ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1991-2000 ГОДАХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Законодательство о выборах Президента РФ базируется на конституционных основах. Так Президентом может быть избран гражданин РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.

Согласно Конституции РФ порядок выбора Президента определяется федеральным законом. Первый такой закон был принят 24 апреля 1991 года, второй – «О выборах Президента Российской федерации» - 21 апреля 1995 года, внеся ряд изменений. Так если Президент РСФСР избирался сроком на пять лет, то Президент РФ избирался теперь на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента РСФСР назначались Съездом народных депутатов РСФСР, теперь – Советом Федераций Федерального Собрания.

Федеральный закон предоставлял право выдвижения на должность Президента непосредственно избирателям и избирательным объединениям. Выдвигать кандидатов вправе были также избирательные блоки, создаваемые на период проведения выборов Президента РФ.

По Закону 1991 года кандидаты в Президенты могли выдвигаться республиканскими политическими партиями, профессиональными союзами и массовыми общественно-политическими движениями. Также имели право непосредственного выдвижения кандидатов трудовые коллективы, собрания граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. В бюллетень для голосования включались кандидаты, поддержанные 100 тыс. гражданами, а также кандидаты, получившие поддержку не менее одной пятой от общего числа народных депутатов РСФСР.

Закон 1995 года устанавливает более четкую и строгую процедуру выдвижения кандидатов на пост Президента. Избирательные объединения выдвигали кандидатов на съездах тайным голосованием. Граждане реализовывали свое право непосредственного выдвижения кандидата путем создания инициативной группы избирателей в количестве не менее 100 человек, которые затем регистрировались в Центральной избирательной комиссии.

Как и прежде, избирательные объединения и инициативные группы избирателей собирали в поддержку кандидатов подписи избирателей. Теперь необходимо было собрать не менее 1 миллиона подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно было приходиться не более 7 % требуемого числа подписей.

Ряд уточнений в избирательное законодательство внес третий по счету Федеральный закон «О выборах Президента РФ», принятый 31 декабря 1999 года. В законе были сохранены основные принципы избирательной системы, содержащиеся в Законе 1995 года. Кроме того, в Законе содержался ряд новых положений. В Законе была предусмотрена более четкая норма о сроке полномочий Президента РФ: он вступает в должность по истечению четырех лет со дня вступления в должность Президента избранного на предыдущих выборах. Были усилены гарантии обеспечения равного статуса кандидатов. Закон установил более широкий перечень документов предоставляемых кандидатом на должность Президента. В Центризбирком предоставлялись сведения о размере и источниках доходов, сведений об имуществе не только кандидата, но и его ближайших родственников.

Закон 1999 года предоставлял кандидату ряд гарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих его независимость. Кандидат на должность Президента не мог быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ.

В 2003 году вступил в силу четвертый по счету Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах президента РФ»

Он дополнял Закон 1999 года. В нем был уточнен порядок самовыдвижения кандидата, а также порядок выдвижения кандидата политической партией или избирательным блоком. Также в нем было установлен день голосования на очередных выборах Президента – второе воскресение марта.

Закон 2000 года подробно прописывал положения, касающиеся финансовой составляющей президентских выборов, предоставление кандидатам эфирного времени и печатной площади.

Таким образом принципиальных изменений в выборном законодательстве не произошло, однако был введен ряд важнейших положений, таких как: введение четкой нормы сроков полномочий Президента; усилены гарантии равного статуса кандидата; предоставление ряда гарантий кандидату; устанавливался более широкий перечень документов представляемых кандидатом на должность Президента РФ, а также уточнен порядок самовыдвижения кандидата. Также был установлен день голосования на очередных выборах Президента РФ.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 218.