Сущность и задачи формирования товарного запаса аптечного предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение 3
1. Товарный запас предприятия 6
1.1 Сущность и задачи формирования товарного запаса аптечного предприятия   6
1.2 Критерии оценки товарного запаса аптечного предприятия 9
1.3 Формирование товарного запаса аптечного предприятия 14
2. Управление ассортиментом на аптечном предприятии 20
3. Организация формирования товарного запаса и планирование ассортимента на аптечном предприятии   24
3. 1 Краткая характеристика предприятия 24
3.2 Формирование товарного запаса 27
3.3 АВС- И XYZ-анализ 29
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Введение

Ассортимент аптечного предприятия должен соответствовать потребностям целевого покупателя не только в моменты формирования ассортимента и его последующих корректировок. Широкие возможности выбора должен иметь не только первый посетитель, но и каждый последующий. Для этого необходимо иметь товарный запас каждой из позиций ассортимента аптечного предприятия в достаточном количестве.

Товарный запас – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути, на определенную дату.

В зависимости от назначения товарные запасы подразделяются на запасы текущего хранения, сезонного направления и досрочного завоза. Товарные запасы используются для сглаживании колебаний в поставках с целью поддержания товарооборота на номинальном уровне. Запас товаров (в бухгалтерском учете) средства в форме еще не проданных товаров, оцененных по стоимости приобретения (закупочной стоимости).

Необходимость создания товарного запаса обусловлена следующими причинами:

- временные затраты на транспортировку продукции от поставщика товаров до места их реализации;

- колебания спроса (со стороны покупателей);

- колебания на рынке предложения (со стороны поставщиков);

- компенсация несовпадений темпов реализации товара с темпами его поставки.

Товародвижение – это процесс перемещения товара с целью доведения его до конечного потребителя. Основная задача товарных запасов – обеспечить непрерывность и равномерность товародвижения.

Управление ассортиментом является одной из важнейших функций любого предприятия. Именно от ассортимента во многом зависит эффективность его работы и успех в целом. На современном этапе развития розничного сегмента фармацевтического рынка России, который характеризуется большим количеством небольших аптечных сетей и одиночных аптек, каждое аптечное предприятие вынуждено решать вопросы управления ассортиментом самостоятельно. А если учесть, что в России реализуется более 15 тыс. торговых наименований лекарственных средств, становится очевидным — это непростая задача. Вполне естественно также, что при выполнении такой работы многие полагаются на экспертные мнения специалистов отделов закупок или на деятельность своих конкурентов. Тем не менее сегодня существует множество методов управления ассортиментом, которые способны качественно изменить деятельность аптеки — повысить ее эффективность.

В зависимости от сложившихся на локальном рынке аптечного учреждения спроса, условий работы с поставщиками товаров, а также с учетом возможностей финансирования процесса закупки товаров аптечное предприятие должно найти свои собственные ответы на вопросы: насколько большой должен быть товарный запас? Как часто следует закупать товар? Каков должен быть объем одного заказа продукции у поставщика? Необходимо постоянно помнить, что формирование запасов – значительная затратная статья бюджета аптечного предприятии, величину которой необходимо оценивать и контролировать.

Следовательно, величина товарного запаса для каждого аптечного предприятия определена индивидуально. Необходимо найти компромисс, который позволит избежать излишних отказов и позволит при этом максимизировать оборачиваемость денежных средств аптечного предприятия.

Основные задачи управления товарными запасами:

- определение оптимального уровня товарного запаса;

- определение оптимальной периодичности пополнения товарного запаса для поддержания его на требуемом уровне;

- определение оптимального объема заказа товара для пополнения товарного запаса с целью поддержать его на требуемом уровне.

Оптимальная система формирования товарного запаса позволяет избегать нерационального использования материальных ресурсов, затоваривания и «замораживания» оборотных средств организации.

Адаптация величины товарного запаса к индивидуальным особенностям аптечного предприятии направлена на достижение ожидаемого объема продаж (прибыли) путем удовлетворения запросов потребителей с учетом имеющихся ограничений.

Рассмотрим формирование товарных запасов и управление товарным ассортиментом на примере Федерального государственного унитарного предприятия «Аптека №41» Федерального медико-биологического агентства.

Товарный запас предприятия

Планирование ассортимента

Планирование ассортимента — это процесс определения перспективных торговых наименований, которые будут наполнять ассортиментный портфель, удовлетворять потребностям потребителей и обеспечивать аптечному предприятию прибыльную работу.

Комплексный подход к планированию возможен только на основе полной информации об ассортименте аптечных учреждений конкретного региона, объеме продаж каждой товарной позиции и группы товаров, учитывая особенности месторасположения и организации работы самого аптечного учреждения, и, конечно же, о потребностях и предпочтениях покупателей. На наполнение ассортимента также оказывает влияние промоционная активность производителей, поэтому следует учитывать влияние рекламы и деятельности медицинских представителей.

Широко распространенным способом планирования изменений ассортимента является анализ дефектуры, позволяющий выявить спрос на отсутствующие препараты путем фиксации спроса покупателей первостольником в учетной системе или на бумажных носителях (журнал неудовлетворенного спроса, или учета дефектуры). Однако он имеет и свои недостатки, поскольку возможно искажение данных за счет недостаточно эффективной системы отслеживания дефектуры. Кроме этого, не всегда можно получить объективные данные, поскольку исследование потребительских предпочтений только в одной торговой точке часто не является репрезентативным.

Формирование ассортимента

На формирование ассортимента влияет много факторов, среди которых — месторасположение аптечного учреждения, его размер и тип, а также форма организации торговли. Так, структура потребления в аптеках, расположенных в спальных или центральных районах города, в оживленных местах и в аптеках самообслуживания будет иметь свою специфику. Также деятельность по формированию ассортимента предусматривает изучение информации об особенностях рынка, выбор дистрибьюторов и определение ценовой политики, необходимые для эффективной прибыльной работы.

Управление ассортиментом

Управление ассортиментом – комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию ассортимента, минимизацию товарных запасов и дефектуры.

Среди основных способов управления ассортиментом необходимо выделить анализ собственных продаж. Этот метод применяют для определения оптимального размера запасов. Его эффективность зависит от частоты обновления ассортимента с учетом тенденций регионального рынка. В настоящее время сложилась практика мониторинга цен конкурентов, но в данном случае корректируются только цены.

При работе над ассортиментом наибольшее внимание уделяется анализу собственных продаж. Как правильно это осуществить? Так, к основным методам анализа собственных продаж, которые могут использоваться в аптечных учреждениях, относят:

1. Анализ динамики объема продаж по каждой категории препаратов, маржинального дохода, средней суммы покупки и количества покупок — используется для коррекции ассортиментной политики и ценовой стратегии.

2. Анализ структуры чеков — для оценки эффективности мерчандайзинга, анализа состава чеков различных групп покупателей и выделения наиболее часто встречающихся и совместно покупаемых товаров.

3. Анализ структуры товарооборота и маржинального дохода (АВС-анализ) предусматривает анализ ассортимента, его разделение по степени влияния на общий объем продаж на три группы и выбор направлений по работе с каждой из них с целью оптимизации ассортимента, и, следовательно, увеличения совокупной прибыли.

4. XYZ-анализ помогает оценивать и сравнивать стабильность продаж товарных групп или отдельных товаров различного типа спроса либо различных ценовых категорий. Применяется для оптимизации товарных запасов и определения частоты заказа товара.

5. Анализ эластичности и эффективности использования торговых площадей подразумевает оценку эффективности изменений планировки или выкладки, проведенных в аптеке. Применяется для перераспределения места в торговом зале и на полках.

Как видим, существует много различных методов анализа продаж. Наиболее распространенные и популярные среди них сегодня — АВС- и XYZ-анализ, которые являются базисом для управления ассортиментом. Однако именно эти методы представляются одними из наиболее сложных, поскольку требуют анализа большого массива данных.

3. Организация формирования товарного запаса и планирование ассортимента на аптечном предприятии

АВС- И XYZ-анализ

В основе ABC-анализа заложен прогноз того, что превалирующую долю в товарообороте в денежном выражении составляет незначительная часть ассортиментных позиций. При проведении указанного анализа реализованные товары распределяют в порядке уменьшения их объема продаж и рассчитывают удельный вес реализации ассортиментной позиции. При этом на позиции, формирующие класс А, приходится 80% товарооборота, а их доля в общем количестве ассортиментных позиций может составлять около 20%. Класс В — это почти 10% объема реализации товара, которые обеспечивают почти 30% торговых наименований препаратов. Класс С формируют остальные единицы наименований с низким товарооборотом (50% совокупности анализируемых позиций, которые составляют не менее 10% общего оборота).

XYZ-анализ, сущность которого заключается в структуризации потребления товаров по стабильности потребления и возможности его прогнозирования, необходимо проводить параллельно с ABC-анализом. Для определения принадлежности препаратов к одной из 3 групп (X, Y, Z) необходимо рассчитать коэффициент вариации, который демонстрирует отклонение в стабильности продаж в анализируемый период. Чем меньше его значение, тем стабильнее продажи. Потребление лекарственных средств из группы X имеет почти стабильный характер, коэффициент вариации не превышает 10%. Группа Y характеризуется определенными тенденциями потребления (например, сезонностью), коэффициент вариации составляет 10–25%. Потребность в товарах группы Z является стохастической, ее сложно предсказать, коэффициент вариации превышает 25%.

Для прояснения ситуации по данному направлению я решила разобрать АВС- и XYZ-анализ на примере ФГУП «Аптека №41». Перед проведением анализа посмотрим на изменение в ассортименте аптечных учреждений по г. Глазову Удмуртской Республики в целом. Следует отметить, что в Удмуртии давно уже успела сформироваться тенденция расширения ассортимента аптечных учреждений. Количество аптек, в ассортименте которых менее 1 тыс. наименований препаратов, за последние несколько лет заметно сократилось (рис. 1). В 2007 г. по сравнению с предыдущим годом их количество уменьшилось на 50%. Тогда как количество аптек с ассортиментом более 5 тыс. позиций стало гораздо больше.

 

Рис. 1 Количество торговых наименований ЛС, которое, по оценке экспертов центров закупок, было в ассортименте аптечных предприятий в 2005, 2006 и 2007 г.

 

 

Для проведения анализа я использовала реальные данные о продажах ЛС в январе–июне 2008 г. в нашей аптеке, которая является головной организацией аптечной сети, состоящей из 3-х аптечных пунктов. Товарооборот этой аптеки составляет 0,8–1,2 млн. рублей в месяц. Так, по данным в I полугодии 2008 г. в ее ассортименте насчитывалось более 3,5 тыс. наименований реализуемых препаратов (с учетом формы выпуска и производителя). Тогда как во всех аптечных учреждениях города по итогам I полугодия 2008 г. количество торговых наименований составило 5,9 тыс.

Среднее количество реализуемых в месяц торговых наименований препаратов по аптеке — 1800 – 1900, из них лишь около 40% продавали каждый месяц (рис. 2). В этой аптеке сопутствующие категории товаров в исследуемый период составили более 1 тыс. торговых наименований (около 22% всего ассортимента), что обусловлено классическим форматом торговли. Отметим, что в данном аптечном учреждении ежемесячно количество реализованных торговых наименований препаратов составляло около 40% ассортимента всех аптечных учреждений города, по городу в целом количество таковых колебалось в пределах 4700–4800. При анализе общегородской структуры учитывали все три типа аптечных учреждений (аптеки, аптечные пункты и киоски), которые имеют свою специфику формирования ассортимента. Также следует отметить, что в аптеке, как и в других учреждениях города, количество реализованных торговых наименований ЛС на протяжении января–июня 2008 г. менялось незначительно.

 

Рис. 2 Динамика количества наименований ЛС (с учетом форм выпуска) в исследуемой аптеке и по городу в целом в январе–июне 2008 г.

 

 

Объем продаж лекарственных средств в денежном выражении в исследуемой аптеке, несмотря на влияние фактора сезонности, был более стабильным, чем по городу в целом. Доля продаж аптеки в общем объеме продаж в денежном выражении по городу составляет около 5%. Немаловажно, что ее удельный вес по этому показателю к середине 2008 г. по сравнению с его началом постепенно увеличивался. А это свидетельствует о том, что аптека наращивает свои обороты быстрее, чем это происходит по городу в целом.

В исследуемом аптечном учреждении на протяжении января–июня 2008 г. динамика объемов закупок как в денежном, так и в натуральном выражении соответствовала динамике объемов продаж, что свидетельствует о стабильности товарных остатков (рис. 3). Остатки на начало каждого месяца исследуемого периода находились практически на одинаковом уровне, что также позволяет судить о неизменности подходов к управлению товарным ассортиментом.

 

Рис. 3 Динамика остатков на начало периода, объемов закупок и продаж ЛС в натуральном выражении в исследуемой аптеке в январе–июне 2008 г.

 

 

Прежде чем приступить к комплексному анализу ассортимента АВС и XYZ, следует рассмотреть результаты распределения количества торговых наименований препаратов и их объемов продаж, а также валовой маржи по группам А, В и С. В исследуемой нами аптеке они представлены на рис. 4. Так, 80,0% общего объема продаж лекарственных средств в денежном выражении приходится на торговые позиции, попавшие в группу А. Препараты данной группы составили 28,1% общего количества ассортиментных позиций и обеспечили 79,5% валовой маржи аптеки. Следует отметить, что группа А сформирована более дорогостоящими, чем группа В и С, препаратами. Этот факт объясняет то, что доля препаратов группы А в общем объеме продаж лекарственных средств в натуральном выражении меньше, чем в денежном, и составляет 72,4%. Средневзвешенная маржа от продажи 1 упаковки препаратов этой группы также превысила таковую по группам В и С.

 

Рис. 4 Доля объема продаж в денежном и натуральном выражении, количества наименований ЛС (с учетом форм выпуска) и валовой маржи и в разрезе групп А, В, С в исследуемой аптеке в I полугодии 2008 г.

 

 

 

Совместим полученные результаты АВС-анализа с XYZ. Следует отметить, что при проведении АВС — XYZ-анализа ассортимента его объектом могут быть данные об объеме продаж в натуральном или денежном выражении. Выбор способа расчета зависит от целей, которые ставит перед собой компания. Группы А, В, С были сформированы в соотношении 80:10:10 по объемам продаж в денежном выражении. Коэффициент вариации объемов продаж в денежном выражении позволил распределить торговые наименования по группам X, Y, Z. Для группы Х он находился в диапазоне до 10%, для группы Y — 10–25%, для группы Z — больше 25%.

Матричное изображение интегрированного АВС — XYZ-анализа ассортимента исследуемой аптеки представлено в табл. 1, 2. Матрица АВС – XYZ для ассортиментных позиций исследуемой аптеки показала отсутствие торговых наименований в группе ВХ. Наиболее емкой по количеству товарных позиций является группа СZ.

 

 

Таблица 1

Заключение

В заключении хочется отметить, что данное аптечное предприятие формирует свой товарный запас с использованием стратегии фиксации интервала заказа продукции. Прежде всего потому, что ассортимент аптечного предприятия состоит из очень большого количества ассортиментных позиций, спрос на которые различается. Спрос на товары аптечного ассортимента не только различается количественно, но также различается и ритмичность их продаж. Такое различие в характеристиках спроса делает затруднительным расчет оптимального объема единовременного заказа.

Для Аптеки №41, использующую данную стратегию формирования товарного запаса, целесообразно минимизировать интервал между заказами продукции. В нашем случае интервал заказа сокращен до одного рабочего дня, что позволяет поддерживать товарный запас на уровне, соответствующем локальному спросу, и при этом не вкладывать денежные средства в создание крупного резервного запаса, предназначенного для своевременного гашения колебаний этого спроса.

Рассмотренный нами метод анализа АВС – XYZ позволил определить пути оптимизации ассортимента исследуемой аптеки. Очевидно, что в группе А отсутствуют необходимые торговые наименования. Наибольшее внимание необходимо уделить наполнению групп АХ, АY, так как их формируют препараты, обеспечивающие максимальный объем продаж и пользующиеся стабильным спросом. В это же время для группы В характерно отсутствие товаров, пользующихся постоянным спросом (ВХ). Таким образом, следует определить их и включить в ассортимент аптечного учреждения. Группа Z составляет 93,0% всех торговых наименований аптеки, в то время как по городу в целом — 86,0%. Следовательно, необходимо уменьшить долю препаратов группы Z и тем самым освободить оборотные средства, которые можно направить на наполнение более важных групп. Для оптимизации ассортиментной политики следует постоянно осуществлять мониторинг не только всего ассортимента препаратов, но и больше внимания уделять группам, обеспечивающим максимальный объем продаж (группа А) и пользующихся постоянным спросом (группа Х).

Очевидно, что АВС — XYZ-анализ позволяет эффективно анализировать ассортимент, оптимизировать его и грамотно управлять закупками. Оперируя информацией об аптечных продажах в городе или регионе, а также данными аудита, аптечные учреждения смогут самостоятельно оптимизировать ассортимент.

Разумеется, существует еще огромный перечень вопросов, связанных с ассортиментной политикой, которые невозможно рассмотреть в рамках одной курсовой работы. При этом очевидно, что для комплексного анализа собственных продаж и разработки эффективной ассортиментной политики необходимо по возможности использовать существующие методы и постоянно следить за появлением новых.

Список использованной литературы:

1. Багиев Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 231с.

2. Библиотека журнала «Экономический вестник фармации» Книга 1. Фармацевтическая организация: успешное управление в условиях рынка. Под редакцией Синичкина А. А., Битеряковой А. М. МУК Профессиональный центр. – М.: 1998. – 530с.

3. Бизнес в Удмуртии www.udmnet.allbusiness.ru

4. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. – 359с.

5. Вил Р. В., Палий В. Управленческий учет. – М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Врублевский Н. Д. Управленческий учет издержек производства и себестоимости продукции в отраслях экономики. – М.: «Бухгалтерский учет», 2004.

7. Грачева С. «Аптечные сезоны» // Фармацевтическое обозрение, июль-август, 2005.

8. Гончаров О. И., Ким Д. С., Федосова М. А. Книга директора аптеки. Практические рекомендации, 2 издание. Питер: 2007. – 304с.

9. Жарикова Л. А. Управленческий учет: Учеб. пособие. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – 136с.

10. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Экономистъ, 2003. – 618с.

11. «Как управлять ассортиментом?» // Журнал «Генеральный директор», №8, 2006.

12. Карданская Н. Л. Принятие управленческого решения. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407с.

13. Карпова Т. П. Управленческий учет. – М.: Аудит, 1998. – 346с.

14.  Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник. – М.: Изд. центр «Маркетинг», 2002. – 268с.

15.  Ким Д. С. Совершенствуем мастерство: правила работы с ассортиментом // www.apteka.ru

16.  Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: Инфра-М, 2003. – 319с.

17.  Кузьмина М.С. Бухгалтерский управленческий учет: отраслевые особенности: учебное пособие / М.С. Кузьмина. – Воронеж: МОУ ВЭПИ, 2003. – 80с.

18.   Нидлз Б. И. и др. Принципы бухгалтерского учета / Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл: пер. с англ. / Под Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1994. – 495с.

19.  Официальный сайт журнала «Новая Аптека» www.nov-ap.ru

20.  Серебренников Г. Г. Управление затратами на предприятии. Учебное пособие. – Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. тех. университет, 2007.

21.  Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ФБК - ПРЕСС, 1999. – 512с.

22.  Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения. – М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез, 1999. – 240с.

23.  Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 416с.

 

Содержание

Введение 3
1. Товарный запас предприятия 6
1.1 Сущность и задачи формирования товарного запаса аптечного предприятия   6
1.2 Критерии оценки товарного запаса аптечного предприятия 9
1.3 Формирование товарного запаса аптечного предприятия 14
2. Управление ассортиментом на аптечном предприятии 20
3. Организация формирования товарного запаса и планирование ассортимента на аптечном предприятии   24
3. 1 Краткая характеристика предприятия 24
3.2 Формирование товарного запаса 27
3.3 АВС- И XYZ-анализ 29
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Введение

Ассортимент аптечного предприятия должен соответствовать потребностям целевого покупателя не только в моменты формирования ассортимента и его последующих корректировок. Широкие возможности выбора должен иметь не только первый посетитель, но и каждый последующий. Для этого необходимо иметь товарный запас каждой из позиций ассортимента аптечного предприятия в достаточном количестве.

Товарный запас – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути, на определенную дату.

В зависимости от назначения товарные запасы подразделяются на запасы текущего хранения, сезонного направления и досрочного завоза. Товарные запасы используются для сглаживании колебаний в поставках с целью поддержания товарооборота на номинальном уровне. Запас товаров (в бухгалтерском учете) средства в форме еще не проданных товаров, оцененных по стоимости приобретения (закупочной стоимости).

Необходимость создания товарного запаса обусловлена следующими причинами:

- временные затраты на транспортировку продукции от поставщика товаров до места их реализации;

- колебания спроса (со стороны покупателей);

- колебания на рынке предложения (со стороны поставщиков);

- компенсация несовпадений темпов реализации товара с темпами его поставки.

Товародвижение – это процесс перемещения товара с целью доведения его до конечного потребителя. Основная задача товарных запасов – обеспечить непрерывность и равномерность товародвижения.

Управление ассортиментом является одной из важнейших функций любого предприятия. Именно от ассортимента во многом зависит эффективность его работы и успех в целом. На современном этапе развития розничного сегмента фармацевтического рынка России, который характеризуется большим количеством небольших аптечных сетей и одиночных аптек, каждое аптечное предприятие вынуждено решать вопросы управления ассортиментом самостоятельно. А если учесть, что в России реализуется более 15 тыс. торговых наименований лекарственных средств, становится очевидным — это непростая задача. Вполне естественно также, что при выполнении такой работы многие полагаются на экспертные мнения специалистов отделов закупок или на деятельность своих конкурентов. Тем не менее сегодня существует множество методов управления ассортиментом, которые способны качественно изменить деятельность аптеки — повысить ее эффективность.

В зависимости от сложившихся на локальном рынке аптечного учреждения спроса, условий работы с поставщиками товаров, а также с учетом возможностей финансирования процесса закупки товаров аптечное предприятие должно найти свои собственные ответы на вопросы: насколько большой должен быть товарный запас? Как часто следует закупать товар? Каков должен быть объем одного заказа продукции у поставщика? Необходимо постоянно помнить, что формирование запасов – значительная затратная статья бюджета аптечного предприятии, величину которой необходимо оценивать и контролировать.

Следовательно, величина товарного запаса для каждого аптечного предприятия определена индивидуально. Необходимо найти компромисс, который позволит избежать излишних отказов и позволит при этом максимизировать оборачиваемость денежных средств аптечного предприятия.

Основные задачи управления товарными запасами:

- определение оптимального уровня товарного запаса;

- определение оптимальной периодичности пополнения товарного запаса для поддержания его на требуемом уровне;

- определение оптимального объема заказа товара для пополнения товарного запаса с целью поддержать его на требуемом уровне.

Оптимальная система формирования товарного запаса позволяет избегать нерационального использования материальных ресурсов, затоваривания и «замораживания» оборотных средств организации.

Адаптация величины товарного запаса к индивидуальным особенностям аптечного предприятии направлена на достижение ожидаемого объема продаж (прибыли) путем удовлетворения запросов потребителей с учетом имеющихся ограничений.

Рассмотрим формирование товарных запасов и управление товарным ассортиментом на примере Федерального государственного унитарного предприятия «Аптека №41» Федерального медико-биологического агентства.

Товарный запас предприятия

Сущность и задачи формирования товарного запаса аптечного предприятия

Товарные запасы образуются на всех стадиях движения товара к потребителю. Розничным торговым предприятием осуществляется реализация товарных запасов (осуществляется продажа товаров), которые постоянно пополняются за счет закупок новых партий товаров. Таким образом, товарные запасы имеются в наличии постоянно, при условии, что их величина имеет переменное значение.

Источники финансирования образования товарного запаса могут быть как внутренние, так и внешние (собственные и заемные средства). При этом к заемным средствам относят не только кредиты и займы, но и задолженность перед поставщиками товаров (приобретение товаров с отсрочкой платежа за поставку).

Запасы готовой продукции, формируемые торговым предприятием, призваны обеспечить бесперебойное поступление товаров в сферу потребления. Однако затраты на формирование товарного запаса и обеспечение его хранения могут быть достаточно велики. При этом важно помнить, что денежные средства, вложенные в создание и поддержание товарного запаса аптечного предприятия, вернутся (принесут прибыль и получат возможность повторного ввода в оборот) только после процесса реализации товара покупателю, т. е. после завершения процедуры продажи товара, после факта оплаты. Именно поэтому для любого торгового предприятия важно минимизировать время, которое товар проводит на складе. То, насколько возможно минимизировать этот промежуток времени, зависит, с одной стороны, от величины и структуры локального рынка, на котором работает аптечное предприятие, с другой стороны, это зависит от возможностей поставщика (возможные объемы и сроки поставки).

При формировании товарного запаса учитываются следующие виды затрат:

- затраты, связанные с процедурой заказа товара;

- затраты на транспортировку товара;

- затраты на хранение товарного запаса;

- затраты, связанные с дефицитом товара (прямые: недополученная прибыль; косвенные: ухудшение имиджа в глазах посетителей, снижение лояльности клиентов аптечного учреждения).

На проблему формирования товарного запаса можно смотреть с двух сторон. С одной стороны, недостаточный товарный запас приводит к многочисленным отказам покупателям. Что такое отказы для аптечного предприятия? Посетитель не смог приобрести нужный ему продукт, посетитель неудовлетворен и недоволен. Ухудшается имидж аптечного предприятия в глазах посетителя. Возникает понятие недополученное прибыли – прибыль, которую аптечное предприятие могло бы получить, если бы имело в наличии нужный посетителю товар. Можно сделать вывод, что ситуация отказа эмоционально неприятна и экономически невыгодна. Именно поэтому часто возникает желание купить максимальное количество товара в больших объемах. Чтобы реализовать такое желание, нужно иметь не только возможности обеспечения условий хранения, требуемых для закупленной продукции, но и свободные денежные средства, которые могут быть потрачены на закупку такого объема товара.

Предположим, что у нас есть возможность обеспечить формирование большого объема товарного запаса как финансовыми, так и складскими ресурсами. Вложив значительные денежные средства в товарный запас на длительный период времени, аптечное предприятие будет нести следующие риски:

- риски, связанные с необходимостью сохранения потребительских свойств продукции;

- риски, связанные с изменением цен на продукцию (риски обесценивания товарных запасов аптечного предприятия);

- риск нереализации товарного запаса.

Кроме этого отвлечение значительных сумм денежных средств отразится на общей рентабельности функционирования аптечного предприятия.

Оборотные средства организации «замораживаются» в товарном запасе, цикл оборота денежных средств организации увеличивается, а скорость оборота соответственно уменьшается. За счет снижения скорости оборота денежных средств снижается общий объем денежных средств, получаемых аптечным предприятием за определенный интервал времени. Снижается уровень получаемой прибыли и снижается значение показателей рентабельности работы аптечного предприятия (при условии, что снижения издержек аптечного предприятии не произошло).

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 333.