В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на:
Ценовую (конкуренцию на основе цены).
Неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и в конечном счете завоевывал себе желаемую долю рынка.
В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что “война цен” в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
Фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей.
Для проникновения на рынки с новыми товарами.
Для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало [4, с.4-5].
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).
К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой. Степень важности некоторых из них (по данным опроса 200 американских компаний) в коммерческом успехе фирмы представлена ниже в таблице 1.1 [4, с.4-5]:
Таблица 1.1 - Маркетинговые методы управления фирмой
Метод маркетинговой политики | % компаний, поставивших фактор на 1ое место |
Разработка и выпуск новых товаров | 79 |
Комплексные исследования рынка и планирование маркетинга | 73 |
Организация работы торгового аппарата | 59 |
Реклама и стимулирование сбыта | 56 |
Усовершенствование выпускаемой продукции | 52 |
Политика цен | 50 |
Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения | 41 |
Сокращение издержек обращения | 17 |
Кредитная политика и финансирование | 14 |
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
Промышленный шпионаж.
Переманивание специалистов, владеющих производственными секретами.
Выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на 50% дешевле.
Закупка образцов с целью их копирования [7, с.151].
1.4 Методы изучения фирм-конкурентов
Схема анализа конкурентов, представленная на рисунке 1.1, состоит из пяти последовательных блоков [8, с.97].
Рисунок 1.1 - Схема анализа конкурентов
Блок будущие цели подразумевает ответы на следующие вопросы. Является ли целью конкурента завоевание наибольшей доли рынка, то есть лидерство на рынке, или фирма-конкурент рассматривает себя лишь как ведомая другим лидером? Добивается ли конкурент превосходства в отдельных областях технологии, и как он извлекает выгоду из своих преимуществ? Каково отношение конкурента к получению дохода, объему продажи, прибыльности и завоеванию доли рынка? Готов ли он пожертвовать одной задачей для повышения значимости других? Таким образом, блок "будущие цели" позволяет понять стратегическую направленность конкурента, а, следовательно, и его возможные действия при долгосрочных продажах.
Блок текущие стратегия и тактика содержит ответы на следующие вопросы. Какова основная стратегия конкурента? Является ли она "уникальным проектом продажи"? Как конкурент уравновешивает победу своего дела и проникновение в существующую структуру клиента? Какой тип перспективных действий он предпочитает? Как конкурент использует управление процессом продажи? Таким образом, блок текущих стратегии и тактики позволяет разобраться с методическими приемами конкурентов при планировании продажи своего товара.
Блок возможности включает ответы на следующие вопросы. Каковы сильные и слабые стороны конкурента в управлении клиентом? Насколько строго требование клиента к техническим параметрам товара применительно к конкуренту? Где конкурент уязвим? Следовательно, блок возможностей конкурента дает вам описание сильных и слабых сторон конкурирующей фирмы и выявляет те уязвимые места, которые могут явиться основой для выигрыша вашей фирмы.
Блок достижения содержит следующие вопросы. Какие факторы рассматривает конкурент как ключевые факторы успеха на будущее? Каким образом организационная структура конкурента и процесс принятия решений способствуют влиянию на клиента? Как победный подход к процессу продажи видоизменен данным конкурентом? Как видим, блок достижений конкурента конкретизирует тактические и стратегические приемы конкурентной фирмы применительно к процессу продажи данного товара.
Блок профиль конкурента является суммирующим и содержит, главным образом, следующие вопросы. Каково разделение ответственности между главным офисом, региональным представителем и лидером группы успеха? Какие уникальные преимущества подчеркивает конкурент при презентациях товара покупателю? Ключевым результатом составления блока профиля конкурента является прогнозирование действий конкурента и подготовка к ним.
При выполнении анализа конкурентов следует помнить о том, что вы должны убедить клиента в конкурентных преимуществах вашего товара или вашей фирмы. Клиент не будет платить за те ценности, которые он не может оценить [8, с.97].
Еще одним методом изучения конкурентов является оценка их предложений, которая может состоять из следующих позиций:
Достоинства товара и его послепродажного обслуживания. Данная позиция может включать описание основных конкурентов и их отношения с клиентом; достоинств каждого продукта, каждого конкурента; достоинств послепродажного обслуживания товара каждым конкурентом.
Отношения с покупателем. Позиция отношения с покупателем должна, прежде всего, содержать информацию о менеджерах или работниках фирмы-покупателя, которые поддерживают или, наоборот, препятствуют продвижению товара фирмы-конкурента. Она может быть оформлена в виде таблицы с разделами: фирма-конкурент; отношение; ключевой сторонник; менеджер, отрицающий данную фирму-конкурент.
Стратегия продажи. Описание стратегий продажи каждой фирмы-конкурента может быть дополнено описанием стратегии предложения продукта (стратегии презентации) и ценовой стратегии. Несмотря на то, что указанные стратегии могут являться частью общей стратегии продажи конкурента, их вклад в победу велик, поэтому при подробном анализе фирм-конкурентов ценовую и презентационную стратегии следует рассматривать отдельно и подробно.
Решение важнейших требований клиента. Решение требований клиента удобно оформить в виде таблицы, сравнивая между собой способы решения данных требований различными фирмами-конкурентами и вашей фирмой.
Сравнение с конкурентом-лидером. Сравнение с конкурентом-лидером может быть также выполнено в виде таблицы по следующим разделам: маркетинг, продажа, технология, качество, обслуживание, финансирование и т.д. По каждому разделу следует дать объяснение вашего отставания или превосходства, и возможные действия по преодолению отставания или закреплению превосходства.
Ключевое достоинства и недостатки вашего товара. Завершающей позицией при оценке предложений конкурентов должна быть оценка ключевых достоинств и недостатков вашего товара. Такая оценка должна преследовать цель выработки конкретных действий по усилению и использованию в процессе продажи ваших достоинств, а также исключению или максимальному снижению уровня недостатков вашего товара.
Оценив позиции вашей фирмы в конкурентной борьбе за завоевание рынка покупателя, следует далее уделить самое пристальное внимание формированию группы успеха - команды победителей [3, с.69-70].
2. Общая характеристика деятельности ООО "Темп-Авто"
Общие сведения о фирме
Компания "Темп Авто К" образована в 1997году в г. Краснодар, зарегистрирована по адресу 350010, Краснодарский край, г. Краснодар, Ростовское шоссе 12.
Свидетельство о государственной регистрации: № 9580 от 11.11. 1998 г. ИНН2311052326 Руководитель: генеральный директор Агасаров Вадим Янович. Телефон (861) 252-36-39, факс (861) 252-36-38; Е-mail: admin@tak. kuban. ru
История создания холдинга ООО "Темп Авто" начинается с 24.02. 1993г. Свою деятельность компания начинала с одной торговой точки в г. Москве. В настоящее время фирма "Темп Авто" объединяет в холдинг ряд компаний, реализующих автомобили и спецтехнику отечественных и импортных производителей, и имеет свои представительства в Москве, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Таганроге, Шахтах, Армавире, Сочи. Крупнейшими филиалами являются "Темп Авто-К" - г. Краснодар (с 1997 года) и "Темп Авто Дон" - г. Ростов на Дону (с 1999 года). С момента образования фирмы основным видом деятельности была реализация автомобилей. С 1997 года "Темп Авто-К" является официальным дистрибьютором ОАО "ГАЗ" в Краснодарском крае и Республике Адыгея. Если в 1998 году "Темп Авто-К" продавало около 25 автомобилей в месяц, то в настоящее время товарооборот фирмы достигает 425 автомобилей в месяц, а годовой оборот при продаже автомобилей и запчастей составляет - 1 млрд. 631 млн. руб. "Темп Авто-К" имеет субдилеров как в г. Краснодар, так и в Краснодарском крае (Анапе, Новороссийске, Армавире, Сочи, Славянске на Кубани). Фирма имеет свой технический центр, где производится как предпродажная подготовка, гарантийный ремонт, так и коммерческий ремонт, а также осуществляется тюнинг и продажа запчастей.
В настоящее время компания "Темп Авто К" - крупнейший автоцентр на Юге России - является официальным дилером Горьковского автомобильного завода "Русские машины" (ГАЗ), ведущих мировых производителей автомобилей: Hyundai, Kia, Daewoo, Suzuki, Ssang Yong. Одно из достижений автоцентра в 2005 году - получение статуса официального дилера самых продаваемых в России марок: Ford, Hyundai (корейского производства), а также китайской марки Great Wall.
На ежегодной международной специализированной выставке "Mobi" в г. Краснодаре компания "Темп Авто" всегда получает Диплом "За широкий ассортимент выставленной продукции".
С 1999 года развернуто строительство торговых салонов для автомобилей, которое в той или иной степени продолжается и сегодня. Основные корпуса были возведены в начале 2000 года. На момент завершения это были самые просторные салоны в Краснодарском крае. Площадь каждого из двух самых больших торговых залов составляет более 1600 кв. м, в каждом из них может быть одновременно размещено более 30 автомобилей. В настоящее время существует шесть обособленных торговых салонов, в которых производится торговля автомобилями, не считая открытой торговой площадки и магазина запчастей, расположенного вдоль ростовской трассы. В главном корпусе сделан въезд на второй этаж, где на площадке 350 кв. м. в настоящее время размещается и продается более 20 автомобилей южнокорейской марки Daewoo. Рядом с главным корпусом расположен второй по величине "Шоу-Рум", общей площадью около 1500 кв. м, разделенный на две половины легкой перегородкой. Данная площадка в настоящее время отдана под торговлю автомобилями марки KIA, которые в торговом зале находятся в широком ассортименте, насчитывая одновременно до 25 единиц. На противоположной стороне по адресу Ростовское Шоссе 12 находятся еще 2 торговых зала.
1-й, относительно небольшой - порядка 250 кв. м., вмещает две товарных марки: "Suzuki" (Япония) и Ssang Yong (Южная Корея). Здесь одновременно продается обычно не более 10-12 машин.
2-й автосалон в настоящее время занимает "Газ" (Волги и Газели), также относительно небольших размеров, порядка 220 кв. м. Открытая площадка площадью более 2500 кв. м. расположена вдоль проезжей части Ростовского шоссе, предназначена для размещения "Газелей", "Соболей", китайских пикапов марки "GREAT WALL" и собираемых в России Корейских однотонных легких трехместных грузовых автомобилей "Портер".
Автоцентр "Темп Авто К" имеет полный комплекс услуг для реализуемых автомобилей, в частности:
Шесть торговых салонов, прилегающую торговую площадку, а также склад автомобилей на основной территории.
Техсервис по ремонту и ТО автомобилей; цех малярно-кузовных работ.
Тюнинг для установки дополнительного оборудования.
Страховые компании и банки для проведения кредитных операций и осуществления страховки.
Диагностику.
Trade In, для проведения операций по замены старого автомобиля на новый.
Магазин автозапчастей.
Девиз компании на 2007 год - "Сохраняя лидерство". Поэтому "Темп Авто" и в дальнейшем планирует развивать направление ГАЗ, предоставляя клиентам возможность выбора любого автомобиля ГАЗ в любой комплектации в сети автосалонов по всей России.
Динамика технико-экономических показателей фирмы за 2004-2006 гг
Автоцентр "Темп Авто К" реализует свою продукцию и услуги в основном с помощью розничной торговли. Развитие предприятия происходит высокими темпами. За денежным выражением основных технико-экономических показателей и их динамикой можно проследить по таблице 2.1
Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели деятельности автосалона "Темп-Авто".
№ п / п | Показатели | 2004 г | 2005 г | 2006 г | Абсолютное отклонение, тыс руб | Темп роста,% |
1 | Товарная продукция, тыс руб | 5267724 | 7331184 | 9791862 | 4524138 | 186 |
2 | Выручка от реализации, тыс руб | 877954 | 1221864 | 1631977 | 754023 | 186 |
3 | Себестоимость реализованной продукции, тыс руб | 865615 | 1195696 | 1586563 | 720948 | 183 |
4 | Прибыль от реализации, тыс руб | 12339 | 26168 | 45414 | 33075 | 368 |
5 | Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб / руб | 0,164 | 0,163 | 0,162 | -0,002 | 99 |
6 | Рентабельность,% | 14,2 | 21,8 | 28,6 | 14,4 | 202 |
7 | Среднесписочная численность, чел | 131 | 159 | 174 | 43 | 133 |
8 | Фонд оплаты труда, тыс руб | 1408 | 1750 | 2088 | 680 | 148 |
9 | Производительность труда, тыс руб / чел | 40211 | 46108 | 56275 | 16064 | 140 |
10 | Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс руб | 116926 | 746410 | 860008 | 743082 | 735 |
11 | Фондоотдача, руб / руб | 45,05 | 9,82 | 11,4 | -33,65 | 25 |
12 | Фондоёмкость руб / руб | 0,022 | 0,01 | 0,02 | -0,002 | 91 |
13 | Среднемесячная заработная плата, тыс руб | 10,7 | 11 | 12 | 1,3 | 112 |
Объем реализованных товаров и услуг вырос на 4524138 тыс руб (86%) в 2006 г по сравнению с 2004 г, темп роста за анализируемый период составил 186%. (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Динамика показателя объема реализованной товарной продукции
Показатель себестоимости (рисунок 2.2) за аналогичный период увеличился с 865615 тыс руб до 1586563 тыс руб. Это вязано с увеличением стоимости основных фондов (затраты на строительство дополнительных торговых площадей), изменением внутреннего курса доллара (каждый поставщик устанавливает свой курс валюты), а также с увеличением количества работников предприятия и затрат на сервис.
Рисунок 2.2 - Динамика показателя себестоимости реализованной продукции
Наряду с увеличением себестоимости продукции наблюдается рост выручки от реализации продукции (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 - Динамика выручки от реализации товарной продукции
Так как выручка растет пропорционально объему реализованной товарной продукции (186%), а рост себестоимости (183%) не опережает эти показатели, то наблюдается рост прибыли (368%), и, соответственно, рентабельности предприятия. Изменение показателя рентабельности показано на рисунке 2.4
Рисунок 2.4 - Динамика показателя рентабельности
Затраты на 1 руб реализованной продукции снизились за анализируемый период с 0,164 руб до 0,162 руб, что объясняется снижением затрат на рекламу и различные маркетинговые мероприятия. Изменения показателя затраты на 1 руб отображены на рисунке 2.5
Рисунок 2.5 - Динамика затрат на 1 руб реализованной продукции
Был увеличен штат сотрудников. Среднесписочная численность работников увеличилась в 2006 году на 43 человека по сравнению с 2004 годом. Рост числа работников обусловлен расширением сферы деятельности компании, улучшением сервиса. Наряду с увеличением численности персонала возросла среднемесячная заработная плата с 10700 руб до 12000 руб. Это повлияло на рост производительности труда в компании на 16064 руб / чел (40%) в 2006 г по сравнению с 2004 г. (рисунок 2.6).
Рисунок 2.6 - Динамика показателя производительности труда
Среднегодовая стоимость основных фондов увеличивалась на протяжении анализируемых лет. В основном это связано со строительством дополнительных торговых площадей, а также покупкой нового оборудования. В период с 2004 г по 2006 г этот показатель возрос на 743082 тыс. руб. (прирост 735%) (рис.2.7). При этом фондоотдача снизилась (25%) и показатель фондоемкости (91%). Это говорит о том, что основные производственные фонды в процессе производства были задействованы не в полной мере, следовательно, они используются неэффективно.
Рисунок 2.7 - Динамика среднегодовой стоимости основных фондов
Оборот компании в целом увеличивался на протяжении анализируемых лет, что было возможным при использовании ресурсо - и трудосберегающих технологий (работа с поставщиками напрямую, сменный график сервисного персонала).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 255.