В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование.
Государственное финансовое регулирование экономики – это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.
Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания:
5. Учет действия объективных экономических законов развития общества.
6. Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов.
7. Наличие демократической системы выражения взглядов и предоставляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп.
8. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности.
Процесс регулирования характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.
Типы включают: экономическое (с их частями – финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда) и административное.
Виды охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное).
Формы обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование(субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом – прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом – внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.
Общей формой является планирование (прогнозирование).
Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, льготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании – нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.
Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются:
1.валютный курс;
2. процентные ставки на денежный капитал;
3. курсы международных платежных средств и ценных бумаг;
4. разнообразные методы страхования от валютных рисков.
Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.
Элементы системы финансового регулирования – виды, формы, методы – призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении. В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности – льготные; это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования.
Однако действие косвенных элементов регулирования может дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных отклонениях от намеченного курса развития.
В процессах регулирования экономики необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретических схемах.
Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических параметров, таких , как:
1. спроса и предложения;
2. товарной и денежной масс;
3. сбережений и инвестиций;
4. инфляции и безработицы;
5. производительности труда и его оплаты;
6. финансовых ресурсов и социально-экономических потребностей общества;
7. доходов и расходов государственного бюджета;
8. размеров бюджетного дефицита и источников его покрытия;
9. актива и пассива платежного баланса.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 306.