Октант- «зависимый- послушный» тип межличностных отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

обнаруживают высокую тревожность, повышенную чувствительность к средовым воздействиям, тенденцию к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими отношений, собственного мнения- от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. иСполнительность и ответственность в работе создает им хорошую репутацию в коллективе, однако инертностьв принятии решений, комформность установок и неуверенность в себе не способствует их продвижению на роль лидера. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубость окружающих, повышенная самокритичность, опасения неуспеха как основа мотивационной направленности формирует канву комформного поведения.

7 октант- «сотрудничающий- конвенциальный» тип межличностных отношений в комплексном исследовании обогатился такими индивидуально- личностными характеристиками, как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и низкий- агрессивности, повышенная откликаемость на средовые воздейсвия, зависимость самооценки от мнения значимых других, стремление к причастности групповым веяниям, сотрудничаству. Экзальтация, потребность в излиянии дружелюбия на окружающих, поиски признания в глазах наиболее авторитетных личностей группы. Стремление найти общность с другими. Энтузиазм, восприимчивость к эмоциональному настрою группы. Широкий круг интересов при некоторой поверхности увлечений.

8 октант, преобладание которого позволяет отнести тип межличностного взаимодействия к «ответственно- великодушный», сочетается с такими личностными особенностями, как выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется, художественный тип восприятия и переработки информации, стиль мышления- целостный, образный. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, стремление к деятельности, полезной для всех людей, проявление милосердия, благотворительность, миссионерский склад личности. Артистичность. Потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим. Проблема подавленной враждебности, вызывающей повышенную напряженность, соматизация тревоги, склонность к психосоматическим заболеваниям, вегетативный дисбаланс как результат блокированности поведенческих реакций.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32  
33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 5 7 58 59 60 61 62 63 64
65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96  
97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128

Таким образом, эмоционально-неустойчивые, обладающие повышенной чувствительностью к средовым воздействиям, с художественным стилем мышления, социально-зависимые личности оказались в одном квадрате с импульсивными, агрессивными и доминантными, склонными к непродуманным поступкам неконформными личностями возбудимого круга, а также с ригидными, застревающими на негативным переживаниях, опирающимися на конкретные знания и опыт, склонными к эксплозивным реакциям эпилептоидами. И только личности пессимистического склада, тревожно-мнительные и сензитивные оказались в наиболее соответствующем им месте в этой психограмме, да и то к ним, чутко реагирующим на средовые воздействия, оказались искусственно присоединенными замкнутые, пассивные и в то же время ригидные в своих установках, ориентированные на свое собственное субъективное отношение к окружению шизоиды.

 

 

Психический анализ ситуации

 

Антону (6 лет) подарили на день рождения дорогую машину с дистанционным управлением. Он принес машину в детский сад, но предупредил, что никому не даст с ней играть, так как имел наставление от мамы никому машину не давать. Антон отказывал детям в игрушке, давая самые разные объяснения: «Ты девочка — шофером быть не можешь», «А ты, Илья (его лучший друг), не умеешь управлять ею».

Воспитатель предложила показать, как можно управлять машиной, а потом передать ее Илье. Антон с предложением воспитателя не согласился, объяснив, что Илья непонятливый и не справится с управлением.

Дети не теряли надежды, но Антон был неумолим. Им надоело просить, и они оставили Антона одного. Сначала Антон успокоился, но затем стал поглядывать в сторону играющих детей. Он отнес машину в шкафчик. Потом не выдержал и попытался вступить в контакт с детьми: «Можно, я с вами?»

«Нетушки! Иди, жадничай, без тебя будем играть»,— ответил ему Илья.

Покрасневший Антон со слезами на глазах закричал: «Я не жадина — тебе дам!» Но Илья стал перечислять других детей, интересуясь, достанется ли им машина. Антон убежал в раздевалку, схватил машину и разбил вдребезги. Мама Антона, узнав о случившемся, так определила свое отношение: «Я так и знала, говорила: не бери машину в детский сад». Она во всем обвинила Илью.

Аффективная разрядка связана с внутренними переживаниями Антона, возникшими в результате «конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций». Первая из них — это выполнить мамин наказ. Вторая — связать с желанием быть вместе с детьми. В поведении Антона они вошли в конфликтное противоречие. Ребенок оказывается не в состоянии соподчинить два одинаково сильных взаимоисключающих мотива. Боязнь лишиться машины, внушенная наставлениями матери, нейтрализует коллективистские устремления ребенка к социально одобряемым нормам поведения, но не может понизить для него их эмоциональной значимости.

Во внешнем плане поведения Антон сначала подчинен первой установке. Но она приводит к разрыву с детьми и невозможности удовлетворить вторую установку его личности. Психологический конфликт, заложенный мамой, перерастает в социальный конфликт отношений Антона с детьми. Отсутствие социального опыта не позволяет ему найти правильное решение. Такого решения не находит и воспитатель. Ребенок вынужден искать выход самостоятельно. Он идет на компромисс, предлагая Илье поиграть машиной. Но Илья, представляя уже интересы группы, лишает Антона возможности освободиться от психологического напряжения. Илья обвиняет Антона в жадности. Тем самым Антону вынесен приговор группы. «Я не жадина!» — кричит Антон, стремясь сохранить положительный образ Я. В результате возникает еще один пласт психологического направления по линии Я - образа. Это — противоречие самооценки с групповой оценкой личности. Напряжение нарастает на новом витке социальных отношений, усиливая внутренний дискомфорт ребенка. Мальчик уже не владеет собой. Он стремится избавиться от конфликтного напряжения путем уничтожения источника своих бед — машины. Такое решение порождает новые проблемы. Теперь конфликт захватывает сферу отношений ребенка с мамой. Происходит очередное нагнетание напряженности в психологическом состоянии ребенка.

В результате такого развития проблемной ситуации определились две линии конфликтных отношений: одна — у Антона с детьми, другая — у него же с мамой. Поправить отношения Антона с детьми — задача воспитателя. Вторая линия конфликта целиком на совести мамы. Мама должна это осознать и исправить свою ошибку. Ей следует прийти к детям в группу и объяснить свою вину. Такой поступок психологически труден, но необходим для восстановления отношений Антона с группой и ее отношений с сыном. Более того, такой поступок поднимет нравственный авторитет взрослых в глазах детей.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 295.