Виды и методы государственного регулирования в области инновационной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативное и правовое, краткая характеристика которых представлена далее в таблице 1.

Таблица 1 – Виды и способы государственного регулирования инновационной деятельности

Виды регулирования Способы регулирования
Организационное регулирование инновационной деятельности -развитие инновационной инфраструктуры; -обеспечение приоритета инновационной деятельности; -моральное поощрение авторов инноваций; -содействие модернизации; -развитие интеграционных процессов; -развитие международных связей.
Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности -развитие предложения инноваций; -расширение спроса на инновации; -содействие конкуренции в инновационной сфере; -развитие предпринимательства; -обеспечение занятости в инновационной сфере; -развитие лизинга наукоемкой продукции инвестиции в инновации, повышение их эффективности; -создание благоприятного инвестиционного климата.
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности -охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности; -охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями; -защита промышленной, интеллектуальной собственности; -развитие договорных отношений.

 

Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования. [3]

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно -ведомственной и программно-целевой.

Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений.

Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений -договоров между заказчиками и подрядчиками.

В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.

В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на наличную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.

В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.

Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, наделены с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.

Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационной деятельности достаточно разнообразны.

К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление:

-в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций. которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела;

-исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полненных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального обо­рудования и уникальных приборов;

-снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций;

-уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств.

Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.[4]

Высшей формой регулятивной деятельности является выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития.

Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:

- инновационных прогнозов;

- инновационных стратегий;

- инновационных программ;

- инновационных проектов;

- программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

Инновационный прогноз – это предвидение основных параметров инновационной деятельности (её направлений, видов, объектов, последствий и т.п.).

Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. В них строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.

Инновационная стратегия – это определение приоритетных направлений инновационной деятельности.

Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.

В проекте программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу предполагается развитие российской экономики в направлении постиндустриального уклада экономики знаний на основе инновационно-ориентированного сценария. Активная государственная политика базируется на реализации ряда программных документов - стратегий.

Основные стратегии – стратегия в сфере развития науки и инноваций, в сфере использования информационных и коммуникационных технологий, стратегия развития авиационной промышленности, стратегия развития оборонно-промышленного комплекса.

Инновационный проект – это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.

Проект (программа) поддержки инновационной деятельности – это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.

Инновационная программа – это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

Государственная (Федеральная) инновационная программа включает в себя:

- федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,

- крупные инновационные проекты,

- федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.

Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.

Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.

В настоящее время «Роснаука» приступила к реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2012 годы». Так, например, в рамках Программы объем финансирования важнейших инновационных проектов за счет средств федерального бюджета должен составлять 1-2 млрд. рублей, при этом объем внебюджетного финансирования должен быть не менее 60 % от общего объема финансирования, продолжительность реализации проектов – не более 4-х лет. Исполнители проектов должны обеспечить пятикратное превышение продаж созданной инновационной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств.[5]

Дата: 2019-12-22, просмотров: 240.