Полученные результаты позволяют сделать следующий количественный анализ:
Таблица №3. Распределение уровня самооценки в экспериментальной группе
Состояние самооценки | завышенная | нормальная | заниженная | |
Кол-во учащихся | % | 47% | 35,4% | 17,6% |
чел | 8 | 6 | 3 |
В результате получились схожие результаты, что и в методике Дембо и Рубинштейна. У 17,6% учащихся 1 «В» класса заниженная самооценка. Такими учащимися являются Кирилл М., Исрафил А. и Артем П. Это свидетельствует о том, что эти ребята не верят в себя, в свои возможности. Они не ставят перед собой больших целей, они не пытаются выделиться из толпы. Эти ребята никогда не выкрикивают, предпочитают тихие, малочисленные компании. Такие дети считают себя незаметными, они ни на что не претендуют. Они активно не участвуют ни в какой деятельности, не пытаются показать себя. У них есть способности, есть таланты, но они предпочитают не использовать их или использовать не в полной мере. Их устраивает уровень среднего ученика. Также хочется отметить, что все учащиеся 1 «В» с низкой самооценкой – это мальчики.
Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:
· Не предъявлять к ребенку завышенных требований;
· Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;
· Вовлекать учащихся в коллективную работу;
· При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;
· Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.
У трети класса остается средняя самооценка. Это Екатерина А., Валерия Б., Демид Д., Рустам П., Сергей М. и Михаил Н. Ребятам с таким типом самооценки свойственно реальное видение своих возможностей и способностей. Они ставят перед собой вполне реальные цели. Такая самооценка стимулирует активность личности, поощряет на новые свершения. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Если верить учителю, то работать с такими ребятами очень приятно. Они отзывчивы и ответственны, всегда готовы помочь. В учебной деятельности эти учащиеся преуспевают, стараются, им нравятся дополнительные задания. В отношениях со сверстниками нет места стереотипам или предвзятости. Они благосклонны почти что ко всем, им нравится общаться со всеми. Ко взрослым они относятся с уважением. Также хочется отметить, что 4 из 6 человек со средней самооценкой – мальчики.
У большинства учащихся завышенная самооценка, а именно 47%. Это Дмитрий В., София Е., Александра К., Павел Л., Валерия М., Александр О., Татьяна П. и Виктория Ш. Слишком высокая самооценка приводит к тому, что ребенок переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», индивид может замкнуться в себе, озлобиться, часто это проявляется в еще большем высокомерии по отношению к окружающим. Таким образом, происходит разрушение межличностных отношений, и возникают внешние конфликты. От людей с очень высокой самооценкой можно услышать высказывания о том, что их никто не понимает, не может по достоинству оценить их качества и достижения, при этом может проявляться мнительность и подозрительность.
С такими ребятами тяжело работать. Они постоянно выкрикивают, пытаются показать себя. Эти учащиеся могут поднять руку на вопрос, ответ на который они не знают. По большей части учатся они хорошо, но есть пробелы в некоторых областях. Трудно общаться со сверстниками. Выбор их друзей зависит от их социального статуса в классе, от материальных средств и пр. Очень трудные взаимоотношения у них друг с другом. Такие ребята видят вокруг сплошных соперников, поэтому драки и ссоры между ними неизбежны. Часто на таких учащихся нельзя положиться. Когда идет разделение деятельности, многие из них выпрыгивают из-под парты, но когда дело доходит до результата, их сразу нет. Когда у них что-то не получается, они сваливают всю вину на других или на какие-то обстоятельства. Причем, большинство детей с неадекватно завышенной самооценкой – это девочки.
Были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки. При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;
· Учить слушать других;
· Воспитывать чувство сопереживания;
· Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;
· Аргументировать оценки.
Выводы по II главе
Для проведения экспериментальной части курсовой работы, были выбраны 3 методики: методика цвето-рисуночного теста, методика определения самооценки Дембо Т.В., Рубинштейна С.Я, а также методика самооценки личности Будасси.
При изучении психического состояния детей 1 «В» класса школы №45 г.о. Тольятти, получились следующие выводы: около половины класса чувствует в себе сосредоточенность, активность и бодрость, то есть готовность к образовательному процессу. Совсем другая ситуация возникает у другой половины класса. Кто-то чувствует утомление, а кто-то «летает в облаках». У этих учащихся голова забита своими личными проблемами. Таких детей нужно сначала подготовить к образовательному процессу с помощью различных физкультминуток и интересных необыкновенных заданий.
Методика Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна и методика Будасси позволила выяснить, что больше половины учащихся класса имеют неадекватно завышенную самооценку. В общем, такой результат вполне приемлем для их возраста. С такими детьми очень трудно работать. Поэтому были разработаны рекомендации для учителя по работе с такими детьми. Также хочется отметить, что большая часть учащихся с неадекватно завышенной самооценкой – это девочки.
Учащиеся со средней самооценкой занимают менее трети класса. С такими детьми приятно работать. Они реально оценивают свои возможности и способности, ставят перед собой вполне выполнимые цели.
Учащихся с низкой самооценкой очень мало в классе. Эти учащиеся неуверенны в себе, они не пытаются выделиться, работают не в меру своих способностей.
Самооценки с неадекватным уровнем необходимо корректировать, и делать это должны не только родители, но и педагоги, чтобы не нанести непоправимый урон ребенку в будущем.
Заключение
Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.
Основными факторами , влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
В опытно- практической работе проведено диагностическое исследование в 1 «В» классе школы №45 с использованием следующих методик:
1. Методика цвето-рисуночного теста.
2. Методика определения самооценки Т.В. Дембо и С. Я. Рубинштейна.
3. Методика самооценки личности Будасси.
Результаты показали, что из 17 учащихся данного класса: у 2 учащихся низкий уровень самооценки, у 4 – средний, у 9 высокий и у 2 очень высокий.
Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста. И как показали исследования, высокой самооценкой чаще всего обладают девочки.
Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.
Самооценка является значительным фактором, влияющим на состояние психического здоровья ребенка младшего школьного возраста. Если у ученика неадекватная и неоправданная самооценка, это может нанести непоправимый урон ребенку и в данный момент, и в будущем. Чтобы такого не произошло, педагогам, психологам и родителям необходимо корректировать ее.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Действительно, самооценка влияет на такие критерии психического здоровья как успешность обучения, на отношения со сверстниками и взрослыми и т.д.
Список литературы:
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учебное пособие. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. – (Мастера психологии).
3. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1978. - № 4
4. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // Вопросы психологии. – 2001. - №4.- С. 31-38.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Фельдштейна. – 2-е изд. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 352 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. - (Мастера психологии).
7. Дендеберя Е.В. Как поднять самооценку.— Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 352 с. – (Психологический практикум).
8. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. – С. 90-99.
9. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника //Начальная школа. - 1992. - № 3. - С. 58-65.
10. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64 с.
11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 1997. – 456 с.
12. Немов Р.С. Психология. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, Т.3, 1999. – 640 с.
13. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002. - 256 с.
14. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2001. – 512 с. – (Детская психология и психотерапия).
15. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990 – 160 с.
16. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс ; пер. с англ. Н. Мальгиной [и др]. – 8-е изд., международное. - СПб.: Питер, 2000. – 624 с: ил. – (Мастера психологии).
17. Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника //Начальная школа. – 1998. - №1. - С. 25-30
18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 384с: ил.
19. Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси.: Мецниереба, 1989. – 187 с.
20. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. – 284 с.
21. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа. - 2003. - № 10. – С. 99-102.
22. Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. – М., 1960. – 222 с.
23. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 1974.
24. http://ido.tsu.ru/ss/?unit=32&page=98
25. http://library.mephi.ru/data/avtoru/
26. http://www.pedlib.ru/Books/1/0468/1_0468-132.shtml
27. http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=55BDBCC45D0C4EC5B4856740FAABA9F5
28. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ментальное_здоровье
29. http://works.tarefer.ru/64/100007/index.html
30. http://zdorovie.dljavseh.ru/Psihologicheskoe_zdorov'e/CHto_takoe_psihicheskoe_zdorov'e.html
Приложение №1
Список детей, участвующих в экспериментальной работе:
1. Исрафил А.
2. Екатерина А.
3. Валерия Б.
4. Дмитрий В.
5. Демид Д.
6. София Е.
7. Александра К.
8. Павел Л.
9. Кирилл М.
10. Валерия М.
11. Сергей М.
12. Михаил Н.
13. Александр О.
14. Артем П.
15. Рустам П.
16. Татьяна П.
17. Виктория Ш.
Приложение №2
Дата: 2019-12-22, просмотров: 304.