I . Безработица и ее сущность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

 

Введение

I . Безработица и ее сущность

II . Уровень и продолжительность безработицы

1. Кривая Филлипса

III . Виды безработицы и формы их проявления

1. Естественная безработица

2. Вынужденная безработица

IV . Закон Оукена

V . Социально-экономические проблемы безработицы

VI . Статистические данные по безработице в России

VII . Факторы, способствующие безработице в России

VIII . Причины возникновения безработицы

IX . Методы борьбы с безработицей в России

Заключение

Список использованной литературы



Введение

Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в посткризисе. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительскими и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходят как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест. Как своеобразное явление общественного развития, безработица возникла в недрах капиталистической экономики, существовала в разнообразных, все более сложных проявлениях и к концу XX в. стала хроническим, неотъемлемым и возрастающим по своим масштабам атрибутом современной рыночной экономики. Тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Объектом нашего исследования являются последствия безработицы и методы её преодоления. Целью работы является рассмотрение причин и тенденций, связанных с безработицей и разработка мероприятий по обеспечению занятости населения. В начале рассмотрим понятие безработицы, ее типы, закономерности развития, а также сущность безработицы. Рассмотрим такие важные понятия, как фрикционная, естественная, циклическая и сезонная безработица, а также и другие виды безработицы. Раскроем основные причины возникновения безработицы, ее характерные черты.

Затем исследуем социально-экономические последствия безработицы: снижение уровня жизни, возрастание преступности, потенциальные потери производства товаров и услуг в результате вытеснения рабочей силы, а также другие экономические и социальные издержки. Однако, не все последствия безработицы выступают как негативные, существуют и положительные аспекты, которые способствуют росту экономического потенциала страны и снижению социальной напряженности. Замечу, что определенного единого метода борьбы с безработицей не существует – каждая экономическая школа предлагает свой «идеальный» метод, но, как правило, у каждого метода имеется множество негативных сторон.



Кривая Филипса

 

Особое место в понимании проблемы безработицы занимает обратная зависимость между динамикой заработной платы и безработицей. Данная зависимость, выраженная графически, вошла в историю экономической мысли под названием кривой Филлипса (см. рис.1). Из нее следует, что требования повышения заработной платы ограничивают возможности найма рабочей силы, так как на одну и ту же величину капитала, предназначенного для затрат на рабочую силу, может приходиться большее или меньшее число занятых в зависимости от цены труда каждого работника.

 

В дальнейшем отношение между заработной платой и безработицей трансформировали в отношение между динамикой цен и безработицей путем вычитания из показателей темпов изменения номинальной заработной платы или менее устойчивого тренда, характеризующего темп роста производительности труда. На графике это выразилось смещением исходной кривой вниз. Однако выяснилось, что она пересекает горизонтальную линию, характеризующую нулевую инфляцию при определенной норме безработицы. Это поставило под вопрос экономическую политику достижения полной занятости без инфляции. Поэтому если на оси ординат отложить среднегодовые темпы прироста цен, а на оси абсцисс – уровень безработицы, то получим кривую Филлипса, отражающую соотношение между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса довольно полно отражала обратную связь между инфляцией и безработицей до конца 60-х гг., до возникшей стагфляции, то есть такого положения экономики, при котором спад производства стал сопровождаться не снижением темпов прироста цен, как это было всегда, а их повышением. Рост инфляции не сопровождался сокращением безработицы. В начале 70-х гг. инфляция и безработица получили однонаправленное развитие, которое назвали "слампфляция". Движение вдоль кривой перестало отражать действительное соотношение между инфляцией и безработицей. Надо заметить, что кривая Филлипса широко использовалась в кейсианской модели экономического регулирования национальной экономики: политика дешевых денег и фискальная политика, провоцируя инфляцию, содействовали развитию производства и росту занятости. Появление стагфляционных процессов вызвало сомнение в явной обратной связи между безработицей и инфляцией. Однако, как объясняют кейнсианцы, стагфляционный эффект вызывается шоком предложения или ценовыми шоками, которые предшествовали появлению стагфляционных процессов. Речь идет о том, что инфляция, подталкиваемая ростом издержек, ведет к сокращению совокупного предложения, которое и обусловливает пропорциональное изменение уровня безработицы и уровня цен. Графически такая ситуация находит отражение в кривой Филлипса вверх и вправо как результат смещения влево совокупного предложения, указывающего на его сокращение. Смещающиеся кривые отражают ситуацию в рамках краткосрочных периодов, а в долгосрочном плане устойчивой кривой Филлипса либо просто не существует, либо она принимает вертикальное положение.

При этом монетаристы (М.Фридман) допускают возможность положительного наклона кривой Филлипса в переходный период, измеряемый десятилетиями, в течение которого инфляционные ожидания и институциональные структуры полностью адаптируются к этой вспышке инфляции, вызванной, например, всеобщей индексацией цен и заработной платы.


БВ    БА    БС        
  ЦВ3 ЦА5 ЦА4 ЦА3 ЦА2 ЦА1 ЦС1  

Уровень безработицы, %
среднегод.

темпы прироста

 
Рис.2. Кривая Филлипса и адаптивные инфляционные ожидания

 


Обратимся к рисунку 2 и предположим, что БА – нормальная безработица, а БС – исходная ситуация, характеризующаяся более высоким уровнем безработицы. С целью сокращения безработицы правительство проводит активную политику стимулирования спроса, что ведет к росту цен с уровня ЦС1 до уровня ЦА1 и сокращению безработицы до величины БА. задача заключается в том, чтобы удержать эту норму безработицы. Но правительство своими действиями может и дальше "накачивать" денежную массу путем увеличения субсидий, дотаций. Однако цены реагируют на увеличение спроса гораздо быстрее, чем заработная плата, что ведет к снижению ее реального содержания. В результате цены поднимутся на уровень ЦА2, что будет соответствовать сокращению безработицы до уровня БВ. Этому будут содействовать и факторы несовершенной конкуренции, связанные с наличием долгосрочных коллективных трудовых соглашений, и адекватные инфляционные ожидания занятых.

Отметим, что заключение новых коллективных договоров с учетом инфляционной составляющей ведет к росту заработной платы и соответственно к увеличению безработицы, так как рабочие начнут покидать свои рабочие места, понимая, что их реальная заработная плата сократилась. Это означает возврат к нормальному уровню безработицы. Но темпы инфляции уже существенно превышают ее темпы в предшествующем периоде. Дальнейший ход событий можно представить, обратившись к рисунку 2, на котором стрелками показан путь дальнейшего развития событий на рынке труда.

В заключение можно прийти к выводу о том, что кривая Филипса принимает вид вертикальной прямой. Как видно, концепция поддержания естественного уровня безработицы дает отличную от кейнсианской трактовки интерпретацию кривой Филлипса.





Естественная безработица

 

При анализе фактора труда, равно как и других факторов производства, с целью выявления условий успешного развития национальной экономики возникает проблема резерва рабочей силы. Точно так же, как требуются резервы производственных мощностей в качестве условия расширения объемов производства, в рыночной экономике необходимы в определенных масштабах свободные, незадействованные трудовые ресурсы, способные включиться в производственный процесс при увеличении спроса на тех или иных рынках товаров и услуг. Поэтому данный объективно обусловленный резерв рабочей силы отвечает реальным, естественным условиям рынка труда. Естественная норма безработицы — это такая ее норма при данной структуре спроса и предложения в экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату и при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменным уровень цен.

Естественная безработица находит свое проявление в нескольких формах своего существования: фрикционной, добровольной и институциональной.

Фрикционная безработица. Она характеризует процесс миграции рабочей силы с одних предприятий на другие в поисках лучшего и более выгодного приложения своих способностей и усилий. Эта форма безработицы представляет собой естественный процесс перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с имеющейся структурой рабочих мест. Фрикционная безработица отличается скоротечностью. Высокий уровень фрикционной безработицы из-за большой текучести кадров может нанести большие убытки обществу в форме огромных потерь рабочего времени.

Добровольная безработица включает в себя контингент незанятых трудоспособных людей, который по своей воле самоустранился от трудовой деятельности, т.е. просто не желает работать.

Институциональная безработица вызывается функционированием инфраструктуры рынка труда, а также факторами, деформирующими спрос и предложение на этом рынке. Относительно большое пособие по безработице может провоцировать удлинение сроков поиска работы, что оказывает ощутимое: воздействие на предложение труда. Затем это может проявиться в адаптивном эффекте безработицы, когда люди, испытавшие однажды на себе праздность, сопровождаемую получением пособия по безработице, в дальнейшем нередко время от времени прибегают к использованию данной формы получения дохода.

Определенное воздействие на безработицу оказывает и система обеспечения гарантированного минимума заработной платы, который оказывает отрицательное воздействие, на гибкость рынка труда. С одной стороны, гарантированный минимум заработной платы исключат возможность занятости при более низкой ее ставке, что вызывает увеличение безработицы. С другой стороны, такой минимум положительно сказывается на ограничении неэффективно работающих предприятий, так как, устанавливая минимально допустимую цену труда, государство тем самым косвенным образом устанавливает нижний предел прибыльности предприятий, которые не должны получать прибыль за счет занижения стоимости одного из факторов производства — труда.

В направлении сокращения предложения труда действуют и высокие ставки подоходного налога, существенно уменьшающие величину дохода, остающегося в распоряжении работника. Это снижает интерес лиц наемного труда к предложению своей рабочей силы. К институциональной безработице следует отнести и незанятость рабочей силы, сопряженную с несовершенством работы информационных систем, отслеживающих объём и структуру как имеющихся свободных рабочих мест, так и свободной рабочей силы.



Вынужденная безработица

Другой тип безработицы представляет собой так называемая вынужденная безработица, которая навязывается или диктуется происходящими изменениями в хозяйственной деятельности, связанными с технологическими переворотами, сдвигами в отраслевой структуре общественного производства, изменениями в территориальном размещении производительных сил. В соответствии с этими процессами различают и три формы вынужденной безработицы: технологическую, структурную и региональную. Технологическая безработица сопряжена с приходящими на смену друг другу технологическими принципами функционирования производства, основными из которых являются инструментализация, механизация и автоматизация. В данной весьма упрощенной модели отчетливо прослеживается замена ручного труда механизированным трудом, на смену которому приходит его автоматизация.

В первом случае очевидна высокая трудоемкость, поэтому механизация трудовых операций становится выгодной ввиду высвобождения рабочей силы. Происходит вытеснение машинами из производственного процесса рабочих. Во втором случае замена работников, занятых на инструментальных или механизированных участках труда, автоматизированными комплексами или автоматическими системами управления вызывается, как правило, высоким уровнем доходов занятых. Автоматизация производственных процессов, как и в случае с механизацией. Позволяет, существенно сократить затраты на заработную плату, т. е. трудовые издержки производства и повысить его эффективность. В то же время, несмотря на то, что технологическая безработица касается тех или иных отраслей (а в принципе, через это проходят все производства и отрасли), тем не менее она вызывает не только повышение уровня квалификации рабочей силы и интеллектуализацию труда, но и сдвиги п структуре занятых. В частности, роботизация производственных процессов вызывает резкий спрос на операторов, наладчиков и ремонтных работников. Однако надо помнить, что это уже в определенной степени качественно иные наладчики и ремонтники по сравнению с ранее занятыми. При этом порой в корне меняется само представление о рабочем месте. Так, использование персональных компьютеров, включенных в интегрированные коммуникационные системы, ведет к росту надомной занятости. Это указывает на существенное сокращение затрат на основной капитал, необходимый для создания рабочих мест в традиционном их понимании (здания, конторы, бюро). В то же время информационные технологии позволяют модернизировать службу занятости и качественно улучшить систему информации о положении дел на рынке труда.

Структурная безработица обусловлена высвобождением рабочей силы в результате происходящих изменений в структуре национальной экономики. В условиях ускоренного НТП происходят крупномасштабные структурные сдвиги в общественном производстве, которые влекут за собой существенные изменения в структуре занятости рабочей силы. Структурная перестройка национальной экономики сопровождается свертыванием инвестиций, производства и занятости в одних отраслях и их расширением в других. Надо отметить, что наибольшее социальное напряжение в обществе порождается именно этой безработицей (если не брать во внимание безработицу, вызванную повторяющимися циклическими спадами или кризисами). Несмотря на всю объективность и предопределенность происходящих структурных изменений в национальной экономике, противодействие свертыванию тех или иных видов трудовой деятельности связано с экономическими, социальными, психологическими и иными факторами. В связи с этим проблема структурной безработицы должна постоянно находиться в центре внимания социально-экономической политики государства, и прежде всего тех институтов, которые напрямую задействованы на рынке труда и имеют непосредственное отношение к осуществляемым структурным изменениям.

Региональная безработица связана с целым комплексом факторов исторического, демографического, культурно-национального, социально-психологического характера. Поэтому при решении данной проблемы должно быть тесное взаимодействие местных административно-национально-территориальных органов власти с центральной, федеральной властью, не исключая взаимодействия с правительствами сопредельных государств. Особое место в структуре вынужденной безработицы занимает скрытая безработица, характеризуемая неполной занятостью в течение рабочего дня, рабочей недели, месяца, года. Она включает в себя и ту часть занятой рабочей силы, которая выполняет заметно неполный объем работ. Колоссальных масштабов достигла скрытая безработица в России в 1992-1998 гг., что явилось следствием прежде всего ошибочной политики при переходе к рыночной экономике.

Застойная безработица охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальных подачках общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности. Она может быть охарактеризована и отсутствием возможности найти работу в регионах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее количество свободных рабочих мест оказывается меньше, чем число безработных. Самостоятельную значимость имеет циклическая безработица, которая предопределяется циклическим характером общественного воспроизводства и возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса. Колебания уровня занятости находятся в зависимости от той стадии, которую проходит экономика: на стадии подъема – занятость растет, на стадии спада – резко сокращается, на стадии депрессии – удерживается на низком уровне и на стадии оживления происходит интенсивное ее «рассасывание».



IV Закон Оукена

В этой связи особое значение приобретает закономерность соотношения между производством и занятостью, выявленная американским экономистом А. Оукеном. Согласно закону Оукена, ежегодный прирост реального валового национального продукта на уровне примерно 2,7% удерживает долю безработных на стабильном уровне. Закон Оукена гласит: каждые дополнительные два процентных пункта прироста ВНП уменьшают долю безработных на один процентный пункт. Сокращение ВНП соответственно ведет к росту безработицы в таком же соотношении. Использование данной закономерности позволяет государственным органам ориентироваться в инвестиционной политике, политике экономического роста с целью решения проблем занятости, возникающих на том или ином этапе развития национальной экономики. В результате безработицы общество несет колоссальные экономические потери. Когда люди остаются без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с имеющимися реальными возможностями. Вследствие этого усложняется решение проблемы повышения благосостояния.



Заключение

 

Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев:

- регистрация безработных в службе занятости;

- незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации;

- отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя).

Следует сделать вывод о том, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места, и увеличивает продолжительность безработицы, то в России совсем небольшие пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы.

Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с:

ü действующей системой регистрации безработицы;

ü чрезвычайно низким пособием по безработице;

ü ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства;

ü предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости.

Эта концепция должна включать:

· макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

· государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово - кредитными методами;

· регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

· регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть:

- повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм;

- создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости.

Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости - это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.



Список использованной литературы

 

1) Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.

2) Журнал «Справочник кадровика», 2007 год.

3) Журнал «Справочник по управлению персоналом», 2007 год.

4) Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.-М.: Юристь, 2000.-861 с.

5) Макроэкономика. Учебник для вузов. Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенщиков, А.И. Леусский, Москва: Высшее образование, 2005.

6) Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. Павленков В.А. Издательство МГУ, 2004, 368 с.

7) Экономическая теория/Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. — М.: Инфра-М, 2003. — Гл. 24.

8) Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Р.А. Косовой, Ю.В. Латова. – Тула: Изд-во ТулГУ., 2003. – 292 с.

9) Экономический учебник. 3-издание, перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. проф. А.С. Булатова – М.: Юристь, 2002 - 896 с.

План

 

Введение

I . Безработица и ее сущность

II . Уровень и продолжительность безработицы

1. Кривая Филлипса

III . Виды безработицы и формы их проявления

1. Естественная безработица

2. Вынужденная безработица

IV . Закон Оукена

V . Социально-экономические проблемы безработицы

VI . Статистические данные по безработице в России

VII . Факторы, способствующие безработице в России

VIII . Причины возникновения безработицы

IX . Методы борьбы с безработицей в России

Заключение

Список использованной литературы



Введение

Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в посткризисе. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительскими и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходят как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест. Как своеобразное явление общественного развития, безработица возникла в недрах капиталистической экономики, существовала в разнообразных, все более сложных проявлениях и к концу XX в. стала хроническим, неотъемлемым и возрастающим по своим масштабам атрибутом современной рыночной экономики. Тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Объектом нашего исследования являются последствия безработицы и методы её преодоления. Целью работы является рассмотрение причин и тенденций, связанных с безработицей и разработка мероприятий по обеспечению занятости населения. В начале рассмотрим понятие безработицы, ее типы, закономерности развития, а также сущность безработицы. Рассмотрим такие важные понятия, как фрикционная, естественная, циклическая и сезонная безработица, а также и другие виды безработицы. Раскроем основные причины возникновения безработицы, ее характерные черты.

Затем исследуем социально-экономические последствия безработицы: снижение уровня жизни, возрастание преступности, потенциальные потери производства товаров и услуг в результате вытеснения рабочей силы, а также другие экономические и социальные издержки. Однако, не все последствия безработицы выступают как негативные, существуют и положительные аспекты, которые способствуют росту экономического потенциала страны и снижению социальной напряженности. Замечу, что определенного единого метода борьбы с безработицей не существует – каждая экономическая школа предлагает свой «идеальный» метод, но, как правило, у каждого метода имеется множество негативных сторон.



I . Безработица и ее сущность

 

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.

Безработица – это социально-экономическое состояние, при котором часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена повышением количества желающих найти работу по сравнению с количеством рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Безработными в России считаются трудоспособные граждане, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

• не имели работы (доходного занятия);

• занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;

• были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших прежнюю работу и предпринимающих попытку найти новую.

Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:

- потерявшие работу в результате увольнения;

- добровольно оставившие работу;

- пришедшие на рынок труда после перерыва;

- впервые пришедшие на рынок труда.

Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.

Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.