Информатизация процессов управления в социальной сфере ориентирована, прежде всего, на внедрение экономических механизмов и информационных технологий, направленных на:
– смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;
– расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными и субсидируемыми социальными услугами.
В рамках этого направления следует рассмотреть проблемы организации непосредственного информационного обслуживания населения по широкому спектру таких вопросов, как деловая информация, коммерческая информация, информация о деятельности предприятий сферы услуг и т.д.
Проблема социальной защиты малообеспеченных слоев населения связана с ухудшением положения дел на потребительском рынке, ростом цен на товары и услуги первой необходимости, различной покупательной способностью населения и ориентирована, прежде всего, на информатизацию деятельности территориальных служб социальной защиты населения.
На обеспечение решения задач органов социальной защиты населения направлены следующие проекты информатизации по данной проблематике:
– формирование банка данных лиц, имеющих право на получение социальных льгот;
– организация назначения, перерасчета, выплаты пособий, компенсаций и других денежных выплат социального характера, а также осуществление учета выплаченных сумм;
– формирование банка данных на прибывающих в регион граждан, уволенных (увольняемых) с военной службы, в т.ч. нуждающихся в обеспечении жилой площадью, в трудоустройстве и получении гражданской специальности, в медико-социальной реабилитации;
– организация учета граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях;
назначение и выплата возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях;
Значительную роль в обеспечении социальной защиты населения округа играет региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу. Информатизация процессов управления в этой сфере осуществляется в направлении персонификации учета доходов и расходов в разрезе каждого застрахованного физического лица, автоматизированного ведения персональных лицевых счетов медико-социального страхования, решения задач анализа уровня заболеваемости, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в округе и т.д.
Работы в этом направлении развиваются в рамках соответствующих программ Фонда социального страхования Российской Федерации.
Основные направления информатизации деятельности региональных центров занятости населения определяются в соответствии с содержанием федерального закона о занятости и состоят из следующих взаимосвязанных технологий:
– информационные технологии учета вакансий;
– информационные технологии учета обратившихся;
– информационные технологии учета общественных работ;
– информационные технологии состояния учебно-курсовой сети;
– информационные технологии учета безработных и выплаты пособий;
– информационные технологии формирования и расходования фонда занятости;
– информационные технологии анализа рынка труда;
– учрежденческие информационные технологии деятельности Центров занятости;
– информационные технологии формирования статистической информации.
Специфика организации системы трудоустройства требует реализации этих проектов в виде территориально-распределенной системы обработки данных.
Основными проектами информатизации деятельности миграционных служб являются:
– информационные технологии персонифицированного учета граждан Российской Федерации, обратившихся в территориальные органы миграционной службы с ходатайством о получении (получивших) статуса вынужденных переселенцев;
– информационные технологии персонифицированного учета лиц, обратившихся за получением (получивших) статус беженца;
– информационные технологии персонифицированного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность или занимающихся незаконной трудовой деятельностью на территории Российской Федерации;
– информационные технологии персонифицированного учета лиц, незаконно пребывающих на территории округа;
– информационные технологии учета юридических лиц, утративших право на при влечение иностранной рабочей силы.
Информатизация управления потребительским рынком округа ориентирована, прежде всего, на информационную поддержку защиты прав потребителей и своевременное и качественное обеспечение их товарами и услугами первой необходимости.
Функционально задачи по информатизации данного поднаправления должны рассматриваться, прежде всего, на уровне органов местного самоуправления и заключаются в ведении баз данных о предприятиях и организациях, оказывающих услуги населению (розничная торговля, бытовое обслуживание, общественное питание), муниципальных договорах на предоставление услуг, реестрах действующих лицензий и паспортов на право оказания услуг; учете, контроле и анализе деятельности предприятий и организаций, оказывающих услуги населению; разработке, учете, контроле и анализе социальных программ по защите прав потребителей.
Информатизацию системы образования необходимо рассматривать как мощный инструмент, предоставляющий учащимся равные возможности в образовании независимо от места жительства и социального положения, а также равную доступность к новым знаниям. Основной задачей информатизации системы образования Ханты-Мансийского автономного округа является построение сетевой образовательной инфраструктуры, обеспечивающей создание единого информационного образовательно-педагогического пространства.
Комплекс сетевых услуг для образовательных учреждений автономного округа предусматривает:
– возможность коллективного обсуждения проблем (телеконференции),
доступ к базам данных различного уровня (местный, российский, международный);
– предоставление распределенных автоматизированных средств обучения;
удаленный доступ к программным продуктам;
– удаленный доступ к мировым центрам информатизации, библиотекам, фондам про грамм и т.д.;
– получение оперативной информации по всем областям жизнедеятельности общества.
Комплекс программ создания в автономном округе территориально-распределенной информационной системы образования включает:
– создание образовательного портала;
– создание и развитие системы дистанционного образования;
– создание образовательных информационных центров;
– разработку автоматизированного рабочего места преподавателя и учащегося;
разработка транспортной среды, обеспечивающей информационное взаимодействие;
– разработку и установку программно-технических средств (компьютерное, сетевое, телекоммуникационное оборудование);
– разработку нормативно-правовой базы.
Основными проектами информатизации системы здравоохранения округа являются:
– информационные технологии по организации медицинского мониторинга здоровья населения округа;
– информационные технологии управления и надзора за фармацевтической деятельностью предприятий, учреждений и организаций, сертификацией и контролем за качеством лекарственных средств;
– информационные технологии управления страховой медициной;
информационные технологии оперативного управления работой скорой помощи;
– типовые информационные технологии органов управления здравоохранением на окружном, городском и районном уровнях;
– типовые информационные технологии поддержки деятельности медицинских учреждений (больниц, поликлиник и т.д.).
Работы по информатизации в сфере культуры проводятся в следующих основных направлениях:
– создание единого информационного пространства для музеев округа;
создание базы данных по памятникам истории и культуры округа;
– информационное обеспечение мониторинга историко-культурного наследия округа;
– создание корпоративных библиотечно-информационных систем;
создание оцифрованного краеведческого книжного фонда;
– создание центров доступа к открытым базам данных правовой и другой информации в общедоступных библиотеках округа;
– создание и поддержка специализированной Web-страницы «Кинематография Югры»;
– создание централизованных баз данных по направлениям:
1) текущая информация в сфере кинематографии;
2) реестр окружного фильмофонда.
3) создание автоматизированной базы данных:
4) каталогов окружного фильмофонда;
5) лицензионно-правовой;
6) кинофестивалей и семинаров;
7) информации по актерам, режиссерам и киностудиям.
Для обеспечения эффективного управления развитием социальной сферы округа создаваемые в рамках отдельных ведомственных структур системы образуют единый функциональный комплекс – комплекс социальной защиты населения. Формирование такого комплекса предполагает создание необходимых условий информационного взаимодействия отдельных систем, в том числе, таких как единство и однозначность первичной информации, разработка интерфейсов между взаимодействующими системами, организационно-правовая регламентация информационного взаимодействия, наличие необходимой телекоммуникационной среды.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 207.