Организация и проведение исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Итак, социально-психологическая совместимость – совместимость в образовательном, возрастном и должностном уровнях.

Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.

Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на социально-психологический климат. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на социально-психологический климат в рабочем коллективе.

К социальной совместимости можно отнести и профессиональную совместимость. Духовная близость, общность интересов бывает и у людей разных профессий, и в то же время ее может не оказаться у коллег, работающих в одном кабинете, за соседним столом. Но тем не менее, неодинаковость работы, профессии нередко приводит к несовпадению выходных, отпусков и т.д. Это может в какой-то мере сказаться на взаимоотношениях людей.

Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение.

Мы предположили, что социально-психологическая совместимость в коллективе зависит от взаимных симпатий и личностных особенностей всех членов коллектива. И провели исследование в рабочем коллективе продавцов магазина «Столичный». Коллектив этого магазина состоит из 10-ти человек в возрасте от 23 до 30 лет, и все они дали добровольное согласие на участие в процедуре исследования.

1. Социометрия. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности—разобщенности в группе;

б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый";

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Метод социометрических измерений (социометрия)

Социограмма — схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков (рис. 1).

 

 

Рис.1.

 

— объект связей в группе (i-член)

— субъект связей в группе (j-член)

— совмещение объекта и субъекта в поведении одной личности (ij-член)

— положительный выбор, совершенный А-членом

— отрицательный выбор, совершенный В-членом

— взаимная положительная связь А- и В-членов

— взаимная отрицательная связь А- и В-членов

— уровень связи (член А выбран в первую очередь, член С — во вторую).

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов (рис. 2).

 

Рис.2

 

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.

Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния.

Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

2. Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности. В основе разработки данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и-»основное направление тактики-взаимоотношений с подростками каждого типа.

Данная методика может использоваться:

· при формировании классных коллективов;

· при знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими в класс или группу подростками;

· в деятельности работников «службы занятости» и отделов кадров при приеме на работу подростков;

· в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек—человек»);

· в профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и социального сотрудничества;

· в спортивной практике при подборе команд;

· в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик—учитель» и «ученик—класс».

В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции (см.Приложение 1).

3. Стиль конфликтного поведения. С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики американского социального психолога К.Н.Томаса (1973) определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов или, наоборот, старается обострить их. Методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной спортивной деятельности (см. Приложение 1).



Анализ результатов

 

Мы провели психологическое исследование результаты которого представлены в приложении 2. В результате диагностики по методике социометрического исследования мы построили социоматрицу.

Таб.1. Социоматрица

Кто выбирает

Кого выбирают

Сделанные выборы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 «+» «-» всего
1 Арсентьева В.   +   - + +         3 1  
2 Виноградов О. +       + + - +     4 1  
3 Захарова Е.   -       +     +   2 1  
4 Иванова С. -   +       +       2 1  
5 Кислицына И. + +         -       2 1  
6 Лежнина М.         +           1 0  
7 Макарова Н.   -   +         +   2 1  
8 Николаева Т.         +       +   2 0  
9 Петрова А.             + +     2 0  
10 Халтурина В.   +     +           2 0  
Полученные выборы   2\1 3\2 1\0 1\1 5\0 3\0 2\2 2\0 3\0 0\ 0      

 

Далее на основе социоматрицы была построена социограмма.

 

Рис.3.


Итак, в результате социометричского исследования были получены следующие данные:

- Наибольшее число положительных выборов получил испытуемый №5 (см. таб.1),

- Наименьшее количество положительных выборов у испытуемого № 1;

- Отсутствие выборов у испытуемого № 2.

На основе построенной социограммы (рис.3.) мы сделали вывод, что в коллективе существуют взаимные предпочтения. Так мы видим взаимные положительные связи у испытуемых: 1-2, 1-5, 2-5; 3-6, 4-7, 8-9, 7-9.

Так же мы видим взаимные отрицательные связи у испытуемых: 1-4, 2-7.

Таким образом, на основе взаимных положительных выборов, в данном коллективе определяется группировка между испытуемыми 1,2 и 5. Для того, чтобы социально-психологическая совместимость в данном коллективе была наиболее оптимальной, рекомендуется комплектовать рабочие смены следующим образом:

1 бригада: испытуемые №№ 1, 2, 5, 6, 10.

2 бригада: испытуемые №№ 4, 7, 8, 9, 3.

Далее мы выяснили, какими индивидуально-психологическими особенностями обладают члены данного коллектива. Для этой цели мы использовали характерологический опросник Айзенка. Протоколы исследования даны в приложении. По результатам исследования были получены следующие данные:

 


Рис.4. Результаты диагностики характерологических особенностей по методике Айзенка


У испытуемых №№ 1, 7, 9, 10 была выявлена экстраверсия. Это говорит об их стремлении к общению. У испытуемых №№ 2, 3, 4, 5, 6, 8 отмечается интроверсия (рис 4).

Эмоциональная устойчивость отмечена у испытуемых №№ 1, 3, 5, 7, 10. Эмоциональная неустойчивость выявлена у испытуемых №№ 2, 4, 6, 8, 9 (рис.5).

 


Рис.5. Результаты диагностики характерологических особенностей по методике Айзенка

 

По типу темперамента наши испытуемые разделяются на следующие группы: сангвиники: №№ 1, 7, 9,10; меланхолики: 2, 4, 6, 8; флегматики: 3, 5 (рис.6).

 

Рис.6. Результаты диагностики характерологических особенностей по методике Айзенка

 

Таким образом, наши испытуемые имеют различные типы темперамента и различные психологические особенности.

Далее мы исследовали типы поведения в конфликтных ситуациях по методике Томаса.

Преобладающим типом поведения считают сотрудничество испытуемые №№ 5, 7, 9, 10; приспособление – испытуемые №№1, 2, 4, 8; компромисс №3,6 (рис.7).

 

Рис.7. Результаты диагностики типов поведения по методике Томаса.

 

Таким образом, среди сотрудников магазина не выявлено личностей, склонных к конфликтам.

Итак, по итогам проведенного исследования, мы видим, что взаимные предпочтения наших испытуемых разделились таким образом, что в одной бригаде оказываются испытуемые, которые имеют различные психологические особенности и дополняют друг друга. Среди сотрудников магазина не выявлено личностей, склонных к конфликтам.

С учётом всех полученных в результате исследования данных, мы сочли наиболее целесообразным разделить коллектив на две бригады с учетом взаимных симпатий и антипатий. В процессе дальнейшей совместной работы продавцов, мы будем отслеживать их психологическое состояние и эмоциональные реакции, с целью предотвращения конфликтов и гармонизации социально-психологической совместимости.

В данном случае можно говорить о психологической совместимости в бригадах продавцов. Но групповой сплоченности в коллективе не наблюдается. Поэтому для улучшения социально-психологического климата в коллективе и преследуя цели улучшения групповой сплоченности, мы разработали ряд рекомендаций для членов этого коллектива.

Рекомендации:

Испытуемые №1,8. Пути коррекции: Не допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность. Развивать социальный интеллект.

Испытуемые №2, 5, 9. Пути коррекции: Стремиться поддержать. Оградить от насмешек. Выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с людьми доброжелательно-энергичными.

Испытуемые №3, 4, 7. Пути коррекции: Главное в подходе — повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.

Испытуемый №6, 10. Пути коррекции: Режим желателен более жесткий, мобилизующий. Стремиться направлять энергию в полезное дело (например увлечь глобальной идеей достичь чего-то. Необходимо вместе распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Желательно человека данного типа ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками.

Так же мы предложили руководителю коллектива несколько упражнений по развитию эмпатии и деловую игру «Искусство эффектного общения» (См. приложение 3).

 



Заключение

 

Итак, психологическая и поведенческая общность членов малой группы, выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.

Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение.

Сплоченность в группе возникает в том случае, если ее состав интегрирован наилучшим образом, и в нем достигнута особая степень развития отношений, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. Таким образом, главной детерминантой образования группы выступает совместная деятельность. Она является не только внешним заданным условием существования данной группы, но и внутренним основанием ее существования.

Мы предположили, что социально-психологическая совместимость в коллективе зависит от взаимных симпатий и личностных особенностей всех членов коллектива. И провели исследование в рабочем коллективе продавцов магазина «Столичный».

По итогам нашего исследования, были сделаны следующие выводы: наши испытуемые имеют различные типы темперамента и различные психологические особенности. Среди сотрудников магазина не выявлено личностей, склонных к конфликтам. По итогам социометрического исследования, мы видим, что взаимные предпочтения наших испытуемых разделились таким образом, что в одной бригаде оказываются испытуемые, которые имеют различные психологические особенности и дополняют друг друга. Таким образом, социально-психологическая совместимость в коллективе зависит от взаимных симпатий и личностных особенностей всех членов коллектива, что подтверждает гипотезу исследования.

С учётом всех полученных в результате исследования данных, мы сочли наиболее целесообразным разделить коллектив на две бригады с учетом взаимных симпатий и антипатий. В процессе дальнейшей совместной работы продавцов, мы будем отслеживать их психологическое состояние и эмоциональные реакции, с целью предотвращения конфликтов и гармонизации социально-психологической совместимости.

На основе результатов проведенного исследования, мы разработали индивидуальные рекомендации для каждого из наших испытуемых. Так же мы предложили руководителю коллектива несколько упражнений по развитию эмпатии и деловую игру «Искусство эффектного общения».

Цель исследования достигнута, задачи выполнены.

 



Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2002.-329с.

2. Андреева Г.М. Современная социальная психология на западе. 1998.-348с.

3. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М., 2003.-396с.

4. Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1999.-260с.

5. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. 2005-350с.

6. Донцов А. И. Психология коллектива. М., 2001.-270с.

7. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1999.-379с.

8. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое обучение, СПб., 2005.-368с.

9. Кон И. С. Социология личности. 1997.-360с.

10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 2001.-320с.

11. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе, М., 2005.-320с.

12. Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 2002.-315с.

13. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка обучение М.: Бизнес-школа Интел-синтез, 2000.-258с.

14. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 2004.-459с.

15. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 2001.-346с.

16. Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. Вопросы психологии, 2003, № 5. С.35-37.

17. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1998.-340с.

18. Руководство и лидерство. СПб., 2003.-275с.

19. Тихомиров O.K. Психологические механизмы целеобразования. М., 1997.-364с.

20. Шакуров Р. Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 2002. -246с.

 



Приложение 1

 

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА

 

1 Любишь ли ты шум и суету возле себя?

2.Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

З.Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?

4.Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?

5.Часто ли у тебя меняется настроение?

6 .Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7.Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8.Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10.Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11.Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?

12.Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13.Верно Аи, что ты часто раздражен чем-нибудь?

14.Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»).

15.Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

1б.Тебе можно доверить любую тайну?

17Л1ожешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

18.Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20.Ты когда-нибудь говорил неправду?

21.Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22.Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23.Ты часто чувствуешь себя усталым?

24.Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25.Ты обычно весел и всем доволен?

26.Обидчив ли ты?

27.Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28.Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29.У тебя бывают головокружения?

30.Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31.Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32Любишь ли ты иногда похвастаться?

33.Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34.Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35.Ты обычно быстро принимаешь решения?

36.Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37.Тебе часто снятся страшные сны?

38.Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39.Тебя легко огорчить?

40.Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41.Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?

42.Ссли оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43.Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44.Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45.Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46.Ты любишь часто ходить в гости?

47.Бывают ли такие моменты, когда тебя о чем-нибудь просят?

48.Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49.Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50.Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51.Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

52Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53.Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54.Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55.Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?

56.Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?

57.Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58.Бьшает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59.Tы считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

КЛЮЧ

1. Экстраверсия (Э):

«Да»: 1,3,9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57.

«Нет»:-6,33,51,55,59.

II.Нсйротизм(Н):

«Да»: 2,5, 7,10,13,15,18,21, 23,26,29, 31,34,37, 39,42,45,47, 50,52,54,56,58,60.

III, «Ложь»: «Да»: 8,16,24,28,36,44.

«Нет»: 4,12,20,32,40,48

Нормативы для подростков 12-17 лет:

экстраверсия (Э) — 11-14 баллов,

«ложь» — 4-5 баллов,

неротизм (Н) — 10-15 баллов.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 271.