На тему: «Хозяйственная мотивация и ее структура»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Хозяйственная мотивация и ее структура»

 

Выполнил студент группы Сл - 064

Мазурак И. Е.

Научный руководитель:

Курбатова М. В.,

д. э. н., проф.

 

 

Кемерово 2009



Содержание

Введение

Глава I. Экономическая деятельность и проблемы ее мотивации

1.1 Экономическая деятельность и экономическое поведение людей

1.2 Хозяйственная мотивация, ее структура

Глава II. Экономико-социологическая теория мотивации хозяйственной деятельности

2.1 Психологические, социологические и экономические теории мотивации

2.2 Мотивация «экономического человека» и «экономико-социологического человека»

Заключение

Список литературы

 



Введение

Один из наиболее сложных вопросов с точки зрения экономико-теоретического и экономико-социологического подходов связан с анализом мотивации поведения человека в экономике. Рассмотрение этого вопроса целесообразно начать с нескольких вводных определений. Всякая экономическая активность осуществляется, в конечном счете, во имя реализации потребностей людей, которые можно определить как необходимость и возможность приобретения, сохранения и использования различных благ – экономических и неэкономических, материальных и нематериальных. Если какое-либо благо становится для человека значимым, желаемым, то оно превращается в стимул – внешний объект стремления, актуализированную потребность. Когда же этот внешний импульс проходит через сознание человека, стимул перерастает в мотив – внутреннее побуждение к действию.

С экономической точки зрения предполагается, что хозяйственное действие мотивировано экономическим интересом. При возникновении стимула в виде натурального или денежного блага человек производит калькуляцию последствий предполагаемого действия, оценивая прежде всего два фактора: относительную полезность получаемого блага, настоятельность своей потребности в нем; масштаб издержек (затрат времени и других ресурсов), необходимых для получения блага.

Определяющей чертой социологии является сфокусированность на хозяйственной мотивации субъекта хозяйственно деятельности. В процессе экономической деятельности возникают различного рода «спецэффекты» ассиметрии приписывания, т. е. человек склонен объяснять свое собственное поведение более благородными и альтруистическими мотивами, приписывая другим мотивы относительно более эгоистические, приземленные. Если экономист может позволить себе абстрагироваться от всех этих сложностей, сосредоточившись на вещных формах хозяйственной активности, то социологу приходится, жертвуя изрядной долей определенности, выбирать более трудный путь, ведущий от непосредственного понимания хозяйственных действий к их объясняющему пониманию. Следовательно, при таком подходе хозяйственная мотивация превращается в социологическую проблему, и на фоне взаимодействия хозяйствующих субъектов появляется изображение «социологического человека».

Объектом работы является экономическая деятельность хозяйствующего субъекта в целом: его трудовое, потребительское, денежное поведение.

Предметом является хозяйственная мотивация субъекта экономической деятельности.

Цель работы состоит в проведении сравнительного анализа психологического, экономического и экономико-социологического подходов к изучению хозяйственной мотивации человека в процессе его экономической деятельности.

Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Определить понятие хозяйственной мотивации.

2. Рассмотреть психологические, экономические и социологические теории мотивации.

3. Выявить специфику экономической и социологической (социальной) моделей поведения человека в сфере хозяйства.

4. Описать экономико-социологический подход к мотивации хозяйствующего субъекта.

Экономико-социологическая традиция породила разнообразие подходов к поведению человека в хозяйственной жизни. Классическая экономическая социология представлена фигурами К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Зомбарта, Г. Зиммеля. Значительный вклад внесен трудами К. Поланьи, Т. Парсонса и Н. Смелсера. Среди авторов последних двух десятилетий следует выделить Дж. Голдторпа, М. Грановеттера, Дж. Коулмена, А. Стинчкомба, А. Этциони и др.

Систематизация разнородного материала и прослеживание основных тенденций в развитии двух пограничных дисциплин остается важной задачей настоящего периода. Принципиальную роль здесь призваны сыграть исследования историков и методологов экономической и социологической наук. Особое внимание привлекают исследования таких историков экономической мысли как М. Блауг, Ш. Жид и Ш. Рист. А также историков экономико-социологической мысли – Р. Сведберга, Н. Смелзера, Р. Холтона. Важные работы по сопоставлению экономического и социологического подходов принадлежат (помимо уже упомянутых авторов) К. Бруннеру, У. Меклингу, П. Вайзе, С. Линденбергу, А.Сену, Ю. Эльстеру. Тем не менее, нужно отметить, что связь между экономическими и социологическими исследованиями остается слабой. И взаимное обогащение этих исследований – явление довольно редкое.

Немало сделано в рассматриваемой области и российскими исследователями, несмотря на то, что российская теоретическая мысль сталкивается с дополнительными трудностями, недостаточно пока освоены достижения экономической теории и экономической социологии последних двух десятилетий; накопленный концептуальный багаж плохо систематизирован и относительно слабовоплощается в эмпирических исследованиях. Трудности усугублялись условиями реформенного периода – нехваткой материальных средств и вымыванием научных кадров, ослаблением научной коммуникации и пренебрежением к методологической работе. В результате часто наблюдается отсутствие конвенциональных представлений по принципиальным методологическим вопросам.



Заключение

Социологический подход к хозяйственной мотивации сталкивается с рядом неизбежных трудностей. Наряду с идеальным (ценностным) уровнем мотивации, связанным с более глубокими и устойчивыми предпочтениями, существует ее практический уровень, который выражается в требованиях, предъявляемых людьми в конкретной ситуации. Мотивация как внутреннее побуждение человека не тождественна его мотитвации-суждению – вербальному объяснению собственных поступков. Человек может не осознавать свои побуждения и быть не искренним. К тому же он склонен к психологическому самооправданию и последующей рационализации совершенных действий, к защите собственной позиции и стремлению произвести более благоприятное впечатление.

Рассмотрев разные подходы к понятию хозяйственной мотивации, поведения экономического субъекта в процессе хозяйственной деятельности, следует сделать вывод о том, что каждая наука рассматривает эти элементы по-разному.

Психологи больше исходят из самой личности, ее внутренних потребностей и мотивов, т. е. рассматривает личностный аспект мотивированности хозяйствующего субъекта.

Согласно экономической науке, хозяйствующий субъект ориентирован на получение выгоды и положительного результата от своей экономической деятельности, при этом минимизировать издержки.

Социологи расценивают хозяйствующий субъект в экономической деятельности как актора социального взаимодействия, его поведения с другими хозяйствующими субъектами.

Позиция эконом-социологов намного шире, т. к. они объединяют позиции экономистов и социологов. Эконом-социологи рассматривают хозяйствующего субъекта как актора, который координирует свои действия, способен выбирать различные способы использования ресурсов, способен переходить от экономической логики к социальной и наоборот.



Список литературы

 

1. Новейший справочник необходимых знаний. – 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. А.П. Кондрашов, Ю.В. Стреналюк. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 768 с.

2. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т 1. // рук-ль научного проекта, доктор политических наук Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2003. – 694 с.

3. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т 2. // рук-ль научного проекта, доктор политических наук Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2003. – 863 с.

4. Социологический словарь // сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульгина. – Минск, 1991. – 528 с.

5. Социологический энциклопедический словарь // под ред. Г. В. Осипова. – Издательская гр. ИНФА. М – НОРМА. М.: 1998. – 488 с .

6. Энциклопедический социологический словарь // под ред. Г.В. Осипова. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – 939 с.

7. Агапцов С. А, Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс] / С.А. Агапцов, А.И Мордвинцев, П.А. Фомин, Л.С. Шаховская. – Режим доступа: www.smartcat.ru / html.

8. Социально-психологические факторы, влияющие на экономическую деятельность и функционирование экономической сферы [Электронный ресурс]: - Режим доступа:

http://anthropology.ru/ru/texts/gusev_dk/commnat02_18.html.

9. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс] / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-1317.html.

10. Финансовая библиотека [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://lib.mabico.ru/2141.html.

11. Экономический словарь [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/yeiiiiexaneass_aassoaeuiinou.html.

12. Фролов, С.С. Социология организаций. Социально-экономические теории мотивации [Электронный ресурс] / С.С. Фролов. – Режим доступа: http://society.polbu.ru/frolov_esociology/ch41_i.html.

13. Радаев, В.В. Экономическая социология: учебное пособие. / В. В. Радаев. – М.: ГУ-ВШЭ, 2005. – 603 с.

14. Радаев, В.В. Еще раз о предмете экономической социологии / В. В. Радаев // Экономическая социология – 2002. – Том 3, № 2. – С. 21-34.

15. Бурдье, П. Различение (фрагменты книги) / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. / Сост. и научн. ред. В. В. Радаев. – М.: РОССПЭН, 2004. – 590 с.

16. Радаев, В.В. Экономическая социология: Методология экономической социологии / В.В. Радаев // Социс. – 2002. – № 7. – С. 3-14.

17. Радаев, В.В. Хозяйственная мотивация и типы рациональности / В. В. Радаев // Социс. – 1997. – № 1-2. – С. 183-200.

18. Эльстер, Ю. Экономическая социология, История и теория социологии, Методология социологии / Ю. Эльстер // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. – 1993. – № 3. – С. 73-91.

19. Иоахим, И. Экономическая социология: Методология экономической социологии / И. Иоахим // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. – 1993. – № 3. – С. 92-114.

20. Психологические теории мотивации. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.psikholog.ru/html.

21. Иванов, В. Психология, сновидения, рефлексы. Теории мотивации. [Электронный ресурс] / В. Иванов. – Режим доступа: http://psy.tom.ru/motive.html.

22. Гусев, Д. К. Социально-психологические факторы, влияющие на экономическую деятельность и функционирование экономической сферы [Электронный ресурс] / д. К. Гусев. – Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/gusev_dk/commnat02_18.html.

23. Павлов, К. Национальные особенности экономического поведения [Электронный ресурс] / К. Павлов. – Режим доступа: http://www.chelt.ru/2003/10-03/pavlov-10-03.html.

 

 


[1] Финансовая библиотека [Электронный ресурс]: - Режим доступа:  http://lib.mabico.ru/html.

[2]Экономический словарь [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html.

[3] Гусев, Д. К. Социально-психологические факторы, влияющие на экономическую деятельность и функционирование экономической сферы [Электронный ресурс] / д. К. Гусев. – Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/gusev_dk/commnat02_18.html.

[4] Энциклопедия социологии [Электронный ресурс] / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-1317.html.

[5] Радаев, В. В. Еще раз о предмете экономической социологии / В. В. Радаев // Экономическая социология. – 2002. Т. 3. № 3. – С. 21-34.

[6] Там же. – С. 21-34.

[7] Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т 1. // рук-ль научного проекта, доктор политических наук Г. Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2003. – С. 689

[8] Социологический энциклопедический словарь // под ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа ИНФА∙М – НОРМА, 1998. – С. 189

[9] Социологический энциклопедический словарь // под ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа ИНФА∙М – НОРМА, 1998. – С. 254

[10] Социологический энциклопедический словарь // под ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа ИНФА∙М – НОРМА, 1998. – С. 345

[11] Радаев, В. В. Экономическая социология. Курс лекций: учеб. Пособие / В. В. Радаев. – М.: Аспект Пресс, 1997. – С. 64

[12] Социологический энциклопедический словарь // под ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа ИНФА∙М – НОРМА, 1998. – С. 189

[13] Социологический энциклопедический словарь // под ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа ИНФА∙М – НОРМА, 1998. – С. 110

[14].Там же. С. 382-383

[15] Социологический энциклопедический словарь // под ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа ИНФА∙М – НОРМА, 1998. – С. 204

[16] Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т 2. // рук-ль научного проекта, доктор политических наук Г. Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2003. – С. 257-258

[17] Радаев, В. В. Экономическая социология. Курс лекций: учеб. Пособие / В. В. Радаев. – М.: Аспект Пресс, 1997. – С. 65

[18] Агапцов С. А, Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс] / С. А. Агапцов, А.И Мордвинцев, П.А. Фомин, Л.С. Шаховская. – Режим доступа: www.smartcat.ru / html.

[19] Иванова, В. Психология, сновидения, рефлексы [Электронный ресурс] / В. Иванова. – Режим доступа: http://psy.tom.ru/motive.html.

[20] Фролов, С.С. Социология организаций. Социально-экономические теории мотивации [Электронный ресурс] / С.С. Фролов. – Режим доступа: http://society.polbu.ru/frolov_esociology/html.

[21] Там же.

[22] Фролов, С.С. Социология организаций. Социально-экономические теории мотивации [Электронный ресурс] / С.С. Фролов. – Режим доступа: http://society.polbu.ru/frolov_esociology/html.

[23] Федотова, В. Г. Человек в экономических теориях: пределы онтологизации / В. Г. Федотова. // Вопр. философии. – 2007. – N 9. – С. 20-32

[24] Улих К. «Экономический человек» C.Булгакова / К. Улих // Общественные науки и современность. – 1996. – № 2. – С. 127-130.

[25] Улих К. «Экономический человек» C.Булгакова / К. Улих // Общественные науки и современность. – 1996. – № 2. – С. 127-130.

[26] Радаев, В.В. Экономическая социология: учебное пособие. / В. В. Радаев. – М.: ГУ-ВШЭ, 2005. – С. 95.

[27] Бурдье, П. Различение (фрагменты книги) / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. / Сост. и научн ред. В.В.Радаев. – М.: РОССПЭН, 2004. – 537.

[28] Радаев, В.В. Экономическая социология: учебное пособие. / В. В. Радаев. – М.: ГУ-ВШЭ, 2005. – С. 74

[29] Радаев, В.В. Экономическая социология: учебное пособие. / В. В. Радаев. – М.: ГУ-ВШЭ, 2005. – С. 216

[30] Радаев, В. В. Еще раз о предмете экономической социологии / В. В. Радаев // экономическая социология – 2002. – Том 3, № 2. – С. 21-34.

[31] Радаев, В. В. Еще раз о предмете экономической социологии / В. В. Радаев // Экономическая социология – 2002. – Том 3, № 2. – С. 21-34


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Хозяйственная мотивация и ее структура»

 

Выполнил студент группы Сл - 064

Мазурак И. Е.

Научный руководитель:

Курбатова М. В.,

д. э. н., проф.

 

 

Кемерово 2009



Содержание

Введение

Глава I. Экономическая деятельность и проблемы ее мотивации

1.1 Экономическая деятельность и экономическое поведение людей

1.2 Хозяйственная мотивация, ее структура

Глава II. Экономико-социологическая теория мотивации хозяйственной деятельности

2.1 Психологические, социологические и экономические теории мотивации

2.2 Мотивация «экономического человека» и «экономико-социологического человека»

Заключение

Список литературы

 



Введение

Один из наиболее сложных вопросов с точки зрения экономико-теоретического и экономико-социологического подходов связан с анализом мотивации поведения человека в экономике. Рассмотрение этого вопроса целесообразно начать с нескольких вводных определений. Всякая экономическая активность осуществляется, в конечном счете, во имя реализации потребностей людей, которые можно определить как необходимость и возможность приобретения, сохранения и использования различных благ – экономических и неэкономических, материальных и нематериальных. Если какое-либо благо становится для человека значимым, желаемым, то оно превращается в стимул – внешний объект стремления, актуализированную потребность. Когда же этот внешний импульс проходит через сознание человека, стимул перерастает в мотив – внутреннее побуждение к действию.

С экономической точки зрения предполагается, что хозяйственное действие мотивировано экономическим интересом. При возникновении стимула в виде натурального или денежного блага человек производит калькуляцию последствий предполагаемого действия, оценивая прежде всего два фактора: относительную полезность получаемого блага, настоятельность своей потребности в нем; масштаб издержек (затрат времени и других ресурсов), необходимых для получения блага.

Определяющей чертой социологии является сфокусированность на хозяйственной мотивации субъекта хозяйственно деятельности. В процессе экономической деятельности возникают различного рода «спецэффекты» ассиметрии приписывания, т. е. человек склонен объяснять свое собственное поведение более благородными и альтруистическими мотивами, приписывая другим мотивы относительно более эгоистические, приземленные. Если экономист может позволить себе абстрагироваться от всех этих сложностей, сосредоточившись на вещных формах хозяйственной активности, то социологу приходится, жертвуя изрядной долей определенности, выбирать более трудный путь, ведущий от непосредственного понимания хозяйственных действий к их объясняющему пониманию. Следовательно, при таком подходе хозяйственная мотивация превращается в социологическую проблему, и на фоне взаимодействия хозяйствующих субъектов появляется изображение «социологического человека».

Объектом работы является экономическая деятельность хозяйствующего субъекта в целом: его трудовое, потребительское, денежное поведение.

Предметом является хозяйственная мотивация субъекта экономической деятельности.

Цель работы состоит в проведении сравнительного анализа психологического, экономического и экономико-социологического подходов к изучению хозяйственной мотивации человека в процессе его экономической деятельности.

Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Определить понятие хозяйственной мотивации.

2. Рассмотреть психологические, экономические и социологические теории мотивации.

3. Выявить специфику экономической и социологической (социальной) моделей поведения человека в сфере хозяйства.

4. Описать экономико-социологический подход к мотивации хозяйствующего субъекта.

Экономико-социологическая традиция породила разнообразие подходов к поведению человека в хозяйственной жизни. Классическая экономическая социология представлена фигурами К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Зомбарта, Г. Зиммеля. Значительный вклад внесен трудами К. Поланьи, Т. Парсонса и Н. Смелсера. Среди авторов последних двух десятилетий следует выделить Дж. Голдторпа, М. Грановеттера, Дж. Коулмена, А. Стинчкомба, А. Этциони и др.

Систематизация разнородного материала и прослеживание основных тенденций в развитии двух пограничных дисциплин остается важной задачей настоящего периода. Принципиальную роль здесь призваны сыграть исследования историков и методологов экономической и социологической наук. Особое внимание привлекают исследования таких историков экономической мысли как М. Блауг, Ш. Жид и Ш. Рист. А также историков экономико-социологической мысли – Р. Сведберга, Н. Смелзера, Р. Холтона. Важные работы по сопоставлению экономического и социологического подходов принадлежат (помимо уже упомянутых авторов) К. Бруннеру, У. Меклингу, П. Вайзе, С. Линденбергу, А.Сену, Ю. Эльстеру. Тем не менее, нужно отметить, что связь между экономическими и социологическими исследованиями остается слабой. И взаимное обогащение этих исследований – явление довольно редкое.

Немало сделано в рассматриваемой области и российскими исследователями, несмотря на то, что российская теоретическая мысль сталкивается с дополнительными трудностями, недостаточно пока освоены достижения экономической теории и экономической социологии последних двух десятилетий; накопленный концептуальный багаж плохо систематизирован и относительно слабовоплощается в эмпирических исследованиях. Трудности усугублялись условиями реформенного периода – нехваткой материальных средств и вымыванием научных кадров, ослаблением научной коммуникации и пренебрежением к методологической работе. В результате часто наблюдается отсутствие конвенциональных представлений по принципиальным методологическим вопросам.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 201.