ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ

ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

 

Первая редакция

 

Содержание

 

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4

 

2. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕГЛАМЕНТА………………………..7

 

3. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В РЕГЛАМЕНТЕ……………………………………….…………………….8

3.1. Общее представление об ОТР……………………………………8

3.2. Идентификационные реквизиты материальных объектов…….11

3.3. Характеристики материальных объектов…….…………..…….13

3.4.  Идентификационные реквизиты технологических

      процессов………………………………………………………..15

3.5.  Характеристики технологических процессов……………..…..15

3.6.  Общие правила идентификации ОТР…………………………..15

 

4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ

К ОТР………………………………………………………………………...16

4.1. Общие рекомендации…………..……………………………………..16

4.2. Рекомендации по выбору свойств……………………………………22

 

5. Разработка, принятие, изменение и отмена технических регламентов …………………………………...……..27

6. Рекомендации по оформлению проекта федерального закона о техническом регламенте…………………………….31

Приложение № 1. Справка о действующих системах классификации…39

Приложение № 2. Рекомендации по применению системного

   анализа………………………………………………....56

Приложение № 3. Дополнительные рекомендации по построению

 и использованию структурных схем

 для моделирования……………………………………58

Приложение № 4. Образец построения базового перечня опасностей...61

Приложение № 5. Примерная структура проекта технического

 регламента……………………………………………68

Список рекомендуемой литературы……………………………………..79



ВВЕДЕНИЕ

 

1.1. Настоящие Методические рекомендации носят рекомендательный характер для использования при разработке и анализе общих и специальных технических регламентов (далее – регламент), подпадающих под действие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон), и направлены на написание технического регламента в статусе проекта федерального закона, как наиболее сложного варианта нормативно-правового документа.

1.2. Цель разработки этих методических рекомендаций – оказание помощи разработчикам проектов регламентов и в соответствии со статьёй 3 Закона обеспечение применения единых правил установления в регламентах обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации с учетом других требований указанной статьи.

Приведенные в тексте методических рекомендаций прямые цитаты из Закона выделены курсивом с той целью, чтобы разработчик проекта регламента мог отличить обязательные требования ФЗ от комментариев, рекомендаций и предложений, подлежащих дальнейшему обсуждению и проверке на практике.

1.3. При разработке методических рекомендаций учитывалось, что такая законотворческая деятельность, как разработка и утверждение регламентов, касается вопросов безопасности государства, людей, окружающей среды, сооружений и технических систем. Поэтому особое внимание в методических рекомендаций уделено организации технического регулирования таким образом, чтобы оно основывалось на научных исследованиях, практическом опыте обеспечения безопасности всего жизненного цикла опасной продукции и других подобных объектов (в том числе международном) и не противоречило законодательству Российской Федерации.

1.4. Продукция, процессы её производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации выступают в качестве объекта технического регулирования (далее - ОТР). Основным предметом регламента является установление требований, обеспечивающих безопасность всех перечисленных ОТР. Исходя из требований Закона, установление подобных требований фактически должно регламентировать две взаимосвязанные области деятельности:

содержательную (разрабатывается и обосновывается смысловая часть требований);

организационно-правовую (научно-технические документы получают форму правовых, высшим из которых является технический регламент).

1.5. В содержательной области результатом работы являются:

представление регламента, как правового акта, включающая обоснование необходимости его принятия, в т.ч. и финансово-экономическое обоснование,

описание ОТР с технической точки зрения и его представление в регламенте,

выбор и обоснование требований, обеспечивающих безопасность ОТР,

выбор и обоснование способов подтверждения соответствия установленным требованиям.

В организационно-правовой области результатом работы являются:

установление особенностей проведения контроля (надзора) за выполнением требований регламента (если это необходимо),

установление требований к переходному периоду до вступления в силу требований регламента,

оформление регламента как юридического документа,

выполнение процедуры разработки и принятия регламента.

1.6. Закон предусматривает практически полную прозрачность при подготовке проекта регламента к принятию в качестве правового документа. Это неизбежно будет способствовать придирчивому анализу проекта со стороны научных, административных и производственных организаций, ведущих специалистов в России и за рубежом. Поэтому рекомендуется параллельно разработке проекта вести такой документ, как «Пояснительная записка», в котором не только давать обоснования всем принимаемым решениям, но и предусматривать возможные возражения. Предлагаемая методика написания документа может в значительной мере облегчить и прохождение публичного обсуждения.

Вероятные позиции оппонентов могут базироваться на проблемах:

корректности идентификации ОТР;

рациональности использования альтернативных технических подходов к проблеме;

возможности решения проблемы путём принятия стандартов или методами, не требующими вмешательства государства;

установления излишних ограничений на экономическую деятельность;

гармонизации с аналогичными зарубежными или международными документами.

Могут предлагаться альтернативные подходы, например, такие как:

использование положений действующего законодательства;

применение норм и практических приёмов страхования;

активизация экономических рычагов (страхование, налоги, ценовая политика и пр.);

разработка стандартов и/или других нормативно-технических документов;

внедрение образовательных программ;

ориентирование общественных организаций и формирование общественного мнения и т.п.

1.7. В настоящих методических рекомендациях применяются те же термины, которые использованы в Законе. Необходимые уточнения и комментарии к ним, а также другие понятия, использованные при написании рекомендаций, приведены в приложении № 1.

 

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОТР

4.1. Общие рекомендации

4.1.1 Требования к ОТР формируются таким образом, чтобы их соблюдение могло предотвратить опасные проявления свойств ОТР. В соответствии с определением понятия «требования», они должны быть выражены в регламенте в виде некоторого набора свойств и/или параметров процесса и значений физических величин, характеризующих свойства. Одновременно должны быть описаны критерии выбора этих свойств и величин. Если в регламенте требования приводятся в виде методики обеспечения безопасности, должно быть указано, как можно конкретно реализовать эту методику.

Набор выбранных свойств формируется по их принадлежности к группам, указанным в пункте 3.3.2.

Критерием выбора согласно статье 6 Закона, служит значимость характеристик для обеспечения:

«защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей».

4.1.2. Регламентированию подлежат характеристики, влияющие согласно статье 7 Закона на безопасность защищаемых объектов от:

излучений,

биологических воздействий,

взрывов,

механических воздействий,

пожаров,

промышленных опасностей,

термических воздействий,

химических воздействий,

поражений электрическим током и электромагнитными полями,

ядерного и радиационного влияния.

Регламентируются также характеристики, обеспечивающие

электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования,

единство измерений.

Защищаемые объекты понимаются согласно требованиям статьи 6 Закона. 

4.1.3. Согласно статье 7 Закона в регламенте должны быть установлены минимально необходимые требования, т.е. указывая численные значения характеристик, следует использовать формулировки типа «не ниже», «не выше».

4.1.4. В соответствии с принципом «соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а так же уровню научно-технического развития» (статья 3 Закона) следует провести сравнительный анализ:

экономической целесообразности устанавливаемых требований (т.е. оценить, что рациональнее – улучшить характеристики продукции или повысить другие меры защиты);

перспективности выпуска продукции (других ОТР);

существования надёжных с метрологической точки зрения методов определения характеристик и необходимых апробированных методов расчёта.

4.1.5. В соответствии с принципом «единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия» (статья 3 Закона) рекомендуется приводить в пояснительной записке к регламенту указания по выбору методов определения устанавливаемых характеристик с обоснованием. При составлении указаний следует иметь в виду, что:

«Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются с соблюдением положений статьи 9 настоящего Федерального закона федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции в течение шести месяцев со дня официального опубликования технических регламентов и утверждаются Правительством Российской Федерации»

4.1.6. В тексте регламента надо обосновать, что набор выбранных свойств и комплекс установленных требований к ним полностью обеспечивает данный вид безопасности.

4.1.7. Одной из целей принятия регламента названо «предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей». Обязательным условием решения этой комплексной задачи являются меры, приведенные в предыдущих разделах и относящиеся к обеспечению полноты и достоверности свойств и требований к ним. Очень важно обеспечить ясность и точность применения понятий и не двойного многозначного толкования терминов.

4.1.8. Для учета действия набора свойств рекомендуется применять системный анализ продукции. В этом случае ОТР рассматривается и описывается как техническая система, взаимодействующая с внешней средой (приложение № 2).

В качестве основы для проведения системного анализа рекомендуется использовать структурную схему ОТР совместно с разработанными правилами её применения (приложение № 3).

Структурная схема представляет собой описание объекта как набора взаимодействующих элементов. Эти взаимодействия могут быть техническими (порождаемыми реальными физическими процессами в пространстве и времени) и логическими (например, отражающими причинно-следственные связи). При этом каждый элемент должен обладать свойством целостности, то есть однозначно определяться некоторым конечным набором свойств (в частности, технических характеристик), позволяющих отследить любое влияние элемента на поведение системы в целом. Сама структура, в свою очередь, должна удовлетворять свойству полноты: любое её поведение должно быть объяснимо только с помощью анализа взаимодействия составляющих элементов.

Конкретный вид структурной схемы может быть произвольным. Разработчик проекта регламента (далее – разработчик) может использовать рисунки, чертежи, диаграммы, таблицы, другие виды графического представления информации. Допустимо текстовое описание как отдельных частей, так и всей рассматриваемой системы. Уровень обобщения, определяемый характером рассматриваемых элементов структурной схемы, и степень детализации (которая может выражаться в количестве используемых элементов и их учтённых свойств) также выбираются разработчиком.

Описываемая структурной схемой система моделирует те характеристики объекта технического регулирования, которые разработчик сам считает нужным выделить и исследовать в целях обеспечения безопасности. Связь между структурной схемой и реальными объектами осуществляют правила применения, дополнительно предлагаемые отдельно для каждой используемой схемы самим разработчиком в тех случаях, когда это представляется ему целесообразным.

На этапе проведения предварительного анализа рисков структурная схема объекта технического регулирования служит для иллюстрации возможного поведения системы, поэтому она должна быть представлена таким образом, чтобы были видны все потенциальные риски, превышающие предельный уровень, а также предполагаемые причины их возникновения. Такое представление впоследствии будет служить обоснованием необходимости принятия регламента.

Структурная схема является одной из основ для идентификации ОТР. Выбор структурной схемы важен потому, что, во-первых, вид схемы будет определять сферу применимости требований регламента, а во-вторых, правильный выбор схемы устраняет возможность задания в техническом регламенте требований, определяющих конструкцию или исполнение объекта, в тех случаях, когда это не вызвано требованиями обеспечения безопасности (пункт 4 статьи 7 Закона).

Кроме того, структурная схема ОТР используется на этапе определения обязательных требований безопасности. Путём анализа взаимодействия составных элементов выявляются возможные потенциально опасные сценарии поведения системы, описываемой структурной схемой, и для каждого из этих сценариев задаются обязательные требования безопасности, минимально необходимые для достижения целей, указанных в статье 6 Закона.

Рекомендации по построению структурных схем приведены в приложении № 3.

4.1.9. На следующем этапе работы целесообразно рассмотреть все возможные потенциальные опасности для защищаемых объектов, которые могут возникать на всех определенных Законом стадиях жизненного цикла продукции (эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация). Образец построения базового перечня опасностей приведен в   приложении № 4.

На основании сформированного перечня опасностей в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 8 Закона принимается решение о подготовке общего или специального технического регламента.

Анализ опасностей, порождаемых ОТР, выполняется с помощью структурной схемы и включает в наиболее полном виде следующие разделы:

построение структурной схемы ОТР;

правила применения схемы (и, как следствие, идентификации и включение реальных объектов в предметную область регламента);

анализ взаимодействий элементов системы, описываемой структурной схемой;

перечисление сценариев, описывающих развитие опасных ситуаций (либо методика по их выявлению) с указанием требований безопасности;

описание потенциально опасных сценариев поведения системы (предъявляется для обоснования необходимости разработки регламента);

выбор механизмов подтверждения соответствия.

При этом необходимо учитывать ограничение: обязательные требования безопасности, устанавливаемые в рамках регламента, могут быть сформулированы только для реальных свойств системы, которые учтены в используемой модели, описываемой структурной схемой.

4.1.10. Предъявляя требования безопасности, разработчик может действовать, руководствуясь одним из двух рекомендуемых подходов.

Первый подход предусматривает явное и исчерпывающее перечисление сценариев поведения системы, описывающих опасное поведение ОТР, с указанием потенциально возможных опасностей, превышающих предельно допустимый уровень, и требований, обеспечивающих устранение или снижение уровня таких опасностей.

Второй подход даёт разработчику возможность самому предложить обязательный алгоритм исследования любой из используемых им структурных схем и зафиксировать его в проекте регламента. Этот алгоритм должен в полной мере отражать взгляды разработчика на то, как нужно анализировать поведение системы, описываемой структурной схемой, чтобы учесть все риски и сформулировать необходимые требования. Предлагаемый алгоритм (или методика) исследования системы должен быть ясно и недвусмысленно изложен в тексте проекта, обладать свойствами конечности и дискретности шагов (другими словами, он обязан быть однозначно и полностью реализуем на практике в процессе подтверждения соответствия требованиям регламента). Вопросы, касающиеся анализа поведения систем, описываемых структурными схемами, могут изучаться при оценке риска (например, методом FEMA).

Важно помнить, что требования, полученные на основе анализа используемой структурной схемы, в дальнейшем будут предъявляться к реальным ОТР лишь в той мере, которая задаётся правилами применения данной схемы.

 

4.2. Рекомендации по выбору свойств

4.2.1. Защита от излучений

В этом случае, как правило, действие различных видов излучений на объекты, подвергаемые потенциальной опасности, может рассматриваться независимо. Синергетические эффекты присутствуют, но они связаны с ухудшением общего состояния объекта. Возможно также суммирование эффектов воздействия одного вида излучения, например, для нейтронного излучения. Основными свойствами, характеризующими опасность излучения (кроме характеризующих его природу), являются его мощность и проникающая способность. Как правило, на основе анализа этих свойств формируются требования безопасности.

4.2.2. Защита от биологических опасностей

4.2.2.1. В виду сложности природы биологических опасностей защите от них должно быть уделено особое внимание, как это предписывается Законом. В пункте 9 статьи 7 Закона предписывается необходимость учета всех факторов, определяющих действие биологических опасностей: «Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования». В этом же пункте статьи 7 указывается на необходимость требуемой оперативности: «В случае, если безотлагательное применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер необходимо для достижения целей ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может быть получено в необходимые сроки, ветеринарно-санитарные или фитосанитарные меры, предусмотренные техническими регламентами в отношении определенных видов продукции, могут быть применены на основе имеющейся информации, в том числе информации, полученной от соответствующих международных организаций, властей иностранных государств, информации о применяемых другими государствами соответствующих мерах или иной информации».

При оценке биологических опасностей должны быть учтены:

все потенциальные источники биологических опасностей;

возможные пути и способы воздействия этих источников на защищаемые объекты;

все возможные последствия опасных воздействий.

При действии биологических источников риска необходимо учитывать климатические и географические факторы.

Разработка ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер должна проводится с учетом следующих экономических факторов:

потенциального ущерба от уменьшения объема производства продукции или ее продаж в случае проникновения, закрепления или распространения какого-либо вредителя или заболевания;

расходов на борьбу и/или ликвидацию источников биологической опасности;

оценки эффективности применяемых альтернативных мер для снижения рисков.

При написании этого раздела в регламенте рекомендуется учитывать современные санитарные нормы, правила и другие нормативные документы Минздравсоцразвития России и Ростехнадзора.

4.2.3. Защита от взрывов

При разработке требований по защите от взрывов можно использовать ГОСТ Р 51330.11-99 Смеси взрывоопасные. Классификация и методы испытаний. Также необходимо учитывать правила и другие нормативные документы МЧС России и Ростехнадзора, а также современные санитарные нормы Минздравсоцразвития России.

4.2.4. Защита от механических воздействий.

4.2.4.1. Опасные классы и виды механических воздействий многочисленны, достаточно хорошо исследованы и описаны. Рекомендуется отдельно рассматривать воздействия на техногенные разработки: конструкции, устройства, здания, строения, сооружения, т.е. на то, что проектируется и разрабатывается, и действующие на людей, имущество, окружающую среду.

Для техногенных устройств и конструкций типа машин и оборудования за основу подхода могут быть взяты ГОСТ ИСО/ТО 12100-1-2001 Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика и ГОСТ ИСО/ТО 12100-2-2002 Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические правила и технические требования. При установлении конкретных требований следует руководствоваться положениями раздела 3.1 настоящих Методических рекомендаций.

Для второй группы защищаемых объектов в приложении 4 приведен примерный перечень опасностей, на основе которого необходимо построить аналогичный соответствующий для выбранных видов ОТР, и действовать на основе рекомендаций раздела 3.1 настоящих Методических рекомендаций.

4.2.5. Защита от пожаров

При обеспечении пожарной безопасности необходимо помнить, что защитные меры состоят из двух частей: недопущения возгорания и эффективности средств пожаротушения. Для выполнения первой части защитных мер необходимо идентифицировать все источники потенциального возгорания, рассмотреть возможные способы их воспламенения и сценарии горения. Рекомендуется использовать общий подход раздела 3.1 настоящих Методических рекомендаций.

При определении достаточности средств пожаротушения и других средств спасения необходимо, исходя из полученных возможных сценариев пожаров, оценить эффективность этих средств, включая мощность средств борьбы с огнем, наличие необходимых путей эвакуации, обеспечение свободного подъезда пожарной техники, аварийных выходов и т.п.

При написании этого раздела в регламенте рекомендуется использовать содержание

ГОСТ 12.1.004-91* ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования;

ГОСТ 12.1.018-93 ССБТ. Пожарная безопасность. Электростатическая искробезопасность. Общие требования,

а также других нормы, правила и нормативных документов Минздравсоцразвития России, МЧС России и Ростехнадзора.

4.2.6. Защита от промышленных опасностей

В этом разделе необходимо комплексное рассмотрение всех потенциальных опасностей, присущих данному производству, с учетом используемых технологий и оборудования по общей схеме, приведенной в пункте 3 данных рекомендаций.

4.2.7. Защита от термических воздействий

В этом разделе рассматриваются все потенциальные опасности и способы их реализации, порождаемые действием высоких и низких температур любой природой с учетом всех возможных способов их воздействия на защищаемые объекты. Должны также учитываться вторичные эффекты действия температур: возгорание, замерзание, разрушение и т.п.

4.2.8. Защита от химических воздействий

При написании этого раздела необходимо выделить и идентифицировать все источники химических воздействий, описать сценарии их действия на защищаемые объекты. Требуется также учесть синергетические эффекты. Необходимо принять во внимание положения стандартов:

ГОСТ 12.1.007-76* ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности;

ГОСТ 12.1.014-84 ССБТ. Воздух рабочей зоны. Метод измерения концентрации вредных веществ индикаторными трубками;

ГОСТ 12.1.019-76 ССБТ. Воздух рабочей зоны. Требования к методикам измерения концентраций вредных веществ.

Должны быть учтены современные санитарные нормы, правила и другие нормативные документы Минздравсоцразвития России и Ростехнадзора.

Уточнение требования химической безопасности необходимо проводить с учетом особенностей защиты объектов, не вошедших в перечисленные выше документы.

4.2.9. Защита от поражений электрическим током и электромагнитными полями

При написании этого раздела в регламенте рекомендуется брать за основу содержание                                                                          ГОСТ 12.1.002-76 ССБТ. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряжённости и требования к проведению контроля на рабочих местах;

ГОСТ 12.1.009-76 ССБТ. Электробезопасность. Термины и определения;

ГОСТ 12.1.006-84* ССБТ. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля;

ГОСТ 12.1.019-79 ССБТ. Электробезопасность, Общие требования и номенклатура видов защиты;

ГОСТ Р 50030.2-99 Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 2. Автоматические выключатели,

а также другие современные санитарные нормы, правила и другие нормативные документы Минздравсоцразвития России и Ростехнадзора.

Уточнение требований электробезопасности необходимо проводить с учетом объектов защиты, не вошедших в указанные выше документы.

4.2.10. Защита от ядерного и радиационного воздействия.

При написании этого раздела должны быть выявлены и идентифицированы все воздействия, определены потенциальные пути и способы воздействия на защищаемые объекты. Оценка опасностей согласно разделу 3.1 настоящих Методических рекомендаций. Должны быть учтены соответствующие документы МЧС России, Ростехнадзора и руководства по гражданской обороне.

 

СПРАВКА О ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДМЕТНЫХ КЛАССИФИКАЦИЯХ

 

П2.1. Общие сведения

П2.1.1. Научная классификация (синоним: систематизация) как категория в логике и способ познания мира имеет давнюю историю во всех областях человеческой деятельности. Опыт применения методов классификации значительно обогатился, когда начали развиваться библиотечные и экономические справочные системы. Дополнительный импульс практика классификации получила от разработки автоматизированных управляющих, информационных и экспертных систем. В настоящее время методы и принципы построения классификационных схем разработаны довольно тщательно, изложены в научно-методической литературе и, во многом, включены в учебные пособия и нормативную документацию.

П2.1.2. Процедура анализа классификационных схем для их применения в техническом регламенте должна соответствовать принципам их логического построения. Следует:

1) определить назначение рассматриваемой классификации;

2) уточнить делимое понятие (предметную область), т.е. множество объектов, подлежащих классификации и выделить разделы, которые относятся непосредственно к данному виду ОТР или к смежным областям;

3) определить набор классификационных признаков, принятых в данной классификационной схеме за основание деления;

4) оценить структуру и строгость классификации и особенности её применения (там, где это возможно).

При этом следует иметь в виду, что:

1) назначение классификации соответствует кругу технических, экономических, управленческих и других задач, для решения которых она предназначена;

2) любая классификация опирается на определение понятия, что позволяет выделить предметную область классификации. В нашем случае она ограничена продукцией и технологическими процессами её производства, эксплуатации и утилизации.

П2.1.3. В системе стандартизации задача классификации объектов стандартизации играла значительную роль. ГОСТ Р 1.5-92 устанавливал, что классификационные структуры должны входить в основополагающие организационно-методические стандарты (п. 7.1.1) и в стандарты общих технических условий (п. 7.2.2). В методической литературе по стандартизации прошлых лет пояснялось также, что разработка любых групп (систем) стандартов должна начинаться со стандартов на терминологию и классификацию.

Госстандарт России возглавлял работы по ведению общесоюзных классификаторов и курировал работы по отраслевым классификаторам. Приоритет здесь отдавался продукции базовых отраслей народного хозяйства: материалам, машинам и т.д. Тем не менее изделия даже малых предприятий также имели свою нишу в системе народного хозяйства, а, следовательно, и место в Общесоюзном классификаторе продукции.

П2.1.4. При построении новой классификации наиболее сложным является выбор и упорядочение признаков, применяемых в качестве основания деления. В основу формирования классификационных группировок, несомненно, должны быть положены признаки, которые можно считать определяющими при решении технико-экономических задач. Важно также определить всю совокупность и последовательность этих признаков (последнее особенно важно для фасетных классификаций).

Анализ существующих схем, как правило, затруднён тем, что разработчики классификаций зачастую не только не приводят обоснование для выбора признаков деления, но и не указывают сами эти признаки. Осложняющим фактором является также то обстоятельство, что в нашем случае на данном этапе работ технико-экономические задачи исследования также не сформулированы.

В том случае, когда классификационные признаки не названы в руководствах по пользованию анализируемой системой, их можно будет определить двумя путями:

сравнением установленных подклассов между собой;

использованием системообразующих признаков, вошедших в делимое понятие.

 

П2.2. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 ОКП, утверждённый постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301. Издание официальное, тома 1-2, Госстандарт России, М., 1995, 560 с. (далее – ОКП).

П2.2.1. ОКП разрабатывался ВНИИКИ Госстандарта России как часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. В число разработчиков ОКП входило ещё 20 организаций, различного профиля.

П2.2.2. Классификационные группировки на самом верхнем уровне выражаются перечнем классов:

01 0000 Электроэнергия, теплоэнергия, вода, лёд, холод

02 0000 Нефть, нефтепродукты, газ

…………

16 0000 Крепёжные изделия общемашиностроительного применения

………..

41 0000 Продукция общемашиностроительного применения

………...

75 0000 Техника авиационная

………..

95 0000 Продукция полиграфической промышленности

96 0000 Изделия культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения театрально-зрелищных предприятий, вспомогательные для лёгкой промышленности

97 0000 Продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства

98 0000 Продукция животноводства.

П2.2.3. Каждая позиция ОКП содержит шестизначный и пятиразрядный код, включающий сведения о классе (две первые цифры), подклассе, группе, подгруппе и виде продукции. Выбор классификационных группировок отражал структуру народного хозяйства, на момент создания ОКП зафиксированную набором отраслевых министерств. Определённую роль играла также значимость этих министерств и номенклатура их продукции. Так, например, металлам отдано несколько классов (с 08 до 14), а мебели или медицинской технике - по одному классу. Всего собрано 83 класса в диапазоне от 01 0000 до   99 0000. С тех пор структура ОКП не претерпела каких-либо изменений на уровне высших классификационных группировок.

Подход к формированию структуры классификационных группировок можно проиллюстрировать на примере таких, часто упоминаемых в СМИ изделий, как устройства для развлечений.

96 800 – означает подкласс Оборудование, инвентарь и принадлежности театрально-зрелищных предприятий и учреждений культуры

96 8500 - Аттракционы и запасные части к ним

96 8510 - Аттракционы / с вращением вокруг вертикальной оси

96 8520 - Аттракционы с вращением вокруг горизонтальной оси

96 8530 - Автодромы

96 8540 - Горы катальные и железные дороги детские

Соответственно, позиция 96 8500 по терминологии ОКП представляет собой группу однородной продукции. Эта группа, в свою очередь, включает перечисленные подгруппы.

Внутри подгрупп осуществляется дальнейшее деление на виды продукции, что фиксируется числом в шестом разряде (пятой ступени классификации от первого знака) кода. Например, подгруппа

96 8520  Аттракционы с вращением вокруг горизонтальной оси

включает два вида продукции:

96 8521  Аттракционы малой вместимости с качанием

96 8522  Колёса обозрения.

П2.2.4. Разработчики ОКП не указали методику выбора и упорядочивания признаков, которые послужили основанием для классификации. Сказано только, что «деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам». В первом приближении видно, что для деления на классы (первая ступень деления - две первые цифры слева) на равных основаниях могут использоваться характеристики изделия как объекта производства, так и объекта потребления (сравните, например, 52 0000 – Оборудование для регулирования дорожного движения, 53 0000 – Продукция лесозаготовительной промышленности).

Анализ деления аттракционов на подгруппы и виды также не позволяет обнаружить явные классификационные признаки. Две первые подгруппы - 96 8510 и 96 8520 характеризуются видом движения транспортного средства (вращательным), а различаются направлением оси вращения (вертикальная или горизонтальная). Если следовать этому принципу, то по правилам классификации: 1) на этой же ступени деления должны находиться аттракционы с поступательным и комбинированным движением; 2) аттракционы с вращательным движением должны занимать одну подгруппу, а деление в зависимости от направления осей следует осуществлять на ступень ниже. Эти методические требования к классификации здесь не соблюдаются.

Таким образом, можно заключить, что ОКП не подчиняется строгим классификационным принципам.

П2.2.5. В целом ОКП используется при:

решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам;

сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП;

статистическом анализе производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях;

структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.

П2.3. Универсальная десятичная классификация. (третье советское издание. Выпуск 5. Часть 2. 67/69 Различные отрасли промышленности и ремесла. Строительство. М., Издательство стандартов, 1986, 258 с.) (далее – УДК).

П2.3.1. УДК является международной. Её высшие классификационные группировки одинаковы для всех стран, принявших эту систему, в т.ч. России, США, практически всех стран Европы. Применяется она для систематизации произведений печати и различных непубликуемых документов (отчёты, диссертации, служебная документация и т.п.) в таких хранилищах информации, как библиотеки и архивы. Отвечает за ведение УДК организация МФД – Международный Форум по Документации. Совместно с национальными комитетами она разрабатывает дополнения к УДК и готовит их публикацию в виде отдельных выпусков.

П2.3.2. В основе структуры УДК лежит «принцип деления на десять», т.е. разбиения любой группы классифицируемых объектов на десять разделов. На первой ступени классификации все отрасли знаний разделены на 10 групп:

0     Общий раздел

1     Философия

2      Религия

3      Общественные науки. Право. Управление

4      (Резерв)

5      Математика. Естественные науки

6      Прикладные знания. Медицинская техника

7      Искусство. Прикладное искусство. Игры. Спорт

8      Филология. Языкознание. Художественная литература

9       Краеведение. География. Биографии. История

Это деление отражает подход к основному содержанию библиотечных фондов в начале ХХ века.

Каждый из разделов делится на 10 разделов более низкого уровня, те, в свою очередь, тоже на 10 разделов и т.д. Каждая из цифр, стоящая в определённом разряде, носит название индекса. Для удобства чтения полного кода при его записи после каждых трёх индексов ставится точка. Чтобы обеспечить более точное описание документа, в УДК применяют определители. Различают общие и специальные определители. Общие могут применяться во всех группировках (например, определитель языка). Они присоединяются к основному индексу с помощью знаков «точка» и «дефис» и уточняют:

форму и характера документа;

географическое место;

язык;

время;

точку зрения.

Специальные разрабатываются для каждой группировки по необходимым для неё классификационным признакам. Все определители присоединяются к основному индексу посредством различных знаков. Специальные определители уточняют предмет описания в документе и присоединяются с помощью знаков «двоеточие», «плюс», «слэш» и других (: , + , /). Они позволяют уточнять объекты описания, давать их перечни, выражать отношения подчинённости между ними и т.д.

Пример применения специального определителя, присоединяемого через дефис:

62. Инженерное дело. Технические устройства

62-59. Устройства для замедления, торможения и остановки.

П2.3.3. Уже упоминавшиеся выше в качестве примера сложных технических систем аттракционы отнесены к индексу «6», внутри которого организована группировка «67/68. Разные производства». В ней, в свою очередь, размещается группировка «688. Производство художественных изделий». В этой группировке выделено место для раздела «688.77. Карусели, качели, кони-качалки, люльки для качалок, оборудование площадок для развлечений».

П2.3.4. Одним из преимуществ системы УДК является возможность построения большого количества фактически независимых подсистем классификации, использующих разный набор признаков и характеризующих предмет с разных сторон. Так, например, сделано по приводам для аттракционов. Такие подсистемы можно формально объединять, что позволяет получить достаточно детальную классификацию. Этому же способствует возможность выполнять деление уровней до необходимой конкретизации.

 

П2.4. Международная патентная классификация (Международная патентная классификация (шестая редакция). Общие сведения (пер. с англ. официального текста «General Information on the Sixth Edition of the International Patent», публикация № 409), М., 1995.), (далее – МПК).

П2.4.1. МПК является системой, идентифицирующей определённым образом патентные документы. По состоянию на 1994 год МПК полностью использовали 56 стран, в т.ч. Австрия, Великобритания, Германия, Испания, Япония. Общий объём их патентного фонда составлял к этому времени более 18 млн. патентов. Другие 18 стран, такие как Бельгия, Италия, Колумбия, используют для своих патентных документов (более 1 400 тыс. единиц) классификации, совпадающие с МПК до уровня подкласса (четвёртая ступень систематизации).

П2.4.2. Для проведения систематизации в МПК установлено пять ступеней деления: разделы, подразделы, классы, подклассы, рубрики.

На первой (самой верхней) ступени деления каждый из 8 разделов имеет индекс в виде заглавной буквы латинского алфавита и название из одного или нескольких слов. Предусмотрены разделы:

A - Удовлетворение жизненных потребностей

B - Различные технологические процессы. Транспортирование

C - Химия и металлургия

D - Текстиль и бумага

E - Строительство и горное дело

F - Механика, освещение, отопление, двигатели и насосы, оружие и боеприпасы, взрывные работы

G - Физика

H - Электричество.

Если вернуться для сравнения к уже рассмотренному примеру, группировке «устройства для развлечения» то на первой (высшей) ступени деления интерес представляет раздел

А - Удовлетворение жизненных потребностей.

Вторая ступень деления: каждый раздел делится на подразделы. Подразделы имеют только заголовки, состоящие из одного или более слов. Раздел А, например, состоит из четырёх подразделов:

Сельское хозяйство

Пищевые продукты и табачные изделия

Предметы домашнего обихода и личного пользования

Здравоохранение; спорт и массовые развлечения.

Третья ступень деления: в каждом подразделе выделены классы. Заголовок класса состоит из одного или нескольких слов, а индекс – из индекса соответствующего раздела, после которого стоят две арабские цифры. Так, в подразделе «Здравоохранение; спорт и массовые развлечения» третья ступень деления, ведущая к аттракционам – класс.

A 63 Спорт, игры, массовые развлечения.

Четвёртая ступень деления: каждый класс делится на подклассы, обозначаемые заголовком и индексом. Заголовок, как и в предыдущих случаях, состоит из одного или нескольких слов, а индекс – из индекса соответствующего класса, после которого стоит заглавная буква латинского алфавита. В нашем примере устройств для развлечения

А 63 B Снаряды и устройства для физических упражнений, гимнастики, плавания, альпинизма, фехтования, игры с мячами, тренировочные устройства

А 63 C Коньки, лыжи, роликовые коньки, проектирование и планирование кортов, катков и т.п.

А 63 D Кегли и прочие игры с шарами, например, итальянская игра боккиа, кегельбаны и принадлежности к ним, бильярд

А 63 F Карточные игры, игры на досках, игры типа рулетки, комнатные игры с небольшими движущимися игральными предметами, разные игры

А 63 G Карусели, качели, кони-качалки, горки для катания, прочие подобные устройства для массовых развлечений

А 63 H Игрушки, например, волчки, куклы, обручи, строительные наборы и т.п.

А 63 I Оборудование театров, цирков и т.п., устройства для демонстрации фокусов и т.п.

А 63 K Конный спорт. Скачки, оборудование и принадлежности для них.

Таким образом, из восьми группировок (подклассов), выделенных в подразделе A 63, аттракционам посвящён подкласс A 63 G Карусели, качели, кони-качалки, горки для катания, прочие подобные устройства для массовых развлечений.

Пятая ступень деления выражается в том, что в каждом подклассе организуются свои группы и подгруппы. Каждая основная группа и подгруппа состоит из заголовка и индекса. Заголовок выражается одним или несколькими словами, а индекс состоит из индекса подкласса и двух чисел, разделённых косой чертой. Первое число составляют из одной, двух или четырёх цифр. В основных группах второе число представлено двумя нулями. В нашем примере содержание подкласса A 63 G составляют

Карусели

1/00 Карусели

1/02 . закрытого типа (с маскирующими туннелями)

1/04 . с салазками

1/06 . с несколькими концентрическими поворотными кругами

1/08 . с силовым приводом

1/10 . .электрическими

1/12 . приводимые в движение пассажирами

1/14   . . отталкиванием ногами от неподвижной поверхности или бегом на месте

1/16 . . с помощью захватных колец

1/17 . . с помощью весел

1/20 . . с помощью колебательных или качательных движений

1/22 . с велосипедами, служащими в качестве сидений

1/24 . с сиденьями, движущимися в горизонтальной плоскости не по кругу

1/26 . . совершающими планетарное движение в горизонтальной плоскости

1/28 . с подвесными сиденьями, отклоняющимися под действием центробежной силы

1/30 . с перемещающимися вверх и вниз сиденьями, выполненными в виде фигур

1/32 . с сиденьями, из которых два и большее количество образуют балансирные качели

1/34 . с сиденьями, перемещающимися по волнистой траектории

1/36 . с расположенными подвижно в виде качелей сиденьями, перемещающимися не в радиальном направлении

1/38 . с качающимися поворотными кругами

1/40 . . с наклонными мачтами

1/42 . . выполненными в виде конуса

1/44 . перемещающимися вверх и вниз

1/46 . . приводимыми в движение винтовым шпинделем

1/48 . с подвижно установленными на кругах колясками, которые при вращении карусели перемещаются к наружной стороне.

Подводя итог описанию МПК, можно сказать, что схема МПК включает 8 разделов, 20 подразделов, 118 классов, 624 подкласса, более 67 тысяч рубрик.

П2.4.3. Нетрудно заметить, что названия и порядок следования группировок во многом совпадают с УДК. Дальнейшее деление на рубрики выполнено по конструктивным признакам. Здесь также существует текстуальное совпадение с УДК. Например, Карусели с подвесными сидениями, отклоняющимися под действием центробежной силы, в МПК имеют индекс A 63 G 1/28, а в УДК – 688.771.3. Правда, в редакции УДК имеется уточнение «движущимися вверх и вниз и в форме вращающихся качелей».

П2.4.4. Официальное издание МПК выходит на английском языке, с которого потом готовят аутентичные переводы на другие языки стран-участниц. Издание выходит 1 раз в несколько лет. В настоящее время действует 6-е издание (1995 год), но происходит его постепенная замена на 7-е издание (2000 год).

Два тома (9-й и 10-й) отводятся описанию принципов организации МПК и методов работы с ней. Они носят название «Введение в МПК».

В основе систематизации МПК лежит принцип сочетания двух подходов:

подход 1 – изобретения классифицируются по отраслям промышленности или областям человеческой деятельности.

подход 2 – классификация изобретений производится в соответствии с характерной для них функцией.

П2.5. Классификация стальных конструкций.

П2.5.1. Классификация стальных строительных конструкций выполнена по ГОСТу 23118-99. В разделе 3 этого ГОСТа вводится классификация:

3.1.1. По назначению

несущие (основные и вспомогательные),

ограждающие,

совмещающие функции несущих и ограждающих;

3.1.2. По видам соединения

сварные,

болтовые,

клёпаные,

винтовые,

комбинированные;

3.1.3. По степени заводской готовности

полностью изготовленные на заводе,

изготовленные на заводе в виде отправочных марок (элементов) и укрупняемые при монтаже.

3.1.4. По условиям эксплуатации и строительства в зависимости от:

вида силового воздействия:

воспринимающие постоянные, временные нагрузки и воздействия,

воспринимающие, кроме постоянных и временных, особые нагрузки типа подвижных, вибрационных, взрывных, сейсмических;

степени агрессивности внешней среды, эксплуатируемые в средах:

неагрессивных,

слабоагрессивных,

среднеагрессивных,

сильноагрессивных;

температурных условий возведения и эксплуатации:

с расчётной температурой минус 400С и выше,

с расчётной температурой от минус 400С до минус 500С включительно,

с расчётной температурой ниже минус 500С до минус 650С включительно,

с температурой воздействия 100-150 0С,

эксплуатируемые в отапливаемых и неотапливаемых зданиях и сооружениях;

характера функционирования:

стационарные,

сборно-разборные,

передвижные.

3.1.5. По ответственности в зависимости от опасности последствий, т.е. конструкции, отказ которых:

может привести к полной непригодности к эксплуатации здания или сооружения в целом либо значительной его части;

может привести к затруднению нормальной эксплуатации здания или сооружения;

не приводит к нарушению функционирования других конструкций или их элементов.

П2.5.2. В случае применения такой классификации для опасной продукции деление, предложенное в пункте 3.1.5 «в зависимости от опасности последствий», следует произвести, в первую очередь, с точки зрения опасности для людей и окружающей среды, в т.ч. непосредственных пользователей (персонала).

П2.5.3. Для всех сложных технических систем и их составных частей (агрегатов, элементов конструкций) важно четко разделить изделия по видам воздействующих нагрузок: усталостных, ударных и т.д.

П2.6. Классификация механизмов

П2.6.1. Авторы учебных пособий и научных публикаций применяют для механизмов самые различные классификационные схемы. Приведём три из них:

по физическим характеристикам звеньев;

по характеру движения;

по кинематическим парам, входящим в состав механизмов.

П2.6.2. Классификация по физическим характеристикам звеньев [Добровольский В.В. Теория механизмов. М.: Машгиз, 1951. 467 с.] включает группы механизмов: 

- механические, т.е. механизмы с твёрдыми звеньями, в т.ч. с

- - абсолютно твёрдыми, которые, в первом приближении, могут быть приняты за неизменяемые,

- - упругими, деформации которых существенным образом влияют на движение механизма,

- - гибкими, движения которых могут быть охарактеризованы как движения абсолютно гибкой нерастяжимой нити;

- гидравлические и пневматические, в состав которых входят жидкие и газообразные звенья, существенно влияющие на движение механизма; при этом жидкие звенья считаются в первом приближении за абсолютно несжимаемые с отсутствием внутреннего трения, а газообразные – за «идеальные газы»,

- электрические, движение которых существенным образом зависит от электромагнитных полей в звеньях и между звеньями механизма;

- радиомеханизмы, в которых связующим звеном служит среда, передающая радиоволны от одного звена к другому;

- фотомеханизмы, в которых роль передатчика движения выполняет световой луч.

Классификация «по физическим характеристикам звеньев» не является строгой, поскольку механизмы с абсолютно твердыми звеньями могут относиться к электрическим, а гидравлика и газовая динамика являются областями механики, хотя с точки зрения удобства их стоит разделить.

П2.6.3. Классификация по характеру движения [Заблонский К.И., Белоконев И.М., Щекин Б.М. Теория механизмов и машин : Учебник – К. : Выща шк. Головное изд-во, 1989.- 376 с., 349 ил., 18 табл.] включает две группы механизмов

плоские, у которых траектории точек подвижных звеньев описывают плоские кривые, лежащие в параллельных плоскостях;

пространственные, точки звеньев которых описывают неплоские траектории или траектории, лежащие в пересекающихся плоскостях.

П2.6.4. Классификация по кинематическим парам, входящим в состав механизмов [Левитский Н.И. Теория механизмов и машин. – М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979. 576 с.] различает:

- механизмы с низшими парами, т.е. такими, в которых требуемое относительное движение звеньев может быть получено постоянным соприкасанием элементов пары по поверхности (вращательная, поступательная, винтовая, цилиндрическая, сферическая и плоскостная пары);

- механизмы с высшими парами, т.е. такими, в которых требуемое относительное движение звеньев может быть получено только соприкасанием элементов пары по линиям и в точках.

Классификация по деталям опасных конструкций вряд ли целесообразна (уж во всяком случае, как основная), поскольку в ней не проявляется явно основная цель изготовления продукции (достижение определённого эффекта), К тому же она может оказаться очень громоздкой.


 

  Приложение № 2 к Методическим рекомендациям по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов

 

 


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

П3.1. Для оценки значения показателей, характеризующих опасность ОТР, для которых будет разрабатываться данный проект, могут использоваться теоретические описания, результаты практического опыта и готовые технические решения.

П3.2. Сложность определения потенциальной опасности большинства ОТР состоит в том, что, несмотря на то, что действия любого фактора, определяющего эту опасность, описываются на основе известных законов природы, очень часто трудно выделить действие именно этого фактора вне зависимости от других. Т.е. для того, чтобы можно было применить аппарат, используемый в той или иной области знаний, или результаты практического опыта, необходимо соответствующим образом сформулировать описание каждого этапа сценария развития опасной ситуации. При этом, конечно, должны быть учтены и влияние опасных факторов друг на друга, и условия их реализации.

При теоретическом описании строится модель, отражающая предметную область данного проекта с точки зрения адекватного проявления свойств, реализация которых является опасной, и тут возможно три случая.

П3.3. В первом случае возможно описать действие каждого опасного фактора по этапам сценария либо с помощью известного аппарата и/или применить существующие практические результаты. Внешние воздействия учитываются как обычно. Это самый простой случай.

П3.4. Во втором случае ОТР представляется как некоторая структура, состоящая из элементов и связей. Причем используется именно структурное представление в том смысле, что свойства каждого элемента и связи в этой структуре определяют однозначно и свойства всей структуры в целом. Внешние по отношению к структуре, представляющей ОТР, воздействия учитываются как обычно. Более детально этот случай описан в приложении 3.

П3.5. Третий вариант описания ОТР. В общем случае ОТР может быть описан только в виде системы, т.е. свойства этой системы не могут быть полностью адекватно описаны только через взаимодействие элементов и связей. Система, вообще говоря, может быть и многоуровневой. В этом случае либо используются известные в разных отраслях знаний описания систем (Итоги науки и техники. ГНТП «Безопасность». Концепция и итоги работы, 1991 – 1992. - М.: ВИНИТИ, 1993, 528 с.; Хенли Э., Кумамото Х. Надежность технических систем и оценка риска. – Машиностроение, 1984, - 528 с.; Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Функционирование и развитие сложных народно-хозяйственных, технических, энергетических, транспортных систем, систем связи и коммуникаций: 2 ч. – М.: МГФ Знание, 199, – Ч. 1. 448 с. Ч. 2, 416 с.) с учетом различных применяемых упрощений их описания, либо практические приемы обеспечения безопасности сложных ОТР.

П3.6. Кроме перечисленных в П3.3 – П3.5 случаев, возможны и их различные комбинации, которые представляют собой простую суперпозицию перечисленных случаев и описываются последовательным применением указанных рекомендаций.


 

  Приложение № 3 к Методическим рекомендациям по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов

 

 


Дополнительные Рекомендации

Опасности от вибраций

5.1. Использование ручных механизмов, приводящих к различным неврологическим или сосудистым расстройствам

5.2. Вибрации всего тела, особенно при неудобном положении

Комбинация рисков

10. Неожиданные пуски, повороты, прокручивания (или любые подобные нештатные состояния) от:

10.1. Неполадок или повреждения систем управления

10.2. Возобновления энергоснабжения после его прерывания

10.3. Внешнего воздействия на электрооборудование

10.4. Других внешних воздействий (тяжести, ветра и т.д.)

10.5. Неполадок и ошибок программно-математического обеспечения

10.6. Ошибок оператора (вследствие несоответствия конструкции машины возможностями человека (8.6)

Нарушения энергоснабжения

Ошибки в системе управления

Ошибки монтажа

Электрическая опасность

28.1. От удара молнии

Ограничение движения людей

Возгорание или взрыв

Примерная структура проекта технического регламента

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели закона

Формулировка целей регламента должна точно соответствовать положениям статьи 6 Закона и по возможности быть максимально лаконичной.

Целью (целями) настоящего закона является (являются):

обеспечение защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества при производстве, хранении, перевозке, реализации, использовании (эксплуатации) и утилизации (название) продукции

и/или

обеспечение охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при производстве, хранении, перевозке, реализации, использовании (эксплуатации) и утилизации (название) продукции

и/или

предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей при реализации, использовании (эксплуатации) и утилизации (название) продукции.

Статья 2. Область (сфера) применения закона

В ней устанавливается перечень ОТР, на которые распространяется действие разрабатываемого технического регламента.                                  ОТР должны быть однозначно идентифицированы или указан способ, как это сделать. Необходимый перечень может быть дан в приложении. Сфера действия определяется любым удобным способом исходя из правил определения объектов (перечислением, исключением из перечисления, перечислением характерных свойств, комбинацией этих приемов). Необходимо только, чтобы все ОТР регулирования однозначно делились на две группы: включенные в область действия данного технического регламента и не включенные.

Статья 3. Основные понятия

В этой статье должны быть приведены понятия, которые необходимы для целей данного технического регламента.

Приводятся только те понятия, которые не используются в общепринятом смысле и не приведены в Законе. Могут быть даны необходимые ссылки на документы такого же уровня.

В этой статье не должны содержаться определения понятий:

встречающихся в тексте данного закона не более чем в одной статье (в этом случае определение, если оно требуется, дается в указанной статье);

определенных в других законах, связанных с данным законом.

Желательно избегать определения понятий, которые могут быть зарегистрированы государственным патентным ведомством (обладающих патентоспособностью), например, продуктов, не имеющих натуральных ингредиентов.

 

Глава 2. Требования безопасности для ОТР данного технического регламента

В данной главе необходимо требования к ОТР располагать в соответствии с перечнем опасностей, перечисленных в пункте 1 статьи 7 Закона (очевидно, с учетом их применимости к конкретному ОТР):

безопасность излучений;

биологическая безопасность;

взрывобезопасность;

механическая безопасность;

пожарная безопасность;

промышленная безопасность;

термическая безопасность;

химическая безопасность;

электрическая безопасность;

ядерная и радиационная безопасность;

электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования.

Установление требований рекомендуется дополнительно разделить по естественным стадиям, присущим данному ОТР: стадиям жизненного цикла, этапам, периодам, составляющим и т.п.

Следует иметь в виду, что согласно пункту 7 статьи 7 Закона, технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

В случае, если некоторые требования к безопасности ОТР в достаточной степени покрываются значениями для этого ОТР, установленными в соответствующих общих технических регламентах, то в соответствующих местах делается ссылка на указанный общий технический регламент с указанием конкретных статей, пунктов и позиций, в которых содержатся значения этих требований.

Для продукции, например, удобно задавать требования безопасности по стадиям жизненного цикла.

Статья 5. Требования безопасности (к данному виду продукции) при проектировании

1. При проектировании данного вида продукции должны быть выявлены все опасности на всех стадиях ее жизненного цикла: проектирование, изготовление, реализация (обращение), эксплуатация, вывод из эксплуатации, утилизация, в том числе при нормальной эксплуатации (использовании), проектных аварийных ситуациях, предполагаемом недопустимом использовании.

При проектировании данного вида продукции должно быть предусмотрено предотвращение предполагаемого недопустимого использования.

2. Должны быть оценены риски для всех, указанных в пункте 1 настоящей статьи стадий жизненного цикла данного вида продукции, и обеспечена возможность проверки выполненной оценки.

3. С учетом проведенной оценки рисков для данного вида продукции при проектировании должен быть определен весь комплекс мер для ликвидации и/или уменьшения (снижения) потенциального ущерба до приемлемого уровня на всех стадиях их жизненного цикла.

Статья 6. Требования безопасности для данного вида продукции при ее изготовлении

Обязательно должно быть указано, что требования данной статьи не распространяются на производства, расположенные вне территории Российской Федерации. Или в другой редакции: Требования данной статьи не распространяются на производства, находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации.

 

1. В данной статье устанавливаются требования, которые обязан выполнять изготовитель данного вида продукции при ее изготовлении. В статье прописывается, как должна быть обеспечена возможность контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность.

2. В данной статье указываются требования, состоящие в том, что, если для обеспечения безопасности после и/или в процессе изготовления данного вида продукции требуется проведение испытаний, то они должны быть проведены в полном объеме с выполнением всех требований проекта.

3. Если при изготовлении данного вида продукции допущены отклонения от проекта, то уровень безопасности этой продукции не должен быть снижен. Проект должен быть соответственно изменен.

4. Если для обеспечения данного вида продукции проектом предусмотрено применение дополнительного оборудования, то изготовитель обязан обеспечить необходимое ее укомплектование.

5. Если для безопасного использования (эксплуатации) к данному виду продукции необходима техническая документация, то она должна прилагаться на русском языке, включать:

инструкцию по монтажу или сборке, наладке или регулировке;

инструкцию по штатному использованию и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации (включая ввод в эксплуатацию, использование по прямому назначению, техническое обслуживание, все виды ремонта, транспортирование, упаковку, консервацию и условия хранения);

инструкцию по выводу из эксплуатации и утилизации.

Изготовитель обязан сопроводить продукцию информацией об оставшихся и/или не устраненных полностью опасностях и дать рекомендации по их предотвращению.

6. Вероятные ошибки при монтаже или сборке продукции, которые могут быть источником опасности, должны быть исключены конструктивным исполнением или, если это невозможно, то с помощью информации, указанной на самих деталях или на их корпусах.

7. Информация для приобретателя должна быть расположена на видном месте на продукции и выполнена изготовителем в виде маркировки, которая должна включать:

имя и адрес изготовителя;

наименование изделия;

обозначение серии или типа, номер;

год изготовления;

дополнительную информацию по безопасности (предельные значения, например, вес, габариты).

Кроме того, если продукция предназначена для применения в особой обстановке, то это должно быть на ней указано.

На конкретном виде продукции должна быть также нанесена информация, указывающая условия безопасной эксплуатации.

Статья 7. Требования безопасности при транспортировании данного вида продукции

1. Транспортирование и хранение данного вида продукции, а также

ее хранение и складирование проводятся с учетом всех требований по безопасности, предусмотренных проектом.

2. Условия, сроки хранения и порядок транспортирования, упаковки и необходимая маркировка, влияющие на безопасность, должны определяться при проектировании и указываться в технической документации.

3. Материалы и вещества, применяемые для упаковки и консервации, должны быть безопасными.

4. Погрузка и/или разгрузка, транспортирование и складирование должны проводиться обученным персоналом с соблюдением требований безопасности труда.

 

Статья 8. Требования по безопасности при эксплуатации (применении) продукции

1. Должно быть указано, что данный вид продукции, поступающий в обращение на территории Российской Федерации и предназначенный для использования по прямому назначению, должен быть безопасен на протяжении срока, установленного в технической документации с учетом возможных нештатных ситуации.

2. Должно быть указано, какие требования должны соблюдаться:

при установке, монтаже, подключении и т.п.;

при эксплуатации (включая проектные нештатные ситуации);

при проведении обслуживания, ремонтов и необходимых проверок;

при согласовании с изготовителем проводимых модификаций;

для подбора персонала требуемой квалификации.

Статья 9. Требования по безопасности данного вида продукции на стадиях выведения из эксплуатации и утилизации

1. Должен быть указан порядок обеспечения безопасности данного вида продукции при выводе ее из эксплуатации и утилизации.

2. В необходимых случаях с данным видом продукции должна поставляться инструкция по утилизации.

Инструкция по утилизации должна охватывать все части продукции, а также материалы и вещества, используемые для ее изготовления, эксплуатации, использованные и отработанные во время эксплуатации.

3. Персонал, проводящий все этапы утилизации продукции, должен иметь необходимую квалификацию, пройти соответствующее обучение и соблюдать все требования безопасности труда.

Статья 14. Требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам)

Указываются (в случае необходимости) особенности требований к органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам), осуществляющим подтверждение соответствия данного вида ОТР.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 19 июня 2004 г.).

3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ   «О техническом регулировании».

4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. ФЗ - № 116              «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 21 июля 1997 г. (Российская газета, 30 июля 1997 г.).

5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ                 «О международных договорах Российской Федерации».

6. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

7. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 20 мая 2004 г.).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от  23 января 2004 г. № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от     1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от   5 ноября 2003 г. № 673 «Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламентах».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от  21 августа 2003 г. № 513 «Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию».

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 316 «О мерах по реализации Федерального закона    "О техническом регулировании» (с изм. и доп. от 17 июля 2003 г.).

14. Постановление Правительства Российской Федерации от    11 ноября 2002 г. № 803 «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов».

15. Постановление Правительства Российской Федерации от      2 августа 2001 г. № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов».

16. Постановление Правительства Российской Федерации от    15 апреля 2000 г. № 347 «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» (с изм. и доп. от    2 августа 2001 г.).

17. Постановление Правительства Российской Федерации от        13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

18. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»     (с изм. и доп. от 29 марта, 29 мая, 11 декабря 2002 г., 12 февраля, 26 марта 2003 г., 26 мая 2004 г.).

19. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД      «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 апреля, 19 июня, 16 июля, 23 октября,     4 декабря 1998 г., 21 апреля, 21, 29 сентября, 26 ноября 1999 г., 19 января, 15 марта, 19 мая, 2, 28 июня, 7 июля, 4, 27 октября, 6, 15, 22 декабря 2000 г., 14 марта, 5 апреля, 13, 22 июня, 13, 19 декабря 2001 г., 8 февраля, 13, 20 марта, 20, 27 сентября, 23 октября, 15 ноября, 11, 15 декабря 2002 г., 12 февраля, 2 апреля, 23 мая, 29 декабря 2003 г., 16 января, 11, 13, 20 февраля, 19, 24 марта, 2, 23 апреля, 21 мая, 9 июля 2004 г.).

20. Приказ Госстандарта России от 3 декабря 2003 г. № 1186    «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2003 г. № 673 «Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламентах».

21. Приказ Госстандарта России от 14 ноября 2003 г. № 1097 «Об утверждении Положения о журнале «Вестник технического регулирования" и состава Редакционного совета журнала».

22. Приказ Госстандарта России от 1 октября 2003 г. № 873     «О создании при Госстандарте России Координационного совета по формированию экспертных комиссий по техническому регулированию».

23. Протокол № 24-2003 совещания руководителей национальных органов по стандартизации, метрологии, сертификации государств - участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (Москва, 4 - 5 декабря 2003г.) (извлечение).

24. Приказ Минюста России от 14 июля 1999 г. № 217              «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» и другие.

25. Приказ Минюста России от 19 января 2001 г. № 14                 «Об утверждении Регламента законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации».

26. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата Государственной Думы от 18 ноября 2003 г. № вн2-18/490).

27. Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000 (утв. постановлением Госстандарта России от 17 мая 2000 г. № 138-ст) (с изм. и доп. N 1/2003).

28. Классификатор природных и техногенных чрезвычайных ситуаций по месту возникновения и характеру воздействия источника ЧС (к Рекомендациям по составлению донесений о чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями, утвержден приказом Госкомэкологии России от 1 марта 2000 г. № 120).

29.  Международная патентная классификация (шестая редакция). Общие сведения (пер. с англ. официального текста «General Information on the Sixth Edition of the International Patent», публикация № 409), М., 1995.

30. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 ОКП, утверждённый постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301. Издание официальное, тома 1-2, Госстандарт России, М., 1995, 560 с.

31. Универсальная десятичная классификация. Третье советское издание. Выпуск 5. Часть 2. 67/69 Различные отрасли промышленности и ремесла. Строительство. М., Издательство стандартов, 1986, 258 с.

32. Классификатор свойств веществ и материалов. – М.: Издательство стандартов, 1980, 132 с.

33. Руководство 2 ИСО/МЭК:1966. Русская версия 1999. Стандартизация и смежные виды деятельности – Общий словарь.

34. ГОСТ Р 51344-99 «Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска».

35. ГОСТ 23118-99 «Конструкции металлические строительные. Общие технические условия».

36. ГОСТ 25866-83 «Эксплуатация техники. Термины и определения».

37. ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий».

38. ГОСТ 12.1.012-90. «Система стандартов безопасности труда». Вибрационная безопасность. Общие требования».

39. Использование процессов оценки и уменьшения риска при разработке технических регламентов и стандартов (Проект ТАСИС). Комментарий Е.Р. Петросяна. – Вестник технического регулирования, 2004, № 7, с. 18- 31.

40. Политехнический словарь. Гл. ред. И.И. Артоболевский. М., «Советская энциклопедия», 1976, 608 с., ил.

41. Словарь терминов по информатике на русском и английском языках/Г.С. Жданова, Е.С. Колобродова, В.А. Полушкин, А.И. Чёрный (Под ред. А.И. Михайлова), М., «Наука», 1971, 360 с.

42. Захаров Б.В., Киреев В.С., Юдин Д.Л. Толковый словарь по машиностроению. Основные термины. – Под ред. А.М. Дальского. – М.: Рус. яз., 1987, 304 с.

43. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1985, 1600 с., ил.

44. Дружинин В.Б., Конторов Д.С. Проблемы системологии. М., «Советское радио», 1976, 300 с., ил.

45. Дружинин В.Б., Конторов Д.С. Проблемы системологии. М., «Советское радио», 1976, 300 с., ил.

46. Куликов Г.Б. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. М. Изд-во МГУП «Мир книги», 1998, 270 с.

47. А.М. Лепихин, Н.А. Махутов, В.В. Москвичев, А.П. Черняев, Вероятностный риск-анализ конструкций технических систем, Новосибирск, Наука, 2003. 256 с.

48. Справочное издание «Термины и рекомендации по подготовке документов, связанных с разработкой законопроектов федеральными органами исполнительной власти» Ред. О.В. Лужина, Российская правовая академия Минюста России, - М., 2001.

49. Управление риском. Устойчивое развитие. Синергетика. Отв. ред. И.М. Макаров, - М.: Наука, 2000. 431 с. (Серия «Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения»).

50. Аналитическая информация о порядке подготовки и реализации законов /Отв. Ред. Ю.А. Тихомиров, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2000.

51. Хенли Э., Кумамото Х. Надежность технических систем и оценка риска. – Машиностроение, 1984, - 528 с.

52. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Функционирование и развитие сложных народно-хозяйственных, технических, энергетических, транспортных систем, систем связи и коммуникаций: 2 ч. – М.: МГФ Знание, 199, – Ч. 1. 448 с. Ч. 2, 416 с.

53. Итоги науки и техники. ГНТП «Безопасность». Концепция и итоги работы, 1991 – 1992. - М.: ВИНИТИ, 1993, 528 с.

54. Управление риском: Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. – М. Наука, 2000, 431 с. – (Серия «Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения»).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ

ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

 

Первая редакция

 

Содержание

 

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4

 

2. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕГЛАМЕНТА………………………..7

 

3. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В РЕГЛАМЕНТЕ……………………………………….…………………….8

3.1. Общее представление об ОТР……………………………………8

3.2. Идентификационные реквизиты материальных объектов…….11

3.3. Характеристики материальных объектов…….…………..…….13

3.4.  Идентификационные реквизиты технологических

      процессов………………………………………………………..15

3.5.  Характеристики технологических процессов……………..…..15

3.6.  Общие правила идентификации ОТР…………………………..15

 

4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ

К ОТР………………………………………………………………………...16

4.1. Общие рекомендации…………..……………………………………..16

4.2. Рекомендации по выбору свойств……………………………………22

 

5. Разработка, принятие, изменение и отмена технических регламентов …………………………………...……..27

6. Рекомендации по оформлению проекта федерального закона о техническом регламенте…………………………….31

Приложение № 1. Справка о действующих системах классификации…39

Приложение № 2. Рекомендации по применению системного

   анализа………………………………………………....56

Приложение № 3. Дополнительные рекомендации по построению

 и использованию структурных схем

 для моделирования……………………………………58

Приложение № 4. Образец построения базового перечня опасностей...61

Приложение № 5. Примерная структура проекта технического

 регламента……………………………………………68

Список рекомендуемой литературы……………………………………..79



ВВЕДЕНИЕ

 

1.1. Настоящие Методические рекомендации носят рекомендательный характер для использования при разработке и анализе общих и специальных технических регламентов (далее – регламент), подпадающих под действие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон), и направлены на написание технического регламента в статусе проекта федерального закона, как наиболее сложного варианта нормативно-правового документа.

1.2. Цель разработки этих методических рекомендаций – оказание помощи разработчикам проектов регламентов и в соответствии со статьёй 3 Закона обеспечение применения единых правил установления в регламентах обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации с учетом других требований указанной статьи.

Приведенные в тексте методических рекомендаций прямые цитаты из Закона выделены курсивом с той целью, чтобы разработчик проекта регламента мог отличить обязательные требования ФЗ от комментариев, рекомендаций и предложений, подлежащих дальнейшему обсуждению и проверке на практике.

1.3. При разработке методических рекомендаций учитывалось, что такая законотворческая деятельность, как разработка и утверждение регламентов, касается вопросов безопасности государства, людей, окружающей среды, сооружений и технических систем. Поэтому особое внимание в методических рекомендаций уделено организации технического регулирования таким образом, чтобы оно основывалось на научных исследованиях, практическом опыте обеспечения безопасности всего жизненного цикла опасной продукции и других подобных объектов (в том числе международном) и не противоречило законодательству Российской Федерации.

1.4. Продукция, процессы её производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации выступают в качестве объекта технического регулирования (далее - ОТР). Основным предметом регламента является установление требований, обеспечивающих безопасность всех перечисленных ОТР. Исходя из требований Закона, установление подобных требований фактически должно регламентировать две взаимосвязанные области деятельности:

содержательную (разрабатывается и обосновывается смысловая часть требований);

организационно-правовую (научно-технические документы получают форму правовых, высшим из которых является технический регламент).

1.5. В содержательной области результатом работы являются:

представление регламента, как правового акта, включающая обоснование необходимости его принятия, в т.ч. и финансово-экономическое обоснование,

описание ОТР с технической точки зрения и его представление в регламенте,

выбор и обоснование требований, обеспечивающих безопасность ОТР,

выбор и обоснование способов подтверждения соответствия установленным требованиям.

В организационно-правовой области результатом работы являются:

установление особенностей проведения контроля (надзора) за выполнением требований регламента (если это необходимо),

установление требований к переходному периоду до вступления в силу требований регламента,

оформление регламента как юридического документа,

выполнение процедуры разработки и принятия регламента.

1.6. Закон предусматривает практически полную прозрачность при подготовке проекта регламента к принятию в качестве правового документа. Это неизбежно будет способствовать придирчивому анализу проекта со стороны научных, административных и производственных организаций, ведущих специалистов в России и за рубежом. Поэтому рекомендуется параллельно разработке проекта вести такой документ, как «Пояснительная записка», в котором не только давать обоснования всем принимаемым решениям, но и предусматривать возможные возражения. Предлагаемая методика написания документа может в значительной мере облегчить и прохождение публичного обсуждения.

Вероятные позиции оппонентов могут базироваться на проблемах:

корректности идентификации ОТР;

рациональности использования альтернативных технических подходов к проблеме;

возможности решения проблемы путём принятия стандартов или методами, не требующими вмешательства государства;

установления излишних ограничений на экономическую деятельность;

гармонизации с аналогичными зарубежными или международными документами.

Могут предлагаться альтернативные подходы, например, такие как:

использование положений действующего законодательства;

применение норм и практических приёмов страхования;

активизация экономических рычагов (страхование, налоги, ценовая политика и пр.);

разработка стандартов и/или других нормативно-технических документов;

внедрение образовательных программ;

ориентирование общественных организаций и формирование общественного мнения и т.п.

1.7. В настоящих методических рекомендациях применяются те же термины, которые использованы в Законе. Необходимые уточнения и комментарии к ним, а также другие понятия, использованные при написании рекомендаций, приведены в приложении № 1.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 203.