Ценовая политика предприятия базируется на маркетинговых исследованиях. Производитель продукции формирует цену ее реализации под влиянием соотношения спроса и предложения на каждый вид товара в данном сегменте рынка. При проведении ценовой политики предприятие учитывает существующую в рыночной экономике обратную связь между ценой реализации товара и величиной спроса на него. Рыночная цена товара и его предложение находятся в прямой зависимости. Зависимость цены от спроса и предложения представлена на рис. 1.
Рис. 1. Зависимость цены от спроса: 1 – спрос; 2 – предложение
Точка пересечения кривых спроса и предложения на товар, взятых во времени и по уровням складывающихся цен представляет собой рыночную цену товара, уравновешенную в соответствии с законом спроса и предложения. Эта цена так называемого рыночного равновесия, т. е. реально существующая цена на рынке данного товара. Равновесная рыночная цена отражает такой уровень, при котором решения о продаже и купле товара синхронизируются в масштабах рынка данного товара. Способность конкурирующих сил предложения и спроса устанавливать цену на таком уровне представляет уравновешивающую функцию цен.
Спрос и предложение характеризуются эластичностью – степенью чувствительности потребителей к изменениям цены продаваемого им товара. Если потребители продукции достаточно чувствительны к изменению цены продажи, то спрос характеризуется как эластичный, если мало чувствительны, то спрос неэластичный.
Минимальность запроса по уровню рентабельности каждое предприятие понимает в зависимости от особенностей его производственно-финансовой деятельности. Одно предприятие может трактовать эту минимальность как 20% рентабельности к полной себестоимости товара, другое предприятие – 30%. Некоторые предприятия не используют надбавки и скидки к отпускным (розничным) ценам, например, за качество, сортность задержку платежа, долгосрочную оплату и т. п. Реализация продукции здесь осуществляется по стабильной на определенном отрезке времени отпускной (розничной) цене. В этих случаях базовая цена отражает жесткий ценовой запрос потребителю и приближается по существу к цене фактической реализации.
Другие предприятия вынуждены увеличивать свой запрос по выгодности продаж продукции на сумму возможных скидок с цены потребителям. Так происходит на железнодорожном транспорте, где установлены базовые тарифы на перевозку грузов, которые обеспечивают минимальную выгодность грузопотоков для железных дорог при условии предоставления системы скидок. Эти базовые тарифы могут увеличиваться или льготироваться в зависимости, например, от расстояния перевозки, характера груза, выполнения грузоотправителем или грузополучателем работ для системы МПС России и др.
Решение задач.
Задача 1
Рассчитать величину цены капитала фирмы при следующих условиях: общая величина капитала — 11200 руб., в том числе уставный капитал — 2 000 руб., нераспределенная прибыль — 800 руб., долгосрочные кредиты — 7 400 руб. При этом: доходность акций фирмы — 30%; цена нераспределенной прибыли — 34%; средняя распечатанная ставка процента по долгосрочным кредитам — 25%.
Задача 2
Фирма «Импекс» имеет следующие финансовые показатели в отчетном году:
Показатели | Сумма, руб. |
Совокупные активы | 28893923 |
Собственные средства | 19689167 |
Средняя величина активов | 16117590 |
Средняя величина текущих активов | 11746273 |
Выручка от реализации (без НДС, акцизов | 64299289 |
Прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы | 18070715 |
Необходимо определить рентабельность продукции.
Задача 3
В отчетном периоде по сравнению с базисным затраты на сырье снизились на 10% (в структуре себестоимости базисного периода они составляли 60%) и был изменен объем производства продукции. Другие составляющие удельных переменных издержек и общие постоянные издержки остались неизменными, но удельные совокупные издержки снизились на 8400 руб. Следует определить, на сколько процентов был изменен выпуск продукции, если в базисном периоде удельные совокупные издержки составили 84600 руб., а удельные постоянные издержки – 24200 руб.
Тесты для самопроверки:
1. Цена капитала фирмы показывает:
a. выраженную в процентах плату за использование определенного объема финансовых ресурсов.
b. сумму средств, которая показывает стоимость использования данного объема финансовых ресурсов.
2. Величина стоимости (цена) привлеченного капитала определяется как:
a. отношение расходов, связанных с привлечением ресурсов к сумме привлеченных ресурсов.
b. сумма уплаченных процентов по кредитам.
c. сумма процентов по кредитам выплаченных дивидендов.
3. Оптовая цена предприятия – это:
a. цена изготовителя продукции, по которой он реализует произведенную продукцию другим предприятиям и организациям.
b. цена, которая применяется подразделениями и дочерними предприятиями одной и той же фирмы при совершении коммерческих операций.
c. цена реализации товаров в розничной сети предприятиям, организациям, населению.
Контрольные вопросы:
1. Разновидностью чего является биржевая цена?
2. Какую форму товародвижения выработала мировая практика?
3. Чем характеризуются спрос и предложение?
4. Сущность специфической разновидности оптовых цен.
5. На чем базируется ценовая политика предприятия?
6. В какой зависимости находятся рыночная цена товара и его предложение?
Дата: 2019-12-22, просмотров: 320.