Психологическая помощь семьям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Семейная психотерапия в настоящее время определяется как направление в медицинской и немедицинской психотерапии, ориентированное на оказание психологической помощи семье в преодолении разнообразных психологических проблем: в межличностных отношениях, в эмоциональной сфере и т.п.

    В последнее время выделились следующие основные направления семейной психотерапии:

1. Психодинамическое

2. Системное и стратегическое

3. Позитивное

4. Электичное

По Э.Г.Эйдемиллеру, В.В.Юстицкому (1989), в семейной психотерапии выделяются четыре этапа:

1) диагностический (семейный диагноз);

2) ликвидация семейного конфликта;

3) реконструктивный;

4) поддерживающий.

Большое значение при проведении семейной психодиагностики имеет принцип стереоскопического анализа: психологическая информация, полученная от одного члена семьи на односторонних встречах, должна быть сопоставлена с информацией от других членов семьи и тем впечатлением, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии.

В целях преодоления внутрисемейного конфликта психотерапевт берет на себя роль посредника между конфликтующими членами семьи, а также помогает эмоционально отреагировать на его последствия. На этапе реконструкции семейных отношений терапевт организует совместное обсуждение проблем либо в семье, либо в тренинговых группах, включающих несколько семей. Поддерживающий этап семейной психотерапии характеризуется работой по закреплению у членов семьи навыков эмпатического общения и расширившегося ролевого диапазона. В это время проводятся консультирование и психокоррекция в естественных условиях жизни семьи.

Методы семейной психотерапии:

- недирективная психотерапия;

- методы воздействия членов семьи друг на друга;

- групповая дискуссия;

- тренинг конструктивного спора;

- проработка новых форм поведения и др.

Наиболее часто применяемые приёмы:

1) эффективное использование молчания;

2) умение слушать;

3) обучение с помощью вопросов;

4) повторение (резюмирование);

5) суммарное повторение;

6) уточнение (прояснение) и отражение аффекта;

7) конфронтация;

8) проигрывание ролей;

9) создание «живых скульптур»;

10) анализ видеомагнитофонных записей.

Специфическими особенностями психологической помощи семьям являются отказ от концепции болезни, акцент на многомерном анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, поиск личностных ресурсов членов семьи и обсуждение способов разрешения ситуации через рассмотрение широкого диапазона возможных решений.

    Работа с семьёй направлена на развитие личности в семейном окружении. Важным является перенос ответственности за исход работы с психолога на семью. Семья как особый организм сама способна помочь своим членам; психолог не может дать семье больше, чем сами члены семьи могут дать друг другу.

    Психологическая помощь может оказываться:

а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами его семейной жизни или её отсутствия;

б) брачной или предбрачной паре;

в) семье в целом;

г) родителю или родителям;

д) родителям и детям;

е) ребенку или подростку.

    По своему характеру психологическая помощь семье реализуется в следующих формах:

1) психодиагностическое обследование членов семьи и семейных отношений и предоставление клиентам психологической информации;

2) организационные меры (направление на дополнительную консультацию у психоневролога, психиатра, сексолога и у других специалистов);

3) осуществление психокоррекционных и психотерапевтических воздействий;

4) рекомендации способов общения, методов обучения и воспитания;

5) выявление причин трудностей ребенка в обучении, во взаимодействии со взрослыми или сверстниками и т.д.

Основные принципы психологической помощи семье:

1. Установление контакта и присоединение психолога к клиентам (используются приёмы «пристройки»; соблюдение конструктивной дистанции, синхронизация дыхания, использования речевых предикатов, соответствующих ведущей репрезентативной системе клиента).

2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приёмов метамоделирования и терапевтических метафор (используются вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Как звучала бы ваша цель без отрицательной частицы «не»?».

3. Обсуждение психотерапевтического контракта (распределение ответственности: психолог отвечает за условия безопасности и применяемые психотехнологии, а клиент – за активность и желание изменений; договоренность о продолжительности и оплате работы и санкциях за нарушения условий контракта и т.п.)

4. Уточнение проблемы клиента с целью максимальной её субъективизации и определение ресурсов семьи в целом и каждого её члена в отдельности.

5. Проведение собственно психологической работы (консультации, коррекции, терапии), во время которой укрепляется вера клиентов в успех и улучшение ситуации, обсуждаются сложившиеся стереотипы поведения и ищутся новые, иногда используются приёмы трансовой визуализации, ведущие к созданию образа желаемой ситуации.

6. «Экологическая проверка»: контроль за правильностью и устойчивостью происходящих изменений.

7. «Страхование результата»: действия по повышению уверенности клиентов в себе (даются домашние задания и предлагается прийти через какое-то время для обсуждения результатов).

8. «Отсоединение» (используются «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к прямо противоположному – по сравнению с якобы предполагаемым – результату).

 

Требования к личности практического психолога

    Теоретическим концепциям присуща позиция, согласно которой успех работы практического психолога определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник, при этом личностны  е характеристики психолога считаются, чем-то второстепенным.

    Гуманистическая позиция состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между психологом и клиентами. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы психолог обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений.

Практическому психологу желательно иметь следующие черты:

- концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

- открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

- эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

- аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

- энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

- уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

- уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

- богатое воображение, интуиция;

- высокий уровень интеллекта.

Заключение

    Подводя итог, можно выделить следующие основные задачи практического психолога, в зависимости от отрасли деятельности. Так на промышленных предприятиях психологи занимаются разработкой и проведением в жизнь мероприятий, направленных не повышение эффективности производства – связанных с изменением психологического климата в группах, взаимоотношений на различных уровнях управления, межличностных взаимодействий, отношения к труду, совершенствованием рабочих мест, организацией труда, подборов кадров и т.д. В задачу психологов входит разрешение межличностных конфликтов, консультирование сотрудников по поводу взаимоотношений на производстве и в семье, личностным проблемам.

    Во многом аналогична психологическая служба школы, но, естественно со своей спецификой: в центре её внимания – создание таких условий, при которых было бы возможно максимально гармоничное развитие личности ребенка. Важная задача школьного психолога – подготовка детей к жизни после школы.

    Практический психолог помогает улучшить взаимоотношения между людьми, облегчить страдания, помочь овладеть приемами организации собственной деятельности.

 

Список использованной литературы:

1. «Введение в профессию «психолог», И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников, 2002г.

2. «Введение в психологию», И.Б.Гриншпун, 1996г.


[1] Абрамова Г.С., 1994. – С.12

[2] Психологический словарь Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., М.,1996, С.312

[3] НЛП – процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделения структуры процесса.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 247.