Автор-составитель Королева Галина Сергеевна, Дворец Детского и юношеского творчества г. Владимира.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пояснительная записка

Направленность программы – научно – техническая.

Начальное техническое моделирование - это первые шаги ребенка в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у детей начальных политехнических знаний и умений.

Настоящая программа разработана как курс «Начальное техническое моделирование» и является одним из вариантов дополнительного образования детей 6 – 7 - летнего возраста, дающий начальные технические знания и понятия, позволяющий реализовать их в практической деятельности и выработать навыки работы с инструментом и материалами. Основой ее является ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию на занятиях активным техническим творчеством.

Данная программа:

· открывает перед ребенком мир черчения и геометрии, мир восприятия объекта, как набор повторяющихся объемов, развивая абстрактное мышление;

· развивает конструкторско-художественные способности, чувство красоты через связь с природой;

· расширяет кругозор; подготавливает ребенка к работе с техникой на более сложном уровне;

· формирует начальные технические знания для более успешного усвоения школьной программы по математике, черчению, физике и астрономии;

позволяет участвовать ребенку в коллективном творчестве с минимальным «багажом» знаний и умений.

         Главная цель программы – создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия техническим творчеством.

Задачи:

· развитие интереса к миру техники;

· выявление способностей ребенка на ранней стадии развития для ориентации в направлении технического творчества;

· возбуждение потребности в получении дополнительных знаний для развития творческой личности;

· формирование эстетических и художественных черт личности через технический дизайн;

· выработка навыков планирования и конструирования через создание простейших моделей;

· развитие коммуникативных навыков;

· закладка основ для адаптации ребенка в сложном мире техники, транспорта, архитектуры, искусства, как интеллектуального и гармонично развитого члена 

Основополагающие педагогические принципы программы:

· принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

· принцип наглядности;

· опора на интерес ребенка;

· индивидуальный темп движения;

· гуманистичность.

Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого начал в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий.

В основу предлагаемой программы заложен принцип использования знаний и умений не по прошествии временного срока или окончании определенного курса, а на третьем-четвертом занятии. Новационным аспектом программы является воспитание гражданской позиции в общественной жизни через включение в коллективную работу, независимо от степени мастерства, позволяющее развивать новые качества личности необходимые для адаптации к требованиям, предъявляемым обществом.

                                                  Прогнозируемые результаты

К концу обучения учащиеся должны

знать уметь
- название и назначение окружающих и часто встречающихся технических объектов;  - название основных частей изготовливаемых макетов и моделей; - название и назначение инструментов ручного труда, правила пользования ими; - элементарные свойства бумаги и картона, доступные способы их обработки; - простейшие правила организации рабочего места; - правила разметки по шаблонам; - способы соединения деталей из бумаги и картона; - необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.    - выделять общие и индивидуальные признаки предметов и технических объектов; - определять основные части изготовливаемых макетов и моделей и правильно произносить их названия; - узнавать и называть плоские геометрические фигуры и объемные геометрические тела; - правильно пользоваться ручными инструментами; - организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы; - бережно относиться к инструментам и материалам; экономно размечать материал с помощью шаблонов; - правильно выполнять изученные технологические операции; - соблюдать правила безопасности труда.

Оценка результатов образовательной деятельности

  Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставкиработ учащихся за пределами образовательного учреждения. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные  конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Нельзя упускать из виду оценочно-воспитательного значения экскурсий в детские объединения технического творчества , на предприятия и природу. Для оценивания результативности экскурсий используется ряд психологических методов: беседа, наблюдение, опрос. Акцентирование внимания ребенка на отдельных деталях натуры развивает наблюдательность, возбуждает абстрактное мышление и создает предпосылки к сравнению, осмыслению и реализации увиденного. Все виды оценочных мероприятий предусматривают совместно с учащимися анализ, обсуждение и выработку решений для реализации, что является важным в процессе дальнейшего выбора направления технического творчества воспитанников.

 

Учебно-тематический план

 

 

Тема занятий

Количество часов

всего на теорию на практику
1 Вводное занятие 2 2 -
2 Материалы и инструменты 5 2 3
3 Первоначальные графические знания 6 2 4
4 Геометрия на плоскости 11 3 8
5 Стереометрия 12 З 9
6 Изготовление простейших моделей 76 15 61
7 Моделирование сувениров и игрушек 20 4 16
8 Экскурсии 6 6 -
9 Итоговые занятия 6 2 4
  Итого 144 39 105

Содержание

 

Занятия по предмету состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. Они предполагают обязательное разнообразие различных видов деятельности:

· теоретическая подготовка в форме бесед, викторин, демонстрации  

наглядных пособий, моделей и т.д.;

· практическая работа;

· экскурсии в объединения образовательного учреждения по текущей

теме для восприятия изготавливаемой модели в сопутствующей инфраструктуре;

· итоговый этап в виде испытательного момента движущейся модели;

· участие в соревновании готовых моделей.

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с кружком – почему такое название – «Начальное техническое моделирование». Содержание работы кружка. Правила поведения в мастерской. Показ образцов готовых моделей.

Тема 2. Материалы и инструменты. Некоторые сведения из истории бумаги. Знакомство с видами бумаги (писчей, газетной, рисовальной, цветной, калькой), названием и основными свойствами (прочностью, отношением к влаге). Виды картона. Определение направления волокон картона.

Инструменты, применяемые при обработке бумаги и картона. Назначение  инструментов, правила пользования ими, правила хранения.   Правила безопасности труда при работе ручным инструментом (ножницами, шилом, иглой, карандашом, кисточкой).    

Практическая работа. Изготовление моделей ротора, воздушного винта, летающей стрелы и других по выбору педагога.

     Тема 3. Первоначальные графические знания. Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центровая линия. Понятие о шаблонах, трафаретах. Способы их применения. Экономия материалов, бережное отношение к инструментам и приспособлениям.

     Практическая работа. Изготовление моделей легкового автомобиля, лодочки и других по выбору педагога.

     Тема 4. Геометрия на плоскости. Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольники, треугольники, круг, половина круга.

Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами.

     Практическая работа. Изготовление «Геометрического конструктора» из плотной бумаги (геометрические фигуры различные по форме и размеру). Создание силуэтов моделей (корабля, грузовика, самолета, ракеты и т.д.) из элементов «Геометрического конструктора» способом манипулирования. Изготовление контурных моделей со щелевидными соединениями из картона.

Тема 5. Стереометрия. Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: кубе, шаре, цилиндре. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами.

Практическая работа. Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми объемными формами. Изготовление объемных действующих моделей из разных материалов.

Тема 6. Изготовление простейших моделей. Знакомство с основными рабочими операциями в процессе практической работы с бумагой и картоном. Подбор необходимого материала для изделия. Понятия «деталь», «изделие». Рациональный раскрой материала. Совершенствование способов и приемов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам. Контроль деталей с помощью шаблонов. Резание бумаги и картона ножницами по прямым и кривым линиям разметки. Контроль деталей. Вырезание деталей из бумаги, сложенной пополам (симметричное вырезание) или в несколько слоев (гармошка). Правила соединения деталей из бумаги и картона с помощью клея. Отделка моделей. Подбор цветовой гаммы. Работа с самоклеющейся бумагой.

Практическая работа. Изготовление летающих моделей самолетов «ЗЛИН», «ТУ-144», «Чайка», изготовление макетов танков, моделей ракет, парашютов и др.Соревнования и конкурсы с готовыми моделями.

Тема 7. Моделирование сувениров и игрушек. Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону на бумаге, картоне, ткани. Приемы и способы изготовления сувениров, игрушек из разного материала. Способы соединения деталей из разного материала. Способы отделочных работ готовой поделки. Правила по технике безопасности при работе с различным материалом.

Практическая работа. Изготовление сувениров и игрушек с учетом праздников в календаре. Конкурс новогодней игрушки, конкурс военной техники, конкурс на тему «Я люблю свою маму!».

Тема 8. Экскурсии. Знакомство с учреждениями дополнительного образования, кружками. Экскурсии в объединения технического творчества. Посещение выставок, соревнований, проводимых в УДОД. Участие в различных мероприятиях школы и УДОД.

Тема 9. Итоговые занятия. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?». Выставка моделей, поделок, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 199.