5.1. Разработку, принятие, изменение и отмену технических регламентов, в том числе изложение текста проекта технического регламента и его оформление, рекомендуется осуществлять в соответствии с положениями нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы разработки, принятия, изменения и отмены нормативных правовых актов, с учетом особенностей установленных статьями 9 и 10 Федерального закона «О техническом регулировании» Необходимые документы указаны в разделе «Список рекомендуемой литературы» под № 1 - 3, 5, 9 - 11, 13 - 22, 24.
На основании положений указанных правовых документов рекомендуется обратить внимание на следующее.
5.2. Новый федеральный закон не должен противоречить ранее принятым действующим законам, если его принятие не преследует цели изменить или отменить действующие нормы.
5.3. Обеспечение законности принимаемых федеральных законов предполагает:
5.3.1. соответствие содержания проекта федерального закона положениям статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Не допускается необоснованное расширение объема законодательной компетенции за счет компетенции федеральных органов исполнительной власти, а также предметов ведения субъектов Российской Федерации;
5.3.2. правильный выбор формы закона, основанный на тщательной оценке возможного круга регулируемых отношений;
5.3.3. соблюдение установленной процедуры подготовки, принятия и вступления закона в силу;
5.3.4. последовательное развитие и конкретизация принципов и положений Конституции Российской Федерации;
5.3.5. соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
5.4. При определении предмета федерального закона необходимо учитывать соотношение законов и подзаконных нормативных правовых актов, закрепленное Конституцией Российской Федерации, и критерии, характеризующие закон как акт высшей юридической силы. К таким критериям относятся:
5.4.1. значимость и стабильность регулируемых общественных отношений. Федеральный закон регулирует наиболее важные, устойчивые общественные отношения;
5.4.2. первичность нормативного регулирования отношений, составляющих предмет отрасли или института законодательства;
5.4.3. соответствие содержания закона предметам ведения Российской Федерации, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а также положениям федеральных конституционных законов или федеральных законов, предписывающих регулирование соответствующих общественных отношений в форме федерального закона.
5.5. Приступая к работе над проектом, важно всесторонне оценить необходимость принятия закона. В этих целях рекомендуется:
5.5.1. уяснить, есть ли необходимость в принятии законодательных решений на федеральном уровне, и каков при этом должен быть объем правового регулирования;
5.5.2. четко уяснить сущность предполагаемого правового регулирования и цели, которые должны быть достигнуты изданием нового закона;
5.5.3. определить, является ли данное правовое регулирование соразмерным преследуемым целям;
5.5.4. определить место будущего закона в общей системе законодательства, в отрасли, подотрасли, институте законодательства и т.п.;
5.5.5. изучить действующие нормативные правовые акты Российской Федерации по теме проекта либо решающие близкие по содержанию вопросы; проанализировать практику применения действующих нормативных правовых актов;
5.5.6. изучить законодательство наиболее развитых зарубежных государств по рассматриваемому вопросу;
5.5.7. проанализировать предложения ученых, результаты опроса общественного мнения, и соответствующие статистические данные;
5.5.8. определить возможные последствия действия будущего закона: экономические, политические, социальные, правовые, экологические, демографические и др.;
5.5.9. определить затраты материальных, финансовых и других ресурсов, необходимых для реализации положений будущего закона, а также оценить целесообразность таких затрат с точки зрения ожидаемых результатов.
5.6. Разработка проектов федеральных законов должна основываться на полной и достоверной информации о предмете правового регулирования (на предложениях, выводах исследований, проведенных учеными-юристами, статистических данных, материалах средств массовой информации, справках о зарубежном законодательстве, экономических и иных расчетах, данных социологических исследований, информации об эффективности действия законов, ранее принятых по той же теме, а также о международных договорах Российской Федерации).
5.7. Тексты действующих нормативных правовых актов должны анализироваться по контрольным экземплярам их официальных изданий, отражающим все последующие (после принятия) изменения и дополнения, внесенные в данные акты в официальном порядке.
5.8. К подготовке проектов федеральных законов целесообразно привлекать представителей заинтересованных органов и организаций, научных учреждений, экспертов.
6. Рекомендации по оформлению проекта федерального закона о техническом регламенте
6.1. Текст закона должен способствовать наиболее полному и правильному его пониманию теми лицами, которым адресован закон, и соответствовать выработанным теорией и практикой правотворчества правилам законодательной техники.
6.2. Федеральный закон имеет следующие официальные реквизиты:
6.2.1. наименование формы акта: «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации...», «Федеральный конституционный закон...», «Федеральный закон...», «Кодекс Российской Федерации...» и т.д.;
6.2.2. заголовок федерального закона;
6.2.3. дату принятия федерального закона Государственной Думой;
6.2.4. дату одобрения федерального закона Советом Федерации;
6.2.5. подпись Президента Российской Федерации;
6.2.6. место и дату подписания федерального закона;
6.10. регистрационный номер: «№...ФЗ».
6.2.7. Заголовок должен быть кратким и точно отражать предмет закона.
6.3. Содержание правовой нормы составляют:
6.3.1. условия, при которых эта норма должна действовать;
6.3.2. правило поведения, т.е. указание на права и обязанности участников правоотношений;
6.3.3. меры государственного принуждения (санкции), которые могут применяться к нарушителям данной нормы.
6.4. Содержание правовой нормы должно определяться исходя из:
6.4.1. целей подготавливаемого закона;
6.4.2 положений Конституции Российской Федераций, федеральных конституционных законов, а также международных договоров Российской Федерации;
6.4.3. принципов соответствующей отрасли права;
6.4.4. рекомендаций юридической науки о наиболее эффективном варианте правового регулирования соответствующего вида общественных отношений.
6.5. Содержание нормы права в тексте закона излагается в виде нормативных правовых предписаний - правовых формул, выражающих законченную мысль.
6.6. Рекомендуется применять следующие виды нормативных правовых предписаний:
6.6.1. предписание-принцип - закрепляет исходные, руководящие нормативные положения общего характера, имеющие значение для отдельной отрасли, подотрасли, института права либо права в целом;
6.6.2. предписание-цель;
6.6.3. предписание-дефиниция - содержит определение понятия, используемого в законе;
6.6.4. управомочивающее предписание - закрепляет субъективные права (право действовать определенным способом) граждан и иных субъектов права;
6.6.5. императивное предписание - закрепляет такой вариант поведения граждан и иных субъектов права, которому они должны неукоснительно следовать. К императивным предписаниям относятся:
6.6.5.1. обязывающее предписание - устанавливает обязанность граждан и иных субъектов права действовать определенным образом;
6.6.5.2. запрещающее предписание - устанавливает запрет на совершение каких-либо деяний (активного действия либо бездействия);
6.6.5.3. диспозитивное предписание - предоставляет возможность сторонам самим с помощью договора устанавливать права и обязанности в правоотношении, а при отсутствии такого договора восполняет пробел в волеизъявлении сторон;
6.6.5.4. предписание-стимул - содержит материальные, моральные и другие стимулы, побуждающие граждан и иных субъектов права действовать определенным образом;
6.6.5.6. бланкетное предписание – включающее отсылку к другому нормативному правовому акту, содержащему подробную регламентацию соответствующих прав и обязанностей; устанавливает ответственность за нарушение каких-либо правил поведения, закрепленных другим нормативным правовым актом;
6.6.5.7. отсылочное предписание - содержит отсылку к другой статье того же закона либо другому нормативному правовому акту или отдельной статье, иной части;
6.6.5.8. обеспечивающее предписание - закрепляет решение правотворческого органа о признании акта или его части утратившим силу либо о внесении в него изменений и дополнений.
6.6.6. При формулировании нормативного предписания рекомендуется оценить возможные последствия его применения, с тем, чтобы не проектировать норм, действие которых может повлечь негативные, нежелательные для личности, общества и государства результаты.
6.6.7. Устанавливаемые законом права и обязанности должны быть реальными, соответствовать современному уровню развития регулируемых общественных отношений, иметь надежный правовой механизм их защиты и охраны.
Разработку механизма реализации норм права рекомендуется рассматривать как одну из основных задач по проектированию эффективно действующих норм права.
6.6.8. При подготовке проекта должна быть обеспечена логическая последовательность изложения правовых норм и переход от общих положений к конкретным.
Общие предписания определяют, цели закона, сферу регулируемых им отношений (предмет закона), а также принципы регулирования соответствующей отрасли законодательства либо отдельного правового института.
6.6.9. Нормы, составляющие содержание законопроекта, как правило, располагаются в следующей последовательности:
6.6.9.1. сфера действия закона;
6.6.9.2. определение основных понятий, используемых в законе;
6.6.9.3. цели и задачи;
6.6.9.4. конкретные нормативные положения;
6.6.9.5. заключительные и переходные положения.
6.6.10. Как правило, сначала формулируются регулятивные предписания (разрешающие, управомочивающие, обязывающие или запрещающие определенное поведение), а затем охранительные предписания, содержащие санкции, закрепляющие способы защиты нарушенных прав и др.
6.6.11. В случаях, когда необходимо разъяснить цели и мотивы принятия закона, в него включается вступительная часть - преамбула.
Нормативные предписания в преамбулу не включаются.
6.6.12. В зависимости от предмета закона, объема и характера нормативного материала нормативные предписания группируются в тексте проекта по отдельным структурным частям: статьям, главам, разделам.
При этом более высокую ступень деления можно использовать лишь тогда, когда низшая ступень уже использована. Например, не следует употреблять рубрику «раздел», если в законе нет глав.
Части, разделы, главы и статьи имеют заголовки.
6.6.13. В крупных систематизированных законах могут выделяться особые структурные части, содержащие общие положения, имеющие определяющее значение для содержания всего закона.
6.6.14. В законах нормативные предписания излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер.
Статьи нумеруются арабскими цифрами. Нумерация статей в законе должна быть сквозной для всего акта.
6.6.15. Статьи могут подразделяться на абзацы, именуемые частями и имеющие порядковые номера. Части статей могут подразделяться на пункты и подпункты.
6.6.16. В статьях, содержащих перечисления, каждый абзац обозначается арабской цифрой со скобкой или буквой.
6.6.17. Если несколько нормативных правовых предписаний тесно связаны между собой и обусловливают друг друга, возможно для удобства пользования и применения помещать их в одной статье.
6.6.18. Федеральные законы излагаются на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
6.6.19. Следует стремиться к ясности и точности изложения нормативных предписаний. Их содержание должно быть доступно и понятно должностным лицам и гражданам.
6.6.20. Нормы закона формулируются по возможности короткими, четкими фразами, доступными для понимания словами. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.
В случае необходимости используются юридические, экономические, технические и другие специальные термины. При этом целесообразно давать определения малоизвестных терминов.
6.6.21. Термины должны употребляться в проекте только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией. При использовании понятий следует исходить из общепринятых определений, содержащихся в словарях. Для обозначения одних и тех же понятий должны использоваться одни и те же термины.
Если термины, используемые в законопроекте, имеют несколько значений или смысл, отличающийся от обычного, в тексте проекта следует указать, какой смысл придается термину, с тем чтобы обеспечить правильное толкование закона.
6.6.22. Определения наиболее важных терминов, употребляемых в законе и являющихся общими для всех его предписаний, целесообразно давать в одной статье, обычно помещаемой в начале текста.
6.6.23. Целесообразно использовать следующие виды отсылок:
6.6.23.1. отсылки к нормам данного закона для обеспечения связи между его общими и конкретными, специальными положениями;
6.6.23.2. отсылки к нормативным правовым актам более высокой юридической силы, когда необходимо выявить правообразующий источник данного закона;
6.6.23.3. отсылки к международным договорам, требующим для их исполнения принятия внутригосударственных актов.
6.6.24. Отсылки могут быть сделаны к конкретному закону в целом, его частям, отдельным статьям или отдельным их частям, к законодательству в целом.
Не допускаются отсылки к норме, которая, в свою очередь, отсылает к другой норме, а также к еще не принятым законам или иным нормативным правовым актам.
В тексте отсылки указывается название акта, к которому делается отсылка, его номер и дата опубликования, а если делается отсылка к определенным статьям этого акта, указываются также номера статей.
6.6.25. Целесообразно избегать включения в проект федерального закона примечаний.
Примечания допускаются, если необходимо дать определение какого-либо используемого в статье понятия либо поместить короткий комментарий, который поможет точнее уяснить смысл изложенных в статье предписаний.
6.6.26. В случае необходимости в законопроекты помещаются приложения.
6.6.26.1. К законопроекту могут прилагаться таблицы, графики, схемы, образцы документов.
6.6.26.2. Если приложение относится к отдельной части закона, в нем должно быть указано, к каким разделу, главе, статье оно относится.
6.6.27. В качестве обязательного компонента в федеральном законе должны быть предусмотрены специальные правовые средства, обеспечивающие его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т.д.), а также способы защиты установленных прав граждан и иных лиц.
В проекте закона, который содержит предписания, устанавливающие обязанности государственных и общественных органов, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан, следует сформулировать санкции за их неисполнение в случае, если такие санкции отсутствуют в действующем законодательстве. Если же такие санкции уже предусмотрены, то следует дать отсылку к устанавливающим их действующим нормативным правовым актам.
6.6.28. В соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта должны быть включены следующие положения:
6.6.28.1. о сроке и порядке вступления в силу федерального закона или отдельных его положений;
6.6.28.2. о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов или отдельных их положений в связи с принятием данного федерального закона;
6.6.28.3. о приведении Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации своих правовых актов в соответствие с принятым федеральным законом.
6.6.29. Изменения, вносимые в действующие законы, следует оформлять в виде новой редакции изменяемых статей. Могут быть также изложены в новой редакции отдельные части статей.
Если нет необходимости полностью излагать изменяемые статьи в новой редакции, в их текст вносятся уточнения (в частности, путем исключения, добавления отдельных слов, фраз).
6.6.30. Дополнения, включаемые в действующий закон, уместно оформлять в виде новых статей закона либо частей, абзацев действующих статей и располагать в зависимости от логики изложения материала в акте.
Приложение № 1 к Методическим рекомендациям по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов |
СПРАВКА О ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДМЕТНЫХ КЛАССИФИКАЦИЯХ
П2.1. Общие сведения
П2.1.1. Научная классификация (синоним: систематизация) как категория в логике и способ познания мира имеет давнюю историю во всех областях человеческой деятельности. Опыт применения методов классификации значительно обогатился, когда начали развиваться библиотечные и экономические справочные системы. Дополнительный импульс практика классификации получила от разработки автоматизированных управляющих, информационных и экспертных систем. В настоящее время методы и принципы построения классификационных схем разработаны довольно тщательно, изложены в научно-методической литературе и, во многом, включены в учебные пособия и нормативную документацию.
П2.1.2. Процедура анализа классификационных схем для их применения в техническом регламенте должна соответствовать принципам их логического построения. Следует:
1) определить назначение рассматриваемой классификации;
2) уточнить делимое понятие (предметную область), т.е. множество объектов, подлежащих классификации и выделить разделы, которые относятся непосредственно к данному виду ОТР или к смежным областям;
3) определить набор классификационных признаков, принятых в данной классификационной схеме за основание деления;
4) оценить структуру и строгость классификации и особенности её применения (там, где это возможно).
При этом следует иметь в виду, что:
1) назначение классификации соответствует кругу технических, экономических, управленческих и других задач, для решения которых она предназначена;
2) любая классификация опирается на определение понятия, что позволяет выделить предметную область классификации. В нашем случае она ограничена продукцией и технологическими процессами её производства, эксплуатации и утилизации.
П2.1.3. В системе стандартизации задача классификации объектов стандартизации играла значительную роль. ГОСТ Р 1.5-92 устанавливал, что классификационные структуры должны входить в основополагающие организационно-методические стандарты (п. 7.1.1) и в стандарты общих технических условий (п. 7.2.2). В методической литературе по стандартизации прошлых лет пояснялось также, что разработка любых групп (систем) стандартов должна начинаться со стандартов на терминологию и классификацию.
Госстандарт России возглавлял работы по ведению общесоюзных классификаторов и курировал работы по отраслевым классификаторам. Приоритет здесь отдавался продукции базовых отраслей народного хозяйства: материалам, машинам и т.д. Тем не менее изделия даже малых предприятий также имели свою нишу в системе народного хозяйства, а, следовательно, и место в Общесоюзном классификаторе продукции.
П2.1.4. При построении новой классификации наиболее сложным является выбор и упорядочение признаков, применяемых в качестве основания деления. В основу формирования классификационных группировок, несомненно, должны быть положены признаки, которые можно считать определяющими при решении технико-экономических задач. Важно также определить всю совокупность и последовательность этих признаков (последнее особенно важно для фасетных классификаций).
Анализ существующих схем, как правило, затруднён тем, что разработчики классификаций зачастую не только не приводят обоснование для выбора признаков деления, но и не указывают сами эти признаки. Осложняющим фактором является также то обстоятельство, что в нашем случае на данном этапе работ технико-экономические задачи исследования также не сформулированы.
В том случае, когда классификационные признаки не названы в руководствах по пользованию анализируемой системой, их можно будет определить двумя путями:
сравнением установленных подклассов между собой;
использованием системообразующих признаков, вошедших в делимое понятие.
П2.2. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 ОКП, утверждённый постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301. Издание официальное, тома 1-2, Госстандарт России, М., 1995, 560 с. (далее – ОКП).
П2.2.1. ОКП разрабатывался ВНИИКИ Госстандарта России как часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. В число разработчиков ОКП входило ещё 20 организаций, различного профиля.
П2.2.2. Классификационные группировки на самом верхнем уровне выражаются перечнем классов:
01 0000 Электроэнергия, теплоэнергия, вода, лёд, холод
02 0000 Нефть, нефтепродукты, газ
…………
16 0000 Крепёжные изделия общемашиностроительного применения
………..
41 0000 Продукция общемашиностроительного применения
………...
75 0000 Техника авиационная
………..
95 0000 Продукция полиграфической промышленности
96 0000 Изделия культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения театрально-зрелищных предприятий, вспомогательные для лёгкой промышленности
97 0000 Продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства
98 0000 Продукция животноводства.
П2.2.3. Каждая позиция ОКП содержит шестизначный и пятиразрядный код, включающий сведения о классе (две первые цифры), подклассе, группе, подгруппе и виде продукции. Выбор классификационных группировок отражал структуру народного хозяйства, на момент создания ОКП зафиксированную набором отраслевых министерств. Определённую роль играла также значимость этих министерств и номенклатура их продукции. Так, например, металлам отдано несколько классов (с 08 до 14), а мебели или медицинской технике - по одному классу. Всего собрано 83 класса в диапазоне от 01 0000 до 99 0000. С тех пор структура ОКП не претерпела каких-либо изменений на уровне высших классификационных группировок.
Подход к формированию структуры классификационных группировок можно проиллюстрировать на примере таких, часто упоминаемых в СМИ изделий, как устройства для развлечений.
96 800 – означает подкласс Оборудование, инвентарь и принадлежности театрально-зрелищных предприятий и учреждений культуры
96 8500 - Аттракционы и запасные части к ним
96 8510 - Аттракционы / с вращением вокруг вертикальной оси
96 8520 - Аттракционы с вращением вокруг горизонтальной оси
96 8530 - Автодромы
96 8540 - Горы катальные и железные дороги детские
Соответственно, позиция 96 8500 по терминологии ОКП представляет собой группу однородной продукции. Эта группа, в свою очередь, включает перечисленные подгруппы.
Внутри подгрупп осуществляется дальнейшее деление на виды продукции, что фиксируется числом в шестом разряде (пятой ступени классификации от первого знака) кода. Например, подгруппа
96 8520 Аттракционы с вращением вокруг горизонтальной оси
включает два вида продукции:
96 8521 Аттракционы малой вместимости с качанием
96 8522 Колёса обозрения.
П2.2.4. Разработчики ОКП не указали методику выбора и упорядочивания признаков, которые послужили основанием для классификации. Сказано только, что «деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам». В первом приближении видно, что для деления на классы (первая ступень деления - две первые цифры слева) на равных основаниях могут использоваться характеристики изделия как объекта производства, так и объекта потребления (сравните, например, 52 0000 – Оборудование для регулирования дорожного движения, 53 0000 – Продукция лесозаготовительной промышленности).
Анализ деления аттракционов на подгруппы и виды также не позволяет обнаружить явные классификационные признаки. Две первые подгруппы - 96 8510 и 96 8520 характеризуются видом движения транспортного средства (вращательным), а различаются направлением оси вращения (вертикальная или горизонтальная). Если следовать этому принципу, то по правилам классификации: 1) на этой же ступени деления должны находиться аттракционы с поступательным и комбинированным движением; 2) аттракционы с вращательным движением должны занимать одну подгруппу, а деление в зависимости от направления осей следует осуществлять на ступень ниже. Эти методические требования к классификации здесь не соблюдаются.
Таким образом, можно заключить, что ОКП не подчиняется строгим классификационным принципам.
П2.2.5. В целом ОКП используется при:
решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам;
сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП;
статистическом анализе производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях;
структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.
П2.3. Универсальная десятичная классификация. (третье советское издание. Выпуск 5. Часть 2. 67/69 Различные отрасли промышленности и ремесла. Строительство. М., Издательство стандартов, 1986, 258 с.) (далее – УДК).
П2.3.1. УДК является международной. Её высшие классификационные группировки одинаковы для всех стран, принявших эту систему, в т.ч. России, США, практически всех стран Европы. Применяется она для систематизации произведений печати и различных непубликуемых документов (отчёты, диссертации, служебная документация и т.п.) в таких хранилищах информации, как библиотеки и архивы. Отвечает за ведение УДК организация МФД – Международный Форум по Документации. Совместно с национальными комитетами она разрабатывает дополнения к УДК и готовит их публикацию в виде отдельных выпусков.
П2.3.2. В основе структуры УДК лежит «принцип деления на десять», т.е. разбиения любой группы классифицируемых объектов на десять разделов. На первой ступени классификации все отрасли знаний разделены на 10 групп:
0 Общий раздел
1 Философия
2 Религия
3 Общественные науки. Право. Управление
4 (Резерв)
5 Математика. Естественные науки
6 Прикладные знания. Медицинская техника
7 Искусство. Прикладное искусство. Игры. Спорт
8 Филология. Языкознание. Художественная литература
9 Краеведение. География. Биографии. История
Это деление отражает подход к основному содержанию библиотечных фондов в начале ХХ века.
Каждый из разделов делится на 10 разделов более низкого уровня, те, в свою очередь, тоже на 10 разделов и т.д. Каждая из цифр, стоящая в определённом разряде, носит название индекса. Для удобства чтения полного кода при его записи после каждых трёх индексов ставится точка. Чтобы обеспечить более точное описание документа, в УДК применяют определители. Различают общие и специальные определители. Общие могут применяться во всех группировках (например, определитель языка). Они присоединяются к основному индексу с помощью знаков «точка» и «дефис» и уточняют:
форму и характера документа;
географическое место;
язык;
время;
точку зрения.
Специальные разрабатываются для каждой группировки по необходимым для неё классификационным признакам. Все определители присоединяются к основному индексу посредством различных знаков. Специальные определители уточняют предмет описания в документе и присоединяются с помощью знаков «двоеточие», «плюс», «слэш» и других (: , + , /). Они позволяют уточнять объекты описания, давать их перечни, выражать отношения подчинённости между ними и т.д.
Пример применения специального определителя, присоединяемого через дефис:
62. Инженерное дело. Технические устройства
62-59. Устройства для замедления, торможения и остановки.
П2.3.3. Уже упоминавшиеся выше в качестве примера сложных технических систем аттракционы отнесены к индексу «6», внутри которого организована группировка «67/68. Разные производства». В ней, в свою очередь, размещается группировка «688. Производство художественных изделий». В этой группировке выделено место для раздела «688.77. Карусели, качели, кони-качалки, люльки для качалок, оборудование площадок для развлечений».
П2.3.4. Одним из преимуществ системы УДК является возможность построения большого количества фактически независимых подсистем классификации, использующих разный набор признаков и характеризующих предмет с разных сторон. Так, например, сделано по приводам для аттракционов. Такие подсистемы можно формально объединять, что позволяет получить достаточно детальную классификацию. Этому же способствует возможность выполнять деление уровней до необходимой конкретизации.
П2.4. Международная патентная классификация (Международная патентная классификация (шестая редакция). Общие сведения (пер. с англ. официального текста «General Information on the Sixth Edition of the International Patent», публикация № 409), М., 1995.), (далее – МПК).
П2.4.1. МПК является системой, идентифицирующей определённым образом патентные документы. По состоянию на 1994 год МПК полностью использовали 56 стран, в т.ч. Австрия, Великобритания, Германия, Испания, Япония. Общий объём их патентного фонда составлял к этому времени более 18 млн. патентов. Другие 18 стран, такие как Бельгия, Италия, Колумбия, используют для своих патентных документов (более 1 400 тыс. единиц) классификации, совпадающие с МПК до уровня подкласса (четвёртая ступень систематизации).
П2.4.2. Для проведения систематизации в МПК установлено пять ступеней деления: разделы, подразделы, классы, подклассы, рубрики.
На первой (самой верхней) ступени деления каждый из 8 разделов имеет индекс в виде заглавной буквы латинского алфавита и название из одного или нескольких слов. Предусмотрены разделы:
A - Удовлетворение жизненных потребностей
B - Различные технологические процессы. Транспортирование
C - Химия и металлургия
D - Текстиль и бумага
E - Строительство и горное дело
F - Механика, освещение, отопление, двигатели и насосы, оружие и боеприпасы, взрывные работы
G - Физика
H - Электричество.
Если вернуться для сравнения к уже рассмотренному примеру, группировке «устройства для развлечения» то на первой (высшей) ступени деления интерес представляет раздел
А - Удовлетворение жизненных потребностей.
Вторая ступень деления: каждый раздел делится на подразделы. Подразделы имеют только заголовки, состоящие из одного или более слов. Раздел А, например, состоит из четырёх подразделов:
Сельское хозяйство
Пищевые продукты и табачные изделия
Предметы домашнего обихода и личного пользования
Здравоохранение; спорт и массовые развлечения.
Третья ступень деления: в каждом подразделе выделены классы. Заголовок класса состоит из одного или нескольких слов, а индекс – из индекса соответствующего раздела, после которого стоят две арабские цифры. Так, в подразделе «Здравоохранение; спорт и массовые развлечения» третья ступень деления, ведущая к аттракционам – класс.
A 63 Спорт, игры, массовые развлечения.
Четвёртая ступень деления: каждый класс делится на подклассы, обозначаемые заголовком и индексом. Заголовок, как и в предыдущих случаях, состоит из одного или нескольких слов, а индекс – из индекса соответствующего класса, после которого стоит заглавная буква латинского алфавита. В нашем примере устройств для развлечения
А 63 B Снаряды и устройства для физических упражнений, гимнастики, плавания, альпинизма, фехтования, игры с мячами, тренировочные устройства
А 63 C Коньки, лыжи, роликовые коньки, проектирование и планирование кортов, катков и т.п.
А 63 D Кегли и прочие игры с шарами, например, итальянская игра боккиа, кегельбаны и принадлежности к ним, бильярд
А 63 F Карточные игры, игры на досках, игры типа рулетки, комнатные игры с небольшими движущимися игральными предметами, разные игры
А 63 G Карусели, качели, кони-качалки, горки для катания, прочие подобные устройства для массовых развлечений
А 63 H Игрушки, например, волчки, куклы, обручи, строительные наборы и т.п.
А 63 I Оборудование театров, цирков и т.п., устройства для демонстрации фокусов и т.п.
А 63 K Конный спорт. Скачки, оборудование и принадлежности для них.
Таким образом, из восьми группировок (подклассов), выделенных в подразделе A 63, аттракционам посвящён подкласс A 63 G Карусели, качели, кони-качалки, горки для катания, прочие подобные устройства для массовых развлечений.
Пятая ступень деления выражается в том, что в каждом подклассе организуются свои группы и подгруппы. Каждая основная группа и подгруппа состоит из заголовка и индекса. Заголовок выражается одним или несколькими словами, а индекс состоит из индекса подкласса и двух чисел, разделённых косой чертой. Первое число составляют из одной, двух или четырёх цифр. В основных группах второе число представлено двумя нулями. В нашем примере содержание подкласса A 63 G составляют
Карусели
1/00 Карусели
1/02 . закрытого типа (с маскирующими туннелями)
1/04 . с салазками
1/06 . с несколькими концентрическими поворотными кругами
1/08 . с силовым приводом
1/10 . .электрическими
1/12 . приводимые в движение пассажирами
1/14 . . отталкиванием ногами от неподвижной поверхности или бегом на месте
1/16 . . с помощью захватных колец
1/17 . . с помощью весел
1/20 . . с помощью колебательных или качательных движений
1/22 . с велосипедами, служащими в качестве сидений
1/24 . с сиденьями, движущимися в горизонтальной плоскости не по кругу
1/26 . . совершающими планетарное движение в горизонтальной плоскости
1/28 . с подвесными сиденьями, отклоняющимися под действием центробежной силы
1/30 . с перемещающимися вверх и вниз сиденьями, выполненными в виде фигур
1/32 . с сиденьями, из которых два и большее количество образуют балансирные качели
1/34 . с сиденьями, перемещающимися по волнистой траектории
1/36 . с расположенными подвижно в виде качелей сиденьями, перемещающимися не в радиальном направлении
1/38 . с качающимися поворотными кругами
1/40 . . с наклонными мачтами
1/42 . . выполненными в виде конуса
1/44 . перемещающимися вверх и вниз
1/46 . . приводимыми в движение винтовым шпинделем
1/48 . с подвижно установленными на кругах колясками, которые при вращении карусели перемещаются к наружной стороне.
Подводя итог описанию МПК, можно сказать, что схема МПК включает 8 разделов, 20 подразделов, 118 классов, 624 подкласса, более 67 тысяч рубрик.
П2.4.3. Нетрудно заметить, что названия и порядок следования группировок во многом совпадают с УДК. Дальнейшее деление на рубрики выполнено по конструктивным признакам. Здесь также существует текстуальное совпадение с УДК. Например, Карусели с подвесными сидениями, отклоняющимися под действием центробежной силы, в МПК имеют индекс A 63 G 1/28, а в УДК – 688.771.3. Правда, в редакции УДК имеется уточнение «движущимися вверх и вниз и в форме вращающихся качелей».
П2.4.4. Официальное издание МПК выходит на английском языке, с которого потом готовят аутентичные переводы на другие языки стран-участниц. Издание выходит 1 раз в несколько лет. В настоящее время действует 6-е издание (1995 год), но происходит его постепенная замена на 7-е издание (2000 год).
Два тома (9-й и 10-й) отводятся описанию принципов организации МПК и методов работы с ней. Они носят название «Введение в МПК».
В основе систематизации МПК лежит принцип сочетания двух подходов:
подход 1 – изобретения классифицируются по отраслям промышленности или областям человеческой деятельности.
подход 2 – классификация изобретений производится в соответствии с характерной для них функцией.
П2.5. Классификация стальных конструкций.
П2.5.1. Классификация стальных строительных конструкций выполнена по ГОСТу 23118-99. В разделе 3 этого ГОСТа вводится классификация:
3.1.1. По назначению
несущие (основные и вспомогательные),
ограждающие,
совмещающие функции несущих и ограждающих;
3.1.2. По видам соединения
сварные,
болтовые,
клёпаные,
винтовые,
комбинированные;
3.1.3. По степени заводской готовности
полностью изготовленные на заводе,
изготовленные на заводе в виде отправочных марок (элементов) и укрупняемые при монтаже.
3.1.4. По условиям эксплуатации и строительства в зависимости от:
вида силового воздействия:
воспринимающие постоянные, временные нагрузки и воздействия,
воспринимающие, кроме постоянных и временных, особые нагрузки типа подвижных, вибрационных, взрывных, сейсмических;
степени агрессивности внешней среды, эксплуатируемые в средах:
неагрессивных,
слабоагрессивных,
среднеагрессивных,
сильноагрессивных;
температурных условий возведения и эксплуатации:
с расчётной температурой минус 400С и выше,
с расчётной температурой от минус 400С до минус 500С включительно,
с расчётной температурой ниже минус 500С до минус 650С включительно,
с температурой воздействия 100-150 0С,
эксплуатируемые в отапливаемых и неотапливаемых зданиях и сооружениях;
характера функционирования:
стационарные,
сборно-разборные,
передвижные.
3.1.5. По ответственности в зависимости от опасности последствий, т.е. конструкции, отказ которых:
может привести к полной непригодности к эксплуатации здания или сооружения в целом либо значительной его части;
может привести к затруднению нормальной эксплуатации здания или сооружения;
не приводит к нарушению функционирования других конструкций или их элементов.
П2.5.2. В случае применения такой классификации для опасной продукции деление, предложенное в пункте 3.1.5 «в зависимости от опасности последствий», следует произвести, в первую очередь, с точки зрения опасности для людей и окружающей среды, в т.ч. непосредственных пользователей (персонала).
П2.5.3. Для всех сложных технических систем и их составных частей (агрегатов, элементов конструкций) важно четко разделить изделия по видам воздействующих нагрузок: усталостных, ударных и т.д.
П2.6. Классификация механизмов
П2.6.1. Авторы учебных пособий и научных публикаций применяют для механизмов самые различные классификационные схемы. Приведём три из них:
по физическим характеристикам звеньев;
по характеру движения;
по кинематическим парам, входящим в состав механизмов.
П2.6.2. Классификация по физическим характеристикам звеньев [Добровольский В.В. Теория механизмов. М.: Машгиз, 1951. 467 с.] включает группы механизмов:
- механические, т.е. механизмы с твёрдыми звеньями, в т.ч. с
- - абсолютно твёрдыми, которые, в первом приближении, могут быть приняты за неизменяемые,
- - упругими, деформации которых существенным образом влияют на движение механизма,
- - гибкими, движения которых могут быть охарактеризованы как движения абсолютно гибкой нерастяжимой нити;
- гидравлические и пневматические, в состав которых входят жидкие и газообразные звенья, существенно влияющие на движение механизма; при этом жидкие звенья считаются в первом приближении за абсолютно несжимаемые с отсутствием внутреннего трения, а газообразные – за «идеальные газы»,
- электрические, движение которых существенным образом зависит от электромагнитных полей в звеньях и между звеньями механизма;
- радиомеханизмы, в которых связующим звеном служит среда, передающая радиоволны от одного звена к другому;
- фотомеханизмы, в которых роль передатчика движения выполняет световой луч.
Классификация «по физическим характеристикам звеньев» не является строгой, поскольку механизмы с абсолютно твердыми звеньями могут относиться к электрическим, а гидравлика и газовая динамика являются областями механики, хотя с точки зрения удобства их стоит разделить.
П2.6.3. Классификация по характеру движения [Заблонский К.И., Белоконев И.М., Щекин Б.М. Теория механизмов и машин : Учебник – К. : Выща шк. Головное изд-во, 1989.- 376 с., 349 ил., 18 табл.] включает две группы механизмов
плоские, у которых траектории точек подвижных звеньев описывают плоские кривые, лежащие в параллельных плоскостях;
пространственные, точки звеньев которых описывают неплоские траектории или траектории, лежащие в пересекающихся плоскостях.
П2.6.4. Классификация по кинематическим парам, входящим в состав механизмов [Левитский Н.И. Теория механизмов и машин. – М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979. 576 с.] различает:
- механизмы с низшими парами, т.е. такими, в которых требуемое относительное движение звеньев может быть получено постоянным соприкасанием элементов пары по поверхности (вращательная, поступательная, винтовая, цилиндрическая, сферическая и плоскостная пары);
- механизмы с высшими парами, т.е. такими, в которых требуемое относительное движение звеньев может быть получено только соприкасанием элементов пары по линиям и в точках.
Классификация по деталям опасных конструкций вряд ли целесообразна (уж во всяком случае, как основная), поскольку в ней не проявляется явно основная цель изготовления продукции (достижение определённого эффекта), К тому же она может оказаться очень громоздкой.
Приложение № 2 к Методическим рекомендациям по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
П3.1. Для оценки значения показателей, характеризующих опасность ОТР, для которых будет разрабатываться данный проект, могут использоваться теоретические описания, результаты практического опыта и готовые технические решения.
П3.2. Сложность определения потенциальной опасности большинства ОТР состоит в том, что, несмотря на то, что действия любого фактора, определяющего эту опасность, описываются на основе известных законов природы, очень часто трудно выделить действие именно этого фактора вне зависимости от других. Т.е. для того, чтобы можно было применить аппарат, используемый в той или иной области знаний, или результаты практического опыта, необходимо соответствующим образом сформулировать описание каждого этапа сценария развития опасной ситуации. При этом, конечно, должны быть учтены и влияние опасных факторов друг на друга, и условия их реализации.
При теоретическом описании строится модель, отражающая предметную область данного проекта с точки зрения адекватного проявления свойств, реализация которых является опасной, и тут возможно три случая.
П3.3. В первом случае возможно описать действие каждого опасного фактора по этапам сценария либо с помощью известного аппарата и/или применить существующие практические результаты. Внешние воздействия учитываются как обычно. Это самый простой случай.
П3.4. Во втором случае ОТР представляется как некоторая структура, состоящая из элементов и связей. Причем используется именно структурное представление в том смысле, что свойства каждого элемента и связи в этой структуре определяют однозначно и свойства всей структуры в целом. Внешние по отношению к структуре, представляющей ОТР, воздействия учитываются как обычно. Более детально этот случай описан в приложении 3.
П3.5. Третий вариант описания ОТР. В общем случае ОТР может быть описан только в виде системы, т.е. свойства этой системы не могут быть полностью адекватно описаны только через взаимодействие элементов и связей. Система, вообще говоря, может быть и многоуровневой. В этом случае либо используются известные в разных отраслях знаний описания систем (Итоги науки и техники. ГНТП «Безопасность». Концепция и итоги работы, 1991 – 1992. - М.: ВИНИТИ, 1993, 528 с.; Хенли Э., Кумамото Х. Надежность технических систем и оценка риска. – Машиностроение, 1984, - 528 с.; Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Функционирование и развитие сложных народно-хозяйственных, технических, энергетических, транспортных систем, систем связи и коммуникаций: 2 ч. – М.: МГФ Знание, 199, – Ч. 1. 448 с. Ч. 2, 416 с.) с учетом различных применяемых упрощений их описания, либо практические приемы обеспечения безопасности сложных ОТР.
П3.6. Кроме перечисленных в П3.3 – П3.5 случаев, возможны и их различные комбинации, которые представляют собой простую суперпозицию перечисленных случаев и описываются последовательным применением указанных рекомендаций.
Приложение № 3 к Методическим рекомендациям по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов |
Дополнительные Рекомендации
Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.