Структура финансовой системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовая система включает следующие основные звенья:

· государственный (республиканский) и местный бюджеты;

· фонд государственного социального страхования;

· Фонд имущественного и личного страхования граждан;

· валютные резервы государства;

· финансы предприятий и организаций, фирм, отраслей и населения.

·Принципы финансовой системы:

·Принцип демократического централизма (характерен для плановой экономики)  предполагает мобилизацию финансовых средств в руках государственных органов власти  и централизованное их распределение и направление на осуществление государственных программ.

·Принцип фискального федерализма (характерен для рыночной экономики) означает распределение функций между  отдельными звеньями финансовой системы.

·Финансовая политика – мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию.

Финансовая политика включает ·фискальную политику, т.е. деятельность государства в области регулирования государственных расходов и налогообложения, и ·бюджетную политику, направленную на регулирование бюджета. Финансовая политика осуществляется с помощью различных ·финансовых инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.

Финансовая система охватывает многочисленные институты государственных финансов, которые действуют в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначения.   

2. Государственный бюджет и его основные статьи. Бюджетный дефицит и профицит. Государственный долг.

 

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет.

·Государственный бюджетпредставляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, Вооруженных Сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

 Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от её государственного устройства. В странах, имеющих ·унитарное устройство (Республика Беларусь, Франция), бюджетная система имеет двухуровневое построение – государственный (республиканский) и местные бюджеты. В странах ·с федеративным государственным устройством (США, Российская Федерация) имеется промежуточное звено – бюджеты штатов, республик, земель (Германия) и соответствующих им административных образований.

Госбюджет – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени. Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений.

·Совокупность общегосударственного бюджета и бюджетов административно территориальных единиц представляет собой бюджетную систему страны.

Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от её государственного устройства. В странах, имеющих ·унитарное устройство (Республика Беларусь, Франция), бюджетная система имеет двухуровневое построениегосударственный (республиканский) и местные бюджеты. В странах ·с федеративным государственным устройством (США, Российская Федерация, Германия) имеется промежуточное звено – бюджеты штатов, республик, земель  и соответствующих им административных образований.

В целом бюджеты различных уровней составляют консолидированный бюджет страны.

Примечание. Бюджетом управляет Министерство финансов, областные, районные отделы исполкомов. Кассовое исполнение консолидированного (государственного) бюджета осуществляет Национальный банк республики или по его поручению другие звенья банковской системы. Утверждение республиканского бюджета осуществляется парламентом Республики Беларусь, местных бюджетов – соответствующими Советами депутатов.

Государственный бюжет выполняет следующие основные ·функции:

 

1) ·распределительную – обеспечивает формирование и расходование денежных средств государства на удовлетворение общенародных потребностей;

2) ·контрольную – гарантирует формирование денежных средств и их расходование по предусмотренному назначению.

·Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей.

·Структура доходной части:

 • налоги с юридических и физических лиц (85-90% от всех доходов);

       • государственные займы;

•неналоговые платежи и сборы (консульские сборы, таможенные сборы, сборы в службе ЗАГС, нотариальные сборы, сборы по судопроизводству, всевозможные штрафы и т.д.); поступления от продажи лотерейных билетов; поступления от продаж объектов государственной собственности и т.д.

 

·Структура расходной части:

социально-культурная деятельность (образование, здравоохранение, социальные пособия);

экономическая деятельность;

дотации местным бюджетам областей и г. Минска; ликвидация последствий катастрофы на ЧАЭС; оборона;

государственное управление;

пополнение государственных запасов и резервов;

содержание органов внутренних дел (включая внутренние войска);

внешнеэкономическая деятельность (в т. ч. % по обслуживанию государственного долга);

дефицит госбюджета.

Предоставление бюджетных средств называется бюджетным финансированием. Бюджетное финансирование носит целевой характер и, как правило, невозвратно.

·Государственный бюджет является сбалансированным при равенстве доходов и расходов государства.

 

· Профицит государственного бюджета это превышение доходов государства над его расходами.

 

·Бюджетный дефицитэто та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы.

Причины бюджетного дефицита:

- необходимость осуществления крупных государственных программ развития экономики;

- расходы на вооружение;

- эмиссия ничем не обеспеченных денег;

- экономический кризис;

- войны и стихийные бедствия.

Дефицит бывает:

- активный, когда государство увеличивает свои расходы,

- пассивный, т.е. государство недобирает доходов.

Различают структурный и циклический дефицит.

·Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным дефицитом. (Рассчитывается как разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости и при существующей системе налогообложения).

Реальный дефицит может оказаться больше структурного. Причиной этого может быть спад производства.

 

·Разность между реальным и структурным дефицитами называют циклическим дефицитом бюджета.

 

Если реальный дефицит бюджета меньше структурного, то разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком.

Нормальное финансовое положение страны считается если бюджетный дефицит не превышает 2-3% от ВВП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов (национального производства) считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.

·Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВВП.

 

·Методы ликвидации бюджетного дефицита:

увеличение налогов, пошлин;

денежное финансирование. (Центробанк выдает льготные кредиты правительству для погашения бюджетного дефицита, что ведет к инфляции);

продажа государственного имущества (приватизация);

заем (в виде облигаций или внешний заем).

Государственный долг

·Государственный долг это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам.

Различают внутренний и внешний долг.

·Внутренний долгэто долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны.
·Внешний долг – это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

 

В развитых странах обычно законодательно устанавливают лимит внешнего долга. Внешний долг оценивают по таким показателям, как доля внешнего долга в ВВП; отношение годового обънма выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. Ранее считалось, что этот показатель не должен превышать 25%. Но сейчас допускают до 50%.

 

3. Налогообложение: сущность, принципы. Виды налогов.

·Налоги – это обязательные платежи, производимые в доход государства юридическими (предприятия и организации) и физическими (население) лицами.

Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II веке.

  ·Налоговая система – закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов изымания.

 

·Принципы построения системы налогообложения:

1. всеобщность обложения,

2. обязательность,

3. равнонапряженность,

4. однократность предполагает взимание различных видов налогов     с одного источника дохода,

4. стабильность и устойчивость нормативных ставок налогов, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет,

5. простота и доступность, означающий, что сумма, способ и время взимания налогов должны быть заранее известны плательщикам,

6. гибкость, т.е. создание льгот для отдельных направлений деятельности в соответствии с политикой государства.

·Функции налогов:

 

·фискальная – обеспечивает поступление средств в гос. казну, которые сосредотачиваются в бюджетной системе и обеспечивают финансирование гос. расходов,

 ·экономическая (регулирующая) – осуществляется через систему дифференцированных налоговых льгот. Она может быть направлена на стимулирование либо сдерживание развития отдельных отраслей и видов деятельности.

·перераспределительная (социальная) – направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения и реализуется посредством дифференцированного обложения.

 

·Субъектом налогообложения является плательщик налога, юр. или физ. лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог.

 

·Объектом налогообложения является тот доход, товар или имущество, которые подлежат налогообложению.
·Источник налога – это те средства, из которых уплачивается налог (зарплата, прибыль).

Единица обложения – единица измерения объекта налога (рубль, гектар).

·Налоговая ставка – величина налога, взимаемая с единицы измерения объекта.

Виды налоговых ставок

Для того чтобы дать оценку справедливости и равенства взимания налогов с налогоплательщиков, в странах с рыночной экономикой используется понятие прогрессивности налогообложения, т.е. отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода, к величине дохода. В связи с этим в системе налогообложения выделяют: твердые (фиксированные) ставки - не зависят от величины дохода (обычно применяются к сырьевым товарам); пропорциональные ставки (указывает на постоянный процент от полученного дохода, сумма налога пропорциональна доходу работника), регрессивные ставки (означает рост налога в процентном отношении по мере снижения дохода работника) и прогрессивные ставки (указывает на то, что в процентном отношении налог устанавливается тем выше, чем выше доход).

 

·Налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта налогообложения от налога в соответствии с законодательством.

В зависимости от объекта обложения налоги делятся на:

·прямые, которые выплачиваются с доходов и имущества юр. и физ. лиц (налоги на прибыль, на доходы, на недвижимость),
·косвенные, уплачиваются в виде надбавки к цене, увеличивая ее (НДС, акциз, таможенные пошлины).

Между ставкой налога и величиной поступлений в бюджет существует зависимость, отражаемая кривой Лаффера (Рис. 29). Она показывает, что при ставках налога, превышающих 50%, люди стремятся меньше работать и меньше сберегать либо направляют свою деятельность в «теневую» экономику. Следствием этого для бюджета будет снижение налоговых поступлений.

 


Рисунок 29.

 

На основании кривой Лаффера установлено, что рост налоговой ставки до определенного критического уровня приводит к росту доходов бюджета, не подрывая при этом предпринимательского стимула. За пределами этого уровня начинается т.н. «запретительная зона» шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые по шкалам этой зоны, подавляют частную инициативу, ведут к сокращению инвестиций.

Так, по мнению Лаффера, ставка налога r, равная 50%, дает максимальную сумму налоговых поступлений в бюджет R, в связи с чем является оптимальной налоговой ставкой. По мере ее роста налоговые поступления в бюджет уменьшаются, что объясняется снижением предпринимательской активности.

Определить конкретную оптимальную ставку очень трудно, т.к. в. оценке ее эк. целесообразности немаловажную роль играют психологические и др. факторы. Считается, что высшая налоговая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

 

 

 

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 295.