозначные результаты, давая основание полагать, что основная причина этого эффекта в большей привычности к шрифтам с засечками. Как правило, в печатных работах, таких как газеты и книги, применяются шрифты с засечками, по крайней мере в основном тексте. Веб-сайты могут не определять шрифт и использовать пользовательские настройки браузера. Но те из них, которые задают шрифт, обычно применяют шрифты без засечек, потому что считается, что, в отличие от печатных материалов, на компьютерных экранах с низким разрешением их читать легче.

 В зависимости от назначения шрифты принято делить на :

- текстовые (ими набрано большинство символов в книгах и журналах, такие шрифты выглядят наиболее "нейтрально" и обеспечивают максимальную удобочитаемость);

- выделительные (позволяющие сделать фрагмент заметным среди больших массивов текста);

- титульные (заголовочные):

- акцидентные (декоративные, применяемые в буквицах, надписях на плакатах, этикетках и других украшениях).

Использование шрифтов одного вида там, где необходим другой (особенно, когда заменяют текстовый шрифт на заголовочный или декоративный), обычно бросается в глаза и воспринимается плохо.

Существует несколько классификаций, подразделяющих шрифты в зависимости от общих особенностей рисунка. В советское время вся отечественная полиграфия использовала довольно сложную классификацию ГОСТ; сейчас для пользователей компьютеров актуальнее более простая схема, предложенная фирмой Microsoft. Эта схема включает следующие группы:

- Roman — разноширинные шрифты с засечками (засечки, или серифы, — небольшие декоративные штрихи, завершающие основные вертикальные и горизонтальные штрихи), например Times, Garamond или Baskerville;

- Swiss — разноширинные рубленые (т. е. не имеющие засечек) шрифты типа Helvetica, Futura или Arial;

- Modern — брусковые (неконтрастные) и моноширинные шрифты с засечками, имитирующие машинопись, скажем Courier;

- Script — шрифты, имитирующие рукописный стиль, например Brush Script;

- Decorative — различные виды акцидентных шрифтов, например Sherwood.

В зависимости от начертания различают пропорциональный и моноширинный шрифты.

Пропорциональный шрифт отображает символы разной ширины, тогда как непропорциональный, или моноширинный, шрифт использует знаки постоянной фиксированной ширины. Большинство людей находит пропорциональные шрифты более привлекательными и удобочитаемыми, и поэтому эти шрифты чаще всего применяются в профессионально изданных печатных материалах. По той же причине, программы с графическим интерфейсом (такие как текстовые процессоры и браузеры) обычно используют пропорциональные шрифты. Однако, многие пропорциональные шрифты содержат знаки фиксированной ширины, так что, например, колонки чисел остаются выровненными.

Моноширинные шрифты лучше подходят для некоторых целей, поскольку их знаки выстраиваются в чёткие, ровные колонки. Большинство ручных пишущих машинок и алфавитно-цифровых компьютерных дисплеев использует моноширинные шрифты.

При подстановке двух литер вместе или двух линотипных строк, между ними образовывался «интерлиньяж» — пробельное расстояние между строками. При наборе в металле он складывается из высоты литеры (кегля) и пробельного материала (шпона) и изменяется путем вставки пробельных материалов различных толщин.

Основными требованиями к шрифтам, используемым при печати буклетов, являются следующие:

а) удобочитаемость шрифта.

Удобочитаемость является одним из важнейших достоинств хорошего шрифта. Это не только общая оценка пригодности его формы, но и показатель красоты. На удобочитаемость влияют следующие факторы :

- форма шрифтовых знаков (рисунок или тип шрифта, размер, пропорциональность отношения ширины знака к его высоте, ритм формы, насыщенность, цвет);

- шрифтовая композиция (длина строки (надписи) или ширина шрифтового поля (колонки), пробел вокруг строки или шрифтового поля, интервал между строками, шрифтовыми полями, форма строк, шрифтового поля, ритм строки и композиции текста, цветовое решение);

- узнаваемость знаков, их дифференцированность, оправданная простота форм, представление содержания.

Необходимость соблюдения требования удобочитаемости вызвана психофизиологическими особенностями человека, проявляемыми в процессе чтения и осмысления текста. Удобочитаемость способствует психосубъективному отношению к тексту, готовности к чтению, предопределяя привычки и ожидания зрителя. К сказанному следует добавить, что удобочитаемость зависит от сложности содержания, текстовой нагруженности, окружения, попадающего в поле зрения одновременно со шрифтом, а также степени освещенности;

б) содержание и форма, образность шрифта.

На форму шрифта, его образность непосредственно влияет содержание текста. Единство формы буквы и содержания письменного сообщения - второе основное после удобочитаемости требование. Форма шрифта не пассивно следует за содержанием, она, так же как и само искусство шрифта, обладает относительной самостоятельностью и оказывает воздействие на содержание. Она может способствовать развитию предмета или, наоборот, тормозить его;

в) ритмический строй шрифта.

Закон развития формы в шрифте предопределяется повторением таких пар противоположностей, как округлый - угловатый, широкий - узкий, большой - маленький, контрастный - нюансный. Борьба противоположностей вызывает ощущение условного движения, внутренней динамики изображения. Это и есть ритм - новое качество противоположностей.

Ритм создается продуманным чередованием пятен букв и межбуквенных пробелов, взаиморасположением слов и строк, геометрической и оптической пропорциональностью букв, строк, композиции в целом - всем линейно-пространственным строем. Ритм усложняется при объемно-пространственном решении текста.

Шрифт, подчиняясь всем этим зрительным закономерностям ритма, воздействует на человека, вызывая то или иное настроение. активизирует или тормозит восприятие, на удобочитаемость и образность формы.

По эмоциональному восприятию ритмический строй текста может быть простым и сложным, статичным и динамичным, уравновешенным и беспокойным. Нарушение ритмических связей влечет за собой впечатление дробности, случайности, потерю целостности композиции и, напротив, гармоничное построение помогает чтению, доставляет зрительное удовлетворение;

г) цвет - средство художественной выразительности шрифта.

На художественную форму шрифтового изображения существенно влияет цвет, привнося свои качественные особенности в ритмический и композиционный строй. Организация гармонии цветового решения - одно из основных требований.

Как известно, цвет воздействует на зрителя своими физическими и психосубъективными качествами. По физическим качествам цвет считается удачным, если имеет достаточный коэффициент отражения, то есть отвечает нормальным условиям зрительного восприятия - четкости и удобочитаемости - первому требованию в работе над шрифтом.

Таким образом, цвет, влияя на художественную форму, не только повышает или понижает удобочитаемость шрифта, но и оказывает, будучи выразительным средством, эстетическое воздействие на основе ряда вызываемых у зрителя ассоциаций, отчасти личностных, отчасти общечеловеческих, а также обусловленных классовыми, национальными и временными причинами;

д) наглядность в оформлении письменных текстов.

Эффективность буклета, его визуальное восприятие зависят от наглядности содержательной структуры информации. В комплексном художественном оформлении особую роль играет умение связывать воедино компоненты разнообразного содержания с одновременным выделением главного. Наглядность зависит от читаемости форм шрифтовых знаков, которые образуют слова, строчки и абзацы, от их гармонии с материалом носителя информации. Она определяет, насколько легко, точно и быстро совершается процесс зрительного восприятия текста.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.