N ДЕ | Наименование дидактической единицы ГОС | N за- да- ния | Тема задания |
1 | Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира | 1 | Научный метод |
2 | Естествознание и его роль в культуре | ||
3 | Этика научных исследований. Псевдонаука | ||
4 | Формирование научных программ | ||
5 | Естественнонаучные картины мира | ||
6 | Развитие представлений о материи | ||
7 | Развитие представлений о движении | ||
8 | Развитие представлений о взаимодействии | ||
2 | Пространство, время, симметрия | 9 | Принципы симметрии, законы сохранения |
10 | Эволюция представлений о пространстве и времени | ||
11 | Специальная теория относительности | ||
12 | Общая теория относительности | ||
3 | Структурные уровни и системная организация материи | 13 | Микро-, макро-, мегамиры |
14 | Взаимосвязь структурных уровней организации материи | ||
15 | Организация материи на физическом уровне | ||
16 | Процессы на физическом уровне организации материи | ||
17 | Организация материи на химическом уровне | ||
18 | Процессы на химическом уровне организации материи | ||
19 | Особенности биологического уровня организации материи | ||
20 | Молекулярные основы жизни | ||
4 | Порядок и беспорядок в природе | 21 | Механический детерминизм. Хаотическое поведение динамических систем |
22 | Динамические и статистические теории | ||
23 | Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношения неопределенностей | ||
24 | Принцип дополнительности | ||
25 | Принцип возрастания энтропии | ||
26 | Закономерности самоорганизации | ||
5 | Эволюционное естествознание | 27 | Космология |
28 | Космогония. Геологическая эволюция | ||
29 | Происхождение жизни | ||
30 | Биологический эволюционизм | ||
31 | История жизни на Земле и методы исследования эволюции | ||
32 | Генетика и эволюция | ||
6 | Биосфера и человек | 33 | Экосистемы |
34 | Биосфера | ||
35 | Человек в биосфере | ||
36 | Глобальный экологический кризис |
Демонстрационный вариант
ЗАДАНИЕ N 1 ( выберите варианты согласно тексту задания) Установить соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств 2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект 3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: A) эксперимент B) измерение C) наблюдение |
ЗАДАНИЕ N 2 ( выберите один вариант ответа) Для естественных наук характерно… 1) раскрытие целей, намерений человека 2) строго объективное объяснение действительности 3) индивидуальное понимание мира 4) истолкование явлений |
ЗАДАНИЕ N 3 ( выберите один вариант ответа) Выберите верный принцип этики научных исследований: 1) на научные открытия не существует права собственности, они являются достоянием всего человечества 2) на научное открытие существует право собственности, ученый вправе монопольно распоряжаться им 3) уже принятые научным сообществом идеи не критикуют 4) прошлые заслуги всегда принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах |
ЗАДАНИЕ N 4 ( выберите несколько вариантов ответа) Атомизм Левкиппа – Демокрита был основан на идее: 1) всё состоит из делимых и деформируемых корпускул, которые плотно прилегают друг к другу, не оставляя места для пустоты 2) всё состоит из мельчайших, неделимых и неизменных частиц атомов, которые беспорядочно двигаются в пустоте 3) при соединении атомов тела возникают, некоторое время существуют, а затем разрушаются, вновь рассыпаясь на атомы 4) в движении атомов присутствует принципиально неустранимый элемент случайности |
ЗАДАНИЕ N 5 ( выберите один вариант ответа) Справедливо и в электромагнитной картине мира, и в механической: 1) любое движение сводится к перемещению тел и частиц 2) движущее тело действует на движимое, а встречного противодействия нет 3) зная причину, можно точно и однозначно рассчитать ее следствия 4) перемещение со сверхсветовыми скоростями невозможно |
ЗАДАНИЕ N 6 ( выберите варианты согласно указанной последовательности) Расположите представления о материи в порядке их возникновения: 1) каждое вещество состоит из четырех стихий, смешанных в определенной пропорции. 2) существуют две формы материи, обладающие противоположными свойствами, - вещество и физическое поле 3) между материей в форме гравитационного поля и геометрическими свойствами пространства-времени невозможно провести четкую грань |
ЗАДАНИЕ N 7 ( выберите варианты согласно указанной последовательности) Расположите представления о движении в порядке их возникновения: 1) существует множество форм движения материи 2) существуют два вида движения: «естественное» и «насильственное» 3) существует один вид движения – механическое перемещение тел в пространстве и времени |
ЗАДАНИЕ N 8 ( выберите несколько вариантов ответа) Гравитационное взаимодействие… 1) свойственно всем материальным объектам 2) переносится фотонами 3) в мегамире является определяющим 4) не действует в макромире |
ЗАДАНИЕ N 9 ( выберите один вариант ответа) Инвариантность свойств объекта по отношению к каким-либо преобразованиям над ним – это … 1) нейтрализм 2) симметрия 3) эквивалентность 4) асимметрия |
ЗАДАНИЕ N 10 ( выберите один вариант ответа) Выражение Аристотеля «Природа не терпит пустоты» исходно означает, что … 1) пустого пространства не существует 2) материя стремится равномерно распределиться в пространстве 3) познание природы требует вдумчивого отношения 4) человек призван познавать Природу, заполняя «пустоты» незнания |
ЗАДАНИЕ N 11 ( выберите несколько вариантов ответа) Скорость света …. 1) не зависит от направления движения системы отсчета 2) не зависит от скорости движения системы отсчета 3) зависит от направления, но не зависит от скорости движения системы отсчета 4) зависит от абсолютного значения скорости движения системы отсчета |
ЗАДАНИЕ N 12 ( выберите несколько вариантов ответа) Основу общей теории относительности составляют следующие положения: 1) скорость света есть величина постоянная в любых системах отсчета 2) все физические процессы при одних и тех же условиях протекают одинаково в любых системах отсчета 3) скорость света постоянна в областях, где гравитационными силами можно пренебречь 4) масса не эквивалентна энергии в неинерциальных системах отсчета |
ЗАДАНИЕ N 13 ( выберите варианты согласно тексту задания) Установите соответствие между структурным уровнем Вселенной и основными закономерностями движения объектов в нем: 1) мегамир 2) макромир 3) микромир ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: A) законы классической механики и электродинамики B) законы квантовой механики и электродинамики C) закономерности специальной и общей теории относительности |
ЗАДАНИЕ N 14 ( выберите варианты согласно тексту задания) Соотнесите свойство системы с проявлением этого свойства в природном объекте: 1) интегративность 2) целостность 3) иерархичность ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: A) свойства молекулы воды – это не сумма свойств атомов кислорода и водорода, из которых она состоит B) в живом организме согласованно функционируют системы всех уровней организации C) вода состоит из молекул, молекулы из атомов, а последние из элементарных частиц |
ЗАДАНИЕ N 15 ( выберите один вариант ответа) Укажите основные характеристики элементарных частиц: 1) масса, заряд, спин, время жизни, внутренние квантовые числа 2) масса, заряд, квантовое число, валентность, аромат 3) масса покоя, спин, странность, энтальпия, цвет 4) время жизни, энтропия, заряд, цвет, момент импульса |
ЗАДАНИЕ N 16 ( выберите несколько вариантов ответа) Явление естественной радиоактивности состоит в способности ядер некоторых атомов самопроизвольно: 1) превращаться в ядра других элементов с испусканием определенных частиц 2) превращаться в ядра других химических элементов без обмена энергией и частицами с окружающей средой 3) испускать постоянное рентгеновское излучение независимо от температуры или давления 4) делиться на ядра более легких химических элементов, испуская при этом ядра атомов гелия, электроны и электромагнитное излучение |
ЗАДАНИЕ N 17 ( выберите один вариант ответа) В химических превращениях молекулы … 1) не сохраняются 2) сохраняют свою индивидуальность 3) не изменяют свою электронную структуру 4) не изменяют свой состав |
ЗАДАНИЕ N 18 ( выберите один вариант ответа) Увеличение концентрации реагирующих веществ приводит к увеличению скорости химической реакции, поскольку … 1) выше вероятность столкновения частиц реагентов 2) понижается энергетический барьер реакции 3) растет скорость движения молекул 4) увеличивается число активных молекул |
ЗАДАНИЕ N 19 ( выберите варианты согласно тексту задания) Установите соответствие между уровнем организации живой материи и характеристикой, присущей ему: 1) популяция 2) вид 3) клетка ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: A) единица систематики живых существ B) элементарная структурная единица жизни C) элементарная единица эволюции |
ЗАДАНИЕ N 20 ( выберите один вариант ответа) Молекула ДНК содержит информативный участок из 90 нуклеотидов, который кодирует первичную структуру белка. Число аминокислот, входящих в состав белка, который шифруется этим участком ДНК, равно … 1) 45 2) 30 3) 90 4) 270 |
ЗАДАНИЕ N 21 ( выберите один вариант ответа) «Британская энциклопедия» поясняет понятие «детерминизм» строками Омара Хайяма: 1) В этом мире не вырастет правды побег, Справедливость не правила миром вовек 2) Сущим в мире считай только дух вездесущий, Чуждый всяких вещественных перемен 3) Уж первая заря Творенья записала То, что прочтет последний, Судный день 4) Яд, мудрецом тебе предложенный, прими, Из рук же дурака не принимай бальзама |
ЗАДАНИЕ N 22 ( выберите несколько вариантов ответа) Молекулярно-кинетическая теория газов позволяет точно рассчитывать: 1) отклонение скорости данной молекулы в данный момент времени от среднего значения 2) средние значения величин, характеризующих коллектив молекул газа 3) скорость любой заданной молекулы газа 4) лишь вероятность того, что данная молекула имеет заданную скорость |
ЗАДАНИЕ N 23 ( выберите один вариант ответа) Концепция корпускулярно-волнового дуализма состоит в том, что: 1) все материальные объекты делятся на те, которые ведут себя как частицы, и те, которые ведут себя как волны 2) каждый материальный объект может вести себя и как частица (поток частиц) и как волна, в зависимости от ситуации 3) свет (электромагнитное излучение) может вести себя и как поток частиц-фотонов, и как волна, в зависимости от ситуации 4) свет с малыми длинами волн представляет собой поток частиц – фотонов, а с большими длинами волн – электромагнитную волну |
ЗАДАНИЕ N 24 ( выберите несколько вариантов ответа) Верно, что: 1) наблюдение волновых свойств материального объекта делает невозможным одновременное наблюдение его корпускулярных свойств 2) исследование волновых свойств материального объекта делает ненужным исследование его корпускулярных свойств 3) наблюдение корпускулярных свойств материального объекта делает невозможным одновременное наблюдение его волновых свойств 4) исследование корпускулярных свойств материального объекта делает ненужным исследование его волновых свойств |
ЗАДАНИЕ N 25 ( выберите один вариант ответа) Смысл первого закона термодинамики: 1) энергия может только переходить из одной формы в другую, но не может возникать или исчезать 2) энтропия может только переходить из одной формы в другую, но не может возникать или исчезать 3) все формы энергии равноценны как количественно, так и качественно 4) энергия незамкнутой системы может только убывать |
ЗАДАНИЕ N 26 ( выберите несколько вариантов ответа) Синергетика: 1) сформировалась во второй половине XX века 2) рассматривает общие закономерности самоорганизации в живой и неживой природе 3) рассматривает пути выхода цивилизации из энергетического кризиса 4) является современной формой биологического эволюционизма |
ЗАДАНИЕ N 27 ( выберите один вариант ответа) Космология изучает: 1) строение и эволюцию звезд и звездных систем 2) строение и эволюцию тел Солнечной системы 3) строение и эволюцию Земли 4) строение и эволюцию Вселенной как единого целого, наиболее общие законы ее развития |
ЗАДАНИЕ N 28 ( выберите несколько вариантов ответа) Современная космогония: 1) широко использует законы физики, химии, геологии 2) исследует расположение и движения звезд и звездных скоплений 3) анализирует мифы народов мира о происхождении небесных светил 4) изучает происхождение и развитие космических тел и их систем |
ЗАДАНИЕ N 29 ( выберите один вариант ответа) Первые организмы, возникшие на Земле, были: 1) прокариоты, анаэробы, долгое время существовавшие в водах первичного океана 2) прокариоты, аэробы, существовали только на суше 3) эукариоты, анаэробы, существовавшие только в водах первичного океана 4) эукариоты, аэробы, существовавшие и в воде, и на суше |
ЗАДАНИЕ N 30 ( выберите несколько вариантов ответа) Атрибутами понятия «эволюция» служат: 1) направленность 2) необратимость 3) обратимость 4) самопроизвольность |
ЗАДАНИЕ N 31 ( выберите варианты согласно тексту задания) Установите соответствие между ароморфозом в истории жизни и сопутствующим ему эволюционным изменением: 1) фотосинтез 2) возникновение многоклеточности 3) появление эукариот ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: A) развитие более совершенного механизма клеточного деления B) автотрофное питание C) дифференциация функций целостного организма |
ЗАДАНИЕ N 32 ( выберите один вариант ответа) Совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом животной или растительной клетки, носит название … 1) генофонд 2) ген 3) геном 4) генотип |
ЗАДАНИЕ N 33 ( выберите один вариант ответа) Экосистема – это …. 1) совокупность факторов среды, в пределах которой возможно существование вида 2) комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в тесной взаимосвязи 3) совокупность организмов и неорганических компонентов окружающей среды, в которой может осуществляться круговорот веществ 4) организованная группа взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, живущих в одних и тех же условиях среды |
ЗАДАНИЕ N 34 ( выберите один вариант ответа) Газовая функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов… 1) осуществлять сложные превращения веществ в живых телах 2) поглощать и выделять кислород, углекислый газ 3) выделять химические вещества 4) накапливать различные вещества |
ЗАДАНИЕ N 35 ( выберите несколько вариантов ответа) Доказательствами того, что представители разных человеческих рас относятся к одному и тому же биологическому виду Человек разумный (Homo sapiens), являются: 1) организованность в высокоразвитую социальную структуру – человеческое общество 2) приспособительный характер отличительных признаков для представителей каждой из рас 3) единство фенотипа представителей всех рас 4) один и тот же хромосомный набор |
ЗАДАНИЕ N 36 ( выберите один вариант ответа) Основная причина парникового эффекта – это …. 1) вырубка лесов 2) изменение направления движения и интенсивности океанических течений 3) увеличение в атмосфере концентрации соединений, поглощающих инфракрасное излучение 4) тепловыделения промышленных предприятий |
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.Ратникова.-3-е изд., переработ. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -317 с.
2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов: Рекомендовано Минобразования РФ. -М.:ЮНИТИ 2005 . -287 с.
3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов: Рек. Минобразования РФ.-М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998. -208с.
4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов: Допущено Минобразования РФ. -5-е изд., переработ. и доп. -М.:АКАДЕМИЯ, 2003. -608 с.
5. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: Лекции по курсу. -СПб: Лань, 2000.- 203 с.
6. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания: Пособие для сдачи экзамена. -М.: Юрайт, 2005. -224 с.
7. Воронов В. К. и др. Основы современного естествознания: Учебное пособие для вузов. Изд-е 2-е, стереотип. -М.: Высшая школа, 1999.
8. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций для студентов вузов: Рекомендовано Минобразованием РФ. -Ростов н/Д: г Феникс, 2002. -480 с.
9. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие: Рекомендовано Минобразования РФ/ Под ред. С.И. Самыгина. -4-е изд., переработ. и доп. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. -448 с.
10. Гуляев С.А., Жуковский С.М., Комов С.В. Основы естествознания: Учебное пособие для гуманитарных направлений бакалавриата. 2-е изд. испр. и доп. – Екатеринбург: Изд-во «УралЭкоЦентр, 2001. – 560 с.
Дополнительная литература:
1. Энциклопедический словарь юного химика . —3-е изд., испр. и доп. –М.: Педагогика-Пресс,1999.-368 с.
2. Справочник школьника: 5-11 классы: Химия. Биология. Экология. -СПб.-М.:Сова; ЭКСМО-Пресс, 2001. -448 с.
3. Самойленко П. И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): Учебник: Допущено Минобразованием России. -М.: Мастерство, 2002.-400 с. —(Среднее профессиональное образование)
4. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. – М. 1981.
5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 2002.
6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление – М.: Наука, 1991. – 345 с.
7. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 1. Пространство и время в живой и неживой природе. М. 1975; Кн. 2. Научная мысль как планетное явление. – М., 1977.
8. Воронов В.К., Гречнева М.В., Сагдеев Р.З. Основы современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1999. -247 с.
9. Голдсмит Д., Оуэн Т. Поиски жизни во Вселенной. – М., 1983.
10. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 1998. – 208 с.
11. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 2002.
12. Данин Д.С. Вероятностный мир. – М., 1981.
13. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – М.: Институт межд. права и экономики им. А.С.Грибоедова, 1998. - 192 с.
14. Еремеева А.И. Астрономическая система мира и ее творцы. – М., 1984.
15. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Практикум. Учебное пособие для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-239 с.
16. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. – М.: Наука, 1994. - 210 с.
17. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / М.И.Басаков, А.Г.Зарубин, А.Э.Каждан и др. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999. - 576 с.
18. Менделеев Д.И. К познанию России. —М., 2002.
19. Моисеев Н. Человек и ноосфера.. — М: Мол. гвардия, 1990. —551с.
20. Небел Б. Наука об окружающей среде. Т.1. – М.: Мир, 1993.– 424 с.
21. Небел Б. Наука об окружающей среде. Т.2. – М.: Мир, 1993.– 336 с.
22. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
23. Скопин А.Ю. Концепции современного естествознания: Учебник . – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. -392с.
24. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.
25. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1979.
26. Шкловский Разум во вселенной. – М., 1980.
27. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. – М.: Мир, 1987. - 224 с.
Бланк титульного листа контрольной работы
Федеральное агентство по образованию
НОУ ВПО “УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА”
Кафедра | Прикладной информатики |
Оценка работы____________________ |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине | КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ |
ТЕМА: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Студент | ||||||
Группа | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||
Руководитель | ||||||
ст. преподаватель | ||||||
(уч. степень, звание) | (подпись) | (инициалы, фамилия) |
Екатеринбург
2009
Дата: 2019-12-22, просмотров: 313.