Системы электронного управления документами: обзор, классификация и оценка возврата от внедрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Системы электронного управления документами: обзор, классификация и оценка возврата от внедрения…………………………………………………....5

1.1. Рынок электронных систем управления документами: определения и классификация…………………………………………………..……………...5

1.2. Системы делопроизводства, документооборота и корпоративные системы управления документами: определения……………………………...10

1.3. Оценка возврата от инвестиций в технологии электронного управления документами.…………………………...……………………...…...13

2. Характеристика некоторых систем………………….……………………….16

2.1. Сравнительная характеристика систем………..……………………16

2.2. Краткие характеристики основных систем………….………….…..19

2.2.1. Краткие характеристики системы «CompanyMedia»...............19

2.2.2. Краткие характеристики системы «БОСС-Референт»…….…22

2.2.3. Краткие характеристики системы «Optima Workflow»…...…24

2.2.4. Краткие характеристики системы « Documentum»……….....26

2.2.5. Краткие характеристики системы «Landocs»………………...29

2.2.6. Краткие характеристики системы «Дело»…………………...32

2.2.7. Краткие характеристики системы «Евфрат-Документооборот»............................................................................................…37

3. Тенденции развития технологий управления документами………………38

3.1. Ситуация на мировом рынке ……………………………………….38

3.2. Российский рынок ………………………………………………..…40

Заключение……………………………………………………………………...43

Литература………………………………………………………………………46

 

 

Введение

Рынок систем и программ документооборота становится все более насыщенным. Обилие предложений со стороны поставщиков может поставить в тупик любую организацию - кажется, что любая из систем сможет решить все проблемы. Но не всякая программа документооборота, способна решить специфические задачи организации. Тем более, не всякая система или программа документооборота может похвастаться динамичным развитием и удовлетворением все возрастающих требований потребителей. Именно поэтому важно понимать в каком состоянии сейчас находится рынок систем электронного документооборота и что ждет его в будущем.

Документированная информация составляет основу управления, его эффективность в значительной степени базируется на производстве и потреблении информации. В современном обществе информация стала полноценным ресурсом производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Качество информации определяет качество управления. В современных условиях для повышения качества управления необходимо уделять достаточное внимание совершенствованию работы с документами, так как управленческое решение всегда базируется на информации, носителем которой является документ на различных основах.

Выбранная нами тема актуальна, поскольку известно, что организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом. Как показывают современные исследования, 85% рабочего времени сотрудников организаций тратится на подготовку, сопровождение, заполнение, копирование и передачу документов. Правильно организованное управление делами снижает время, необходимое для поиска, повышает точность и своевременность информации, устраняет ее избыточность. Рост объемов информации и, соответственно, документов, потребовал внедрения техники для своевременной обработки документов, а с появлением компьютеров – и самой информации.

Целью данной курсовой работы является характеристика систем электронного документооборота.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

- исследование понятия информационных технологий, видов, специфики и способов их внедрения с целью совершенствования ДОУ;

- рассмотрение структуры рынка программных продуктов в области электронного управления документацией;

- классификация, сравнение и характеристика данных продуктов;

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается понятие электронных технологий в ДОУ, их структура и характеристики, а также предлагаются расчет эффективности от внедрения документооборота.

 Вторая глава посвящена характеристикам наиболее популярных программ.

В третьей главе рассмотрены основные тенденции развития электронного документооборота предприятия, как за рубежом, так и в России.


Ситуация на мировом рынке

Середина нынешнего десятилетия, с 2003 по 2006 год, стала для рынка средств управления корпоративным содержанием (Enterprise Content Management, ECM) периодом радикальной реструктуризации. Результатом этого процесса (во многом благодаря приобретениям) на смену прежней группе лидеров их числа «чистых» (специализирующихся именно в этом деле) ECM-поставщиков (Documentum, Humminngbird, FileNet, Open Text) пришли глобальные платформенные вендоры (EMC, IBM, Microsoft, Oracle), среди который, правда, сохранила свои позиции Open Text. Финальный аккорд в этой глобальной консолидации прозвучал во второй половине 2006 года в виде сразу трех покупок IBM + FileNet, Open Text + Hummingbird и Oracle + Stellent, после чего ECM-рынок вступил в период эволюционного развития. Как раз отсутствие потрясений позволяет лучше понять логику развития этого важного сегмента ПО, актуальность которого для ИТ-отрасли в целом только лишь увеличивается.

Главная тенденция развития ECM-рынка — данная категория средства сейчас рассматривается как часть ИТ-инфраструктуры предприятий, что и предопределило формирования группы лидеров из числа ведущих мировых ИТ-поставщиков. Но такое развитие ситуации создает определенные проблемы для заказчиков, которые заинтересованы в том, что базовые ИТ-платформы обеспечивали бы поддержку различных ECM-приложений, в то время, как вендоры пытаются все больше привязать поставляемы продукты к своему базовому ПО. Критически важным требованием к современным ECM-решениям становятся вопросы интеграции и поддержки федеративной модели для хранилищ контента. В прошлом году ведущие поставщики смогли предложить решение этих проблем, разработав протокол Content Management Interoperability Services (CMIS), на базе технологии Web-сервисов. Его использование позволит создавать приложения, способные работать с любыми CMIS-совместимыми репозиториями.

Поддержка Web-технологий сейчас является одних из ключевых требований со стороны корпоративных заказчиков. Речь идет о таких возможностях, как управление Web-контентом, управления информационными активами, Web-аналитика, работа с электронными формами и составными документами, социальные коммуникации, поддержка мобильных устройств и управление бизнес-процессами (BPM). Тенденцией ECM-рынка является также рост популярности новых моделей реализации реализации прикладных систем, в том числе на базе SaaS и Open Source. Но пока не представляются серьезной конкуренции традиционным решениям. Но уже сегодня многие вендоры стараются обеспечить возможности применения их программных пакетов в режиме SaaS.

Отдельно встает вопрос использованияе гибридных, смешанных архитектур для управления контентом. И здесь решающее значение имеет растущая популярность на рынке, для предприятий всех размеров, во всех регионах мира, Microsoft Office SharePoint Server 2007 (MOSS 2007). При этом, с одной стороны, организации вынуждены, широкого распространения этого продукта, обеспечивать поддержку в той или иной мере его использования в своих системах. С другой стороны, его возможностей пока не хватает для создания полноценных ECM-систем. В результате заказчики вынуждены сегодня идти совместное применение MOSS и продуктов других поставщиков. В этой ситуации вопросы поддержки федеративного поиска, метаданных и интероперабельности становятся критически важными требования при выборе клиентами тех или иных решений.

 

Российский рынок

Анализ ситуации на российском рынке СЭД — одна из «больных» и острых тем в отечественной отрасли систем электронного документооборота.

Спад на российском рынке СЭД в первой половине года составил 15% по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. Как и ожидалось, в этот период существенно возросла доля госсектора, причем здесь количество внедрений увеличилось и в абсолютном выражении. Однако, несмотря на наметившееся оживление экономики в целом, падение рынка будет продолжаться, и по итогам второго полугодия снижение может составить 30%. Но уже к концу 2010 года рынок выровняется с докризисными показателями.

По числу новых внедрений с заметным отрывом лидируют системы «ДЕЛО» (компания «Электронные офисных системы», ЭОС) и DIRECTUM (одноименного разработчика) — 35% и 28% соответственно. Причем только эти два решения показали положительную динамику роста. Почти половина новых проектов (46%) пришлась на государственный сектор. При этом аналитики DSS считают, что в ближайшие два года будет увеличиваться востребованность СЭД госорганами, в связи с исполнением нормативных правовых актов, направленных на обеспечение перехода госорганов на электронный документооборот и построение межведомственного взаимодействия. Среди других вертикальных сегментов наиболее заметную долю занимают строительство и недвижимость (8%), банки и финансовые организации (8%), наука и образование (7%). Получается, что кризис сильнее ударил по столице и привел к заметному смещению рынка в сторону регионов: доля Центрального федерального округа за год сократилась с 45 до 29%.

Если посмотреть на итоги первого полугодия в разрезе реализованных лицензий за период, то здесь на первом месте является система «ДЕЛО», за которой следует Livelink ECM — eDOCS (продукт компании Open Text, ранее назывался Hummingbird Enterprise). Решающий вклад в такое лидирующее положение этих системы внесли два масштабных проекта, выполненных на их основе («ДЕЛО» — в Центральном Банке России, LiveLink — в «Мегафоне»). С точки зрения отраслевого деления заказчиков, во многом как раз благодаря этим проектам на первом месте оказались банковский (50%) и телекоммуникационный (29%) сегменты рынка. Государственный сектор занял третье место (10%). Легко заметить, распределение долей рынка существенно отличается от картины с проектами, что, конечно же, объясняется разными масштабами проектов.

 

 

Заключение

Роль систем автоматизации бумажного делопроизводства и документооборота в условиях консервативного стиля работы с документами, который обусловлен особенностями российского законодательства, требующего четкого документального подтверждения всех шагов в любых областях деятельности организации, бесспорно, велика. Однако развитие информационных технологий постепенно отодвигает бумажный документ на второй план, существенно повышая роль электронного документа. По консервативным оценкам, количество бумажных документов будет увеличиваться на 7% ежегодно, а электронных - на 20%. Эта тенденция обостряет необходимость учета не только бумажных документов, но и электронных, благодаря чему системы автоматизированного документооборота и делопроизводства плавно переориентировались на работу с электронными документами, став системами электронного документооборота и делопроизводства. Действительно, хотя при традиционном делопроизводстве первоочередным объектом автоматизации является ведение картотек, то ничто не мешает включить в автоматизированную систему возможность связи карточки с электронным образом документа (текстом, графическим изображением, аудио- или видеозаписью).

В свою очередь, накопленные бумажные архивы, при помощи систем потокового ввода бумажных документов, могут быть переведены в электронные архивы. В результате высвобождается пространство, упрощается управляемость архива, повышается доступность хранимой информации для всех заинтересованных пользователей, снижается риск в вследствие пожара или других форс-мажорных обстоятельств. Разумеется, полностью избавиться от бумаги в этом случае не удается, поскольку юридически значимой формой документа по-прежнему считается бумажная. Но процент таких документов в общем объеме относительно невелик, а перевод их в электронную форму как минимум многократно ускорит их поиск и повысит доступность в тех случаях, когда электронной копии для работы достаточно.

Актуальность проблемы выбора и внедрения электронного документооборота определяется необходимостью создания на предприятии единого документационного пространства с учетом рационального использования человеческих ресурсов при выполнении определенных делопроизводственных работ.

Исследование проблем в области бумажного делопроизводства позволяет выявить наиболее существенные проблемы в этой сфере с целью разработки дальнейшего их решения:

- неизбежная потеря документов, следовательно и информации;

- попадание документов и информации, содержащейся в них, третьему лицу;

- накопление множества документов, назначение и источник появления которых неясны;

- большие затраты времени на подготовку и согласование документов, как следствие – малая скорость обработки и информации, а значит – медленная реакция на новые воздействия;

- избыточность документооборота, большая потеря времени на обработку входящей и исходящей корреспонденции, внутренних документов и на ознакомление с документами;

- бесконтрольность исполнителей, невозможность доведения в короткие сроки поручений, вытекающих из резолюций до конкретных исполнителей;

- невозможность установления истории работы с документами;

- избыточные затраты на бумагу и копирование для создания нескольких копий одного документа.

Изучение понятия «системы электронного управления документами» помогло разграничить, в зависимости от характеристики и способов решения делопроизводственных задач, «системы электронного документирования», «системы электронного документооборота», «корпоративные системы электронного управления документами».

Проведенный в работе анализ автоматизированных систем, позволил сформулировать основные критерии для выбора наиболее эффективной автоматизированной системы, которая бы решала большинство делопроизводственных задач. К таким критериям можно отнести: критерии функциональности системы, возможности персональных настроек, универсальность технических характеристик, удобство внедрения, критерий ценовой политики системы, критерий безопасности и удобства эксплуатации.

Вопрос автоматизации документооборота решается для каждой фирмы индивидуально. Существует немало отрицательных моментов, связанных с интеграцией новых технологий, обучением персонала, дооснащением оборудования, мотивацией руководства на использование систем электронного документооборота, что говорит о многосторонней проблеме автоматизации и возможности дальнейших исследований данной тематики.



Литература

1. Баласанян, В.Э.Какой должна быть современная автоматизированная система документационного обеспечения управления / В.Э. Баласанян // X Междунар. научно-практическая конференция «Документация в информационном обществе: парадигмы XXI в.». – М.,– 2003. – С.22—25.

2. Бобылева, М.П. Эффективный документооборот: от традиционного к электронному / М.П. Бобылева. – М.: Издательство МЭИ, 2004—49 с.  

3. Бобылева, М.П. Вопросы использования элементов электронного документооборота внутри организации / М.П. Бобылева // Секретарское дело. – 2003. – №2. – С. 15–17.

4. Витин, Ю.Г. От документооборота классического – к электронному! / Ю.Г. Витин// Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2004. – № 4. – С. 50-55.

5. Гайдукова, Л.М. Проблемы традиционных технологий документационного обеспечения / Л.М. Гайдукова// – Секретарское дело. – 2006. – №10 – С. 17–22.  

6. Гельман-Виноградов, К.Б. Некоторые вопросы научной трактовки понятия «документ» / К.Б. Гельман-Виноградов // XI Междунар. научно-практическая конференция «Документация в информационном обществе: административная реформа и управление документацией» – М., – 2005. – С. 84–87 (2005 а).

7. Гельман-Виноградов, К.Б. О сложностях трактовки понятия «документ» и способах их преодоления / К.Б. Гельман-Виноградов // Делопроизводство. – 2005. – № 2. – С. 16–24 (2005 б).

8. Глик, Д.И. Национальные стандарты в области электронного документооборота / Д.И. Глик// - Секретарское дело. – 2006. – № 9 – С. 45–75.

9. Кочеткова, П. Система автоматизации делопроизводства «СompanyMedia-Делопроизводство/ П. Кочеткова // Секретарское дело. – 2006. – №8. – С.20.

10. Кузнецов, С.Л. Проблемы выбора программного обеспечения для автоматизации работы с документами в офисе / С.Л. Кузнецов // Секретарское дело. – 2005. – №10. – С. 32–35.

11.  Куциняк, Д.Л. От автоматизированного делопроизводства к      электронному документообороту / Д.Л. Куциняк // X Междунар. Научно-практическая конференция «Документация в информационном обществе:  парадигмы XXI в.». – М., – 2003. – С. 18– 23.

12. Ларин, М.В. Электронный документооборот: что мешает его внедрению / М.В. Ларин// Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2003. – №12. – С.30–38.

13. Максимович, Г.Ю. Комплексный подход к внедрению информационных технологий во все сферы ДОУ / Г.Ю. Максимович, В.И. Берестова // Секретарское дело. – 2005. – № 11(63). – С. 51–56 (2005 а).

14. Максимович, Г.Ю. Современные универсальные информационные технологии – основа совершенствования ДОУ / Г.Ю. Максимович, В.И. Берестова // Секретарское дело. – 2005. – № 2(54). – С. 23–27 (2005 б).

15. Максимович, Г.Ю. Современные информационные технологии хранения информации и организация доступа к ней / Г.Ю Максимович, В.И. Берестова // Секретарское дело. – 2005. – №1 (53) – С. 34 (2005 в).

16. Московая, П.М. На пути к электронному документообороту / П.М. Московая // Делопроизводство. – 2004. – №2. – С.36-41.

17. Плешкевич, Е.А. Традиционное и нетрадиционно документоведение: о чистоте идей, а может быть, и рядов / Е.А. Плешкевич // – Научные и технические разработки. – 2005. – № 6. – С. 65–70 (2005 а).

18.  Плешкевич, Е.А. Новый подход к определению понятия «документ» в книговедческих дисциплинах / Е.А. Плешкевич // НТИ. – Сер. 1. – 2005. – № 3. – С. 4–7 (2005 б).

19.  Плешкевич, Е.А. Формирование документной парадигмы / Е.А. Плешкевич // НТИ. – Сер. 1. – 2005. – № 10. – С. 19–22 (2005 в).

20. Сборец, М.В. О внедрении системы электронного документооборота в ОАО АИБ «Академхимбанк» / М.В. Сборец // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2004. – №9. – С. 48–56.  

21. Сысоева, Л.В. Разработка концепции общекорпоративной системы управления документами / Л.В. Сысоева// – Секретарское дело. – 2006. – № 7 – С. 30–35.

22. Филенко, Е.Н. Развитие понятия «документ» с внедрением новых информационных технологий / Е.Н. Филенко// – Делопроизводство. – 2006. – № 3 – С. 64–65.

23. Duranti, L. The impact of digital technology an archival science / L. Duranti – Archival Science. – 2007. – №1. – pp. 39–55.

24. IDC, Europe Document Management market review and Forecast, 2001-2006, (2007, февраль)

25. IDC, Document Management Market Review and Forecast: 2001-2006, (2007, октябрь)

26. IDC, Collaborative ApplicationsMarket Forecast and Analysis, 2000-2004 (2000, June)

27. IDC, IBM Special Software Project Report, 2007

28. GartnrGroup, Keys to a Succesfull IDM Implementation, 2006, August

29. GartnerGroup, Is Repository Commoditization the End of Today's IDM, 2007, January

30. The Radicati Group, Inc., Knowledge Management Market Trends

31. IDC, "1999 Knowledge Management Survey"

32. GartnerGroup, "The impact of Knowledge Management on Enterprise Archtecture"

33. http://www.boss-referent.ru

34. http://www.businessdoc.ru

35. http://www.documentum.ru

36. http://www.docflow.ru

37. http://www.eos.ru

38.  http://www.evfrat.ru

39.  http://www.idoc.ru

40. http://www.inttrust.ru

41. http://www.landocs.ru

42. http://www.letograf.ru

43. http://www.miidad.ru

44.  http://www.optima-worflow.ru  

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Системы электронного управления документами: обзор, классификация и оценка возврата от внедрения…………………………………………………....5

1.1. Рынок электронных систем управления документами: определения и классификация…………………………………………………..……………...5

1.2. Системы делопроизводства, документооборота и корпоративные системы управления документами: определения……………………………...10

1.3. Оценка возврата от инвестиций в технологии электронного управления документами.…………………………...……………………...…...13

2. Характеристика некоторых систем………………….……………………….16

2.1. Сравнительная характеристика систем………..……………………16

2.2. Краткие характеристики основных систем………….………….…..19

2.2.1. Краткие характеристики системы «CompanyMedia»...............19

2.2.2. Краткие характеристики системы «БОСС-Референт»…….…22

2.2.3. Краткие характеристики системы «Optima Workflow»…...…24

2.2.4. Краткие характеристики системы « Documentum»……….....26

2.2.5. Краткие характеристики системы «Landocs»………………...29

2.2.6. Краткие характеристики системы «Дело»…………………...32

2.2.7. Краткие характеристики системы «Евфрат-Документооборот»............................................................................................…37

3. Тенденции развития технологий управления документами………………38

3.1. Ситуация на мировом рынке ……………………………………….38

3.2. Российский рынок ………………………………………………..…40

Заключение……………………………………………………………………...43

Литература………………………………………………………………………46

 

 

Введение

Рынок систем и программ документооборота становится все более насыщенным. Обилие предложений со стороны поставщиков может поставить в тупик любую организацию - кажется, что любая из систем сможет решить все проблемы. Но не всякая программа документооборота, способна решить специфические задачи организации. Тем более, не всякая система или программа документооборота может похвастаться динамичным развитием и удовлетворением все возрастающих требований потребителей. Именно поэтому важно понимать в каком состоянии сейчас находится рынок систем электронного документооборота и что ждет его в будущем.

Документированная информация составляет основу управления, его эффективность в значительной степени базируется на производстве и потреблении информации. В современном обществе информация стала полноценным ресурсом производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Качество информации определяет качество управления. В современных условиях для повышения качества управления необходимо уделять достаточное внимание совершенствованию работы с документами, так как управленческое решение всегда базируется на информации, носителем которой является документ на различных основах.

Выбранная нами тема актуальна, поскольку известно, что организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом. Как показывают современные исследования, 85% рабочего времени сотрудников организаций тратится на подготовку, сопровождение, заполнение, копирование и передачу документов. Правильно организованное управление делами снижает время, необходимое для поиска, повышает точность и своевременность информации, устраняет ее избыточность. Рост объемов информации и, соответственно, документов, потребовал внедрения техники для своевременной обработки документов, а с появлением компьютеров – и самой информации.

Целью данной курсовой работы является характеристика систем электронного документооборота.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

- исследование понятия информационных технологий, видов, специфики и способов их внедрения с целью совершенствования ДОУ;

- рассмотрение структуры рынка программных продуктов в области электронного управления документацией;

- классификация, сравнение и характеристика данных продуктов;

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается понятие электронных технологий в ДОУ, их структура и характеристики, а также предлагаются расчет эффективности от внедрения документооборота.

 Вторая глава посвящена характеристикам наиболее популярных программ.

В третьей главе рассмотрены основные тенденции развития электронного документооборота предприятия, как за рубежом, так и в России.


Системы электронного управления документами: обзор, классификация и оценка возврата от внедрения

1.1. Рынок электронных систем управления документами: определения и классификация

Системы электронного управления документами (ЭУД) обеспечивают процесс создания, управления доступом и распространения больших объемов документов в компьютерных сетях, а также обеспечивают контроль над потоками документов в организации. Часто эти документы хранятся в специальных хранилищах или в иерархии файловой системы. Типы файлов, которые, как правило, поддерживают системы ЭУД включают текстовые документы, образы, электронные таблицы, аудио-, видео- данные, и документы Web. Общими возможностями систем ЭУД являются создание документов, управление доступом, преобразование и безопасность.

Исторически системы управления документами являлись вертикальными приложениями, разработанными для использования небольшими группами специалистов, работающих в территориальной близости друг от друга с сильно структурированными документами. За рубежом приложения вертикального управления документами в основном внедрялись в таких областях как фармацевтические исследования, страхование, инженерные разработки, промышленное производство.

В современных распределенных предприятиях система распространения документов, требования по их доступности и необходимость совместной работы с ними растут экспоненциально. Имеющие высокую ценность информационные материалы создаются ежедневно, размещаются в глобальных сетях, распространяются в различных профессиональных коллективах. В эпоху Web формализованные документы, доступные только специалистам, не могут более служить хранилищем корпоративных знаний.

Сегодняшние предприятия требуют истинно распределенной архитектуры управления документами, т.е. такой, которая удовлетворяет следующим требованиям:

· Масштабируемость, надежность и управляемость для экономичного корпоративного развертывания.

· Автоматическая поддержка распределенного управления различными информационными материалами на протяжении всего их жизненного цикла, от создания до рецензирования, утверждения, распространения и архивирования.

· Гибкость управления доступом ко всему спектру документов, от электронной почты до дискуссионных баз данных, от видео клипов до формализованных документов всех типов.

· Возможность обеспечения мгновенного доступа к документам через Web-браузеры, настольные приложения и другие общедоступные типы клиентов.

· Открытая, расширяемая архитектура, позволяющая организациям, во-первых, быстро расширять платформу управления документами в ответ на появление новых бизнес целей, таких, как управление записями и, во-вторых, интегрировать управление документами с более широкими стратегическими инициативами, такими как Управление знаниями.

Доступность широкого спектра дополнительных технологий для повышения уровня возврата от инвестиций.

Распределенное, расширяемое управление документами приводит к резкому повышению продуктивности работы сотрудников, усилению общей конкурентоспособности организации, обеспечивая оптимизацию любого количества междисциплинарных процессов, вместо автоматизации отдельных вертикальных. Корпоративное управление документами является существенным шагом на пути к воплощению в жизнь инициатив по управлению корпоративными знаниями.

Выделяют шесть категорий технологий, которые составляют рынок средств электронного управления документами (ЭУД). Следует заметить, что ни одна классификация не является идеальной. В результате некоторые продукты одновременно попадают в несколько категорий и имеют возможности, характерные для продуктов из разных категорий.

Например, Lotus Domino.Doc справедливо отнесен к категории корпоративных систем ЭУД, хотя в нем есть широкие возможности маршрутизации работ (workflow), особенно в сочетании с таким продуктом, как Domino Workflow. Ситуация тем более осложняется тем, что ведущие игроки этого рынка постоянно дополняют функционал своих продуктов.

Перечислим категории технологий ЭУД, дадим определения и отличительные признаки каждой категории из вышеперечисленных технологий.

Системы ЭУД, ориентированные на бизнес-процессы, как правило, предназначены для специфических вертикальных и горизонтальных приложений, иногда ориентированные на использование в определенной индустрии. Эти решения, как правило, обеспечивают полный жизненный цикл работы с документами, включая технологии работы с образами, управления записями и потоками работ, управление контентом и т.д.

Корпоративные системы ЭУД обеспечивают корпоративную инфраструктуру для создания, совместной работы над документами и их публикации, доступную, как правило, всем пользователям в организации. Основные возможности этих систем аналогичны системам, ориентированным на бизнес-процессы. Однако, их отличительной особенностью является способ использования и распространения. Аналогично таким средствам как текстовые редакторы и электронные таблицы, корпоративные системы ЭУД являются стандартным, "приложением по умолчанию" для создания и публикации документов в организации. Как правило, эти средства не ориентированы на использование только в какой-то определенной индустрии или для узко определенной задачи. Они предлагаются и внедряются как общекорпоративные технологии, доступные практически любой категории пользователей.

Системы управления контентом обеспечивают процесс отслеживания создания, доступа, контроля и доставки информации вплоть до уровня разделов документов и объектов для их последующего повторного использования и компиляции. Потенциально доступность информации не в виде документов, а в меньших объектов облегчает процесс обмена информацией между приложениями.

Системы управления информацией, называемые также порталами, обеспечивают агрегирование, управление и доставку информации через сети Internet, intranet и extranet. Эти технологии обеспечивают фундамент создания информационных порталов. Системы управления информацией дают возможность организациям накапливать и использовать экспертизу в распределенной корпоративной среде на основе использования бизнес-правил, контекста и метаданных. Хотя большинство доступных сегодня технологий обеспечивают, в основном, статические публикации, обеспечение большей интерактивности и средств совместной работы – дело ближайшего будущего.

Системы управления образами преобразуют информацию с бумажных носителей в цифровой формат, как правило, это TIFF (Tagged Image File Format), после чего документ может быть использован в работе уже в электронной форме.

Системы управления потоками работ (workflow) обеспечивают систематическую маршрутизацию работ любого типа в рамках структурированных и неструктурированных бизнес-процессов. Они используются в целях ускорения бизнес-процессов, увеличения эффективности и степени контролируемости процессов в организации.

Европейский рынок электронных систем управления документами в 2008 г. составлял около $4,48млрд. и был распределен по оборотам следующим образом:

· Корпоративные системы ЭУД и системы ориентированные на бизнес-процессы (совместно) – 30%

· Системы управления контентом – 4%

· Системы управления информацией – 4%

· Системы управления образами – 35%

· Системы управления потоками работ – 26%

 

 

1.2. Системы делопроизводства, документооборота и корпоративные системы управления документами: определения

Основными известными игроками этого рынка, являются следующие компании с соответствующими продуктами: Lotus (АйТи, Институт Развития Москвы, Интерпроком Лан, ИнтерТраст, КомпьютерЛэнд, КСК), Ланит (LanDocs), Оптима (Optima Workflow), Электронные Офисные Системы (Дело), 1С (1С:Документооборот) и ряд других поставщиков.

Большинство перечисленных отечественных систем делопроизводства и документооборота предоставляют функции:

· Обработка и хранение документов: регистрация

· Управление потоками работ (передача документов между исполнителями)

· Контроль исполнительской дисциплины

· Поиск документов по атрибутам и полнотекстовый поиск

· Работа с взаимосвязанными документами

· Регламентация прав доступа

· Списание документов "в дело"

· Интеграция с внешними системами электронной почты

· и ряд других.

Основными пользователями этих систем являются такие структурные подразделения организаций, как управление делами, секретариаты, канцелярии, общие отделы, экспедиции и т.д. Безусловно, это важные пользователи, но они составляют 5-10% сотрудников организаций, которые нуждаются в повсеместно доступной общекорпоративной системе электронного управления документами.

Первое замечание, которое необходимо сделать состоит в том, что большинство отечественных систем (и все перечисленные в данном обзоре отечественные системы) относятся к классу систем делопроизводства и документооборота. Ранее мы говорили о технологиях электронного управления документами. Технологии электронного делопроизводства и документооборота являются одними из типов систем электронного управления документами.

Системы делопроизводства обеспечивают работу с электронными версиями документов и реквизитами регистрационно-контрольных форм в соответствии с принятыми в стране правилами и стандартами делопроизводства.

Системы документооборота обеспечивают строго регламентированное и формально контролируемое движение документов внутри и вне организации на основе информационных и коммуникационных технологий.

Если основным назначением систем делопроизводства является документальная регистрация тех или иных свершившихся действий и событий (например, "документ принят к исполнению", "документ передан на исполнение конкретному сотруднику", "на документ дан соответствующий ответ" и т.д.) в соответствии с принятыми правилами, то системы документооборота не только регистрируют действия и события, но и поддерживают сами процессы работы над документами.

Системы делопроизводства можно отнести к классу систем, ориентированных на бизнес-процессы (часто с элементами управления потоками работ). И этот бизнес-процесс, на который ориентированы эти системы, называется "традиционное отечественное делопроизводство". Это специфические вертикальные решения. В этом их достоинства и недостатки.

Основное достоинство отечественных систем делопроизводства и документооборота состоит в том, что лучшие из этих систем великолепно учитывают отечественную специфику и традиции работы с документами. В них заранее заложена соответствующая бизнес-логика работы.

С точки зрения пользователей систем этих трех типов можно сказать, что пользователями систем делопроизводства являются сотрудники ограниченного числа таких структурных подразделений организации, как управление делами, секретариаты, канцелярии, общие отделы, экспедиции. Пользователями систем документооборота являются отдельные сотрудники многих подразделений (вовлеченных в какой-то общий бизнес-процесс). Пользователями корпоративных систем управления документами являются практически все сотрудники из всех подразделений организации.

Таким образом, иерархия понятий и технологий, по мере их расширения от частных к более общим, следующая:

· Системы делопроизводства;

· Системы документооборота;

· Системы управления документами, включая корпоративные системы электронного управления документами.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 244.