Глава1 Классические теории о сущности происхождения государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

Глава 1. Классические теории о сущности государства

1.1 Предпосылки, понятие и сущность государства

1.2 Классические теории о сущности государства

Глава 2. Современные теории о сущности государства

2.1 Либертарно - юридическая теория

2.2 Патримониальная теория

2.3 Патерналистская теория

2.4 Теологическая теория в условиях современности

Заключение

Список используемых нормативно-правовых актов

Список используемой литературы

 



Введение

сущность государство классическая современная теория

Тема моей курсовой работы – «Классические и современные теории о сущности государства». Я выбрала данную тему, потому что рассуждая о теориях происхождения государства, я столкнусь с различными точками зрения и вариантами ответа на один и тот же вопрос.

Существует множество теорий происхождения государства. Среди теоретиков государства никогда не было раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

Что же вообще такое « Теории происхождения государства»? Теории происхождения государства – это теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия причины возникновения государства. Теории происхождения государства входят в предмет исследования науки – теория государства и права. Теория государства и права – это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно – правовой действительности.[1] Теория государства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо научиться различать друг от друга. Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых в рамках учебного процесса и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практические знания. Теория государства и права как учебная дисциплина представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.

В своей работе я считаю необходимым раскрыть классические теории, такие как: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая, психологическая, органическая, ирригационная и современные теории: либертарно – юридическую, патримониальную, патерналистскую и теологическую теорию в условиях современности.

Предметами рассмотрения в моей курсовой работе выступают традиционные и современные теории происхождения государства, а также их особенности и объяснение, почему та или иная теория утопична.

Объектом моей работы будет исследование, рассмотрение и анализ выбранных мною теорий.

Что же касается методов, используемых в моей курсовой работе, то это такие методы[2], как:

историзм (исторический подход позволяет рассматривать государственные и правовые явления в развитии, позволяет определять основные этапы развития, позволяет вскрыть причины их происхождения).

анализ (позволяет выявить структуру государства и права, систематизировать и уточнять знания и представления от исследуемых правовых явлений).

синтез (суть - в результате анализа различных свойств правовых явлений выбирается главное целое).

метод сравнения (по средствам его исследуются аналогичные сходные институты нескольких государств и систем права).

гипотеза (научные предположение, выдвигаемое для объяснений какого-либо явления, требующего проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научным открытием).

плюрализм (позволяет учитывать различные научные представления о возникновении государства и права).

 



Патримониальная теория

 

Вторая современная теория о сущности и происхождении государства, которую я рассмотрю в своей курсовой работе, будет патримониальная теория [17].

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих, на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

С древних времен пошло так, что землей обладал не каждый, а только состоятельные люди. Земля покупалась сразу с людьми, проживающими и работающими на ней. И власть собственника земли распространялась на «его рабов», т.е. крестьян. Крестьяне были обязаны соблюдать, сохранять и чтить законы и значимые желания и повеления их «хозяина», на чьей земле они проживали. Мнение низшего сословия не интересовало высшие сословия, и не важно хотели ли крестьяне трудиться на этого феодала, который их покупал, или не хотели. Исполнение воли «хозяина» не обсуждалось и выполнялось беспрекословно.

За невыполнение приказа или его обсуждение, раба или крестьянина (в зависимости от страны, о которой будет идти речь) могли забить камнями, лишить земли и места проживания. Всем известно, что на Руси крестьянские семьи имели много детей, и терять кормильцу работу никак было нельзя, поэтому крестьяне соглашались на любые условия, отношения и обращения которым они подвергались.

 

Патерналистская теория

Патерналистская теория[18] возникла от слова патер - отец. В этой теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.

Суть данной теории похожа на патриархальную теорию, только в патриархальной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. Полагаясь на Библию, Р.Филмер делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. А в патерналистской теории государство приравнивается к понятию «семья».

Заключение

 

В своей курсовой работе я рассмотрела такие теории, как: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, психологическая, классовая, органическая, ирригационная, либертарно – юридическая, патримониальная, патерналистская и теологическая теория в условиях современности.

В каждой теории кратко изложена ее суть, основоположник и его последователи, где эта теория имела свое зарождение и в какой исторический период.

Прежде чем говорить о самих теориях я дала определение государству, рассказала его признаки и причинный путь его формирования, потому что такое понятие как «государство» и понятие «право» имеют огромное значение, и они взаимосвязаны с теориями их сущности и происхождения.

Без государства и права не было бы никаких теорий, следовательно и не о чем было бы писать курсовую работу.

Главной задачей курсовой работы было рассмотрение теорий. Именно эти задачи и преследует данная работа. Она содержит основы теории государства и права с пояснениями. В работе рассмотрены широкоизвестные теории и менее известные.

После каждой главы приводится краткий вывод по написанному.

Помимо теоретических данных в моей работе представлены изречения философов – юристов к той или иной теме или теории. Чтение лишь теоретических данных трудно воспринимается и понимается читателем и слушателем. Поэтому я затронула мнения современников, и язык, которым написана курсовая доступен для читателей различных учебных заведений.

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся сущности и происхождения государства. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, теориях и характере происхождения государства. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.

Такой плюрализм различных мнений в основании и сущности государства вызван традициями и почитаниями различных стран. Потому что идея той или иной теории о сущности и происхождения государства зависит не только от временных рамок, в которые она была осмыслена и выдвинута в свет, но и в зависимости от законов и порядка в стране.

Любая наука стремится найти определенный способ, средства и классификации изучаемых ею явлений, которые могли бы позволить свести все многообразие к определенному единству и выявить закономерности.

Но все же в некоторых странах, как мне кажется, имеет место быть лишь одна теория. Я имею ввиду мусульманские страны. Главный признак этих стран – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда и в них нужно верить и строго соблюдать. Источником религиозно – нравственных норм и ценностей является Коран.

Коран[23] – это священное писание мусульман, он состоит из текстов поучений, произнесенных пророком Мухаммедом в городах Мекке и Медине в 610 – 632 гг. Полный текст Корана впервые был записан при третьем преемнике Мухаммеда (главы всех мусульман) халифе Османе (644-656). Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на отдельные стихи (аяты). Согласно мусульманской традиции, текст Корана был продиктован пророку Мухаммеду ангелом Джабраилом. Все земные тексты Корана являются копиями его небесного оригинала, хранящегося возле трона самого Аллаха.

Итак, выводом из этого следует, что мусульманские страны принимают лишь одну теорию о сущности и происхождении государства – теологическую.

Зато в России и Европе признаны сразу все теории, которые перечислены в моей работе и у каждой теории есть свои последователи, которые продвигают ту теорию, которая им ближе.

Я уверена, что философы – юристы не остановятся на достигнутом, и в последующих годах будут развивать уже имеющиеся теории и издавать новые теории. В каждой из них будут свои минусы и плюсы, правда и неправда, но все равно, каждая теория будет утопична, потому что никому не было известно, не известно сейчас и вряд ли будет известно в будущем что именно дало толчок к образованию государства и права, и развитию их сущности.

Людям остается лишь гадать, какая из утвержденных или утверждающихся теорий близка к истине.

Я считаю, что тематика написанной мною курсовой работы достаточно интересна и просто необходимо было раскрыть эту тему, с помощью исторического и анализирующего метода.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

 



Литература

Список используемой литературы

1. Балязин В. Мудрость тысячелетий/Энциклопедия. М.// РООСА,2006г.

2. Володихин Д. и Хлебалина Е. Универсальная школьная энциклопедия в 2т./ М.: Аванта+. 2003г.

3. Кудинов О.А.Теория государства и права: Учебник/– 2-е изд., перераб. и доп. – М: «Ось-89», 2008г.

4. Лазарев В.В. Общая теория государства и права/2-е изд. исправ. М., 2001г.

5. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/– М.: Юристъ,2000

6. Марченко М.Н. Общая теория государства и права/ Академический курс исправ. в 2т./ М., 2002г. Т.1 гл. 7

7. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права: Учебник/. –М.://ИНФРА 2004г.

8. Смоленский М.Б.Основы права: Учебное пособие/– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.

 

 


[1] Теория государства и права: Учебник/Под ред. А. В. Малько. – М.: Юристъ,2000

[2] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[3] Основы права: Учебное пособие/Под ред. Смоленского М.Б. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.

[4] Конституция РФ 12.12.1993г.-Раздел 1. Глава 1. Ст.4 п.1

[5] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[6] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[7] Основы права: Учебное пособие/Под ред. Смоленского М.Б. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.

[8] Теория государства и права: Учебник/Под ред. А. В. Малько. – М.: Юристъ,2000г.

[9] Теория государства и права: Учебник/Под ред. А. В. Малько. – М.: Юристъ,2000г.

[10] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[11] Основы права: Учебное пособие/Под ред. Смоленского М.Б. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.

[12] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[13] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[14] Общая теория государства и права: Учебник/Под ред. В. С. Нерсесянц. – М.: //ИНФРА 2004г.

[15] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[16] Общая теория государства и права: Учебник/Под ред. В. С. Нерсесянц. – М.: //ИНФРА 2004г.

[17] Основы права: Учебное пособие/Под ред. Смоленского М.Б. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.

[18] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[19] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

[20] Общая теория государства и права/Под ред. В.В. Лазарева 2-е изд. исправ. М., 2001г.

[21] Общая теория государства и права/ Академический курс исправ. в 2т./Отв.ред.М. Н. Марченко. М., 2002г. Т.1 гл. 7

[22] Мудрость тысячелетий/Энциклопедия. Автор-составитель В. Балязин. М.,2006г.

[23] Универсальная школьная энциклопедия в 2т./Глав.ред. Е.Хлебалина, вед. Ред. Д. Володихин.- М.: Аванта+. 2003г.


Содержание

 

Введение

Глава 1. Классические теории о сущности государства

1.1 Предпосылки, понятие и сущность государства

1.2 Классические теории о сущности государства

Глава 2. Современные теории о сущности государства

2.1 Либертарно - юридическая теория

2.2 Патримониальная теория

2.3 Патерналистская теория

2.4 Теологическая теория в условиях современности

Заключение

Список используемых нормативно-правовых актов

Список используемой литературы

 



Введение

сущность государство классическая современная теория

Тема моей курсовой работы – «Классические и современные теории о сущности государства». Я выбрала данную тему, потому что рассуждая о теориях происхождения государства, я столкнусь с различными точками зрения и вариантами ответа на один и тот же вопрос.

Существует множество теорий происхождения государства. Среди теоретиков государства никогда не было раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

Что же вообще такое « Теории происхождения государства»? Теории происхождения государства – это теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия причины возникновения государства. Теории происхождения государства входят в предмет исследования науки – теория государства и права. Теория государства и права – это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно – правовой действительности.[1] Теория государства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо научиться различать друг от друга. Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых в рамках учебного процесса и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практические знания. Теория государства и права как учебная дисциплина представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.

В своей работе я считаю необходимым раскрыть классические теории, такие как: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая, психологическая, органическая, ирригационная и современные теории: либертарно – юридическую, патримониальную, патерналистскую и теологическую теорию в условиях современности.

Предметами рассмотрения в моей курсовой работе выступают традиционные и современные теории происхождения государства, а также их особенности и объяснение, почему та или иная теория утопична.

Объектом моей работы будет исследование, рассмотрение и анализ выбранных мною теорий.

Что же касается методов, используемых в моей курсовой работе, то это такие методы[2], как:

историзм (исторический подход позволяет рассматривать государственные и правовые явления в развитии, позволяет определять основные этапы развития, позволяет вскрыть причины их происхождения).

анализ (позволяет выявить структуру государства и права, систематизировать и уточнять знания и представления от исследуемых правовых явлений).

синтез (суть - в результате анализа различных свойств правовых явлений выбирается главное целое).

метод сравнения (по средствам его исследуются аналогичные сходные институты нескольких государств и систем права).

гипотеза (научные предположение, выдвигаемое для объяснений какого-либо явления, требующего проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научным открытием).

плюрализм (позволяет учитывать различные научные представления о возникновении государства и права).

 



Глава1 Классические теории о сущности происхождения государства

Дата: 2019-12-22, просмотров: 304.