НА ТЕМУ: «АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РФ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ПРАВОВУЮ ПРОЦЕДУРУ ПРИЕМА ТОВАРОВ И ЭКСПЕРТИЗЫ ЕГО КАЧЕСТВА»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «коммерческое право»

 

 

НА ТЕМУ: «АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РФ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ПРАВОВУЮ ПРОЦЕДУРУ ПРИЕМА ТОВАРОВ И ЭКСПЕРТИЗЫ ЕГО КАЧЕСТВА»

 

Выполнила студентка

заочной формы обучения

специальности: «юриспруденция»

специализации «гражданско-правовая»

6 курса ЮР6-05/1 группы

 

Москва – 2011



Содержание

Введение

Глава 1. Общие положения приемки товаров и экспертизы качества

1.1. Понятие и значение основных правовых категорий

1.2. Субъекты отношений

1.3. Источники правового регулирования приемки товаров и экспертизы качества

Глава 2. Приемка товаров

2.1. Порядок приемки товаров

2.2. Сроки приемки товаров

Глава 3. Экспертиза качества товаров

3.1. Понятие и виды экспертизы товаров

3.2. Порядок проведения экспертизы качества товаров

Заключение

Библиография



Введение

Правовой приемка товар экспертиза качество

В настоящее время деятельность огромного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и сбыт товаров, иные виды бизнеса, развивается под воздействием требований рынка, составляющего экономическую среду предпринимательства. Это довольно сложный механизм, требующий тщательного изучения и постоянного совершенствования. Основу рыночной экономики составляет товарный рынок, посредством которого происходит постоянное обращение товаров. Чтобы дойти до потребителя, товары проходят довольно долгий путь, и на этом пути при смене владельца проходят процедуру приемки.

Тема данной работы выбрана неслучайно. Дело в том, что процедура приемки товара до сих пор нормально не отрегулирована. Отсутствует кодифицированный акт, устанавливающий правоотношения сторон в этой области. Существующее множество нормативных правовых документов либо затрагивают данную тему частично, поверхностно, либо вообще не отвечают современным реалиям и нуждаются в коренной переработке. Положение усугубляется тем, что и здесь действует принцип свободы договора, чем стороны нередко злоупотребляют, перегружая договор подчас абсолютно ненужными положениями. Что касается приемки товаров, данная процедура е носит чисто формальный характер. Это процесс трудоемкий, требующий затрат времени, сил, необходимых знаний. Оттого как проведена приемка, нередко зависит дальнейшее благополучие сторон. Вовремя и грамотно выявленные недостача или несоответствие качества товара помогут в дальнейшем избежать сложных процедур доказывания.

Цель работы – выявление необходимости принятия нормативного акта, максимально подробно регулирующего данную правовую процедуру.

Задача работы - полное, детальное изучение нормативной базы, регулирующей этот правовой институт, изучение научной литературы и судебной практики.

Структурно данная работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых имеет разделы, посвященные той или иной проблематике, заключения и библиографии. В первой главе предстоит рассмотреть основные правовые категории, касающиеся приемки товаров, такие как товар, приемка, субъекты приемки, источники правового регулирования приемки товаров и экспертизы качества. Вторая глава посвящена процедуре приемки товаров, срокам и порядку проведения. В третьей главе необходимо детально изучить такую правовую процедуру, как экспертиза, которая неразрывно связана с приемкой товаров и на практике довольно часто применяется. Также следует рассмотреть виды экспертизы и ее порядок.

Данная работа основывается на законодательстве Российской Федерации. Кроме того, при написании работы использовалась теоретическая база, труды таких корифеев как Пугинский Б.И., Андреева Л.В., Попондопуло В.Ф. Детально изучена судебная практика по данной тематике.



Глава 1. Общие положения приемки товаров и экспертизы качества

Субъекты отношений

 

В зависимости от вида приемки различают субъектов по договору поставки либо субъектов транспортного обязательства. Когда мы говорим о субъектах приемки и экспертизы товаров, подразумеваем довольно обширный круг лиц, в который входят не только стороны по договору купли-продажи, договору поставки, но и иные лица, участвующие в данной процедуре. Таким образом, можно выделить:

1) стороны договора купли-продажи, договора поставки;

2) других лиц, участвующих в приемке и в необходимых случаях в экспертизе товаров.

Стороны договора – это, как правило, продавец (поставщик) и покупатель (получатель), ведущие коммерческую деятельность. В Гражданском Кодексе дан исчерпывающий перечень форм коммерческих организаций. Так в соответствии с п.2 ст.50 коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, государство может выступать покупателем по договору поставки (например, приобретая товары в государственный резерв), что чаще всего оформляется государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд. Некоммерческие организации также могут участвовать в торговом обороте, но ограничено. Так организации могут приобретать необходимые ресурсы, продавать производимые ими изделия, следовательно, быть стороной приемки товаров, только в соответствии с уставными целями деятельности. Некоммерческие организации не имеют право заключать договоры поставки в качестве поставщиков; при реализации товаров могут заключать лишь договоры купли-продажи. Стороной по договору может быть и индивидуальный предприниматель, право которого закреплено Конституцией РФ. Согласно ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В п. 1, 2 статьи 23 Гражданского кодекса установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности таких лиц применяются нормы Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность.

За рубежом распространен порядок, когда физическое лицо, желающее вести коммерческую деятельность, обязано зарегистрироваться в торговом реестре. В большинстве случаев такое действие требуется и от организаций на основании торговых кодексов. В России для осуществления коммерческой и иной предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами предусмотрен общий порядок государственной регистрации. Организации же вправе заниматься коммерческой деятельностью после регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц. Как утверждает Пугинский Б.И. «Имеющийся опыт не свидетельствует о имеющейся необходимости установления в России специальной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для занятия торговой деятельностью»[5].

Стороной по договору поставки выступают органы транспорта (перевозчик), являющиеся коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов. Перевозочная деятельность на всех видах транспорта подлежит лицензированию согласно нормам Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Для получения лицензии необходимо представить заявление и документы, подтверждающие юридическую личность. Лицензия выдается на определенный срок (до пяти лет) с уплатой установленного сбора, может продляться, но не может передаваться другим лицам. Предусмотрен перечень оснований, при наличии которых возможен отказ в выдаче лицензии. Он может быть обжалован заявителем в арбитражный суд.

Иным является правовой статус предприятий железнодорожного транспорта. В состав железных дорог входят самостоятельные юридические лица: отделения железных дорог, крупные железнодорожные станции, другие линейные предприятия (локомотивные и вагонные депо, дистанции пути, специальные транспортные службы).

Помимо сторон в приемке товаров участвуют и другие лица, в частности, представители общественности организации-получателя, представитель другого предприятия. В качестве представителей общественности не могут выделяться руководители предприятий и их заместители, материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей. Инструкция №6-П устанавливает, что представитель общественности предприятия-получателя или представитель другого предприятия может участвовать в приемке продукции у данного предприятия-получателя не более двух раз в месяц. Представители других предприятий и организаций и представители общественности, выделенные для участия в приемке продукции, не вправе получать у предприятия - получателя вознаграждение за участие в приемке продукции.

Кроме этих лиц при приемке товаров по качеству в необходимых случаях участвует эксперт. Так п.20 Инструкции №7-П устанавливает, что при неявке представителя изготовителя (отправителя) по вызову получателя (покупателя) в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя (отправителя) не является обязательным, проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров - экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.

Лица, осуществляющие приемку, обязаны строго соблюдать правила приемки товаров и удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Запись в акте данных, не установленных непосредственно участниками приемки, запрещается.

За подписание акта о приемке, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, подписавшие такой акт, несут установленную законом ответственность.

 

Глава 2. Приемка товаров

Порядок приемки товаров

 

В научной литературе существует несколько классификаций приемки товаров[11]. Во-первых, как указывалось ранее, выделяются с учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества:

1) приемка, непосредственно во взаимоотношениях с продавцом;

2) приемка товаров от органов транспорта.

Во-вторых, в зависимости от того, в каком обороте находятся товары:

1) приемка товаров, находящихся во внутреннем обороте;

2) приемка импортных товаров.

В-третьих, в зависимости от типа:

1) приемка товаров по количеству;

2) приемка товаров по качеству. Качество представляет собой совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.

При осуществлении данной правовой процедуры необходимо учитывать нюансы, связанные с тем или иным видом приемки. Приемка товаров по количеству отличается от приемки товаров по качеству. Также существуют свои особенности при приемке товаров, находящихся в обращении в России или за ее пределами (импортных товаров). Помимо этого различаются процедуры приемки товаров, передача которых осуществляется непосредственно продавцом либо через органы транспорта.

Как отмечалось ранее, законом установлена обязанность покупателя принять и осуществить проверку товара. Так, в соответствии с п.2 ст.513 ГК РФ покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота. Однако закон не устанавливает порядок приемки товаров, который регулируется инструкциями о приемке товара по количеству и по качеству. Инструкции в свою очередь не отвечают потребностям современных коммерческих отношений. Многие нормы инструкций на практике приводят к спорам и разногласиям сторон. Таким образом, существует необходимость согласования проведения приемки товаров непосредственно в договоре.

Как правовая процедура фактическая приемка товаров подразделяется на несколько этапов. Андреева В.Л. выделяет: приемку товаров от органов транспорта; приемку товаров на складе получателя; приемку товаров по количеству; приемку товаров по качеству; составление акта приемки.[12]

Однако с таким делением процесса приемки на этапы трудно согласиться. Так сама Андреева Л.В. указывает на то, что такая последовательность применяется не во всех случаях. Нас же интересует непрерывный и лаконичный процесс, когда один этап сменяет другой. Этап представляет собой относительно самостоятельную часть конкретного процесса приемки, направленную на решение отдельных его задач. В предложенном Андреевой Л.В. варианте деления, на мой взгляд, отражены виды приемки, но не этапы, кроме последней процедуры, относящейся к составлению акта приемки. Если выделять этапы приемки товаров, следует руководствоваться делением, предложенным Пугинским Б.И., в соответствии с которым выделяются:

1) приемка при выгрузке товара, когда участие перевозчика в проверке не предусмотрено. Автор детально разбирает процесс приемки, связанный с выгрузкой товара из транспортного средства. Однако, на мой взгляд, сюда же необходимо относить и приемку товара на складе поставщика, которая осуществляется материально ответственным лицом по доверенности.

В части количества на этом этапе получатель в первую очередь должен проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке. В случае обнаружения повреждения груза или его порчи, а также несоответствия наименования и веса груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе, необходимо составить коммерческий акт, либо отметку на товарно-транспортной накладной. Далее ответственным лицом получателя проверяется вес брутто и количество мест. В случае перевозки груза без тары или в открытой таре, а также когда товар поступил в поврежденной таре, проверяется вес нетто и количество единиц товара в каждом месте.

Когда товар получен покупателем на складе продавца, приемка осуществляется там же. Однако эта процедура не исключает возможности покупателя провести приемку по количеству и качеству после доставки товара на свой склад. Продавец не будет отвечать за такие недостатки и потери, которые возникли в результате ненадлежащей погрузки или транспортировки. В связи с этим интерес представляет постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.2010 года № 15082/09 о взыскании стоимости недостающего груза. В ходе рассмотрения дела было выявлено следующее. В соответствии с условиями международного контракта от 26.11.2007 N 47/2007, заключенного между обществом (продавцом) и компанией "АйПиСи Интерпетрохем Гонконг Лтд" (покупателем), на станции Чепецкая по международной железнодорожной накладной N Ч 855337 в вагон N 90620253 произведена отгрузка азофоски насыпью, с указанием общего веса - 60 000 килограммов. Станцией назначения в накладной указана Маньчжурия КЖД (Китай), пограничной станцией перехода - Забайкальск Забайкальской железной дороги (Россия). При контрольной перевеске груза на вагонно-электронных весах на станции Маньчжурия выявлена его недостача против документов в количестве 25 940 килограммов. О факте недостачи составлен коммерческий акт от 06.01.2008 N 0000193. Решением Арбитражного суда Читинской области от 29.01.2009 с перевозчика (ОАО "РЖД") взыскано 7 041,74 доллара США в рублях по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату фактического платежа. Президиум Высшего арбитражного суда РФ постановил: решение Арбитражного суда Читинской области от 29.01.2009 по названному делу оставить без изменения.[13]

В части качества на первом этапе проверяется соблюдение обеспечительных мер по сохранности груза (наличие на транспортном средстве или контейнере пломб отправителя, исправность пломб, состояние транспортного средства, исправность тары); сверяется наименование груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе. Кроме этого получатель должен проверить, были ли соблюдены установленные правила перевозки, обеспечивающие сохранность груза от повреждения и порчи, то есть, как осуществлялась укладка груза, поддерживался ли температурный режим, осуществлялась ли в необходимых случаях льдоснабжение.

В научной литературе критике подвергаются положения Инструкции о приемке по количеству, касающиеся приемки товара без участия поставщика. Так как первый этап осуществляется бесконтрольно, велика вероятность создания недостачи самой принимающей стороной. Происходит это так: кладовщик или иное лицо со стороны получателя, вскрыв транспортное средство, например, умышлено изъял часть товара, создав тем самым недостачу. Далее формируется комиссия уже с участием поставщика или иного незаинтересованного лица для дальнейшей приемки. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо предусматривать в договоре условие о том, что вскрытие транспортного средства и приемка ценных грузов уже на первом этапе осуществляются комиссией с участием определенных лиц.

По результатам первого этапа приемки инструкции предписывают составлять акт приемки. В силу того, что данный акт носит, как правило, промежуточный характер, получатели обычно его не составляют, а оформляют по итогам приемки в целом.

Свои особенности существуют при приемке импортных товаров. Здесь действует Инструкция о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составлению и направлению рекламационных актов, утвержденная Госарбитражем СССР 15.10.1990 г. Данная Инструкция, как и выше указанные, применяется в качестве обычая делового оборота. В соответствии с п.6 Инструкции на этой стадии приглашается эксперт бюро товарных экспертиз при торгово-промышленной палате. В случае невозможности участия эксперта, приемка импортных товаров осуществляется комиссией с участием представителя иностранного поставщика. Акты приемки по количеству и качеству должны составляться раздельно по каждой партии товара, отгружавшейся по одной международной накладной. Данные акты называются рекламационными. Приемка импортных товаров должна производиться с участием эксперта бюро товарных экспертиз при торгово-промышленной палате. При невозможности приглашения эксперта приемка производится комиссией с участием представителя иностранного поставщика либо с участием представителя незаинтересованной организации.

2) Второй этап связан с дальнейшими действиями принимающей стороны при обнаружении недостач или повреждений товара. В случае обнаружения недостачи или повреждения товара собирается комиссия либо приглашается эксперт. При приемке по количеству в комиссию входят представители покупателя и поставщика. Инструкция о приемке по количеству обязывает получателя вызвать представителя поставщика только в случае его нахождения в одной местности с покупателем. В случае расположения поставщика в другой местности, его вызов не требуется, если иное не предусмотрено договором. В случае неявки поставщика дальнейшая приемка производится комиссией с участием незаинтересованного представителя, которыми не могут быть юристы, бухгалтерские работники, материально ответственные лица. Представитель, как правило, приглашается из другой организации либо направляется из профсоюзной организации получателя. В части проверки качества товаров, если на первом этапе приемки обнаружены повреждения товара, условия о вызове поставщика аналогичны выше указанным. В случае возникновения разногласий между поставщиком и получателем относительно природы повреждений, а также в случае неявки представителя поставщика или если его вызов был не обязателен, вызывается эксперт. Приемка товара по качеству производится комиссией в тех случаях, когда в выделении эксперта было отказано. Комиссия проверяет количество и качество товара и в случае обнаружения недостачи или каких-либо дефектов составляет акт о выявленной недостаче или акт о ненадлежащем качестве товара соответственно. В случае, если при приемке помимо недостачи будут выявлены и излишки, то в акте фиксируются точные данные об этих излишках.

Приказом Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» предусмотрено составление актов согласно формам №Торг-1, №Торг-2, №Торг-3. Реквизиты данных актов соответствуют содержанию актов приемки, установленному инструкциями о приемке по количеству и качеству, а также инструкцией о приемке импортных товаров. Таким образом, при составлении актов приемки следует использовать выше указанные формы. В остальном же руководствоваться положениями инструкций. В соответствии с этими положениями, акт о недостаче продукции должен содержать все реквизиты, перечисленные в п.25 Инструкции о приемке по количеству, среди которых данные о месте проведения, наименовании получателя, часах начала и окончания приемки, фамилиях и должностях принимавших участие в приемке, данные о наименовании и адресе поставщика, дате и номере телефонограммы или телеграммы о вызове представителя отправителя (изготовителя), дате и номере счета-фактуры и транспортной накладной (коносамента), дате прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, времени выдачи груза органом транспорта, времени вскрытия вагона, контейнера, автофургона и других опломбированных транспортных средств, времени доставки продукции на склад получателя. Здесь же, как отмечает Пугинский Б.И., «… необходимо указывать, проверялось ли количество товаров при выгрузке из транспортного средства либо на складе покупателя»[14]. Если приемка осуществляется на складе покупателя, следует указать, как обеспечивалась сохранность товара до момента данной процедуры. Необходимо указать также, каким способом определено количество недостающей продукции (счетом мест, обмером, взвешиванием и другими), точное количество недостающей продукции. Кроме этого в акте указываются и иные сведения, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи. На основании поверки комиссия в акте дает заключение о причинах и месте образования недостачи.

Акт приемки утверждается руководством предприятия-получателя не позднее, чем на следующий день после его составления. На основании данного акта с приложенными к нему документами, обозначенными в п.27 Инструкции получатель имеет право предъявить претензию отправителю (поставщику).

Составление акта при приемке товаров по качеству предусмотрено Инструкцией о приемке по качеству. Данная процедура проводится в строгом соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также сопроводительным документам, удостоверяемых качество товаров. Проверка качества бывает выборочной и сплошной. Выборочная (частичная) - проверка качества продукции с распространением результатов проверки какой-либо части на всю партию. Выборочная проверка менее затратная, занимает меньше времени и сил. Поэтому она предпочтительна. Однако она может проводиться только в случаях, установленных стандартом на товар или договором. В иных случаях проводится сплошная проверка всех изделий.

В случае обнаружения несоответствия качества товара требованиям стандартов, технических условий, образцам (эталонам), договору, либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции, получатель должен приостановить дальнейшую приемку и составить акт с указанием количества осмотренной продукции и характера выявленных дефектов. Когда качество проверялось по согласованному образцу или на соответствие условиям договора, то в акте приводится ссылка на показатели образца или на пункт договора, устанавливающий порядок такой проверки. Как указывалось ранее, акт о ненадлежащем качестве товара заполняется по форме №Торг-2, реквизиты которого соответствуют содержанию Инструкций о приемке товаров по количеству и по качеству. Помимо схожих положений, установленных в Инструкции №П-6, здесь существуют свои особенности. На основании п.29 Инструкции №П-7 в акте отображается порядок отбора товаров для выборочной проверки с указанием основания проверки, точное количество забракованного товара, степень понижения качества. В конце акта делается заключение о характере выявленных дефектов, устанавливается причина их возникновения. Указание в акте сведений о причинах возникновения дефектов является необходимым условием, и в случае его отсутствия порча признается случайной и риск убытков ложится на собственника, как правило, покупателя.

 

Сроки приемки товаров

 

Особое внимание при проведении приемки товаров требуют условия о сроках приемки. Срок приемки представляет собой время, в течение которого получатель товара обязан произвести все необходимые мероприятия по получению, оценке количества и качества товара, составлению необходимых документов. Как отмечалось ранее, гражданское законодательство детально не регулирует процедуру приемки товаров. Это же касается и условий о сроках приемки. Общее указание о сроках обнаружения недостатков дается в ст.477 ГК РФ, согласно которой приемка товара должна быть произведена в разумные сроки. На основании п.1 ст.477 ГК РФ законом или договором могут устанавливаться иные сроки, нежели те, которые указанны в статье. Если договором предусматривается проведение приемки на основании норм Инструкций о приемке по количеству и по качеству, обязательными для сторон будут сроки, указанные в данных правовых документах. Следует отметить, что условия о сроках приемки имеют важное значение для сторон договора. Так на основании п.10 Инструкции о приемке по количеству и п.10 Инструкции о приемке по качеству, если проверка количества продукции, а также проверка качества продукции окончены в установленные сроки, приемка считается произведенной своевременно. Нарушение сроков приемки для виновника чаще всего влечет возникновение в отношении него неблагоприятных правовых последствий.

В соответствии с инструкциями приемка на первом этапе осуществляется в сроки, установленные для выгрузки товара. При приемке по количеству действуют следующие сроки:

1) в момент получения товара от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их – для товаров, поступивших без тары, в открытой таре, в поврежденной таре, а также для товаров в исправной таре по весу брутто и количеству мест;

2) одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней с момента получения товара – для товаров, поступивших в исправной таре по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте;

3) не позднее 24 часов с момента получения продукции – для скоропортящихся товаров;

4) не позднее 30 дней с момента поступления товара на склад получателя в районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других районах досрочного завоза – для продукции производственно-технического назначения;

5) не позднее 60 дней в указанных районах – для промышленных товаров народного потребления;

6) не позднее 40 дней в указанных районах – для продовольственных товаров, а для скоропортящихся товаров – не позднее 48 часов с момента поступления товаров на склад получателя.

При приемке по качеству действуют следующие сроки:

1) не позднее 20 дней - при иногородней поставке, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 часов после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем;

2) не позднее 10 дней - при одногородней поставке, а скоропортящейся продукции - 24 часов после поступления продукции на склад получателя;

3) не позднее 30 дней - в районах Крайнего Севера, в отдаленных районах и других районах досрочного завоза для продукции производственно - технического назначения, а для скоропортящейся продукции - не позднее 48 часов после поступления продукции на склад получателя.

4) не позднее 60 дней - в указанных районах для промышленных товаров народного потребления, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а для скоропортящихся товаров - не позднее 48 часов после поступления их на склад получателя.

5) проверка качества и комплектности продукции, поступившей в таре, производится при вскрытии тары, но не позднее указанных выше сроков, если иные сроки не предусмотрены в договоре в связи с особенностями поставляемого товара;

6) при вскрытии тары, но не позднее установленных гарантийных сроков – для машин, оборудования, приборов и другой продукции, поступившей в таре и имеющей гарантийные сроки службы или хранения. В Российской Федерации на большинство товаров устанавливаются гарантийные сроки продолжительностью один год.

Второй этап связан с дальнейшими действиями при обнаружении недостачи либо дефектов продукта.

При обнаружении недостачи получатель одновременно с приостановлением приемки обязан вызвать для продолжения приемки одногороднего отправителя, а тот в свою очередь, обязан явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящейся продукции - в течение 4 часов после получения вызова. Уведомление о вызове представителя отправителя (изготовителя) должно быть направлено (передано) ему по телеграфу (телефону) не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящейся продукции немедленно после обнаружения недостачи, если иные сроки не установлены Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.

Завершается приемка актом о недостаче товара, который составляется в день выявления недостачи и утверждается руководителем предприятия-получателя не позднее, чем на следующий день после составления акта.

На втором этапе при приемке товара по качеству установлены следующие сроки. Интерес представляет положение о праве покупателя независимо от проверки качества товаров, произведенной им в установленные сроки, актировать производственные недостатки, если такие недостатки будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товаров.

В части количества после обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки продукции, тары или упаковки установленным требованиям получатель должен немедленно приостановить приемку и в срок не позднее чем через 24 часа уведомить об этом поставщика, уведомление о несоответствии качества скоропортящегося товара направляется немедленно после его обнаружения. Одногородний поставщик обязан явиться в срок по вызову получателя не позднее, чем на следующий день, а по скоропортящейся продукции - не позднее 4 часов после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки. Если уведомление направляется иногороднему отправителю, то он должен не позднее, чем на следующий день после получения вызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли направлен представитель для участия в проверке качества продукции. Если представитель направлен, то он должен явиться в трехдневный срок.

На практике не редки случаи, когда недостатки товаров не были установлены во время процедуры приемки. Устанавливается, что в таких случаях акт о скрытых недостатках составляется в течение 5 дней с момента обнаружения недостатков, но не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами. Четырехмесячный срок применяется и тогда, когда скрытые недостатки могут быть обнаружены лишь в процессе ее обработки, производимой последовательно двумя или несколькими предприятиями. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлен также в период хранения до продажи, независимо от времени получения товаров.

Товары, на которые установлены гарантийные сроки, могут проверяться в течение этих сроков. В соответствии с ст. 477 ГК РФ, когда отсутствует гарантийный срок на товар, а также когда установленные гарантийные сроки составляют менее двух лет продавец несет ответственность за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. Таким образом, складывается такая ситуация, когда производитель устанавливает гарантийный срок на товар менее двух лет (на это он имеет право и устанавливает, как правило, продолжительностью в один год), а покупатель на основании ст.477 ГК РФ имеет право вернуть товар до истечения двух лет со дня получения товара, когда такие недостатки возникли по вине производителя. Бремя доказывания возникновения недостатков лежит на покупателе. В результате, как указывает Пугинский Б.И., «…гарантийные сроки, которые призваны служить обеспечению интересов покупателей, фактически ущемляют интересы как организаций-покупателей, так и граждан»[15]. Для предупреждения таких нарушений необходимо в заключаемых договорах предусматривать гарантийный срок не менее двух лет.

Для отдельных видов товаров предусмотрены сроки использования, которые составляют 10 лет, если иное не установлено стандартом или договором. Акты о выявленной недоброкачественности составляются в этом случае в пределах срока использования таких товаров.



Заключение

 

В ходе подготовки работы детально изученный действующий нормативный материал позволяет прийти к выводу о том, что отношения по поводу приемки толком не урегулированы. Существующее множество нормативных актов, отсутствие единого документа создают путаницу, неразбериху как при составлении договоров купли-продажи, договоров поставки в части приемки товаров, так и при непосредственной процедуре приемки. Большинство положений Инструкций Госарбитража №6-П и №7-П давно устарели и не соответствуют реалиям жизни. Однако за неимением другого приходится руководствоваться ими. Таким образом, видится необходимость в скорейшем принятии специального нормативного акта.

Кроме всего в теории права существуют дискуссии на тему определения основных категорий по данной тематике. Так о сих пор существуют множество трактовок понятия «товар». Однако наиболее правильной следует считать определение, данное в ГОСТе Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»: товар – это любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

В работе детально изучены правовые акты, регулирующие порядок и сроки приемки товаров. Выявлены устаревшие нормы, требующие замены.

Кроме этого рассмотрены основные особенности экспертизы качества товаров, изучена теоретическая основа этого процесса, рассмотрены основные ее виды. Установлено, что в настоящее время экспертиза является самым демократичным и, пожалуй, единственным способом определения качества товара.



Библиография

Международные правовые акты

1. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11.04.1980) (по состоянию на 26 мая 2010 года). "Вестник ВАС РФ", N 1, 1994

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «коммерческое право»

 

 

НА ТЕМУ: «АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РФ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ПРАВОВУЮ ПРОЦЕДУРУ ПРИЕМА ТОВАРОВ И ЭКСПЕРТИЗЫ ЕГО КАЧЕСТВА»

 

Выполнила студентка

заочной формы обучения

специальности: «юриспруденция»

специализации «гражданско-правовая»

6 курса ЮР6-05/1 группы

 

Москва – 2011



Содержание

Введение

Глава 1. Общие положения приемки товаров и экспертизы качества

1.1. Понятие и значение основных правовых категорий

1.2. Субъекты отношений

1.3. Источники правового регулирования приемки товаров и экспертизы качества

Глава 2. Приемка товаров

2.1. Порядок приемки товаров

2.2. Сроки приемки товаров

Глава 3. Экспертиза качества товаров

3.1. Понятие и виды экспертизы товаров

3.2. Порядок проведения экспертизы качества товаров

Заключение

Библиография



Введение

Дата: 2019-12-22, просмотров: 223.