Цели, задачи и факторы, определяющие депозитную политику коммерческого банка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Депозитная политика коммерческого банка, являясь неотъемлемым элементом банковской политики в целом, должна рассматриваться не отдельно, а с учетом влияния, взаимозависимости всех элементов банковской политики.

Основополагающим моментом при разработке банковской политики является точная постановка цели и выбор соответствующих элементов для ее реализации. Каждый банк должен ясно представлять, каковы его стратегические цели (стратегическая миссия банка).

Цели определяются высшим руководством коммерческого банка, а конкретные проекты реализации соответствующих программ и их альтернативы предлагаются подразделениями на основе решений заранее согласованных между ними и функциональными службами.

Основная цель кредитной организации — четко выраженная причина ее существования — обозначается как ее миссия. Цели деятельности банка вырабатываются для осуществления этой миссии и служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Однако с изменением рыночных условий миссия может пересматриваться. Как правило, экономической политики, действующим законодательством в банковской сфере и т. д. [13, с. 91].

На основе миссии разрабатывается система целей банка с учетом базовых стратегий, и формулируются задачи для их достижения. Цели деятельности коммерческого банка должны быть конкретными и измеримыми для того, чтобы можно было оценить ход работы и принять соответствующие решения для повышения ее эффективности. Представляется необходимым при определении цели деятельности банка установить срок, когда должен быть достигнут результат. Долгосрочные цели обычно имеют очень широкие рамки и банк, формулируя эти цели, в первую очередь затем вырабатывает средне- и краткосрочные цели.

Общая цель банка как коммерческой организации должна определять приоритеты его политики с позиции доходности, рентабельности, ликвидности, минимизации рисков, оптимизации портфеля (депозитного, кредитного, инвестиционного и др.), направлений его деятельности и как социального института с позиций обеспечения интересов акционеров, клиентов, персонала банка и органов банковского надзора.

Следует учитывать, что цели банка должны быть взаимно поддерживающими, т. е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Согласование целей при осуществлении разных направлений банковской деятельности представляет собой сложную задачу и если они правильно сформулированы, эффективно институционализированы, тогда они станут значимой частью процесса стратегического управления.

Таким образом, основной целью коммерческого банка является его развитие как коммерческой организации и социального института.

При рассмотрении депозитной политики банка как элемента банковской политики следует учитывать, что цели депозитной политики должны соответствовать для стабильной деятельности банка. Исходя из этого, можно определить цель депозитной политики коммерческого банка.

Целью депозитной политики банка является привлечение в достаточном объеме денежных средств с минимальными затратами, обеспечение такой комбинации ресурсов, которая создаст условия для эффективного (с точки зрения ликвидности, надежности и прибыльности) размещения привлеченных средств.

Достаточный объем привлеченных денежных средств основывается на базовых документах банка в сфере размещения ресурсов, поскольку депозитная политика находится во взаимосвязи с кредитной и инвестиционной политикой. Депозитные ресурсы несут в себе возможность получения максимальной прибыли только при их эффективном размещении. Наибольшая эффективность размещения привлеченных средств может быть достигнута в определенных обстоятельствах при условии знания и объективной оценки рынка, на котором осуществляется деятельность и используются финансовые инструменты, необходимого соотношения доходности и риска, формирования приемлемого резерва ликвидности, сбалансированности активов и пассивов по срокам, суммам и процентным ставкам.

В соответствии с целью депозитной политики банка могут быть поставлены следующие задачи:

При разработке депозитной политики, на наш взгляд, банк должен ориентироваться на две категории вкладчиков — физических и юридических лиц. При этом банку необходимо учитывать особенности каждой группы клиентов.

Вместе с этим банк может поставить и более конкретные цели/задачи при разработке депозитной политики, например, расширение спектра депозитных услуг, предоставляемых юридическим лицам; персонификация депозитных продуктов для особо значимых для банка клиентов и др.

Опираясь на определение цели и задачи депозитной политики необходимо разработать стратегию развития депозитной деятельности банка, которая служит ориентиром для принятия управленческих решений, касающихся будущих рынков, банковских продуктов и услуг, организационной структуры, рисков для руководителей (менеджеров) банка. Выбор стратегии предопределяет разработку плана мероприятий по ее реализации и систему контроля за его выполнением. Приоритетные цели и задачи, уточненные в стратегии, конкретизируются при разработке тактических приемов в области организации и осуществления депозитных операций, оказания услуг для достижения поставленной цели.

В первую очередь для определения и выработки стратегии необходимо провести ситуационный анализ, который позволит получить полное представление, с одной стороны, о состоянии окружающей среды, в которой функционирует банк (внешний анализ), а с другой стороны, дать характеристику его внутреннего потенциала (внутренний анализ). Результаты ситуационного анализа дают возможность выявить сильные и слабые стороны банка, оценить реальные и потенциальные рыночные возможности банка и нежелательные для него обстоятельства. Сопоставление сильных и слабых сторон банка позволяет определить направления депозитной деятельности, предоставляющее банку устойчивое конкурентное преимущество (особенность банка, которой можно управлять и формировать) на рынке, за счет реализации которого будет обеспечено рентабельное и стабильное развитие кредитной организации.

При проведении внешнего анализа выделяются количественные и качественные факторы, характеризующие состояние экономики страны и отдельного региона, влияющие на банковскую систему, определяется степень их воздействия на показатели работы банка в ретроспективе и составляется прогноз их изменений в будущем, а также выявляются факторы, которые, могут существенно повлиять на результаты деятельности банка. Внешний анализ включает анализ конкуренции, т. е. выявление тенденций развития рынка, где действует банк, определение его позиции на этом рынке по сравнению с конкурентами.

В настоящее время, работая в конкурентной среде, банки могут преуспеть, не просто предлагая новые или усовершенствованные услуги, а разрабатывая комплекс мероприятий по реализации стратегии развития депозитной деятельности. Разработка данной стратегии банка опирается на так называемый комплекс маркетинга. Этот комплекс объединяет все факторы, посредством которых банк может оказывать воздействие на клиентов с целью достижения поставленных задач. При разработке стратегии развития депозитной деятельности банка следует учитывать четыре основные группы факторов: продукт, цена, методы распространения, комплекс стимулирования [43, с. 41]. Для каждой из этих групп вырабатывается уже своя стратегия.

Внутренний анализ затрагивает, прежде всего, вопросы анализа завоевания рынка количественно (существующая клиентская база, динамика ее изменения и объемы предоставляемых услуг) и качественно (качество услуг и продуктов, предлагаемых банком и их соответствие клиентскому спросу); финансового состояния банка (сбалансированность и эффективность проводимых операций); адекватности организационной структуры банка решаемым им задачам и достаточности уровня квалификации банковского персонала [36, с. 55].

Таким образом, ситуационный анализ дает возможность оценить соответствие поставленных целей и задач депозитной политики сложившимся и будущим условиям окружающей среды, в которой функционирует банк, и выработать стратегию развития депозитной деятельности, которая обосновывает перспективы получения прибыли банком при приемлемом уровне риска.

Стратегия развития депозитной деятельности банка включает в себя описание функциональных стратегий, к числу которых относятся стратегия маркетинга, стратегия управления рисками, стратегия развития организационной структуры и управления персоналом.

Итак, стабильное и поступательное развитие коммерческого банка возможно, прежде всего, благодаря качественному менеджменту и маркетингу.

Положительный результат депозитной политики во многом определяется.

Депозитной политики, единой для всех банков, не существует, поскольку все они находятся под влиянием экономических, политических и социальных факторов, а также факторов, характерных для экономики определенного региона. Поэтому разработка и реализация депозитной политики предполагает проведение анализа как общеэкономических факторов, так и внутренних факторов, которые в совокупности отражаются на деятельности конкретного банка.

Факторы, оказывающие непосредственное влияние на банковскую политику в целом и депозитную политику в частности можно разбить на две группы: 1) внешние факторы; 2) внутренние факторы

Анализ факторов, оказывающих влияние на депозитную политику банка, должен сопровождаться оценкой их влияния на его деятельность, что предполагает разработку (корректировку) экономически обоснованной политики.

Проведенный анализ факторов позволяет сделать вывод, что депозитная политика банка отражает приоритеты как общегосударственной, так и индивидуальной политики банка.

Одним из важных вопросов при разработке депозитной политики и организации депозитного процесса является вопрос об ограничениях депозитной политики коммерческого банка, под которыми понимается определенный допустимый предел привлечения банком временно свободных денежных средств юридических и физических лиц в депозиты.

Вопрос ограничений депозитной политики не вступает в противоречие

На наш взгляд, можно выделить следующие ограничения депозитной политики

Банки осуществляют свою деятельность в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка и конкурентной среды, что предполагает наличие экономических ограничений, которые складываются под воздействием спроса и предложения на рынке депозитов, а также возможностей самого банка и приоритетов его депозитной политики.

Внутренние ограничения депозитной политики определяются категорией клиента, с которым банк устанавливает экономические отношения. Возможно выделение основной категории вкладчиков, для которой разрабатывается своя стратегия маркетинга. Для отдельных категорий вкладчиков (крупные корпоративные клиенты, участники банка) могут устанавливаться ограничения на привлечение депозитов по суммам, процентам. Определение лимитов на привлечение денежных средств по всем категориям клиентов или по отдельным группам, включая филиалы банка, позволяет минимизировать депозитный и процентный риски.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 258.