Описание опыта работы клуба «Бумажный мир».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МДОУ «Детский сад №3» г. Москвы работает по программе «Радуга» 8 лет. Данная программа является программой нового поколения и направлена на развитие личности дошкольника и сохранение его психического здоровья. Образовательный процесс программы включает в себя три компонента: занятие, самостоятельная деятельность, совместная деятельность.

В программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами.

Первый подраздел называется «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и целиком посвящен задачам развития эстетического воспитания детей и формирования у них интереса к природе, красивым предметам быта, народно-прикладного и изобразительного искусства.

Второй подраздел называется «Обучение детей рисованию и лепке». В нем обозначены задачи развития творчества у детей и формирования изобразительных умений и навыков.

Программой также предусматривается развитие детского изобразительного творчества в таких видах изобразительной деятельности, как аппликация, конструирование и художественный ручной труд.

Эти виды деятельности организуются в форме совместной деятельности. Совместную досуговую деятельность авторы программы предлагают организовывать в стиле «клуб»: свободные объединения по интересам для игры и продуктивной деятельности.

Дальнейший анализ программы показал необходимость разработки перспективных планов по этим видам изобразительной деятельности, что позволит преодолеть дисгармонию, многопрофильность содержания клубно-кружковой работы.

В течение 5 лет такой вид изобразительной деятельности как аппликация организовывался через клуб «Бумажный мир». В данной работе представляется описание опыта организации клуба и некоторые результаты развития детей в изобразительной деятельности.

Аппликация - один из простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, способствует развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук, ручных умений, усидчивости, внимания, самоконтроля, что, в свою очередь, формирует психологическую готовность к школьному обучению. К 7 годам ребёнок осознаёт себя на пороге школы и, как правило, с удовольствием готовится к ней.

В соответствии с «Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам, воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ», учётом возрастных особенностей и комплексной образовательной программой «Радуга» была определена система обучения: разработаны технологическая карта и перспективный план (приложение 1), которые направлены на развитие совместного изобразительного творчества детей 7-го года жизни при работе с бумагой в технике «аппликация».

Наиболее приемлемой для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста является классификация методов и приемов, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным Она включает следующие методы:

- информационно-рецептивный;

- репродуктивный;

- исследовательский;

- эвристический;

- метод проблемного изложения.

Используемые в работе клуба методы, подбираются в соответствии с целями и задачам обучения, спецификой деятельности; возрастным и индивидуальными особенностям детей.

Использование информационно-рецептивного метода (к нему относятся наблюдение, обследование предметов, игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, показ способов действий, объяснение, рассказ педагога) позволяет сформировать у дошкольников важнейшее качество личности, характеризующее её познавательную сферу – наблюдательность. Именно эта характеристика личности позволяет ребёнку приобретать новые знания, даёт основу для рассуждений, умозаключений. Рассматривание картин ииллюстраций – это косвенный метод обучения применяем в основном в процессе формирования представлений и замыслов.

Использование информационно-рецептивного метода влечет за собой подбор и включение в педагогический процесс таких средств: репродукции картин, произведения декоративно-прикладного искусства, объекты природы и явления окружающей жизни. Данная группа методов помогает обеспечить восприятие и понимание детьми определенного содержания в рамках темы занятия и способов изобразительной деятельности.

Наряду с наглядными методами в совместной деятельности используем словесные методы: беседа, вопросы, поощрение, совет, художественное слово, напоминание. Использование беседы в первой части встречи позволяет вывести детей на мотив деятельности, определить цель и путей её решения. В конце встречи – помочь детям увидеть свои работы, их достоинства и понять слабость. Совет– используем в тех случаях, когда ребёнок затрудняется в создании изображения главное, считаем, не спешить с советом. Темп работы у детей разный, дети с замедленным темпом работы и способные по заданному вопросу найти решения, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности. Напоминание в виде кратких указаний – важный методический приём обучения, который помогает спланировать и организовать деятельность. Использование поощрения вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к работам. Используем художественное слово для создания эмоционального настроя, оживления образа. На всех этапах работы используем вопросы, пояснения с целью формирования изобразительного представления. Вопросы формулируем доступно, чётко и ясно, произносятся кратко и эмоционально.

Исследовательский и эвристический методы на занятиях используются в единстве. Использование этих методов процессе совместной деятельности направлено на поиск детьми самостоятельного решения изобразительной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения, пооперационное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Включаем дошкольника в поиск решения не целостной задачи, а отдельных её элементов (например, анализируя форму и строение предмета, который дети будут изображать, предлагаем им подумать, как можно расположить лист бумаги и изображение на нем, какими деталями можно дополнить изображение; воспитатель сообщает факты – выводы делают дети).

Используя игровые приемы, повышаем интерес детей к изобразительной деятельности, создаем положительный эмоциональный настрой и вызываем желание заниматься, вырезать, наклеивать. Игровые приёмы используем внутри разных методов и этапов обучения.Игровые приёмы в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами обучение оказывают благотворное влияние на развитие личности, повышают у дошкольников интерес к совместной изобразительной деятельности и стимулирует самодеятельные формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решить.

Клубные встречи строятся с учетом как общедидактических принципов (систематичности, последовательности, доступности, активности, развивающего и воспитывающего обучения), так и современных подходов к обучению (комплексный подход к решению задач, интеграция содержания разных областей знаний и деятельностей, личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми).

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от позиции взаимодействия взрослого и ребёнка. Организуя деятельность клуба, формируя позицию сотрудничества взрослого и ребёнка, исходили из дидактических принципов, обеспечивающих успешное функционирование системы развивающего обучения (деятельности, непрерывности, целостности представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества). Основополагающими идеями работы клуба являются: идея субъектности, ребенок как автор своей учебно-познавательной деятельности, идея ценностно-смыслового равенства педагога и ребенка, идея мотивированности обучения, идея активизации детей в процессе деятельности, идея личностно-ориентированного подхода, идея рефлексивности обучения.

Курс занятий предусматривает совершенствование дошкольниками уже имеющихся у них ручных умений и навыков и формирования новых, способствующих развитию детского изобразительного творчества, творческих способностей, а также умению взаимодействовать в процессе совместной деятельности с воспитателем и сверстниками.

Предлагается использование разных приёмов вырезания: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной «книжечкой», «гармошкой», центрально-лучевое складывание бумаги; разрезание изображения на части и раздвижение; вырезание части изображения и подкладывание под неё фона и т.д. Выполнение плоской и объёмной аппликации; создание предметной, сюжетной и декоративной аппликаций. Работа в технике оригами, плетение из бумаги, коллаж. Развитие чувства цвета, пространственного и образного мышления. Использование разных форм организации совместной деятельности, таких как коллективные, парные, индивидуальные.

Встречи проводятся регулярно в течение учебного года: с октября по апрель, один раз в неделю в рамках «Клубной жизни», во второй половине дня. Проводится 28 клубных встреч. Продолжительность клубных встреч ненормированная.

Структура встреч выстраивается с точки зрения особенностей клубных форм работы и выглядит следующим образом:

1. Дружественное приветствие.

2. Гимнастика для пальцев и кистей рук.

3. Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность).

4. Планирование работы (поиск решения, гипотезы).

5. Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).

6. Практическая работа (реализация решений).

7. Анализ работы (продукта труда и деятельности).

8. Уборка рабочего места.

Структура клубной встречи примерно сходна со структурой занятия. Основное отличие заключается в организации самой деятельности: свободное взаимодействие и общении участников деятельности; деятельность носит не учебный характер; свобода передвижения по помещению, где проходит встреча (приложение 2).

Первая встреча. Клуб называется «БУМАЖНЫЙ МИР». А мы кто? А мы тогда не просто ребята, а «БУМИРЯТА».

Девиз. Проговаривание девиза в начале и конце встречи позволяет ребятам осознать коллективную сущность деятельности, способствует сплочению членов группы.

Устав. Эффективней действуют правила установленные самими ребятами. Вместе с ребятами определяем правила, по которым будет жить клуб. Что можно делать, что нельзя (приложение 3).

Для единения членов клуба, для осознания детьми коллективной формы деятельности решили сделать объединяющую нас деталь. Что это может быть? Дети предлагают много вариантов, но многие из них требуют прибегать к чьей-то помощи. В итоге останавливаемся на том, что можем сделать самостоятельно – пилотки. Конечно, большие пилотки, подходящие по размеру сделать самим проблематично, здесь на помощь пришло «волшебство». Маленькие пилотки, сделанные детьми из бумаги в технике оригами, укладываем на поднос, накрываем платком, говорим волшебные слова, вместе дуем (с первого раза может не получиться – кто-то не дул). И «О чудо!». Пилотки нужного размера готовы. Осталось только вырезать и наклеить буквы «БМ». Вот так интересно на наш взгляд проходит первая встреча.

Как проходят дальнейшие встречи? Начало встреч уже определено – дружеское приветствие в круге, с произнесением девиза и пожатием рук.

Ручная работа требует, чтобы пальчики «проснулись». Для этого мы проводим гимнастику для пальцев и кистей рук (как в начале, так и в процессе работы, по мере утомлении).

Программой предусмотрены работы, требующие коллективного выполнения в группах («Букет», «Белый снег пушистый в воздухе кружиться»); в парах («Поздравительная открытка», «Экзотические рыбки»). Коллективное выполнение работы способствует формированию у дошкольников навыков совместной деятельности. Что очень важно в этом возрасте на пути подготовки к школе. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, необходим целый ряд умений: учёт мнения партнёра, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательств взрослого, оценить отношение партнёра к порученному делу и др.

Интересно наблюдать, как дети находят выход из сложившихся ситуаций, одни исправляют огрехи партнёра (подравнивают края, подклеивают), другие договариваются делать то, что у них лучше получается, а у кого-то портится настроение и пропадает интерес к работе. В таких моментах педагогу очень важно вовремя заметить напряженность и найти правильные приёмы для изменения сложившейся ситуации. Наряду с этим ребята стараются поддержать друг друга. «Мы не волшебники, мы только учимся».

В любой творческой работе многое значит эмоциональный настрой. На наших встречах этому способствует как настрой педагога, так и художественное слово, подготовленное педагогом. Стихотворения подбираем доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. Информация, заложенная в поэтических строках, помогает формировать в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы, так как неизменным условием отбора произведения считаем изобразительность и выразительность художественного образа, поскольку в основе датского творчества лежит не только отображение образов и ситуаций, но и выражение чувств дошкольника. В ходе работы дети сами читают стихи, загадывают загадки. Не редкость и звучание песен в исполнении ребят: детских песен, песен с утренников и, конечно, не обходится и без песен с нашей эстрады. Музыкальные записи на встречах звучат редко, только в начале встречи. Звучание музыки во время работы мешает общению, приходится повышать голос, напрягать слух.

В любом деле «каждой веще – своё место». Каждый бумирёнок организует и убирает своё рабочее место сам. Умение организовывать своё рабочее место, готовить всё необходимое для работы, способствует формированию аккуратности, бережливого отношения к вещам, самостоятельности, самоконтроля, подготавливает ребёнка к обучению в школе. Материалы и инструменты общие. В аппликативных работах используется разнообразный материал: цветная бумага, гофрированная и бархатная бумага, фантики, картон цветной, картон гофрированный, фольга, салфетки бумажные, калька, ватман и т.п.

Большое влияние на активность детей, на качество их работ оказывают: наглядная агитация, выставки, фоторепортажи с клубных встреч.

На первых клубных встречах педагог предлагает детям сделать плакаты: «Организация рабочего места», «Привила работы с ножницами» (наглядную информацию). На основе шаблонов и трафаретов создаются наглядные пособия, позволяющие в дальнейшем обезопасить работу детей.

Выставки. Регулярно в ДОУ для публичного просмотра выставляются работы детей. Организация выставок побуждает бумирят к активному и, что не маловажно, к качественному выполнению своих работ. Работы на выставку отбираем сообща; рассматриваем, делимся впечатлениями. Пытаемся «войти» в работу и определить то, что хорошо получилось и как можно исправить ошибки. Такая форма работы позволяет формировать у детей умение делать самоанализ, избегать завышенной или заниженной самооценки, а в дальнейшем самостоятельно находить пути по решению конкретных вопросов.

Организуемые выставки, просмотры не только форма отчёта, но и факт общественного признания вклада каждого члена коллектива.

Фоторепортажи. О том, как проходят клубные встречи, рассказывают фоторепортажи с занятий и вызывают большой интерес со стороны родителей. Побуждают по-другому взглянуть на своего ребёнка - бумирёнка, на продукт его творчества. Задуматься о значимости процесса совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных видах деятельности, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, развитие их способностей. Стараемся установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, с этой целью используем такие формы работы: совместные экскурсии, проведение открытых занятий, выступления педагога и детей на родительских собраниях, демонстрация творческих работ бумирят и т.п. Практика работы по вовлечению родителей в совместную досуговую с детьми деятельность позволяет решить следующие задачи:

· родители лучше узнают своих детей, а педагоги родителей;

· передаётся опыт совместной деятельности;

· создаётся положительная мотивация у родителе в содействии педагогам;

· создаются комфортные условия в семье для развития изобразительного творчества, творческих способностей;

· формируются умения взаимодействовать в процессе организации совместной деятельности родителей и детей в семье (организация праздников, изготовление подарков для родных, походов в музеи и т. п.).

Друзья клуба. Бумирята - дружелюбные, приветливые юные творцы. У клуба много друзей. Частыми гостями клуба являются воспитанники нашего детского сада. Так на одну из встреч пришли ребята, увлекающиеся рисованием, а именно пейзажной живописью. Дети принесли и подарили бумирятам свои работы, было приятно получить такие подарки. Затем рассказали о том, что называется «пейзажем». Познакомили ребят с художниками - пейзажистами, показали репродукции картин: И.И.Шишкин «На севере диком», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь». Бумирята в свою очередь рассказали о своём творчестве, показали и подарили свои работы, выполненные в технике аппликация.

Друзья клуба не только дети, но и взрослые. Клуб поддерживает отношения с ветеранами войны и труда ОАО «Сильвинит». Ежегодно для ветеранов к праздникам изготавливаются поздравительные открытки.

Деятельность клуба неразрывно связана с работой ДОУ.

Детский сад сотрудничает с «Детской художественной школой» (ДХШ) г. Москвы. Воспитанники ДОУ посещают выставки, организуемые в ДХШ, учебные классы, мастерские художников. Полученная информация, впечатления от встреч, способствуют развитию кругозора воспитанников, накоплению багажа знаний – развитию интеллекта. В помещении ДОУ организуются выставки работ учащихся ДХШ: рисунки, выполненные в технике живопись, графика; работы в технике аппликация, батик. Регулярное посещение этих выставок позволит приобщить детей к искусству, научит его видеть красоту окружающего мира, тем самым накладывает отпечаток на детское изобразительное творчество.

Ежегодно детский сад осуществляет сотрудничество с магазином «Народные промыслы». Большое влияние на эстетическое развитие оказывают изделия декоративно-прикладного искусства но, к сожалению, не у всех есть возможность приобрести подлинные изделия народного творчества. Поэтому мы периодически берём на прокат изделия ДПИ и устраиваем выставки.

Библиотека клуба. Создан библиотечный фонд. Пополняется он постепенно. Книги дарят воспитатели детского сада и родители воспитанников. Так постепенно накапливается литература с наглядным материалом по работе с бумагой: «Секреты бумажного листа», «Оригами. Искусство складывания бумаги», «Аппликация» и т.п. Наличие данного материала помогает ребёнку, оттолкнувшись от увиденного им, создать свой выразительный образ. Из каждой книги дети берут то, что им интересно, нужно, нередко упускается то, что педагог считает важным.

Для развития изобразительного творчества детей требуется создание условий. Клубные встречи проходят в помещении изостудии, где достаточно места для размещения разнообразного материала. Достаточное количество столов и стульев,

свободного места дают возможность разместить рабочие места с учетом форм работы, специфике совместной деятельности. Наличие магнитофона позволяет своевременно использовать музыкальное сопровождение деятельности.

По окончании работы клуба «Бумажный мир» выпускникам вручаются почетные дипломы «Почётный член клуба «Бумажный мир».

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 253.