Опорно-двигательный аппарат.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Заочной формы обучения

по выполнению самостоятельной работы

по дисциплине ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ,

ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

 

 Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

                                              

 

2018

Должность Ф.И.О. Дата
Разработал Преподаватель Морозов Е.А. 27.11.2018
Проверено и согласовано на заседании ЦМК Председатель ЦМК Котельникова М.А. Протокол № от
Версия 1.0                                   

Оглавление

1. Пояснительная записка……………………………………………………3

2. Темы для самостоятельного изучения дисциплины и виды

самостоятельных работ…………………………………………………….6

3. Контрольная работа и рекомендации по её выполнению………………7

4.Вопросы для подготовки к итоговому контролю……………………..9

5. Тест для самопроверки знаний по дисциплине……………………….13

6. Список используемых источников……………………………………..18

7. Приложение………………………………………………………………19

 

Пояснительная записка

 

   Методические рекомендации по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), и требований работодателей, работающих в соответствующей профессиональной сфере.  

       В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

- основы гигиены детей;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- основы профилактики инфекционных заболеваний;

- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

   В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

   В рабочую программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по рекомендациям работодателей включена вариативная часть по темам:

Тема 1. Общее знакомство с организмом человека;

Тема 2.1. Нервная система;

Тема 2.2. Основы учения о высшей нервной деятельности;

Тема 2.3. Анализаторы (сенсорные системы);

 Тема 2.4. Опорно-двигательный аппарат;

Тема 2.6. Органы дыхания;

Тема 2.7. Сердечно-сосудистая система.

   В соответствии с вариативной частью в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- основы процесса адаптации, влияния адаптации (в том числе стресса) на процессы жизнедеятельности организма человека;

- методы наблюдения за состоянием здоровья детей;

 - виды иммунитета и неспецифические факторы защиты;

- основные виды нарушений высшей нервной деятельности у детей;

- критерии правильной осанки.

 уметь:

- осуществлять контроль состояния организма в процессе биологической, физиологической и социальной адаптации;

- определять признаки правильной осанки;

- определять состояние здоровья ребенка.

 

   В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

- ОК 3. оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

- ОК 10. осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;

- ПК 1.1 планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие;

- ПК 1.2 проводить режимные моменты в соответствии с возрастом;

- ПК 1.3 проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима;

- ПК 1.4 осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии;

- ПК 2.1 планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня;

- ПК 2.2 организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста;

- ПК 2.3 организовывать посильный труд и самообслуживание;

- ПК 2.4 организовывать общение детей;

- ПК 2.5 организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование);

- ПК 2.6 организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста;

- ПК 3.1 определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста;

- ПК 3.2 проводить занятия с детьми дошкольного возраста;

- ПК 3.3 осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников;

- ПК 5.1 разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

- ПК 5.2 создавать в группе предметно-развивающую среду;

-ПК 5.3 систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 часов, в том числе:

самостоятельной работы обучающегося составляет 104 часа.

 

2. Темы для самостоятельного изучения дисциплины и виды самостоятельных работ

Темы:

Раздел 1.Основные закономерности роста и развития организма человека

· Клетка

· Ткани

· Возрастная морфология, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи

Раздел 2.Динамическая и функциональная анатомия систем обеспечения и регуляции движения

· Опорно-двигательный аппарат

· Пищеварительная система

· Дыхательная система

· Кровеносная система

· Эндокринная система

· Мочевая система

· Половая система

· Нервная система

· Сенсорные системы

· Иммунная система

· Анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам

· Способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков

· Физиологическое воздействие физических упражнений на организм

 Видами самостоятельной работы могут быть:

· Работа с учебной литературой и интернет ресурсами

· Зарисовка строения клетки

· Зарисовка фаз деления клетки

· Подготовка сообщения на тему «Донорство»

· Зарисовка изменения пропорций отделов тела человека в процессе роста

· Подготовка конспекта по вопросам: «Возрастные и функциональные изменения костей и их соединений», «Функциональная характеристика мышц туловища, головы, верхних и нижних конечностей»

· Зарисовка схемы строения зуба.

· Составление таблицы «Сроки прорезывания и смены молочных зубов»

· Подготовка сообщения по теме «Травмы спинного мозга их последствия»

· Написание рефератов по темам: «Ожирение у детей и его последствия», «Врожденные заболевания сердца».   

· Составление конспекта по медицинским терминам

 

3. Контрольная работа и рекомендации по её выполнению

В соответствии с учебным планом обучающиеся выполняют контрольную работу.

      На титульном листе контрольной работы в верхнем колонтитуле располагается: эмблема Учреждения, полное наименование учредителя (Министерство образования и науки Пермского края), полное наименование Учреждения.

     В центре титульного листа указывается дисциплина, по которой составлена контрольная работа. Также пишется вариант контрольной работы.

Рецензия со строками для заполнения преподавателем находится в нижней части титульного листа.

В нижнем колонтитуле заполняются сведения о студенте, выполнившем контрольную работу (Ф.И.О., специальность, группа); преподавателе, проверившем работу (Ф.И.О.). Указываются даты сдачи и проверки контрольной работы. Выставляется оценка за её выполнение (Приложение 1).

    Контрольная работа должна быть сдана в учебную часть не позднее 5 дней до итогового контроля.

 

Темы контрольных работ:

Дыхательная система.

Строение. Механизм дыхания. Дыхательные объемы. Методы исследования деятельности дыхательной системы. Возрастные особенности дыхательной системы.

 

4. Вопросы для подготовки к итоговому контролю

1. Расскажите о скелете человека. Перечислите отделы скелета человека.

2. Расскажите о строение костей. Классифицируйте кости скелета человека.

3. Назовите виды соединения костей скелета.

4. Расскажите о видах суставов. Назовите основные признаки сустава.

5. Расскажите о строении позвоночный столба.

6. Расскажите о строении грудной клетки. Перечислите органы находящиеся в грудной клетке.

7. Расскажите о костях верхних конечностей и их соединении.

8. Расскажите о костях нижних конечностей и их соединении.

9. Перечислите кости лицевого и мозгового отделов черепа.

10. Расскажите о строении скелетных мышц.

11. Перечислите мышцы руки.

12. Перечислите мышцы ноги.

13. Перечислите мышцы груди и живота.

14. Назовите мышцы лица.

15. Назовите отделы пищеварительной системы.

16. Расскажите о строении полости рта.

17. Расскажите о строении зуба. Напишите формулу молочных и постоянных зубов.

18. Расскажите о строении желудка.

19. Расскажите о строении кишечника. Перечислите отделы кишечника.

20. Расскажите о строении печени.

21. Назови отделы дыхательной системы.

22. Расскажите о строении полости носа.

23. Расскажите о строении легких.

24. Расскажите о строении мочевыделительной системы.

25. Расскажите о строении почки.

26. Расскажите о строении мочевого пузыря. Назовите различия мочеиспускательного канала мужчин и женщин.

27. Перечислите мужские половые органы.

28. Перечислите женские половые органы.

29. Расскажите об иммунной системе.

30. Расскажите о строении тимуса.

31. Дайте определение иммунитета. Назовите виды иммунитета.

32. Перечислите неспецифические факторы защиты организма. Измерение температуры тела.

33. Дайте характеристику железам внутренней секреции. Расскажите о строении гипофиза.

34. Дайте характеристику железам внутренней секреции. Расскажите о строении щитовидной железы.

35. Расскажите о строении сердца.

36. Перечислите свойства мышцы сердца. Расскажите о проводящей системе сердца.

37. Опишите движение крови по малому кругу кровообращения.

38. Опишите движение крови по большому кругу кровообращения.

39. Расскажите о строении нервной клетки.

40. Расскажите о строении головного мозга. Назовите его отделы

41. Охарактеризуйте нервную систему. Классифицируйте нервную систему. Назовите основные отделы.

42. Расскажите о строении спинного мозга.

43. Расскажите о строении головного мозга. Назовите его отделы.

44. Расскажите об условиях и стадиях формирования условных рефлексов.

45. Перечислите известные Вам безусловные рефлексы.

46. Расскажите о рефлекторной дуге.

47. Назовите типы нервной деятельности по Гиппократу и Павлову.

48. Расскажите о типах торможения условных и безусловных рефлексов.

49. Дайте характеристику анализаторам. Назовите виды анализаторов.

50. Расскажите о строении глаза.

51. Расскажите о строении органа слуха.

52. Расскажите о строении кожи. Перечислите производные кожи.

53. Расскажите о кожных анализаторах.

54. Расскажите о возрастных особенностях опорно-двигательного аппарата.

55. Расскажите о возрастных особенностях дыхательной системы

56. Расскажите о возрастных особенностях сердечно-сосудистой системы.

57. Расскажите о возрастных особенностях пищеварительной системы.

58. Расскажите о гигиене зрения.

59. Расскажите о гигиене слуха.

60. Расскажите о гигиене питания.

61. Расскажите о гигиене органов дыхания и голосового аппарата.

62. Расскажите о гигиене зубов.

63. Расскажите о гигиене кожи.

64. Расскажите о гигиене сна.

65. Расскажите о гигиене бодрствования.

66. Расскажите о гигиенических требованиях к детской одежде.

67. Расскажите о профилактике нарушений осанки.

68. Расскажите о профилактике плоскостопия.

69. Антропометрия (дать определение). Перечислите формы позвоночника.

70. Антропометрия (дать определение). Перечислите формы грудной клетки.

71. Антропометрия (дать определение). Перечислите формы ног.

72. Дайте определение - Осанка. Назовите критерии правильной осанки.

73. Расскажите об измерении веса тела и определении должных величин.

74. Пульс (дать определение). Расскажите об измерении пульса.

75. Артериальное давление (дать определение). Расскажите об измерении артериального давления.

76. Расскажите о дыхательных объемах.

77. Расскажите о методике определения остроты зрения. Гиперметропия и миопия.

78. Расскажите о компонентах пищи (Белки).

79. Расскажите о компонентах пищи (Жиры).

80. Расскажите о компонентах пищи (Углеводы).

81. Расскажите о компонентах пищи (Витамины).

82. Расскажите о компонентах пищи (Минеральные вещества).

83. Расскажите об определение вкуса пищи.

84. Расскажите о механизме памяти. Перечислите виды памяти.

85. Расскажите, что Вы знаете о сне.

86. Дыхание (дайте определение). Расскажите о механизме вдоха и выдоха.

87. Дыхание (дайте определение). Расскажите о транспорте газов кровью.

88. Расскажите о механизме образования и выведения мочи.

89. Расскажите о методике проведения теппинг-теста.

90. Расскажите о сердечном цикле.

91. Расскажите о методах исследования сердечно-сосудистой системы.

92. Дайте определение терминам и понятиям:

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. Акромегалия  Аксон  Анализатор  Анатомия  Анемия  Астигматизм  Аномалия  Антиген  Антитело  Возбудимость  Вторичная моча  Гемолиз  Гигантизм  Гигиена  Гиперметропия  Гормон  Дальтонизм  Диастола  Диафиз  Динамометрия  Донор  Дыхательный объем  Иммунитет  Кахексия  Плантограмма Гипотериоз  Кифоз  Лордоз  Латеральный  Медиальный  Медиатор  Миокард  Миопия  Нейрон  Неспецифические факторы защиты  Гомеостаз   37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70.  Овогенез  Нефрон  Онтогенез  Орган  Осанка Память  Первичная моча Пищеварение  Плоскостопие  Пульс  Раздражимость  Рефлекс  Рецептор  Реципиент  Синапс  Систола  Сколиоз  Сперматогенез  Торможение  Физиология  Экскурсия грудной клетки  Эндокард  Эпикард Эпифиз Аккомодация Фермент Адаптация Стресс Дилятация Сфинктер Экстерорецептор Интерорецептор Оксигемоглобин Антропометрия  

5. Тест для самопроверки знаний по дисциплине

Режим питания - это:

а) характер потребляемых продуктов за неделю;

б) время приема пищи;

в) распределение количества и качества пищевых продуктов по часам приема за сутки;

г) прием пищи в одно и тоже время.

 

 

Ключ к тесту:

№ вопроса Ответ
1 а
2 б
3 б
4 в
5 а
6 б
7 в
8 в
9 б
10 а
11 в
12 в
13 а
14 б
15 б
16 в
17 в
18 б
19 б
20 б
21 а
22 в
23 в
24 б
25 в

                           

                          

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине  

Заочной формы обучения

по выполнению самостоятельной работы

по дисциплине ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ,

ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

 

 Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

                                              

 

2018

Должность Ф.И.О. Дата
Разработал Преподаватель Морозов Е.А. 27.11.2018
Проверено и согласовано на заседании ЦМК Председатель ЦМК Котельникова М.А. Протокол № от
Версия 1.0                                   

Оглавление

1. Пояснительная записка……………………………………………………3

2. Темы для самостоятельного изучения дисциплины и виды

самостоятельных работ…………………………………………………….6

3. Контрольная работа и рекомендации по её выполнению………………7

4.Вопросы для подготовки к итоговому контролю……………………..9

5. Тест для самопроверки знаний по дисциплине……………………….13

6. Список используемых источников……………………………………..18

7. Приложение………………………………………………………………19

 

Пояснительная записка

 

   Методические рекомендации по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), и требований работодателей, работающих в соответствующей профессиональной сфере.  

       В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

- основы гигиены детей;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- основы профилактики инфекционных заболеваний;

- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

   В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

   В рабочую программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по рекомендациям работодателей включена вариативная часть по темам:

Тема 1. Общее знакомство с организмом человека;

Тема 2.1. Нервная система;

Тема 2.2. Основы учения о высшей нервной деятельности;

Тема 2.3. Анализаторы (сенсорные системы);

 Тема 2.4. Опорно-двигательный аппарат;

Тема 2.6. Органы дыхания;

Тема 2.7. Сердечно-сосудистая система.

   В соответствии с вариативной частью в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- основы процесса адаптации, влияния адаптации (в том числе стресса) на процессы жизнедеятельности организма человека;

- методы наблюдения за состоянием здоровья детей;

 - виды иммунитета и неспецифические факторы защиты;

- основные виды нарушений высшей нервной деятельности у детей;

- критерии правильной осанки.

 уметь:

- осуществлять контроль состояния организма в процессе биологической, физиологической и социальной адаптации;

- определять признаки правильной осанки;

- определять состояние здоровья ребенка.

 

   В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

- ОК 3. оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

- ОК 10. осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;

- ПК 1.1 планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие;

- ПК 1.2 проводить режимные моменты в соответствии с возрастом;

- ПК 1.3 проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима;

- ПК 1.4 осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии;

- ПК 2.1 планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня;

- ПК 2.2 организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста;

- ПК 2.3 организовывать посильный труд и самообслуживание;

- ПК 2.4 организовывать общение детей;

- ПК 2.5 организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование);

- ПК 2.6 организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста;

- ПК 3.1 определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста;

- ПК 3.2 проводить занятия с детьми дошкольного возраста;

- ПК 3.3 осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников;

- ПК 5.1 разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

- ПК 5.2 создавать в группе предметно-развивающую среду;

-ПК 5.3 систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 часов, в том числе:

самостоятельной работы обучающегося составляет 104 часа.

 

2. Темы для самостоятельного изучения дисциплины и виды самостоятельных работ

Темы:

Раздел 1.Основные закономерности роста и развития организма человека

· Клетка

· Ткани

· Возрастная морфология, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи

Раздел 2.Динамическая и функциональная анатомия систем обеспечения и регуляции движения

· Опорно-двигательный аппарат

· Пищеварительная система

· Дыхательная система

· Кровеносная система

· Эндокринная система

· Мочевая система

· Половая система

· Нервная система

· Сенсорные системы

· Иммунная система

· Анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам

· Способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков

· Физиологическое воздействие физических упражнений на организм

 Видами самостоятельной работы могут быть:

· Работа с учебной литературой и интернет ресурсами

· Зарисовка строения клетки

· Зарисовка фаз деления клетки

· Подготовка сообщения на тему «Донорство»

· Зарисовка изменения пропорций отделов тела человека в процессе роста

· Подготовка конспекта по вопросам: «Возрастные и функциональные изменения костей и их соединений», «Функциональная характеристика мышц туловища, головы, верхних и нижних конечностей»

· Зарисовка схемы строения зуба.

· Составление таблицы «Сроки прорезывания и смены молочных зубов»

· Подготовка сообщения по теме «Травмы спинного мозга их последствия»

· Написание рефератов по темам: «Ожирение у детей и его последствия», «Врожденные заболевания сердца».   

· Составление конспекта по медицинским терминам

 

3. Контрольная работа и рекомендации по её выполнению

В соответствии с учебным планом обучающиеся выполняют контрольную работу.

      На титульном листе контрольной работы в верхнем колонтитуле располагается: эмблема Учреждения, полное наименование учредителя (Министерство образования и науки Пермского края), полное наименование Учреждения.

     В центре титульного листа указывается дисциплина, по которой составлена контрольная работа. Также пишется вариант контрольной работы.

Рецензия со строками для заполнения преподавателем находится в нижней части титульного листа.

В нижнем колонтитуле заполняются сведения о студенте, выполнившем контрольную работу (Ф.И.О., специальность, группа); преподавателе, проверившем работу (Ф.И.О.). Указываются даты сдачи и проверки контрольной работы. Выставляется оценка за её выполнение (Приложение 1).

    Контрольная работа должна быть сдана в учебную часть не позднее 5 дней до итогового контроля.

 

Темы контрольных работ:

Опорно-двигательный аппарат.

Строение. Скелет человека (отделы, строение и классификация костей, соединение костей). Мышцы. Физиологические и патологические формы груди, спины, ног. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.

 

2. Нервная система .

Классификация. Строение головного и спинного мозга. Условные и безусловные рефлексы, торможения условных и безусловных рефлексов. Типы нервной деятельности.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 207.