Введение
Целью данной работы является изучение и анализ невербального общения.
В последнее время возникла новая увлекательная наука – кинесика (от греч. kinesis – движение). Предметом ее стало изучение языка тела. Она изучает отражение поведения человека в невербальной форме: телодвижениях (жестах, мимике), используемых в процессе общения людей.
Постижение невербального общения – это изучение комплекса всех его движений, от вполне сознательных до совершенно спонтанных, от тех, что существуют в отдельных сообществах, до тех, которые пересекают все культурные барьеры.
Актуальность данной темы обусловлена нарастающим интересом к невербальному (внеречевому) общению; а также временем, когда общество стремится развиваться и самосовершенствоваться, в том числе, и в общении друг с другом.
Среди основных задач данной работы можно выделить следующие:
1. Определить понятие и сущность невербального общения;
2. Проанализировать методику исследования невербального общения;
3. Выявить определенные аспекты невербального общения.
В качестве теоретической базы были использованы работы М.С. Андрианова, Джулиус Фаст, Р. Бердвистела и других авторов. Данные работы позволили дать более качественную оценку в области науки кинесики.
Невербальное общение
Азбука языка тела
Кинесика как наука родилась во второй половине XX века, поэтому ученых, занимающихся этими проблемами, не слишком много.
Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. К тому, что является содержанием коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение, они определенным образом относятся, и это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особое, невербальное общение. К средствам невербального общения принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербального общения – слова. Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербального общения: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.
Мы выражаем свое состояние невербальным способом: недоверчиво приподнимаем одну бровь, потираем нос от любопытства, стискиваем руки перед грудью, чтобы изолировать себя или защититься, пожимаем плечами, демонстрируя безразличие, заговорщицки подмигиваем, барабаним пальцами в нетерпении, хлопаем по лбу, обнаружив свою оплошность.
Жесты многочисленны. И в то время как некоторые совершенно преднамеренны, другие почти преднамеренны, существуют и иные: потирание пальцем над верхней губой, стискивание рук, чтобы защитить себя, – эти жесты совершенно бессознательны.
Существенно важное значение для усиления действия вербального общения имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, четко показывает отношение коммуникатора к реципиенту. В некоторых видах обучения (в частности, при обучении «говорению» на иностранных языках) преподаватель предпочитает размещать учеников не «в затылок друг другу», как это принято в классе, а по кругу, лицом друг к другу, что существенно повышает коммуникабельность общающихся и интенсифицирует приобретение навыков общения на иностранном языке.
Соответствие используемых средств невербального общения целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.
В попытке выделить определенные аспекты языка тела и унифицировать научные знания надо учесть те факторы, о которых Р. Бердвистел написал в научном руководстве по этому предмету «Введение в кинесику». По существу, он попытался составить аннотационную систему для кинесики, или языка тела, разложить все основные движения на их составляющие и обозначить символами.
Возможно, когда человек потирает нос, это указывает на несогласие, но может указывать и на то, что просто он чешется. Вот где лежат реальные сложности кинесики: отделении значащих жестов от незначащих и бессознательного от старательно заученного.
Когда женщина сидит, наклонив параллельно и слегка скрестив в лодыжках ноги, это точно может указывать на дисциплинированный ум, но гораздо вероятнее, что это рассчитанная поза или даже результат воспитания хороших манер. В некоторых руководствах, обучающих тому, «как стать обаятельной», поясняется, что это изящная и женственная поза, и советуют женщинам принимать именно такую позу, которая позволяет женщине в мини-юбке принять удобное, но не слишком «откровенное» положение. Наши бабушки считали именно его «подходящим для дамы».
Вот некоторые из причин, по которым общество должно подходить к кинесике с осторожностью и изучать движение или жест только в условиях контекста движения в целом, и также должно понимать модели движения в терминах разговорного языка. Оба они, и жест и речь, при всей своей противоречивости, тем не менее, неразделимы.
Разрабатывая методологические проблемы этой области, Бердвистел предложил выделить единицу телодвижений человека. Основное рассуждение строится на основе опыта структурной лингвистики: телодвижения разделяются на единицы, а затем из этих единиц образуются более сложные конструкции. Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему. Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения.
На основании предложения Бердвистела были построены своего рода «словари» телодвижений, даже появились работы о количестве кинов в разных национальных культурах. В предложениях Бердвистела человеческое тело было поделено на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела в целом, нижняя часть тела в целом. Смысл построения словаря сводится при этом к тому, чтобы единицы – кины – были привязаны к определенным зонам, тогда и получится «запись» телодвижения, что придаст ей известную однозначность, т.е. поможет выполнить функцию кода. Однако неопределенность единицы не позволяет считать эту методику записи достаточно надежной.
Несколько более скромный вариант предложен для записи выражений лица, мимики.
Зоны лица
Рис. 1. Методика FAST (Facial Affect Scoring Technique)
Вообще в литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы как-то классифицировать их и предложена методика, введенная П. Экманом и получившая название FAST – Facial Affect Scoring Technique. Принцип тот же самый: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Фиксация эмоции «по зоне» позволяет регистрировать более или менее определенно мимические движения (рис. 1). Эта методика получила распространение в медицинской (патопсихологической) практике, в настоящее время есть ряд попыток применения ее в «нормальных» ситуациях общения. Вряд ли можно считать, что и здесь проблема кодов решена полностью.
Таким образом, анализ всех систем невербального общения показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в процессе общения. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербального общения помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой общения эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.
Введение
Целью данной работы является изучение и анализ невербального общения.
В последнее время возникла новая увлекательная наука – кинесика (от греч. kinesis – движение). Предметом ее стало изучение языка тела. Она изучает отражение поведения человека в невербальной форме: телодвижениях (жестах, мимике), используемых в процессе общения людей.
Постижение невербального общения – это изучение комплекса всех его движений, от вполне сознательных до совершенно спонтанных, от тех, что существуют в отдельных сообществах, до тех, которые пересекают все культурные барьеры.
Актуальность данной темы обусловлена нарастающим интересом к невербальному (внеречевому) общению; а также временем, когда общество стремится развиваться и самосовершенствоваться, в том числе, и в общении друг с другом.
Среди основных задач данной работы можно выделить следующие:
1. Определить понятие и сущность невербального общения;
2. Проанализировать методику исследования невербального общения;
3. Выявить определенные аспекты невербального общения.
В качестве теоретической базы были использованы работы М.С. Андрианова, Джулиус Фаст, Р. Бердвистела и других авторов. Данные работы позволили дать более качественную оценку в области науки кинесики.
Невербальное общение
Азбука языка тела
Кинесика как наука родилась во второй половине XX века, поэтому ученых, занимающихся этими проблемами, не слишком много.
Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. К тому, что является содержанием коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение, они определенным образом относятся, и это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особое, невербальное общение. К средствам невербального общения принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербального общения – слова. Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербального общения: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.
Мы выражаем свое состояние невербальным способом: недоверчиво приподнимаем одну бровь, потираем нос от любопытства, стискиваем руки перед грудью, чтобы изолировать себя или защититься, пожимаем плечами, демонстрируя безразличие, заговорщицки подмигиваем, барабаним пальцами в нетерпении, хлопаем по лбу, обнаружив свою оплошность.
Жесты многочисленны. И в то время как некоторые совершенно преднамеренны, другие почти преднамеренны, существуют и иные: потирание пальцем над верхней губой, стискивание рук, чтобы защитить себя, – эти жесты совершенно бессознательны.
Существенно важное значение для усиления действия вербального общения имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, четко показывает отношение коммуникатора к реципиенту. В некоторых видах обучения (в частности, при обучении «говорению» на иностранных языках) преподаватель предпочитает размещать учеников не «в затылок друг другу», как это принято в классе, а по кругу, лицом друг к другу, что существенно повышает коммуникабельность общающихся и интенсифицирует приобретение навыков общения на иностранном языке.
Соответствие используемых средств невербального общения целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.
В попытке выделить определенные аспекты языка тела и унифицировать научные знания надо учесть те факторы, о которых Р. Бердвистел написал в научном руководстве по этому предмету «Введение в кинесику». По существу, он попытался составить аннотационную систему для кинесики, или языка тела, разложить все основные движения на их составляющие и обозначить символами.
Возможно, когда человек потирает нос, это указывает на несогласие, но может указывать и на то, что просто он чешется. Вот где лежат реальные сложности кинесики: отделении значащих жестов от незначащих и бессознательного от старательно заученного.
Когда женщина сидит, наклонив параллельно и слегка скрестив в лодыжках ноги, это точно может указывать на дисциплинированный ум, но гораздо вероятнее, что это рассчитанная поза или даже результат воспитания хороших манер. В некоторых руководствах, обучающих тому, «как стать обаятельной», поясняется, что это изящная и женственная поза, и советуют женщинам принимать именно такую позу, которая позволяет женщине в мини-юбке принять удобное, но не слишком «откровенное» положение. Наши бабушки считали именно его «подходящим для дамы».
Вот некоторые из причин, по которым общество должно подходить к кинесике с осторожностью и изучать движение или жест только в условиях контекста движения в целом, и также должно понимать модели движения в терминах разговорного языка. Оба они, и жест и речь, при всей своей противоречивости, тем не менее, неразделимы.
Разрабатывая методологические проблемы этой области, Бердвистел предложил выделить единицу телодвижений человека. Основное рассуждение строится на основе опыта структурной лингвистики: телодвижения разделяются на единицы, а затем из этих единиц образуются более сложные конструкции. Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему. Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения.
На основании предложения Бердвистела были построены своего рода «словари» телодвижений, даже появились работы о количестве кинов в разных национальных культурах. В предложениях Бердвистела человеческое тело было поделено на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела в целом, нижняя часть тела в целом. Смысл построения словаря сводится при этом к тому, чтобы единицы – кины – были привязаны к определенным зонам, тогда и получится «запись» телодвижения, что придаст ей известную однозначность, т.е. поможет выполнить функцию кода. Однако неопределенность единицы не позволяет считать эту методику записи достаточно надежной.
Несколько более скромный вариант предложен для записи выражений лица, мимики.
Зоны лица
Рис. 1. Методика FAST (Facial Affect Scoring Technique)
Вообще в литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы как-то классифицировать их и предложена методика, введенная П. Экманом и получившая название FAST – Facial Affect Scoring Technique. Принцип тот же самый: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Фиксация эмоции «по зоне» позволяет регистрировать более или менее определенно мимические движения (рис. 1). Эта методика получила распространение в медицинской (патопсихологической) практике, в настоящее время есть ряд попыток применения ее в «нормальных» ситуациях общения. Вряд ли можно считать, что и здесь проблема кодов решена полностью.
Таким образом, анализ всех систем невербального общения показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в процессе общения. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербального общения помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой общения эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.
Методологические проблемы исследования невербального общения
Исследователи давно отметили, что понимание целостного экспрессивного поведения заключается в поиске «опорного, систематизирующего признака», поскольку фактически любая часть тела (внешности) так или иначе несет информацию о характере партнеров по общению и потому может попасть в поле внимания наблюдателя. Подавляющее большинство исследований по невербальному общению посвящены лицу человека: традиционно считается, что именно лицо является главной составляющей внешности, а его выражения играют важнейшую роль в общении людей. Но в реальности – и многие специалисты знают это – важную информацию несет все же не только лицо, а и «позно-тоническая активность». В специфике поз, в динамике их смены отчетливо проявляются психодинамические характеристики и личностные свойства человека. Именно позно-тонические выражения характера личности служат тем зримым языком, посредством которого происходит невербальный диалог.
Тем не менее, несмотря на важность данного аспекта невербального общения, в настоящее время в этом направлении исследований существует значительный пробел. Это объясняется тем, что в отличие, например, от жестов, мимических движений, физиогномических примет, многие из которых подчас имеют более или менее однозначную трактовку, позы каждого человека сугубо индивидуальны и изучение их сопряжено с определенными трудностями: строение тела, физическая форма и эмоциональное состояние в целом, стиль и мода в одежде и поведении, элементы случайности и неповторимости отдельных поз – вот те дополнительные, плохо поддающиеся контролю переменные, которые всегда следует учитывать при восприятии поз. В результате, исследователи пришли к выводу, что удобнее всего изучать позы посредством рисунков так называемых «палочных фигур». Широкое распространение получила, в частности, классификация «палочных фигур» Сабина и Хардика; авторы связали определенные позы человека с некоторыми качествами его личности (или исполняемой ролью) и придали 42 «палочным» позам конкретное толкование. Все последующие исследования поз фактически опирались на эту классификацию и мало что могли добавить как к ее исходной интерпретации, так и к изучению этого аспекта невербального общения.
Таким образом, восприятие и понимание человека на основе его экспрессивного поведения – процесс невербального общения – предполагает наличие у воспринимающего некоторых структурированных представлений (категорий), позволяющих ему читать знаки и сигналы языка тела. Соответственно, исследователи стали все чаще прибегать к использованию фотографией, пиктограмм, графических рисунков и предприняли немало попыток по созданию различных классификаций и «словарей», позволяющих расшифровывать отдельные невербальные коммуникативные коды.
Однако наряду с изучением категориальной организации социального познания все больше внимания начинает уделяться другой форме структурирования знаний. Речь идет об относительно устойчивых, обобщенных структурах прошлого опыта, позволяющих предвосхищать изменения вида объектов, порядок развития событий, их содержание и связь. Такими структурами являются особого рода схемы – фреймы.
Под фреймом обычно подразумевают минимальное описание какого-либо явления или объекта, обладающее следующим свойством: удаление из описания любой составляющей приводит к тому, что данный объект перестает правильно опознаваться (классифицироваться). Некоторые фреймы являются врожденными в том смысле, что они естественно и неизбежно возникают в процессе когнитивного развития человека, примером здесь может быть знание характерных черт человеческого лица. Другие фреймы усваиваются из опыта или обучения. Фреймы, как правило, активируются определенными стилистическими маркерами – свойствами демонстранта или социальным контекстом, такими, как, например, гнев, любовь, стремление к сотрудничеству или власти, групповая принадлежность и т.п., которые выражаются чаще всего невербально. Это, безусловно, имеет важнейшее значение, поскольку фреймы активизируются, когда интерпретатор, пытаясь выявить смысл фрагмента невербального поведения, оказывается в состоянии приписать ему интерпретацию, поместив содержание фрагмента в модель, которая известна независимо от этого «текста».
Введение и исследование фреймов значительно изменило научные представления о коммуникативных процессах. Особенно это касается исследований понимания связного текста, но, безусловно, фреймовый анализ может быть успешно применен и в исследованиях по невербальному общению. Однако, если текст вербального сообщения разворачивается последовательно, то большинство невербальных «сообщений» осуществляются одновременно. Кроме того, тот или иной активированный фрейм ведет к жестко обусловленной, подчиненной определенному алгоритму интерпретации, что подчас и проявляется в ошибках и ограниченности подобной интерпретации в целом. В то же время люди, искушенные в языке тела, обладают большей пластичностью во взаимодействии с другими. Воспринимая невербальное «сообщение», особенно если ситуация неоднозначна, они стремятся избежать двусмысленности и достичь определенности в его интерпретации и понимании партнера. При этом они строят свои предварительные интерпретационные гипотезы (стратегии), которые могут изменяться на основе дополнительной информации и плавно переходить друг в друга. На успешность в невербальном общении оказывают влияние также и такие факторы, как личностная и социальная идентичность взаимодействующих, их психологические особенности – установки, воображение, наблюдательность, опытность, т.е. все то, что можно назвать особым паралингвистическим дискурсом.
Именно такой подход к исследованию языка тела соответствует духу современных научных представлений о процессе вербального общения. Понятие «дискурс» успешно разрабатывается в лингвистике. Терминологическое значение ему первыми придали Э. Бенвенист и З. Харрис, привлекавшие к описанию и пониманию текста социокультурную ситуацию. Дискурсивный анализ значительно развил Т. Ван Дейк, который предложил стратегическую модель обработки связного текста; при этом он подчеркивал, что стратегические процессы во многом противоположны процессам алгоритмическим. Вероятно, подобный стратегический анализ паралингвистического дискурса представляется перспективным для исследования процесса невербального общения. Именно в русле такого методологического приема было проведено исследование восприятия человека по фотографии и оценки его характера – процесса невербального общения с опорой на экспрессию лица. Анализ проявлений позно-тонической активности осуществлен с тех же позиций.
Главной целью проведенного исследования было проверить гипотезу о том, что процесс невербального общения протекает в соответствии с моделью стратегической обработки паралингвистического дискурса.
При реализации этой цели решались следующие задачи:
- выявить с помощью экспертов и обычных респондентов основные стратегии обработки паралингвистического дискурса в процессе невербального общения – восприятия и толкования конкретных поз и пантомимики человека;
- определить стилистические маркеры каждой позы, позволяющие строить соответствующие им гипотезы обработки паралингвистического дискурса;
- определить фреймы, активируемые в этом процессе;
- провести содержательный анализ интерпретаций поз респондентами.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 258.