Контрольная работа
По дисциплине: Психология и Педагогика.
Тема: «Психология семьи и семейных отношений».
Выполнила:
Студентка 3 курса
г. Пермь, 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Культурно-историческая природа семьи.
1.1. Определение семьи. Брак и семья.
1.2. Функции семьи.
1.3. Структура семьи.
1.4. Стадии жизненного цикла семьи.
Глава 2. Совместимость и конфликтность в семейных отношениях.
2.1 Понятие и примеры психологической совместимости.
Супружеские взаимоотношения и психологическая помощь молодым супругам.
Глава 3. Рефлексия.
Список используемой литературы
Введение
Психология семьи - относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.
За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Актуальность развития новой научной дисциплины - психологии семьи - связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональности и конфликтности в значительной части российских семей. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов - алкоголизм, агрессия, - нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности.
Изменение демографической ситуации - падение рождаемости и, как следствие, увеличение удельного веса однодетных семей - приводит к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях.
Увеличение числа разводов - не менее 1/3 семей, заключивших брак, распадается - стало одной из наиболее острых социальных проблем. Цена развода оказывается чрезвычайно велика. По стрессогенности развод занимает одно из первых мест среди трудных жизненных событий. Результатом развода и распада семьи становится формирование неполной семьи, преимущественно материнского типа. В значительном числе случаев в такой семье наблюдается ролевая перегрузка матери и, как следствие, снижение эффективности воспитания. Психологическими следствиями развода и воспитания детей в неполной семье оказываются нарушения развития Я-концепции, нарушения формирования полоролевой идентичности, аффективные нарушения, нарушения общения со сверстниками и в семье.
Другой социальной проблемой является рост числа неофициальных (гражданских) браков. Главной причиной предпочтения гражданских браков является неготовность супругов принять на себя всю полноту ответственности за семью, партнера и детей. [1]
Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии.
Система научных знаний, добытая в различных сферах психологического исследования, опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования создали теоретическую основу современной семейной психологии, актуальной задачей которой является интеграция знаний о семье и практического опыта работы с семьей в целостную психологическую дисциплину — психологию семьи.
Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.
Задачи психологии семьи включают:
• исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;
•изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного
партнера;
• изучение психологических особенностей супружеских отношений;
•изучение психологических особенностей детско-родительских отношений;
•изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных
возрастных стадиях;
•изучение ненормативных кризисов семьи и выработку стратегий их пре-
одоления.
Изучение семейных отношений, их изменений, проблем и выходов их этих проблем является неотъемлемой частью каждого государства, так как именно семья всегда являлась, является, и будет являться основой любого общества.
При этом существует значительная трудность изучения семейных отношений, которая связана
а) с проблемой разработки и внедрения методического инструментария, не наносящего ущерба респондентам и их семейным отношениям;
б) с влиянием самого факта участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое состояние;
в) с характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения.
Вместе с тем к настоящему времени разработано большое количество вербальных и невербальных методов, позволяющих с высокой степенью достоверности изучать семейные отношения.[2]
Аспектов изучения семейных отношений множество.
В настоящей работе более узко будет рассмотрен вопрос совместимости и конфликтности в семейных отношениях.
Функции семьи.
Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражающей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:
• экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бытовую. В доиндустриальном обществе семья была первичной производственной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условия существования или создававшей продукты для обмена. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов.
• репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения).
важнейшая социальная функция семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически во всех странах, независимо от того, сталкиваются ли они с проблемой кризиса рождаемости и дефицита людских производительных ресурсов или, напротив, — необходимостью ограничения уровня рождаемости;
• функцию воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи;
• сексуально-эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;
• функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;
•функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации;
•рекреативную (восстановительную) — функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи;
• функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи).
За последние десятилетия заметно возросло значение функции эмоциональной поддержки и принятия (включая эмпатию и привязанность), реализующей потребности человека в аффилиации и любви. В современном обществе любовь является сущностной характеристикой отношений в семье, заключение браков определяется в первую очередь наличием любви между супругами. Впрочем, и причины разводов в значительном числе случаев лежат в области эмоционально-личностных отношений супругов: все чаще супруги при разводе ссылаются на утрату чувства любви и эмоциональной близости, отсутствие эмоциональной поддержки и взаимопонимания.[5]
Структура семьи.
Структура семьи - одно из базовых понятий, используемых при описании семейного взаимодействия.
Семейная структура представляет собой совокупность элементов и взаимосвязей между ними. В качестве структурных элементов семьи как системы выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую и индивидуальные подсистемы, представляющие собой локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность.[6]
Наблюдая взаимодействие членов семьи, можно сделать вывод о ее гипотетической структуре, представляющей собой своеобразную топографию семьи, квазипространственный срез семейной системы.
Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы характеризуются следующими параметрами (свойствами): сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи. В качестве ключевых измерений структуры некоторые авторы называют сплоченность и иерархию.
Сплоченность (связь, когезия, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Применительно к семейным системам это понятие используется для описания степени интенсивности отношений, при которой члены семьи еще воспринимают себя как связанное целое.
Д. Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и, соответственно, четыре типа семей (Черников А. В., 2001)[7]:
1. Разобщенный (низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения).
2. Разделенный (некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи).
3. Связанный (эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях).
4. Запутанный (уровень сплоченности слишком высок, низкая степень дифференцированности членов семьи).
Советы супругам.
1. Уважай себя. Чтобы пользоваться уважением второго супруга, его родителей, своих детей, соседей (а человек не живет без контакта с другими людьми), надо прежде всего уважать себя. Самоуважение предусматривает прежде всего честность, искренность, невозможность совершить подлость, предать или унизить другого человека. Уважающий себя человек не может поступить так, как ему не хотелось бы, чтобы поступили с ним.
2. Уважай супруга. Постоянно, а особенно в критических ситуациях, помни, что еще не так давно именно этот человек был самым близким для тебя, что он (она) — отец (мать) твоих детей.
3. Никогда не оскорбляй и не унижай второго супруга наедине или тем более в присутствии детей и посторонних. Нет в семейной жизни таких грехов и преступлений, о которых бы нельзя было сказать, не нанося личного оскорбления. Воздержись от поспешных решений. Ты можешь оказаться неправым, но произнесенные оскорбительные слова с свершат непоправимое.
4. Не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себя всегда и во всем правым. Согласись, что, выбирая супруга, ты же не хотел жениться (выйти замуж) на недалеком, примитивном человеке. Как же могло случиться, что спустя какой-то срок, который он провел в общении с тобой, супруг так безнадежно изменился?
5. Будь внимательным. Не оценив самочувствия, настроения второго супруга, легко совершить бестактность, допустить непростительный промах. Особенно внимательным надо быть мужчине. И потому что самочувствие и настроение женщин более лабильно, и потому что женщина больше нуждается в этом. Новая прическа, платье, украшение... Только женщины знают, как ранит их равнодушный, невидящий взгляд.
6. Будь благодарным. Не принимай сделанное вторым супругом как должное, не стоящее благодарности, даже если это входит в круг его обязанностей. Может случиться, что не оцененные и не отблагодаренные усилия перестанут совершаться. И как же меняется отношение к делу, если знаешь, что за него услышишь искренние слова благодарности.
7. Научись слушать и слышать супруга, становиться на его место. Конечно, не всегда есть время, а чаще — желание тратить собственные нервные клетки на чужие переживания. Но в том-то и дело, что эти переживания не чужие (если только желание создать семью искреннее), они волнуют самого близкого тебе человека. И от того, насколько ты сумеешь разделить его переживания, зависит, станет ли семья благополучной. В семейных отношениях обычные законы арифметики трансформируются в высшую математику чувств — неприятность, разделенная на двоих, уменьшается вдвое, радость, разделенная на двоих, увеличивается в 4 раза.
8. Постарайся как можно быстрее и лучше узнать своего супруга. Зная, какие отрицательные черты есть у второго супруга, и их легче, во-первых, нейтрализовать, а во-вторых — исправить. Или прогнозировать поведение в каких-то экстремальных ситуациях.
9. Не опускайся. Не щеголяйте друг перед другом в нижнем белье, и в прямом, и в переносном смысле слова. Свои недостатки, если до свадьбы ты и не прятал, то, во всяком случае, не выставлял напоказ. Не надо выставлять их и сейчас. Наоборот, постарайся избавиться от того, что действует второму супругу на нервы.
10. С самых первых дней семейной жизни необходимо понять, осмыслить и освоить роли жены и мужа. В чем-то нужно ограничить себя, от чего-то привычного отказаться, чем-то не очень приятным заняться. Здесь важна психологическая установка на такие изменения. Например, в необходимости отказаться от регулярных встреч с друзьями, от привычки проводить отпуск с удочкой можно видеть только негативное, к тому же невысоко оценивать (как само собой разумеющееся) то, что предлагается взамен утраченному — вечер вдвоем с женой, отпуск на садовом участке и т. д. Подобное отношение приведет к постоянному недовольству, возникновению в доме напряженной, гнетущей атмосферы.
11. Знай, у каждого человека есть несколько сфер и уровней притязаний. Человек, например, может быть одинаково средним инженером и поэтом. Но сферы и уровни притязаний в этих двух областях разные. И если критика инженерного решения его мало волнует, то замечания по поводу стихов воспринимаются болезненно. Это не значит, конечно, что стихи нельзя критиковать. Но делать это следует максимально уважительно, тактично и аргументирование. Помни — обидеть человека намного легче, чем заслужить потом прощение.
12. Никогда не обобщай (это, кстати, важно не только при общении супругов, но и в отношениях с детьми) даже явные недостатки. Надо иметь в виду: назвав мужа (ребенка) неряхой, а жену (дочь) — копуньей, ты закрываешь путь к совершенствованию, к устранению недостатка; поскольку такая характеристика воспринимается как оценка уже сформировавшегося порока, избавиться от которого трудно или невозможно. Надо говорить конкретно: «Опять забыл убрать за собой...» или, еще лучше: «Какой будешь молодец, если уберешь за собой...» Отрицательные общие характеристики (даже если они верны) всегда воспринимаются как оскорбления и отбрасываются личностью. Лучше оценивать данный конкретный поступок и при этом так, чтобы, «не загоняя человека в угол», дать понять, что веришь в его способность в следующий раз проявить себя с лучшей стороны.
Глава 3. Рефлексия
Тему совместимости и конфликтности молодых семей я выбрала для написания контрольной работы не случайно.
Совсем недавно я вышла замуж за любимого человека, с которым общалась и встречалась до этого три года. За этот период мы достаточно много узнали друг о друге, но с момента свадьбы наши отношения перешли на новый уровень. Теперь мы стали выполнять новые для себя роли: мужа и жены.
Появились новые обязанности и определенная ответственность за свою вторую половинку.
Период так называемой «притирки» друг к другу проходит не так гладко, как этого бы хотелось.
На фоне бытовых проблем, таких как распределение домашних обязанностей, семейного бюджета, дискуссии по поводу ведения домашнего хозяйства, нередко возникают конфликты, справиться с которыми не всегда получается без ссор и обид.
Изучив настоящую тему, я сделала для себя не мало выводов: чтобы сохранить и укрепить бражный союз необходимо идти на уступки, уважать и учитывать мнение супруга, иной раз, отодвигая на второй план свое собственное «Я».
Используя советы психологов, перечисленные в моей работе (Уважай себя, уважай супруга, будь благодарным, будь внимательным и т.д.) мы медленно, но верно учимся уступать друг другу и приходим к определенным компромиссам.
Несмотря на небольшой опыт семейной жизни, теперь я могу подвести небольшие итоги применения на практике методов психологической помощи супругам.
Я очень хорошо поняла, чтобы быть счастливой необходимо научиться видеть сильные стороны своего партнера, ценить и уважать его за то, что у него получается хорошо и что он делает для тебя и для семьи.
Каждый день у человека происходят как успехи, так и какие-то неудачи. И если мы будем концентрировать мысли на «неудачах», тогда семейная жизнь превратится в ад.
Нужно научиться не замечать плохие стороны своей половинки, а также стараться отрицательное превратить в положительное. Не ругать по пустякам, всегда поддерживать и предлагать свою помощь, будь то моральная или физическая поддержка.
Нужно научиться не просто воспринимать человека, который рядом с тобой, как нечто должное, само собой разумеющееся, необходимо научиться видеть и замечать каждую мелочь, каждый на первый взгляд незначительный поступок, который твой любимый делает для тебя. И действительно, следуя данному правилу, начинаешь смотреть на своего супруга другими глазами, снова и снова влюбляешься в него.
Кроме того, теперь я знаю, что быт способен укреплять любовь, а не разрушать ее.
И самое главное придерживаться простых правил: решением домашних обязанностей нужно заниматься не по одному, а вместе с супругом, чтобы даже не всегда приятные дела служили нам очередной ступенькой к укреплению семьи. Например, если муж пошел за закупками, я в это время делаю дома уборку. А потом мы вместе разбираем купленное им, обсуждаем, что ещё необходимо, он рассказывает, как добыл что-то вкусненькое, я восхищаюсь, как это у него получается так всё здорово купить (на самом деле так и есть, он замечательно делает закупки для семьи, все учитывает, покупает и необходимое, и вкусненькое). Приготовлением пищи, мы по возможности теперь всегда занимаемся вместе, при этом весело болтаем, смеемся и обсуждаем то, что произошло у каждого из нас в течение дня. Таким образом, мы больше времени проводим вместе, а также у нас отпала необходимость распределять обязанности, раньше из-за которых постоянно происходили конфликты!
Изучение темы совместимости и конфликтности в семье помогло мне многое осознать, и понять, как важно создавать такую обстановку в отношениях с супругом, чтобы не возникало даже мысли о ссоре.
Конечно не бывает семей, в которых все гладко, а впрочем, было бы и не интересно жить в таком союзе, в котором не о чем поспорить и подискутировать. Самое главное не превращать эти споры в бесконечную череду скандалов.
И не стоит забывать об основных правилах семейной жизни: уважать, любить, ценить и быть терпимыми друг к другу, тогда совместная жизнь будет приносить только положительные эмоции.
Ведь именно любящая семья способна сделать каждого человека по настоящему счастливым!!!
Список используемой литературы
1. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512с. (Серия «Кафедра психологии»).
2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
3. Под ред. Селяевой Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования, М.: Издательский центр «Академия», 2002. , 420 стр.
4. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
5. Ковалев С.В. Учеб. пособ. Психология современной семьи.– М.: Просвещение, ред. 2000г.
6. Международная компьютерная сеть INTERNET и ее информационные ресурсы
[1] Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005., 5-6 стр.
[2] Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000., 12 стр.
[3] Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005., 9 стр.
[4] Под ред. Е.Г. Селяевой психология семейных отношений с основами семейного консультирования, М.: Издательский центр «Академия», 2002. , 10 стр.
[5] Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005., 11, 12, 13 стр.
[6] Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006, стр. 7.
[7] Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006, стр. 13
[8] Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006, стр. 13,14.
[9] Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006, стр. 15
[10] Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005., 20 стр.
[11] Ковалев С.В. Учеб. пособ. Психология современной семьи.– М.: Просвещение, ред. 2000г., 150 стр.
Контрольная работа
По дисциплине: Психология и Педагогика.
Тема: «Психология семьи и семейных отношений».
Выполнила:
Студентка 3 курса
г. Пермь, 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Культурно-историческая природа семьи.
1.1. Определение семьи. Брак и семья.
1.2. Функции семьи.
1.3. Структура семьи.
1.4. Стадии жизненного цикла семьи.
Глава 2. Совместимость и конфликтность в семейных отношениях.
2.1 Понятие и примеры психологической совместимости.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 250.