Хозяйственная мотивация и ее структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мотивация [от лат. moveo – двигать, приводить в движение] – совокупность внутренних стимулов, вызывающих у человека, группы людей потребность в деятельности, направленной на достижение определенных целей[7].

«Мотивация» (мотив) происходит от греческого слова motiv и от латинского – movo – двигаю. В разных источниках приводятся разнообразные определения мотивации. По Л.В. Карташовой мотивация – это процесс сопряжения целей хозяйствующих субъектов для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, это система различных способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и работника, и предприятия.

В «Современном экономическом словаре» указывается, что мотивация – это внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы ее стимулирования, побуждения.

Мотивация – 1. осмысление индивидуальной системы, выбор и оценка различных моделей поведения, их предполагаемых результатов и формирование на этой основе мотивов; 2. относительно стабильная систем мотивов, определяющихся поведением данного субъекта[8].

Мотивация – как управленческая категория, это воздействие на побуждающие факторы человека, под влиянием которых у него возникает потребность работать так, чтобы содействовать достижению целей. По мнению Б. А. Райзберга, Л. Ш. Лозовского и Е. В. Стародубцева, мотивация является функцией управления.

Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Рассмотрев различные трактовки понятия мотивации, следует сказать, что в целом она направлена на достижение определенной цели экономического агента и социального актора. Но есть существенные различия среди трактовок с точки зрения различных наук. Для психологии суть мотивации заключается в физиологических и психологических потребностей человека. Для экономической науки – определенное воздействие на побуждение человека к какой-либо деятельности. Для социологии – в основе лежит индивидуум, его выбор и оценка того или иного поведения, т е. наличие выбора.

Мотивация включает в себя внутреннее состояние человека, называемое потребностью, и нечто вне его, определяемое как стимул или задача. Поведение человека определяется потребностью, которая доминирует в данный момент времени. Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

§ что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия;

§ каково соотношение внутренних и внешних сил человека;

§ как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

Основными задачами мотивации являются:

1. Формирование у каждого субъекта понимания сущности и значения мотивации в процессе деятельности.

2. Обучение всех субъектов деятельности психологическим основам общения в рамках экономической деятельности.

Для решения этих задач необходим анализ:

§ процесса мотивации среди субъектов деятельности;

§ индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется в зависимости между ними;

§ изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.

Для решения указанных задач применяются различные способы мотивации, сущность которых заключается в следующем:

Нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.

Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей субъектов хозяйственной деятельности в случае невыполнения им соответствующих требований;

Стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Мотивация – внутренний побудитель деятельности, придающий личностный смысл, потребность в самовыражении, самореализации. Подавление данной потребности ведет к возникновению неврозов, душевных расстройств. Превращение личности в полноценную рассматривается с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации, заложенных в природе человека.

Выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, с решением каких-либо задач, но обусловленная внешними по отношению к нему обстоятельствами (например: заработная плата как мотивация работника к труду).

Внутренняя мотивация – мотивация, которая связана не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности, решением каких-либо задач.

Термин «мотивация» может также определяться через такие понятия как: мотив, стимул, потребности, интерес и принуждение.

Потребности:

– нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

– побудитель активности[9].

Потребности – необходимость и возможность приобретения, сохранения и использования различных благ – экономических и неэкономических, материальных и нематериальных различают: первичные, вторичные, биологические, социальные, а так же по сфере деятельности – потребности в труде, познании, общении, в отдыхе.

Ø По объекту: материальные, духовные, этические, эстетические и т. д.

Ø По их функциональной роли – доминирующие и второстепенные (периферийные), устойчивые, ситуативные.

Ø По субъекту: индивидуальные и групповые, коллективные и общественные.

Если какое-либо благо становится значимым, желаемым для человека, то превращается в стимул.

Формой реализации потребностей является интерес.

Стимул [от лат. Stimulus] – остроконечная палка, которой подгоняли животных]: 1. Побуждение к действию, побудительная причина поведения стимулов может быть внутренней и внешней. 2. Раздражитель, вызывающий реакцию. 3. Заинтересованность в чем-либо[10].

Выделяют несколько видов стимулов – безусловный, материальный, моральный и условные.

Безусловный стимул – любой стимул, вызывающий рефлекторную реакцию.

Материальный стимул – условия и формы получения материальных благ, побуждающие работников к активной деятельности.

Стимул моральный – 1. Нравственное побуждение к деятельности того или иого рода. 2. Система поощрений, включающая различные формы социальной оценки деятельности того или иного рода.

Условные стимулы – любые стимулы, вызывающие реакцию, связанную с условным рефлексом.

Стимул – внешний объект стремления, актуализированная потребность[11].

Когда импульс стремления проходит через сознание человека к этому объекту, то стимул перерастает в мотив.

До сих пор мотивы деятельности являлись объектом изучения лишь психологии, философии и социологии, то следует посмотреть, как эти науки определяют категорию «мотив».

Психологи определяют мотив как:

Ø побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта: совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

Ø побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;

Ø сознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив – внутреннее побуждение к действию.

Мотив [от лат. moveo – фактор] – 1. Побудительная причина или повод к какому-либо действию, доводов в пользу чего-либо. 2. Осознанное побуждение к деятельности субъекта (личности, группы, общности), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности[12].

Экономисты считают, что хозяйственное действие мотивировано интересом.

Психологи считают, что оно мотивировано физиологическими потребностями. У эконом-социологов – хозяйственное действие мотивировано побуждением членов организации к активной деятельности, также они считают, что наличие потребности может быть условием мотивации.

Если стимул предстает в виде натурального или денежного блага, то человек начинает просчитывать возможные последствия предполагаемого действия, учитывая два важных фактора:

1. Относительная полезность получаемого блага, настоятельность своей потребности в нем;

2. Масштаб издержек (например, затраты времени) которые необходимы для получения блага.

Хозяйствующий субъект всегда оценивает и определяет эффективность своей деятельность, интерес которого состоит в максимизации прибыли и минимизации издержек при получении определенных благ, необходимых для деятельности самого субъекта.

Интерес с точки зрения экономической науки выступает как выражение качественной стороны потребностей, формой проявления самих производственных отношений.

Интерес [от лат. interest – иметь значение, важно]: 1. Направленность субъектов на значимые для него объекты, связанные с удовлетворением потребностей индивида. 2. Реальная причина деятельности субъекта, направленная на удовлетворение определенных потребностей, лежащая в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и т. п., определяется положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений[13].

Интерес – активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо; потребности, выступающие мотивацией поведения индивида[14].

Реализация потребностей способствует повышению статуса личности, ее самооценки. Интересы всегда эмоционально окрашены и связаны с ценностным отношением человека к миру.

Выделяют личностные и групповые интересы. Групповые предполагают разные по размеру группы и большие социальные общности (классы, нации в том числе). Интересы социальных групп и общностей образуются на основе взаимодействия личностных интересов, но не сводятся к ним.

Существуют интересы групп и обществ как целого (сохранность группы, борьба за ее автономность, за утверждение ее собственных ценностей и норм).

Не менее важным источником мотивации выступают социальные нормы. Они не являются для хозяйствующего субъекта сводом только внешних ограничений. Социальные нормы плотно осваиваются и становятся внутренними элементами личных побуждений деятельностного субъекта.

С точки зрения права, социальные нормы – образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкций[15].

Социальные нормы обеспечивают упорядоченность, регулярность социального взаимодействия.

С точки зрения социальных наук, социальные нормы – стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия.

Следование социальной норме может соответствовать рациональному выбору, который, в свою очередь, может обладать принудительной силой.

Стремясь к своей цели, человек имеет полную свободу выбора между способами своего поведения. Но могут возникнуть такие ситуации, в которых свобода человека может быть ограничена или вовсе отсутствовать. В ситуации, когда присутствуют ограничения, интерес перерастает в принуждение.

Принуждение – однозначное воздействие на человека, когда он в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается[16].

Принуждение играет большую роль в формировании неагрессивной личности и неконфрантационных социальных отношений.

Принуждение применяется, когда индивид нарушил чьи-то интересы и права. Сферы и формы его использования разнообразны, однако едины принципы, на которых оно основывается. Принуждение разделяется на государственно-правовые и моральные.

Принуждение – безальтернативное подчинение человека внешним по отношению к нему условиям[17].

Хозяйственная мотивация

Одна из основных задач перехода к рыночной экономике и ее функционирования – усиление хозяйственной мотивации и стимулов эффективного, высокопроизводительного труда. От успешного решения этой задачи в огромной мере будет зависеть формирование необходимого обществу отношения к труду, использование всех резервов и возможности повышения его производительности. Хозяйственная мотивация представляет собой систему экономических, правовых и моральных принципов, побуждающих хозяйствующих субъектов к использованию ресурсов.

Мотивация труда или трудовая мотивация

Трудовая мотивация (в широком смысле) является частью хозяйственной мотивации, касающейся использования труда. Однако из этих общих принципов трудно редуцировать реальные правила тех трудовых отношений, которые складываются внутри фирмы, использующей наемный труд. И на практике редукция идей и ценностей, выраженных в общих правилах рыночного хозяйствования, будучи в целом принятой обществом, пока оказалась неосуществленной в сфере применения наемного труда.

С точки зрения управления трудовая мотивация вполне правомерно определяется как совокупность действий, направленных на активизацию персонала. Менеджмент использует мотивацию, чтобы по возможности эффективно и органично соединить разделенные наемным характером труда цели трудового процесса и цели работников. В этом и состоит искусство управления работниками. Но для российских условий это соединение («преодоление отчуждения») – пока не актуальная задача, так как само разъединение («отчуждение») еще не сложилось. Основная особенность трудовых отношений в России заключается в том, что они застряли на переходе от одной системы (социалистической) в другую (капиталистическую). Поэтому сегодня характер происходящих перемен неочевиден, неясен для понимания многих конкретных сторон хозяйственной жизни, в том числе и в отношении мотивации труда.

Трудовая мотивация – побуждение работника к активной деятельности путем воздействия на присущие ему мотивы труда.

Мотивация трудовой деятельности – совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Механизм формирования мотивации трудовой деятельности – совокупность закономерных связей и отношений, обуславливающих:

§ процесс усвоения социальных ценностей, норм и правил поведения;

§ выработку специфических для индивида ценностных ориентации и установок в труде.

В формировании механизма мотивации труда существенную роль играет возможность получения и качество общекультурной и профессиональной подготовки к избранному виду деятельности.

Механизм функционирования мотивации – совокупность закономерных связей и отношений, определяющих переход

§ от актуализированных потребностей (интересов), реализуемых посредством трудовой деятельности,

§ к трудовому поведению.

До недавнего времени мотивы деятельности, в том числе и трудовой, никогда не были объектом системного экономического исследования. Изучением их занимались в первую очередь психологи, затем философы и, наконец, социологи. Экономическая наука объектом своего изучения сделала отдельные конкретные мотивы трудового поведения человека – «экономическая ответственность», «экономические привилегии», «заработная плата», «потребность в труде и самоуправлении».

Но даже и среди этих, казалось бы, «чисто» экономических мотивов они рассматривались не как мотивы, а как стимулы трудовой деятельности. Если бы речь шла о заработной плате, то имелась в виду заработная плата работника, но исследовались ее сущность, формы организации и движения либо на уровне общества, либо на уровне коллектива (предприятия) и никогда – как мотив деятельности человека, как выгода[18]. Такой подход был вполне закономерен и оправдан временем, т. к. размер заработной платы в государственном секторе до сих пор регламентируется сверху. И, в условиях, когда от самого человека мало что зависит, заработная плата не ассоциируется в его представлении с выгодой и не может быть мотивом высокоэффективной трудовой деятельности. Между тем хозяйственная практика настоятельно требует теоретического подкрепления со стороны экономической науки – обоснования места и роли мотивов трудовой деятельности в общей системе экономических интересов, потребностей и стимулов.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 247.