Стремление перейти от товарно-денежных отношений к бестоварному продуктообмену, от рынка к распределению привело к существенному изменению основных институтов гражданского права. Продолжилось сужение сферы регулирования имущественных отношений нормами гражданского права, место которых теперь занимают административные нормы. Изменяется соотношение между важнейшими гражданско-правовыми институтами: вещным, обязательственным и наследственным правом. Особое внимание законодатель уделяет вещному праву[6].
В декретах Советской власти центральное место занимает институт права собственности. Законодательство знает две формы собственности: государственную и частную; собственность кооперативов рассматривается как разновидность частной, если речь идет о "старой", т.е. дореволюционной, кооперации, и государственной, если это касается коммун, поскольку последние создавались за счет национализированного имущества прежних помещиков (земли, инвентаря, скота и пр.).
Продолжается национализация различных объектов собственности. В августе 1918 г. был издан Декрет об отмене права частной собственности на недвижимости в городах, в ноябре 1918 г. национализированы торговые оптовые и розничные предприятия и страховые компании, а в 1920 г. - средние и мелкие промышленные предприятия. По декретам, принятым 26 ноября 1918 г. и 30 июня 1919 г., могли объявляться достоянием республики произведения творческого труда (научные, литературные, музыкальные, художественные), а также изобретения.
В годы гражданской войны широкое распространение получают государственные монополии. Помимо сокращения до минимума спекуляции, в Советской России введение государственных монополий должно было способствовать переходу к прямому продуктообмену.
Статус частной собственности также менялся. Из "священной и неприкосновенной" она превратилась в наименее защищенную законом. Распространенными в годы войны были реквизиция и "контрибуция", ограничивалось право распоряжения имуществом. Так, постановлением НКЮ была запрещена продажа строений в сельских местностях.
Центральный институт гражданского права - обязательственное право - тесно связан с состоянием рыночных отношений. Эквивалентный обмен - база для развития договорного права, да и иные обязательства - из причинения вреда, из спасания, даже из неосновательного обогащения, опираются на товарно-денежные отношения. Поскольку большевики взяли курс на искоренение товарно-денежных отношений, постольку из гражданского права постепенно исчезает и такой раздел, как обязательственное право. Юридически старые нормы обязательственного права не отменялись, они просто не использовались. Национализация промышленности и транспорта и подчинение управления ими единому центру привели в конечном счете к уничтожению договорных связей как основы хозяйственных отношений. Продуктообмена между городом и деревней тоже не получилось, поскольку не было достаточного количества промышленных товаров для обмена на сельскохозяйственную продукцию. Серия декретов, принятых летом 1918 г., об обязательном обмене продуктов сельского хозяйства (прежде всего хлеба), установлении твердых цен на хлеб и другие продукты не привела к уничтожению торговли хлебом, официально называемой спекуляцией, усилилось насильственное изъятие запасов зерна.
Торговля товарами промышленного производства также была существенно преобразована. Вначале национализировали розничную и оптовую торговлю, затем сократился фактический товарооборот, поскольку промтовары использовались для обмена на сельхозпродукты и в качестве натуральной части заработной платы.
Деньги как всеобщий эквивалент перестали осуществлять свою роль. Денежная эмиссия привела, как уже отмечалось, к обесценению денег. Планировалось уничтожение их в самом ближайшем будущем. Расчеты между государственными предприятиями должны были осуществляться безналичным способом, в частности чеками Народного банка.
Разные услуги предприятиям и трудящимся предоставлялись бесплатно: пересылка писем, телеграмм, пользование телефоном, водопроводом, канализацией, газом, электроэнергией, жильем, транспортом.
В ряде нормативных актов ограничивалась возможность заключения договоров подряда, поставки, комиссии, а договор дарения вообще отменялся. Тем не менее вовсе обойтись в хозяйственной жизни без договоров оказалось невозможно, и в ограниченных рамках они все же применялись. Нормативные акты устанавливали условия их заключения и действия.
Договор купли-продажи, хотя и имел основное применение в быту, регулировал также приобретение изделий, материалов, продуктов отдельными советскими учреждениями у частных производителей. В повседневной жизни все больше использовался договор мены, поскольку деньги постоянно обесценивались. Немаловажную роль должен был играть договор купли-продажи во внешнеторговых операциях. Ограничение его применения в этой области связывалось не с сужением сферы действия, а с переходом монопольного права заключения договоров с иностранными государствами и фирмами к Наркомату торговли и промышленности, органу государства, с которым западные соседи пока не желали иметь никаких дел.
Особое внимание законодателя приковывала деятельность железных дорог. Поскольку в годы гражданской войны все перевозки осуществлялись государством, то, чтобы оградить его от исков о возмещении ущерба за порчу или хищение груза, закон еще в августе 1918 г. ввел ограниченную ответственность перевозчика за сохранность груза. Правила, касающиеся порядка перевозки грузов, пассажиров, багажа, содержал принятый в 1920 г. Устав железных дорог. В связи с тем что в 1920 г. перевозки стали осуществляться бесплатно, а грузы, перевозимые железными дорогами, принадлежали государству, то железная дорога, согласно Уставу, не несла никакой материальной ответственности за утрату и повреждение груза (о частных грузах Устав не упоминает).
Серьезные изменения произошли и в области найма жилья. До Октябрьской революции эти отношения регулировались нормами гражданского права: договором найма или, в ряде случаев, трудовым соглашением. После революции в этой сфере стали действовать главным образом нормы административного права: реквизировались жилые (свободные и занятые) помещения, осуществлялось принудительное выселение эксплуататоров из Москвы. После муниципализации жилых строений в городах этот процесс упростился. 25 мая 1920 г. СНК принял Декрет о принудительном подселении в квартиры, где имелись излишки жилой площади. Тем самым была подведена правовая основа под институты пользования коммунальными квартирами, которые существовали и до революции, но только для бедняков. Теперь же так называемое уплотнение было направлено, с одной стороны, на решение жилищной проблемы - смягчение острой нехватки жилья, а с другой - на ограничение привилегий имущих классов.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 283.