Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности самооценки в младшем школьном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оранизация и методы экспериментального исследования уровня самооценки у детей в младшем школьном возрасте

 

Экспериментальная работа проходила в 1 «В» классе МОУ школы №45 г.о. Тольятти, Самарской области. В экспериментальной работе принимали участие 17 учащихся 1 «В» класса, из которых 10 мальчиков и 7 девочек. Средний возраст учащихся 7 лет.

Экспериментальная работа включала несколько этапов:

1) проведение методики С. Я. Рубинштейна и Т.В. Дембо «Методика определения самооценки», методики Будасси «Определение самооценки личности»и методики А.О. Прохорова и Г.Н. Генинг «Цвето-рисуночный тест для определения психического состояния детей младшего школьного возраста".

2) подсчет результатов, проведение качественного и количественного анализа.

3) встреча с учащимися, которые участвовали в проведении данной методики. Проведение с ними беседы о результатах, о способах коррекции самооценки.

Целью первого этапа было выяснение состояния психического здоровья у детей младшего школьного возраста, а также определение уровня самооценки с помощью двух различных методик.

Для реализации поставленной цели были использованы следующие методики:

· Цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова и Г.Н. Генинг. Целью этой методики было определение психического состояния у детей младшего школьного возраста.

· Методика определения самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейна. Целью этой методики было определение уровня самооценки и уровня притязаний.

· Методика самооценки личности Будасси. Целью этой методики тоже было определение уровня самооценки.

Целью второго этапа было проведение количественного и качественного анализа, подсчет данных, формулировка выводов и общих результатов по каждому учащемуся.

Целью третьего этапа было донесение полученных данных из результатов проведенной методики до непосредственно самих учащихся. Необходимо было рассказать учащимся о полученных результатах, а также, если есть какие-то отклонения от нормы, рассказать, какими способами можно достичь положительного результата, приблизиться к норме. И, если никаких отклонений не наблюдается, рассказать, как сохранять такую позицию.

Цвето-рисуночный тест

Цвето-рисуночный тест разработан А.О. Прохоровым и Г.Н. Генинг. Он предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Он создан на основе обследования около 1000 младших школьников и а пробирован в разных школах. Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина. Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. В рисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50х50 мм (правая сторона предназначена для рисунка).

Инструкция 1: «Ребята! Перед каждым из вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате нарисовать ваше состояние, т.е. состояние, которое вы в данный момент испытываете. Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами». При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярными на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.)

Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.

После того как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть окружающие вас предметы: парта, доска, наш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например: цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметов или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа».

Время для проверки теста не должно ограничиваться.

Ключ к обработке результатов:

Цвет (в квадрате) Рисунок Состояние
Красный Тетрадь Парта Класс Доска и др. Школьные атрибуты Активность (активация)
Красный, сочетание красного и желтого Радуга Новый год, елка Торт, мороженое Конфеты Подарок Горка «5» Солнце Воздушные шары Радость
Зеленый Светофор Машина Телевизор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска Внимание Сосредоточение
Розовый Робот Компьютер Машина Принцесса Кукла Мечтание Фантазирование
Черный Дождь Клякса Ребенок сидит за партой Утомление Усталость
Оранжевый Цветы Дети играют Животные Ребенок помогает Дружелюбие Доброжелательность
Желтый Разбитая ваза Ребенок с учительницей, мамой Искренность
Голубой Душ Бассейн Море Бодрость
Синий Скакалка Волейбол Футбол Поднятая рука Азарт
Синий Дети с учительницей, со старшими Уважение
коричневый Поле Скорая помощь Могилка Ребенок упал Мама гладит ребенка по голове Сочувствие Сострадание

Примечание: В таблице представлены не все, а только основные психические состояние детей младшего школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности.

 

При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как используются большие размеры часто говорят об обратном.

Пользуюсь данной методикой, экспериментатор должен помнить, что динамическая структура психического состояния может и не иметь «монохарактеристики», так как доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики. Например, в 1-ом классе состояние интереса, активации, радости и внимания чаще всего объединены в одно «полисостояние», где ведущим является состояние интереса. Поэтому дети изображают эти состояния одним цветом – красным.

Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция: “Каждый человек, живущий на Земле, оценивает свои способности, возможности, характер и др. Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц, а также то место, на котором вы бы почувствовали себя полноценным и довольным:

 

Здоровье: Ум:
1. самые здоровые 1. самые умные
2. очень здоровые 2. очень умные
3. здоровые 3. умные
4. более или менее здоровые 4. более или менее умные
5. среднего здоровья 5. среднего ума
6. более или менее больные 6. более или менее неумные
7. больные 7. неумные
8. очень больные 8. глупые
9. самые больные 9. самые глупые
Характер: Счастье:
1. с прекрасным характером 1. чрезмерно счастливы
2. с хорошим характером 2. очень счастливы
3. с более или менее хорошим характером 3. счастливы
4. с неплохим характером 4. более или менее счастливы
5. с обычным характером 5. не очень счастливы
6. с неважным характером 6. мало счастливы
7. с плохим характером 7. несчастливы
8. с очень плохим характером 8. очень несчастливы
9. с тяжелым характером 9. самые несчастные

 

После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы "счастье". Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью"?

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья и характера. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 241.