Глава 1. Форма организации лекции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

Введение

Глава 1. Форма организации лекции

1.1 Характеристика аудитории

1.2 Требования к предварительной подготовке слушателя

1.3 Цель

1.4 Задачи

1.5 Знания и умения, которые предполагается сформировать

1.6 Требования к уровню знаний и умений

Глава 2. Содержание лекции

2.1 Тематический план занятия

2.2 План занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия

2.3 Процедуры и методы мотивации

2.4 Процедура и методы объяснения

2.5 Процедура и методы отработки

2.6 Процедура и методы контроля

2.7 Средства обучения

Глава 3. Целостный образ преподавателя в процессе лекции

3.1 Стиль общения с аудиторией

3.2 Позиция преподавателя в аудитории

Глава 4. Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой

Заключение

Литература



Введение

 

Актуальность. Методика преподавания психологии является особой учебной дисциплиной, поскольку психологию следует трактовать как науку социально-историческую, хотя и содержащую естественно-научные методы исследования. Однако ведущую роль в ней играют методы социальных наук, методы гуманитарного познания.

Таким образом, одной из целей обучения психологии становится освоение студентами методов построения взаимодействий и общения при совместном решении многообразия жизненных ситуаций в процессе овладения психологическими знаниями.

Значимость для науки и практики. Построение процесса обучения психологии в соответствии с целью инновационного обучения в корне отличается от процесса традиционного обучения. При господстве когнитивистского подхода в традиционном обучении и связанной с ним психологией обучения и развития упор делался на перцептивно-мнемические способы усвоения знаний. За рамками такой установки оставались личность учащихся и их жизненный опыт, который выводился за пределы теоретических конструкций обучения и за пределы деятельности педагога. Такой подход укоренился в сознании «традиционного» учителя.

Особенность инновационного преподавания психологии заключается именно в том, что преподаватель организует со студентами ситуации продуктивных взаимодействий и совместной творческой деятельности, направленной на актуализацию имеющегося у студентов опыта и создания зоны перспективного развития.

Творческим продуктом всего курса обучения методике преподавания психологии является проектирование сценария лекции или семинарского занятия, выражающегося в методической разработке. Тема сценария лекции или семинарского занятия выбирается самим студентом, однако ему задается план, в русле которого выполняется самостоятельно разрабатываемый сценарий. Уже само проектирование сценария занятия является для студента практической деятельностью, которой можно овладеть с помощью сокурсников и преподавателя. Деятельность по написанию сценария занятия – также творческая, поскольку носит продуктивный характер: создается оригинальный конспект урока, который фиксируется с помощью письменной речи. Таким образом, в процессе обучения методике преподавания психологии происходит интеграция знаний преподавателя и студентов, рождается творческая лаборатория.

Цель. Методическая разработка лекции по теме «Психоанализ Зигмунда Фрейда» из курса «Психоанализ».

Задачи. Для создания методической разработки лекции по данной теме необходимо решить следующие задачи:

- описать характеристику аудитории;

- требования к предварительной подготовке слушателей;

- цели;

- задачи;

- определить знания и умения, которые предполагается сформировать у слушателей;

- определить требования к уровню знаний и умений;

- разработать тематический план занятия;

- разработать план занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия;

- определить процедуру и методы мотивации;

- определить процедуру и методы объяснения;

- определить процедуру и методы отработки;

- определить процедуру и методы контроля.;

- определить средства обучения;

- определить стиль общения с аудиторией;

- определить позицию преподавателя в аудитории;

- разработать 10 учебных задач для контроля знаний и умений слушателей (по типологии задач Толлингеровой).



Характеристика аудитории

 

Студенты II курса, обучающиеся по специальности «Психолог преподаватель».

 

1.2 Требования к предварительной подготовке слушателя

 

Общеобразовательные знания. Курс «Философии», «Общей психологии».

 

Цель

 

Дать представления о психоанализе З.Фрейда.

 

Задачи

 

В ходе изложения материала решить следующие задачи:

- просветить о биографии и идейных предшественниках;

- познакомить студентов со структурой личности по Фрейду;

- ознакомить со стадиями психосексуального развития по Фрейду;

- познакомить с теорией влечений;

- рассказать о защитных механизмах;

- изложить методы, применяемые в психоанализе для диагностики и лечения;

- ориентироваться в основных понятиях данной темы;

- дать необходимые базисные знания для дальнейшего изучения других психологических теорий личности.



Требования к уровню знаний и умений

 

I. Определение состава предметных умений по дисциплине.

1. Выделение требований к учебной дисциплине:

а) со стороны дисциплины:

- знать психоанализ З. Фрейда;

- иметь устойчивые знания структуры личности, этапы развития, защитные механизмы и методы психоанализа, согласно теории Фрейда.

        б) со стороны последующих по учебному плану дисциплин:

для того чтобы можно было сравнить психоанализ Фрейда с теориями других авторов, необходимо знать:

- какое значение отводил Фрейд в своей теории психике, инстинктам, механизмам защиты;

- что такое в его понимании психоанализ и роль психоаналитика.

2. Определение предметных умений по дисциплине по содержательной отнесенности:

- знать биографию З. Фрейда;

- знать его идейных предшественников;

- знать основные постулаты психоанализа Фрейда;

- знать структуру личности в теории Фрейда;

- знать назначение и взаимосвязь составляющих ее элементов;

- знать этапы психосексуального развития;

- знать основные инстинкты человека по Фрейду;

- знать виды механических защит и особенностей их проявления;

- знать основные методы работы с пациентом в психоанализе.

3. Определение предметных умений по видам деятельности.

Существует 2 вида деятельности:

- научное познание

- практика

Данная лекция может быть прочитана как для теоретиков, так и для практиков. Исходя из этого можно выделить следующий набор предметных умений по видам деятельности:

1) основные действия научного познания объекта:

а) изучение и установление эмпирических характеристик объекта на уровне явления.

б) установление неявных внешних причин, обусловливающих свойства изучаемых объектов.

в) установление внутренних причин, обусловливающих свойства изучаемых объектов.

2) практические действия:

а) анализ конкретных единичных объектов, ситуаций или их конечных групп, их оценка и обследование с использованием общенаучных, эмпирических и теоретических знаний.

б) действия по применению искусственных объектов и методов деятельности.

4. Задание уровней овладения предметными умениями по дисциплине.

5. Сводная представлений наборов умений по дисциплине в таблице или схеме.

II. Выделение состава общепознавательных умений при обучении дисциплине.

Существует три типа общепознавательных умений:

1. логический – умение осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету;

2. творческий – умение решать нестандартные задачи с использованием знаний по дисциплине;

3. учебный – умение осуществлять общие приемы учебной работы.

На основании вышесказанного можно выделить следующие общепознавательные умения:

- понимать отличия понятия бессознательное, предсознание и сознание, а также Ид, Эго и Суперэго в теории Фрейда;

- различать проявления защитных механизмов в своей жизни;

- уметь анализировать собственные сновидения;

- уметь конспектировать лекцию и выделять основные понятия;

- уметь перерисовать схему на лекции.



Глава 2. Содержание лекции

2.1 Тематический план занятия

Введение

- уточнение предварительных знаний;

- рекомендуемая литература по теме.

Основная часть

1. Биографический экскурс;

2. Идейные предшественники:

- Вильгельм Вундт;

- Густав Фехнер;

- Чарльз Дарвин;

- Франц Месмер;

- алхимия;

- восточная философия;

3. Структура личности:

- бессознательное;

- предсознание;

- сознание.

4. Структура психики:

- Ид;

- Эго;

- Суперэго.

5. Психосексуальные стадии развития:

- оральная стадия развития;

- анальная стадия;

- фаллическая стадия;

- генитальная стадия.

6. Теория влечений:

- инстинкт;

- сексуальные влечения (либидо);

- агрессивные влечения;

- влечение к жизни (Эрос);

- влечение к смерти (Танатос);

7. Защитные механизмы:

- репрессия (подавление);

- отрицание;

- рационализация;

- реактивные образование;

- проекция;

- изоляция;

- регрессия;

- сублимация.

8. Явления переноса и контрпереноса.

9. Толкование сновидений.

10. Метод свободных ассоциаций.

Заключение

1. Итоги лекции;

2. Вопросы аудитории;

3. Задание на дом.

 

План занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия

 

Процессуально-психологический процесс обучения состоит из следующих процедур:

- объяснения и уяснения знаний об объектах и действия с ними;

- отработка знаний и умений, т.е. овладение ими на требуемом уровне;

- контроля, т.е. проверка уяснения или отработки знания и умения;

- мотивации, т.е. интерес обучаемого.

 

Расчет хронометража лекции производится исходя из продолжительности занятия, составляющего 80 минут.

Процедуры процесса обучения Минуты
Процедура мотивации произвольный метод 2
1. Процедура объяснения и уяснения  
Объяснение. В форме лекции. Введение. Рекомендуемая литература по теме   1
Основная часть: Биографический экскурс   3
Идейные предшественники: - Вильгельм Вундт; - Густав Фехнер; - Чарльз Дарвин; - Франц Месмер; - алхимия; восточная философия. 3
Структура личности: - бессознательное; - предсознание; сознание. 10
Структура психики: - Ид; - Эго; Суперэго. 4
Психосексуальные стадии развития: - оральная стадия развития; - анальная стадия; - фаллическая стадия; генитальная стадия. 17
Теория влечений: - инстинкт; - сексуальные влечения (либидо); - агрессивные влечения; - влечение к жизни (Эрос); влечение к смерти (Танатос); 7
Защитные механизмы: - репрессия (подавление); - отрицание; - рационализация; - реактивные образование; - проекция; - изоляция; - регрессия; - сублимация. Явления переноса и контрпереноса. Толкование сновидений. Метод свободных ассоциаций. 12     4 7 4
Заключение: Итоги   2
Задания на дом 1
Процедура уяснения в виде вопросов аудитории 5
3. Процедура отработки Лекция не предусматривает процедуру отработки. -
4. Процедура контроля По ходу занятия, а также вначале лекции предварительный контроль.   3

 

Процедура и методы контроля

 

По ходу учебного процесса будет применяться текущий вид контроля. А также в начале занятия рубежный вид контроля, для уточнения усвоенных знаний с предыдущих дисциплин и лекций по данной дисциплине.

 

Средства обучения

 

Средства обучения – орудия, которые позволяют осуществить учебные процедуры.

В ходе данной лекции используются следующие средства:

- план-конспект лекции;

- наглядные пособия:

1) плакат «Структура личности»;

2) плакат «Общая схема психики»;

- тетради;

- пишущие принадлежности (ручки, карандаши, маркеры);

- доска;

- мел;

- указка.



Стиль общения с аудиторией

 

Форма обучения – лекция в присутствии преподавателя. Предполагается в основном монологическое высказывание в форме объяснения знания. Лишь незначительную часть времени предполагается потратить на диалог в процессе уяснения в форме вопросов аудитории. Ученики не взаимодействуют друг с другом. Студенты осуществляют общее дело, т.е. фронтальную деятельность.

 

Заключение

 

Контруктивно-проектировочная деятельность преподавателя психологии подразумевает не только предъявление в процессе занятий определенного объема психологических знаний, но и непосредственное включение самого педагога в процесс обучения, на основе чего происходит обогащение сознания субъектов обучения и более глубокое понимание не только конкретных знаний, но и всей учебно-воспитательной ситуации.

Для организации такого вида ситуаций преподаватель должен овладеть конструктивно-проектировочной деятельностью, которая представляет собой создание во внутреннем плане всей целостной системы учебно-воспитательной ситуации с учетом возникающих изменений в ходе занятий в связи с актуализацией студентами прошлого опыта.

Творческим продуктом всего курса обучения методике преподавания психологии является проектирование сценария лекции или семинарского занятия, выражающегося в методической разработке. Уже само проектирование сценария занятия является для студента практической деятельностью, которой можно овладеть с помощью сокурсников и преподавателя. Деятельность по написанию сценария занятия – также творческая, поскольку носит продуктивный характер: создается оригинальный конспект урока, который фиксируется с помощью письменной речи. Таким образом, в процессе обучения методике преподавания психологии происходит интеграция знаний преподавателя и студентов, рождается творческая лаборатория.


Литература

 

1. Андреева А.Д. Словарь для начинающего психолога 2-е изд.: Питер, 2006. – 160с.

2. Асмолов А.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. – Новгород, 1993. – 24 с.

3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 288 с.

4. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций. - М.: Издательство Ось-89, 2004. – 112с.

5. Гамезо М,В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.,1998 118с.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. – 336с.

7. Годфуа Ж. Что такое психология. Т.1,2. – М 1992. - 110с.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высш.пед. учеб.заведений. – Ростов-н/Д, 1997 – 342с

9. Змановская Е. В. Основы прикладного психоанализа. – СПб.: речь, 2005. – 51с

10. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по дисциплине. – М., 1994. – 265 с.

11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1997 – 173с

12. Крайг Г., Д.Бокум. Психология развития. - СПб.: Издательство Питер, 2007. – 940с.

13. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Перевод С.Меленевской и Д.Викторовой СПб.: Питер Пресс, 1997 Терминологическая правка В.Данченко. К.: PSYLIB, 2006. – 607с.

14. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – Издательство: УРАО, 2000. – 128 с.

15. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.- М.: Высшее образование, 2006. – 484с.

16. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / под редакцией М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 544с.

17. Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – Пер. с англ. – СПб.: Издательство Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 704с

18. Романин А.Н. Психоанализ: курс лекций. – М.: КНОРУС, 2005. – 44с

19. Сальваторе Мадди Теории личности. Сравнительный анализ. Перевод И. Авидон, А. Батустин и П. Румянцева. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 357с.

20. . Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. Учебное пособие для вузов. – М., 2001- 189с.

21. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. –214с.

22. Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. – М.: Издательство Прага, 1994. - 67с.

23. Философский словарь. – М.: Издательство Политиздат, 1986. – 590с.

24. Фрейд З. Введение в психоанализ. – Мн.: Попурри, 2007. – 480с.

25. Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, 1991. – 215с


Оглавление

Введение

Глава 1. Форма организации лекции

1.1 Характеристика аудитории

1.2 Требования к предварительной подготовке слушателя

1.3 Цель

1.4 Задачи

1.5 Знания и умения, которые предполагается сформировать

1.6 Требования к уровню знаний и умений

Глава 2. Содержание лекции

2.1 Тематический план занятия

2.2 План занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия

2.3 Процедуры и методы мотивации

2.4 Процедура и методы объяснения

2.5 Процедура и методы отработки

2.6 Процедура и методы контроля

2.7 Средства обучения

Глава 3. Целостный образ преподавателя в процессе лекции

3.1 Стиль общения с аудиторией

3.2 Позиция преподавателя в аудитории

Глава 4. Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой

Заключение

Литература



Введение

 

Актуальность. Методика преподавания психологии является особой учебной дисциплиной, поскольку психологию следует трактовать как науку социально-историческую, хотя и содержащую естественно-научные методы исследования. Однако ведущую роль в ней играют методы социальных наук, методы гуманитарного познания.

Таким образом, одной из целей обучения психологии становится освоение студентами методов построения взаимодействий и общения при совместном решении многообразия жизненных ситуаций в процессе овладения психологическими знаниями.

Значимость для науки и практики. Построение процесса обучения психологии в соответствии с целью инновационного обучения в корне отличается от процесса традиционного обучения. При господстве когнитивистского подхода в традиционном обучении и связанной с ним психологией обучения и развития упор делался на перцептивно-мнемические способы усвоения знаний. За рамками такой установки оставались личность учащихся и их жизненный опыт, который выводился за пределы теоретических конструкций обучения и за пределы деятельности педагога. Такой подход укоренился в сознании «традиционного» учителя.

Особенность инновационного преподавания психологии заключается именно в том, что преподаватель организует со студентами ситуации продуктивных взаимодействий и совместной творческой деятельности, направленной на актуализацию имеющегося у студентов опыта и создания зоны перспективного развития.

Творческим продуктом всего курса обучения методике преподавания психологии является проектирование сценария лекции или семинарского занятия, выражающегося в методической разработке. Тема сценария лекции или семинарского занятия выбирается самим студентом, однако ему задается план, в русле которого выполняется самостоятельно разрабатываемый сценарий. Уже само проектирование сценария занятия является для студента практической деятельностью, которой можно овладеть с помощью сокурсников и преподавателя. Деятельность по написанию сценария занятия – также творческая, поскольку носит продуктивный характер: создается оригинальный конспект урока, который фиксируется с помощью письменной речи. Таким образом, в процессе обучения методике преподавания психологии происходит интеграция знаний преподавателя и студентов, рождается творческая лаборатория.

Цель. Методическая разработка лекции по теме «Психоанализ Зигмунда Фрейда» из курса «Психоанализ».

Задачи. Для создания методической разработки лекции по данной теме необходимо решить следующие задачи:

- описать характеристику аудитории;

- требования к предварительной подготовке слушателей;

- цели;

- задачи;

- определить знания и умения, которые предполагается сформировать у слушателей;

- определить требования к уровню знаний и умений;

- разработать тематический план занятия;

- разработать план занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия;

- определить процедуру и методы мотивации;

- определить процедуру и методы объяснения;

- определить процедуру и методы отработки;

- определить процедуру и методы контроля.;

- определить средства обучения;

- определить стиль общения с аудиторией;

- определить позицию преподавателя в аудитории;

- разработать 10 учебных задач для контроля знаний и умений слушателей (по типологии задач Толлингеровой).



Глава 1. Форма организации лекции

Характеристика аудитории

 

Студенты II курса, обучающиеся по специальности «Психолог преподаватель».

 

1.2 Требования к предварительной подготовке слушателя

 

Общеобразовательные знания. Курс «Философии», «Общей психологии».

 

Цель

 

Дать представления о психоанализе З.Фрейда.

 

Задачи

 

В ходе изложения материала решить следующие задачи:

- просветить о биографии и идейных предшественниках;

- познакомить студентов со структурой личности по Фрейду;

- ознакомить со стадиями психосексуального развития по Фрейду;

- познакомить с теорией влечений;

- рассказать о защитных механизмах;

- изложить методы, применяемые в психоанализе для диагностики и лечения;

- ориентироваться в основных понятиях данной темы;

- дать необходимые базисные знания для дальнейшего изучения других психологических теорий личности.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 277.