Информатизация процессов эффективного использования природных ресурсов (природопользования) и охраны окружающей среды должна быть направлена на создание необходимых условий, обеспечивающих сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей в топливно-энергетических, минеральных, водных и лесных ресурсах, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Направлениями информатизации процессов управления природопользованием и ох раной окружающей среды являются:
– информатизация процессов управления использованием минерально-сырьевых ресурсов;
– информатизация процессов управления использованием лесных ресурсов;
– информатизация процессов управления использованием водных ресурсов;
– информатизация процессов управления охраной окружающей среды;
– информатизация процессов регулирования в области обращения с отходами.
При этом большое значение имеет решение задачи организации эффективного информационного обмена между органами государственной власти округа, органами местного самоуправления и соответствующими ведомственными структурами. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа должно иметь исчерпывающую информацию, характеризующую состояние природных ресурсов территории и состояние окружающей среды округа.
Основные направления информатизации органов местного самоуправления)
Учитывая однородную предметную ориентацию большинства городов, районов и других административно-территориальных образований Ханты-Мансийского автономного округа, можно говорить о типизации проектных решений по информатизации органов местного самоуправления.
Выделены следующие основные типовые направления информатизации органов местного самоуправления:
– информатизация финансово-кредитной деятельности;
– информационная поддержка управления имуществом;
– информационная поддержка управления потребительским рынком;
– информатизация процессов социального развития территории;
– информатизация процессов градостроительства;
– информационная поддержка управления городским коммунальным хозяйством;
– информатизация учрежденческой деятельности органов местного самоуправления;
– создание городской инфраструктуры информатизации.
Заключение
Принимая в 1996 году Концепцию информатизации, руководство Ханты-Мансийского автономного округа понимало, что сделан лишь первый шаг на большом, трудном и длительном пути широкого внедрения передовых информационных технологий, телекоммуникационных систем, формирования региональных информационных ресурсов, на пути перехода на качественно новый уровень не только сферы управления округом, но и всех других сфер жизнедеятельности, а также жизни населения.
Из ряда научно-методических документов, разработанных на федеральном уровне в Минсвязи России (а ранее – Роскоминформе), а также из опыта работ по информатизации регионов было известно, что необходимыми условиями успешного решения большинства проблем по информатизации региона являются:
– принятие Администрацией региона специального Постановления о проведении работ по информатизации;
– решение проблемы ресурсного обеспечения работ, включая разработку механизма финансирования работ по информатизации региона;
– назначение одного из руководителей Администрации региона ответственным за информатизацию в регионе с возложением на него функций заказчика систем и средств региональной информатизации;
– выбор (назначение) головной организации по информатизации региона,
назначение главного конструктора (руководителя) работ по информатизации региона;
– создание нормативной базы процесса информатизации;
– построение организационной структуры управления процессом информатизации региона.
Формирование организационной структуры управления отраслью информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе началось с создания в системе органов исполнительной власти округа специального структурного подразделения по вопросам информатизации. Так, 18 марта 1997 года был создан Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа. Главной задачей Комитета являлось информационное обеспечение органов государственной власти округа на основе интеграции информационных ресурсов с помощью территориальной информационной системы (ТИС) при взаимодействии с федеральными, региональными и муниципальными ин формационными системами. При этом главным направлением работы Комитета и явилась реализация Концепции информатизации округа. Большую работу по формированию структуры Комитета, по определению его задач и функций на начальном, самом трудном, этапе его становления выполнила Маслова Наталья Рудегоровна, которая является все эти годы его председателем.
Заметным событием в деятельности Комитета по информационным ресурсам явилось создание в его структуре в 2000 году отдела ситуационного анализа. Это позволило значительно повысить уровень информационного обеспечения процесса стратегического анализа и планирования социально-экономического развития округа, осуществлять структуризацию решаемых проблем, оценивать варианты управленческих решений на основе современных информационных технологий и средств отображения информации.
Важнейшим результатом деятельности и характеристикой Комитета по информационным ресурсам явилось формирование нормативной базы информатизации, подготовка по становлений и распоряжений Губернатора, Президиума Правительства и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа по различным вопросам информатизации. По мере расширения функций и круга решаемых Комитетом задач, охвата процессом информатизации всё новых сфер жизнедеятельности округа требовалось документально и нормативно-обосновывать все проводимые мероприятия по информатизации. Яркой иллюстрацией расширения объема работ и активизации деятельности Комитета по информационным ресурсам в последние годы является существенный рост количества разработанных документов и характеристики документооборота Комитета.
Однако, еще более важной характеристикой активизации процессов информатизации а, следовательно, и эффективности деятельности Комитета по информационным ресурсам является количество баз данных, программных средств и автоматизированных информационных систем, внедренных в структурных подразделениях органов власти и управления, в организациях округа.
Потребность в новых информационных технологиях стала появляться всё у большего числа структурных подразделений и органов управления Ханты-Мансийского автономного округа. Значительно возросло количество закупаемых средств вычислительной и организационной техники, систем и средств телекоммуникаций. Остро встал вопрос о качественном техническом обслуживании СВТИ. В этой связи в 1998 году в структуре Комитета по информационным ресурсам появилась техническая служба. В функции технической службы входят не только установка и ремонт средств вычислительной и организационной техники, но и установка и настройка программного обеспечения, антивирусных программ, подключение к локальной сети, настройка доступа к Интернет, обеспечение работы с электронной почтой и поддержка ряда прикладных и справочных систем и программ, тщательный учет всех СВТИ, повышение квалификации пользователей, оборудование и техническая поддержка крупных общественно-значимых мероприятий, проводимых в округе.
Этапом в деятельности Комитета по информационным ресурсам явилось создание официального WWW-сайта органов власти Ханты-Мансийского автономного округа. Сайт предоставляет большие возможности для формирования информационной базы данных об автономном округе и доступа к ней из локальной вычислительной сети и сети Интернет. Сайт постоянно обновляется, совершенствуется и превратился в солидное электронное средство массовой информации, включая в себя все большее количество разделов.
Немаловажным обстоятельством для реализации Концепции информатизации Ханты-Мансийского автономного округа является ресурсное, в том числе финансовое обеспечение проводимых работ и приобретения СВТИ.
Придавая большое значение решению проблем информатизации округа, созданию системы интегрированных информационных ресурсов, внедрению передовых телекоммуникационных систем и применению современных информационных технологий, руководители Ханты-Мансийского автономного округа сочли необходимым и возможным включить в структуру регионального бюджета специальную статью – Информатика – тем самым внеся определенную стабильность и уверенность в процесс реализации Концепции информатизации Ханты-Мансийского автономного округа. Следует отметить, что далеко не в каждом регионе Российской Федерации имеется специальная «строка на информатизацию» в региональном бюджете, что, конечно, является определенным сдерживающим фактором в развитии работ.
Успех реализации Концепции информатизации в значительной степени зависит от информационного сопровождения Концепции и от деловой репутации органа власти, который осуществляет функции как заказчика ТИС, так и функции системного интегратора ТИС.
Пять лет, прошедших с момента создания Комитета по информационным ресурсам, показали, что в Ханты-Мансийском автономном округе выполнен значительный объем работ по реализации основных направлений информатизации округа, предусмотренных Концепцией информатизации. Округ вошел в число ведущих регионов Российской Федерации в сфере применения инфокоммуникационных технологий и развития информационных ресурсов.
Автономный округ включен в качестве опорной зоны для отработки типовых решений в Федеральную целевую программу «Электронная Россия» (проект «Автоматизированная система «Государственный регистр населения»). Развернуты работы по созданию Единой образовательной информационной сети автономного округа.
Сформирована нормативная база первого этапа информатизации Ханты-Мансийского автономного округа, позволяющая активизировать и расширить работы по информатизации на следующем этапе. Силами Комитета внедрено более 40 информационных систем и программных комплексов во многих органах государственной власти и местного самоуправления.
Эти и многие другие результаты были получены во многом благодаря реализации Комитетом следующих принципов:
– изучение и грамотное применение в конкретных условиях округа научно-методических материалов и документов, разработанных на федеральном уровне;
– творческое использование положительного опыта передовых регионов Российской Федерации;
– выделение главного ключевого звена информатизации на первом этапе информатизации Ханты-Мансийского автономного округа, при реализации первого варианта Концепции информатизации округа. Таким звеном было формирование системы интегрированных информационных ресурсов и создание локальной вычислитель ной сети органов власти Ханты-Мансийского автономного округа;
– широкое использование Интернет / Интранет технологий;
– формирование коллектива разработчиков-единомышленников.
В настоящее время подготовлена вторая редакция Концепции информатизации Ханты-Мансийского автономного округа, в которой учтены достигнутый уровень информатизации округа, новые задачи, стоящие перед информатизацией на современном этапе развития округа, а также современные достижения в сфере создания информационных систем, формирования систем информационных ресурсов, создания коммуникационных систем и нормативно-правовой и нормативно-технической базы региональной информатизации. Как будет реализована эта Концепция, читатели узнают в одном из будущих номеров журнала «Информационные технологии территориального управления».
Дата: 2019-12-22, просмотров: 248.