Наиболее важные и значимые общеобразовательные цели информатики и информатизации — установление и усиление межпредметных связей, создание условий для восприятия и понимания информационных процессов в обществе, природе, познании — формирование у учащихся информационной картины мира.
Современное образование требует преодоления разрозненности учебных предметов. Каждой научной дисциплине свойственно свое особое сочетание формализованных и неформализованных методов моделирования явлений, процедур доказательства и объяснения, и лишь информатика легко преодолевает межпредметные границы, обогащает все области научного познания.
Проблема взаимосвязи школьных дисциплин — математики, информатики, физики, биологии и др. — является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания. Решение задач — конкретных моделей явлений — на уроках информатики является одним из мощных способов реализации межпредметных связей информатики и других наук.
Человек издавна использует моделирование для исследования объектов, процессов, явлений в различных областях. Результаты этих исследований служат для определения и улучшения характеристик реальных объектов и процессов; для понимания сути явлений и выработки умения приспосабливаться или управлять ими; для конструирования новых объектов или модернизации старых. Моделирование помогает человеку принимать обоснованные и продуманные решения, предвидеть последствия своей деятельности.
Компьютерное моделирование учебных и реальных объектов, ситуаций и процессов в математике, физике, химии, биологии, экологии ставит учащегося в активную позицию исследователя, позволяет самостоятельно открывать законы и явления.
Развитие навыков построения моделей способствует решению задачи, имеющей общеобразовательную ценность, а именно развитию системного и логического мышления. Ведь процесс построения моделей требует помимо специальных знаний еще и особым образом развитого мышления.
Решение задач по моделированию процессов и явлений развивает мыслительную деятельность учащихся.
Под развитием мышления учащихся в процессе обучения психологи понимают формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.
Таким образом, развитие мышления включает в себя:
1. Развитие всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического) и одновременно стимуляцию процесса перерастания их из одного вида в другой.
2. Формирование и совершенствование мыслительных операций.
3. Развитие умений:
· выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных;
· находить главные связи и отношения предметов и явлений реального мира;
· делать правильные выводы из фактов и проверять их;
· доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения;
· раскрывать сущность основных форм правильных умозаключений (индукции, дедукции и по аналогии);
· излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.
4. Выработку умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области знания в другую; прогнозирование развития явлений и умение делать выводы.
5. Совершенствование умений и навыков по применению законов и требований формальной и диалектической логики в учебной и во внеучебной познавательной деятельности учащихся.
По мнению психологов схема решения мыслительных задач выглядит следующим образом:
Условия возникновения | Процесс | Приемы | Результат | Формы реализации | |||||
| |||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() | Анализ |
| Суждения | ||||||
| |||||||||
![]() ![]() ![]() | Мышление | Синтез | Продукт | Понятия | |||||
![]() ![]() ![]() ![]() |
| ||||||||
![]() | Сравнение | мышления | Умозаключения | ||||||
| |||||||||
![]() | Обобщение |
| |||||||
В процессе построения модели учащиеся, отталкиваясь от общей формулировки задачи, выделяют существенные части моделируемой системы, исследуют свойства этих объектов, находят связи между ними, проводят компьютерные эксперименты и анализируют результаты моделирования. Практически все перечисленные выше процессы мыслительной деятельности прослеживаются при решении задач на составление моделей.
Умение выделять необходимую информацию и организовывать ее в структуру — важнейшее качество человеческого интеллекта.
1.2 Обязательный минимум содержания образования
по теме “Моделирование и формализация”
Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Объектно-ориентированное информационное моделирование. Формализация. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование информационных моделей на компьютере.
1.3 Требования к уровню подготовки выпускников
по теме “Моделирование и формализация”
Учащиеся должны:
· уметь характеризовать сущность моделирования;
· уметь характеризовать сущность формализации;
· знать о существовании множества моделей для одного и того же объекта;
· уметь строить простейшие информационные модели;
· знать этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера.
2. Основные понятия моделирования
Понятие модели
Модель — это некоторое упрощенное подобие реального объекта, явления или процесса.
Модель — это такой материальный или мысленно представляемый объект, который замещает объект-оригинал с целью его исследования, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты и свойства оригинала.
Хорошо построенная модель, как правило, доступнее для исследования, чем реальный объект (например, такой, как экономика страны, Солнечная система и т.п.). Другое, не менее важное назначение модели состоит в том, что с ее помощью выявляются наиболее существенные факторы, формирующие те или иные свойства объекта. Модель также позволяет учиться управлять объектом, что важно в тех случаях, когда экспериментировать с объектом бывает неудобно, трудно или невозможно (например, когда эксперимент имеет большую продолжительность или когда существует риск привести объект в нежелательное или необратимое состояние).
Таким образом, можно сделать вывод, что модель необходима для того, чтобы:
· понять, как устроен конкретный объект — каковы его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;
· научиться управлять объектом или процессом и определить наилучшие способы управления при заданных целях и критериях (оптимизация);
· прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект, процесс.
Структура — это определенный способ объединения элементов, составляющих единый сложный объект.
Система — это сложный объект, представляющий собой совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в некоторую структуру.
В учебнике “Информатика 9 класс” Н.В.Макаровой предложена следующая классификация моделей.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 299.