Глава 1. Теоретические аспекты PR технологий в политической борьбе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Проблематика PR, технологический аспект их применения в избирательной кампании и при ведении информационных войн, - являются предметом изучения отечественной политологии с конца 80-х годов. В западных научных материалах термин «PR» встречается гораздо раньше: исследователи и аналитики считают, что данный термин появился в 1807 году, впервые им апеллировал к своей аудитории третий Президент США Джефферсон.

С 20 по 40-е годы XX века наблюдался процесс активного становления «public relations» как профессии и как научной дисциплины. В 1923 году вышла в свет первая, посвященная применению PR на практике, книга Э. Л. Бернейза "Кристаллизуя общественное мнение" ("Crystallizing public opinion"). Хотя развивавшиеся в Европе PR-технологии находились под большим влиянием американского подхода, после войны здесь начала постепенно развиваться собственная модель научной школы "паблик рилейшнз"[1]. В Германии сложилась совершенно иная, отличная от Западной концепция «public relations», которая выставляла связи с общественностью в форме инструмента интеграции общественных сил, с помощью которого возможно обеспечение постоянного взаимодействия в политических, экономических и социальных сферах и при содействии которого появляется возможность сдержать, так называемый, эффект отчужденности людей.

Актуальность исследования, которое будет проводиться в дипломной работе, очевидна: отечественные политические ученые и аналитики занялись проблемами «public relations» технологий только лишь с 1991 года, после появления возможности альтернативных выборов. Серьезные и четко сформированные школы «public relations» в России еще только начали формироваться, однако уже довольно долго по времени исследуется и разрабатывается целая система важнейших проблем политической науки в сфере «public relations». Глубокое изучение проблем самостоятельности политического PR, его разницы и отличия от политической рекламы, а также правил пропаганды, провели такие ученые как С.А.Марков, Г.Г. Почепцов, И.Б. Манн, которые утверждают, что «public relations» – это самостоятельная сфера в политической науке. По их мнению, она занимается организацией внешней связи, одной из главных сторон которой непременно является общественность и общественное мнение. Этим данные исследователи прямо оппонируют школе «public relations» С.Ф. Лисовского, которая приравнивает политический PR к рекламе и сводит всё к ситуации выборов, чем очень сужает подход. Хотя «другая сторона медали» - Филипп Буари, который еще в 1964 году, в своем «Манифесте PR» разоблачил подобные мнения и выявил несовместимость этих понятий. Исследованием взаимосвязей «public relations» и пропаганды занимались такие ученые-аналитики как Б.Л.Борисов, в своей книге «Технологии рекламы и PR» он утверждал, что это довольно спаянные вместе понятия, различия которых состоят только лишь в среде обитания, а именно – в политических режимах. Продолжая традицию профессора Тэйлора, российские ученые, а именно Э.Е. Старобинский утверждает, что «public relations» является частью пропаганды. С ним совершенно согласен И.С. Березин, который отвел большое количество своих исследований тому, что пропаганда представляет собой часть PR[2].

Проблематикой исследования «public relations» технологий, изучаемых современной наукой, являются так называемые процессы «чёрного» PR. Многие, кто изучал «public relations», посвятили свои исследования «чёрному» PR. В числе этих ученых видные профессионалы своего дела, такие, как С. Ф. Лисовский, А. В. Пониделко, А. В. Лукашев, Г. Г. Почепцов, Ю. А. Деревицкий, О. Н. Карпухин, М. М. Григорьев. Так, Лукашев и Пониделко в своем научном труде «Анатомия демократии, или Черный PR как институт гражданского общества» высказали мысль о том, что так называемые «грязные» технологии «public relations» стали нормой общества в России и их применение вызвано общим спадом морально-духовного уровня населения[3]. Другие же специалисты, такие как А.В. Гусаковский и М.М. Григорьев, довольно справедливо замечают, что в вопросе выборов цель всегда оправдывает средства, естественно, если эти средства не будут нарушать действующих законов. Иными словами, нет никакого «чёрного» или официального «public relations», есть только эффективные, или неэффективные технологии, которые применяются в предвыборной борьбе. Хотя, есть еще один не менее важный фактор, такой, как «чистота» технологий с морально-этической стороны, но в данном случае часто «верх берёт» большой уровень размытости определения, как замечает исследователь С.Л. Слободнюк[4].

В области ведения информационной войны в политических процессах в последние годы появились труды таких ученых как В.Д. Попов, С.П. Расторгуев, А.В. Зиновьев, В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин, Ю.В. Крупнов, А.Г. Дугин, Р.А. Вахитов и других. Так, например, можно отдельно выделить труд Лисичкина и Шелепина «Третья мировая информационно-психологическая война», которая дает довольно четкий и обобщенный анализ тактики и стратегии информационных войн в нынешнее время, а также труд Г.Г. Почепцова «Революция. com », где приводится анализ технологий так называемых «цветных» революций и ряд других серьезных исследований. Однако региональный аспект в них освещен слабо, что подводит нас к необходимости изучения применения PR-технологий в информационных войнах на примере России.

Цель дипломной работы - изучение использования политических технологий массовых коммуникаций в области политической предвыборной борьбы и информационной политики на территории Российской Федерации, а также выявление главных характерных качеств и особенностей применения «public relations» технологий в создании положительного и отрицательного имиджа политика.

Для достижения целей важно решить следующие задачи исследования:

1). выявить основные черты и тенденции применения PR-технологий в политическом процессе в современной России;

2). выявить соотношение "public relations" технологий и административных ресурсов. Дать оценку применению PR-технологий в сфере развития демократических институтов и развития политической культуры общества;

3). изучить использование PR-технологий как инструмента информационной политики различных политических субъектов;

4). выявить главные принципы правового регулирования применения PR-технологий для управления, предупреждения и ликвидации очагов политической напряженности.

5). дать оценку современным методам политического пиара.

Объектом исследования является политический процесс в сфере массовых информационных коммуникаций и воздействие масс-медиа на общественное мнение в ходе демократических процессов в России.

Предметом данной дипломной работы является поиск наиболее эффективной политической технологии, прежде всего из области «public relations», применяемые в ходе политических избирательных кампаний и в других методах политической борьбы.

Методической базой для исследования послужит классическая политология, которая в данном исследовании поможет рассмотреть инструменты, методы и основные принципы «public relations», основанные и сформулированные еще в начале прошлого века ведущими исследователями в этой области познания, такими как С. Блэк, Э.Л. Бернейз, А. Ли, А. Оэкл и другими.[5]

В соответствии с намеченной целью и определёнными задачами, в первой главе исследования автор дипломной работы повествует о сущности PR технологий, их задачах и целях, субъектах, принимающих участие в политической борьбе и о рекламе, позволяющей влиять на ход политических конфликтов. Вторая глава будет посвящаться описанию формирования имиджа политика как положительного, так и отрицательного, дефиниции понятия «чёрный пиар». Далее, в третьей главе будут проанализированы зарубежный и российский опыт правового регулирования PR технологий, применяющихся в осуществлении политического противостояния.



Негативный пиар

 

Понятия и идеи. Важно подчеркнуть, что восприятие, понимание и практика PR существенно зависят от экономической ситуации, зрелости общества. По мере внедрения технологии PR, расширения сферы ее применения, накопления опыта трактовка назначения PR проходит несколько стадий, каждой из которых соответствует свой образ PR. В цитированной выше заметке из «Финансовых Известий» приводилась принятая в американской литературе периодизация развития PR, в которой различаются четыре основных этапа:

(1) Манипулятивная модель (манипуляция, пропаганда) — «циничное» понимание PR как манипуляции общественным мнением, его однонаправленной обработки для достижения коммерческих или иных целей. Главными характеристиками этой модели являются:

- использование любых средств для привлечения внимания общественности и оказания давления на нее;

- игнорированием правдивости, объективности, этических аспектов;

- явное или неявное понимание потребителя (как и прочих адресатов PR) в качестве простого объекта («жертвы») информационной и маркетинговой агрессии;

- предпочтение СМИ как главного инструмента;

- PR выглядит как ряд импульсивных спорадических акций «одноразового применения».

В случае применения манипулятивного подхода усилия в области РR имеют характер пропагандистско-рекламный (см. ниже). PR-акции ориентированы целиком и полностью вовне и осуществляются обычно привлекаемыми сторонними специалистами, по преимуществу — журналистами. Неслучайно для такого подхода характерны именно журналистские приемы PR. Но все же такое отношение к PR является ограниченным, что многие исследователи уже доказали.

Еще в 1930-е годы, когда отношение общественности к большому бизнесу было довольно прохладным и даже недоброжелательным, П. Гэррет, получивший от совета директоров «Дженерал моторс» предложение (и 1 миллиард долларов на его выполнение) изменить настроение людей, отказался от него, мотивируя отказ тем, что ряд изменений следует осуществлять прежде всего в самом бизнесе. На настроения людей и общественное мнение можно влиять не созданием фальшивого имиджа, а реальными делами, учетом интересов и забот потребителей. Во время полуторамесячной забастовки П.Гэррет и другие специалисты по PR встали на сторону профсоюза, который в конечном счете добился своего от «Дженерал моторс». Однако, благодаря энергичной деятельности того же П. Гэррета, в общественном мнении были сформированы позитивный образ корпорации и доброжелательное отношение публики. П. Гэррет, ставший классиком PR, в своей знаменитой статье о PR как части корпоративной политики («Форчун», 1939 года) ставил перед предпринимателями задачу «пробудиться от сна и с помощью PR сделать американскую экономику устойчивой», для чего необходимо исходить из долговременной программы выявления того, что нравится и необходимо людям.

Однако на ранних стадиях формирования рыночной экономики манипуляционная трактовка PR оказывается фактически неизбежной. Это убедительно подтверждает и практика использования PR в современном российском менеджменте. И деловыми людьми, и изрядной частью журналистов PR рассматривается как «косвенная реклама», как пропаганда, не чурающаяся искажения информации, а то и прибегающая к дезинформации общественности. Обусловлено это не только низкой личной культурой, зачаточным состоянием этики бизнеса, а прежде всего кратковременностью целей бизнеса. Не следует забывать и об инерции пропагандистско-манипулятивного отношения к информации, сохранившегося с советских времен.

Однако по мере вызревания рыночных отношений, стабилизации экономики, социально-политической жизни все более отчетливо проявляются не только степень ущербность и недальновидность этого понимания назначения PR, но его непосредственная опасность для долговременных интересов и целей фирмы. Модно смело сказать, что даже в рассматриваемой нами сфере - в политике возможности манипулятивной модели стали весьма ограничены. Как сказал У. Черчилль, можно долго обманывать немногих людей, но никому еще не удавалось постоянно обманывать весь народ.

Очевидные провалы информационных действий российского правительства в ситуации с гибелью подводной атомной лодки «Курск» убедительно показали, что в PR главное не самоудовлетворение власти, а лояльность общественного мнения. Если же пресса и общественность возмущаются информационной политикой власти, то менять надо не прессу, а политику.

Главными существенными характеристиками модели информирования являются:

- осознание необходимости систематической работы со СМИ;

- информирование общественности, распространение информации о деятельности фирмы;

- точная и правдивая информация, хотя возможна — неполная, так как иногда негативные факты и события замалчиваются;

- изучение общественного мнения, необходимость обратной связи с общественностью не предполагается;

- PR трактуется преимущественно как занятие журналистов, «прописавшихся» на фирме.

Как и предыдущая, данная модель носит однонаправленный (асимметричный), одноканальный характер.

Модель «взаимопонимания» (асимметричная, двусторонняя). Для этой модели PR характерен переход от однонаправленных пропагандистско-рекламных воздействий к информированию общественности с целью разъяснения намерений и возможностей политического деятеля для того, чтобы социальные среды фирмы правильно понимали и адекватно реагировали на действия политика, положительно относились к нему и поддерживали его.

Главными характеристиками данной модели являются:

- широкое применение изучения общественного мнения, в первую очередь, с целью разъяснения, какая информация вызовет положительную реакцию общественности;

- двусторонняя (диалоговая) деятельность PR, однако она все-таки остается асимметричной, поскольку от коммуникации выигрывает только фирма, ее интересы имеют доминирующий характер — в лучшем случае, достигается некоторая взаимная выгода.

Речь идет, таким образом, о смене манипуляционно-убеждающих установок на более мягкие (но более эффективные) для достижения достойного уровня взаимопонимания. Потребитель из подверженной жертвы агрессивных PR-действий превращается в адресата социально-разъяснительного информационного воздействия, то есть является одной из сторон процесса, но все же пока самой пассивной.

Модель социального партнерства (двусторонняя, симметричная). Эта наиболее зрелая модель PR ориентирована не столько на «выход», сколько на «вход» системы, на изучение, анализ и осмысление общественного мнения и социальной среды в целом. Для нее характерно следующее:

- осознание необходимости не только взаимопонимания, но и сотрудничества фирмы с ее социальной средой;

- «симметричность», т. е. выстраивание баланса интересов фирмы и компонентов ее социальной среды;

- PR из приложения к рекламе и маркетингу становится важнейшим компонентом стратегии политика, выработки и реализации долговременных целей, связанных не столько с кратковременными политическими процессами, такими, как выборы, а с долговременными целями существования и развития политического деятеля в целом;

- доминирование сторонних специалистов и консультантов сменяется формированием собственных политических служб PR, и влияние этих служб и специалистов все более и более возрастает;

- акцент на отдельных спорадичных PR-кампаниях сменяется акцентом на непрерывную систематическую работу над продвижением образа и репутации фирмы, а также ее первых лиц;

- от быстрого реагирования «ad hoc» политическая партия во главе с политическим лидером переходит к профилактике ЧП и конфликтов, анализу перспектив и выработке соответствующих рекомендаций;

- адресат PR при этом воспринимается не столько как пассивная сторона, сколько как главный ориентир выработки стратегии политика, как социальный партнер;

- при оценке эффективности PR-деятельности учитываются не только политические показатели, но и социальные, «нематериальные активы».

Каждая из перечисленных моделей в какие-то моменты выходит на первый план в реальной практике PR — конкретного политика, конкретного рынка, отрасли, региона, страны в целом, а то и в глобальном масштабе. Поэтому их связь с периодизацией развития PR очевидна. Как и во взаимоуважении, в зрелой PR-деятельности сохраняются элементы других подходов: манипулятивного (формирование общественного мнения) и в духе взаимопонимания (разъяснение и информация). Однако они интегрируются в более сложный комплекс целей и мотиваций. Поэтому полностью развести понятия «PR» и «реклама», «PR» и «пропаганда» трудно, Универсально чистой модели PR нет. Существуют модели PR, вызревающие в конкретном обществе со свойственной данному обществу культурой, конкретной политико-экономической ситуацией.

После рассмотрения главных моделей PR можно трезво судить о таком понятии, как «черный пиар». В это контексте чрезвычайно показательна нынешняя российская ситуация и характерное для нее понятие «черного пиара» — деятельности, направленной на разрушение позитивного имиджа других политиков или лиц. Используемые при этом методы находятся на грани, а то и за гранью норм права и морали. Можно ли рассматривать «черный пиар» в качестве PR?

Серия избирательных кампаний, проведенная в крайне неприличной манере, очевидная агрессивная и нескрываемая продажность некоторых СМИ и журналистов привели к закреплению в массовом сознании стереотипа: если пиар, то обязательно черный.

В принципе PR плохо укладывается в особенности российского духовного опыта. Получается, то ли свое «истинное» лицо скрыть человек хочет, то ли личину какую-то надеть. То ли лицемерие, то ли самозванство получается. А ведь о душе думать надо. И, как говорил классик русской литературы, «полюбите нас серенькими, чистенькими-то нас каждый полюбит»[28]. Поэтому, в сознании русского народа если политик, то продажный, а если пиар, то черный.

Одно дело — массовое сознание обывателя. Но беда, когда такие представления доминируют в сознании профессионалов PR, журналистов, предпринимателей, менеджеров и политиков, когда они кладутся в основу учебных курсов и практикумов, когда в таком ключе пишутся учебники и рекомендации.

Без сомнения, необходимо еще одно важное уточнение. В бизнесе, как и в политике, всегда присутствует нечто скрытое, что появляется позже, связанное с кризисным менеджментом, проведением спецопераций. «Черный пиар» это не только ложь, дезинформация, он также довольно часто сочетается с провокациями, запугиваниями, а то и прямым насилием.

В этой связи в профессиональном сообществе сформировались две основные позиции. Согласно первой, следует четко различать PR и кризисный менеджмент. У них все разное: профессионализм, инструменты и оружие, начальство. И тогда лучше пиармену не браться за кризисный менеджмент. И дело не столько в конечном результате, но и в косвенных последствиях. Пиармену, засветившемуся в неоднозначном контексте, будет уже практически невозможно вести публичную деятельность: его слова, действия будут восприниматься и интерпретироваться как часть некой новой «спецоперации»[29].

 

Зарубежный опыт

 

Западные исследователи и аналитики в своих трудах исходят из того, что «public relations» - это взаимоотношения между властью и общественностью. Таким образом в данном процессе предполагается диалог между властью и обществом да. PR (общественные отношения) в демократических обществах должны основываться на добровольном желании общества и власти получать информацию друг от друга, быть открытыми и готовыми к конкретному к сотрудничеству. Для нас важен тезис, что общественность можно рассматривать либо как совокупность потребителей, либо как совокупность людей, которые имеют определенное общее мнение. А главная задача "public relations" – это донести точную информацию до общественности и получить информацию от общественности и об общественности, чтобы затем использовать ее в управляющей деятельности.

В отношении регулирования деятельности СМИ в ходе выборов в национальных законодательствах наблюдаются порой существенные различия. Различия во многом обусловлены особенностями политической культуры в разных странах. Однако, несмотря на наличие разброса мнений о необходимости и масштабах регулирования СМИ, везде признается, что средства массовой информации играют ведущую роль в информировании электората.

1. Во многих странах правовое регулирование поведения СМИ в ходе выборов практически отсутствует. При этом подобная позиция объясняется тем, что не существует причин для включения соответствующих положений в национальное законодательство.

В отношении этих стран необходимо отметить, что «пробел» в нормативной базе не стоит трактовать однозначно. С одной стороны, подобная ситуация наблюдается в странах, где государство или определенная политическая партия, группа имеет монополию на СМИ, как, например, в Зимбабве. В таких случаях отсутствие конкретных правил, регулирующих работу СМИ на выборах, дает возможность правительству использовать ресурс СМИ в своих интересах.

С другой стороны, неполнота нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере может означать, что в данной стране деятельность СМИ регулируется соответствующими условиями. То есть существует свободный обмен политическими идеями в прессе и эфире, и каждая партия имеет на справедливой основе доступ к СМИ для доведения своих идей до электората.

Соединенные Штаты Америки

В США, по существующей традиции, свобода слова признается неотъемлемым правом граждан, и любое посягательство на ограничение этого права, а именно так понимаются меры принудительного нормативного регулирования, крайне негативно воспринимается общественностью. Плюрализм частных СМИ априори принимается в качестве гарантии того, что весь спектр политических взглядов найдет свое выражение. Поэтому к СМИ применяется минимальная степень регулирования.

Первая поправка к Конституции запрещает Конгрессу принимать законы, ограничивающие свободу слова. Так, освещение опросов общественного мнения СМИ считается законным проявлением свободы слова в ходе выборов, и соответственно не ограничивается законом.

Более того, в США действует система прецедентного права. Однако законодательное регулирование деятельности СМИ всё равно осуществляется благодаря вынесению целой серии судебных решений, истолковывающих пределы применения запрета, наложенного Первой поправкой, в каждом конкретном случае. В результате, законодательное регулирование деятельности СМИ осуществляет Конгресс и специально созданные им органы, главным из которых является ФКС (Федеральная Комиссия по Связи).

В США действует принцип соответствия практики работы СМИ критериям объективного изложения. Так, ответом ФКС на постепенно формирующиеся спорные вопросы в деятельности СМИ стало появление доктрины беспристрастности. Доктрина, по сути, означает, что СМИ должны по любому спорному вопросу представлять различные точки зрения. Редакция СМИ может отстаивать свою позицию, но при этом соблюдать равновесие взглядов. Доктрина распространяется и на любые политические комментарии.

Особое место в практике регулирования деятельности СМИ в ходе выборов занимает вопрос о защите чести, достоинства и репутации политических деятелей, кандидатов на выборах как частных лиц. Единого законодательства о клевете, или диффамации, не существует. В каждом американском штате по общему праву каждому лицу обеспечивается защита от оглашения или распространения третьим лицам порочащей или дискредитирующей его информации. В среднем против американских СМИ ежегодно выдвигается около 500 судебных исков, в которых содержатся обвинения в нанесении ими вреда репутации отдельных лиц или групп лиц. Участие государства в данных разбирательствах заключается в том, что оно через судебную систему выступает в качестве арбитра в споре частных сторон.

В судах установилась специальная практика рассмотрения подобных дел. Истцам достаточно сложно доказать факт клеветы и таким образом восстановить свое доброе имя, а репутация для политика в период выборов является один из наиболее значимых факторов приобретения электоральной поддержки. Чтобы доказать факт клеветы необходимо доказать наличие четырех критериев:

· диффамации

В целом, учитывая различия в определении диффамации в разных штатах, диффамацией признается сообщение, вследствие которого люди становятся объектом проявления ненависти, презрения или предметом насмешек; которое унижает их в глазах других людей; ведет к их изоляции или причиняет им вред в бизнесе, сфере деятельности или профессии. Примеры - слова и выражения, которые предполагают, например, совершение незаконных действий или наличие сомнительных интимных связей.

· публикации

Публикация означает, что порочащие доброе имя сведения появились в такой форме, в которой их могут соответствующим образом воспринять другие люди (помимо автора диффамации и истца).

· идентификации

Истец должен убедить суд, что именно он являлся «объектом нападения». Например, изображение на фотографии, упоминание имени.

· небрежности (то есть вопрос о том, допустили ли работники СМИ небрежность в своей деятельности)

Однако даже если истцам удается доказать наличие всех указанных критериев, еще не факт, что их иски будут удовлетворены, поскольку СМИ могут использовать весомые аргументы в свою защиту. Например, часто СМИ удается убедить судей, что информация, воспринятая истцом как диффамация, являлась справедливой критикой. Тем не менее в некоторых штатах ответчик должен обязательно доказать отсутствие злого умысла.

2. В некоторых странах предусматривается определенная доля регулирования работы СМИ в ходе выборов, что составляет часть процесса обеспечения равных условий конкурентной борьбы политических субъектов.

Так, европейские законодатели стремятся устанавливать правила более обязательного характера. В Европе давно существует практика вмешательства государства в работу национальных вещательных средств, чего никогда не было в Соединенных Штатах Америки. В результате многим западноевропейским государствам удается добиться справедливого с их точки зрения использования ресурсов радио- и телевещания, а также спектра частот, для освещения программных позиций различных кандидатов, при этом не отдается предпочтение правящей партии.

Германия

В ФРГ правовое регулирование деятельности СМИ в период выборов осуществляется на основе целого комплекса нормативных актов, среди которых основными являются Конституция (Основной Закон), законы федеральных земель о печати и телерадиовещании, Федеральный закон о выборах, Закон о политических партиях, Закон о проверке правильности выборов.

В Германии действует требование непредвзятого и справедливого освещения выборов со стороны СМИ. Так, законодательство Германии запрещает опубликование после голосования результатов опросов избирателей о том, за кого они проголосовали, до истечения времени голосования.

Кроме того, существуют разнообразные положения, защищающие право человека на защиту от клеветы. Права на защиту репутации и чести защищены Конституцией, а также целым рядом гражданских и уголовных законов. Раздел 185 Уголовного кодекса запрещает клевету. Согласно разделу 823 Уголовного кодекса, против органов прессы может быть возбужден гражданский иск за нарушения, определенные в УК. Согласно разделу 826 УК, «аморальная» или злобная публикация может повлечь за собой возбуждение дела против СМИ. Деловую репутацию защищают статьи 14 и 15 Закона против нечестной конкуренции и статья 824 Гражданского кодекса. Эти положения устанавливают ответственность за обнародование ложных сведений, способных нанести вред деловой репутации гражданина.

3. Можно выделить также группу стран, которые занимают промежуточное положение. В этих государствах распространена система добровольного саморегулирования, в соответствии с которой представители СМИ соглашаются принять ряд правил по самоограничению в силу особых требований, существующих в период выборов.

Великобритания

В Великобритании, как и в Германии, существует требование непредвзятого и справедливого освещения выборов со стороны СМИ. Реализация этого принципа на практике осуществляется различными способами.

Например, в Великобритании стандарт непредвзятого и аккуратного представления информации в рамках телевещания определен положениями Инструкции для продюсеров корпорации Би-би-си и Программного кодекса Независимой комиссии по телевещанию. Инструкция Би-би-си предписывает телеканалам в процессе освещения выборов представлять не только мнения прямых конкурентов, но и отражать мнение третьей стороны. Кроме того, Инструкция мотивирует вещателей предоставлять пострадавшей стороне возможность для ответа в том случае, когда некомпетентность журналиста или диффамационный характер материала очевиден.

Более того, в Великобритании действует запрет на работу представителей СМИ в эфире, когда они баллотируются на выборах. Однако он определен не законом, а зафиксирован в Инструкции для продюсеров Би-би-си, и телекомментаторы неукоснительно следуют данному положению.

В Великобритании существует добровольная практика не освещать результаты опросов общественного мнения в день выборов, и такое ограничение практически повсеместно выполняется. Би-би-си, например, имеет свои собственные четкие внутренние инструкции, определяющие порядок освещения опросов общественного мнения, которые вот уже в течение многих лет применяются эффективно.

С 1996 года в Великобритании действует Закон о диффамации. Клеветническим признается заявление, которое вызывает насмешку над потерпевшим, неуважение или ненависть к нему. Однако защита репутации политического деятеля осуществляется обычно через суд. Суд присяжных должен определить, является ли заявление клеветническим в тех случаях, когда судья изначально не счел его оскорбительным. Присяжные должны определить характер спорных сведений с точки зрения “простого читателя”. Помимо этого, истец должен доказать, что диффамационное заявление относится именно к нему.

 

Заключение

 

Шаблоны, которых должны придерживаться политические силы, осуществляя борьбу за большой государственный пост, обусловливаются тотальной обстановкой в стране или регионе, социокультурной характеристикой населения, чертами менталитета. При формировании программы борьбы следует иметь в виду, что все методы осуществления политического PR должны соответствовать конкретным обстоятельствам, событиям, выбору, соотношению двух его составляющих: базового и актуализированного характера. В контекстах избирательных кампаний главными проблемами для политика и его имиджмейкеров являются поиски способов концептуальных соглашений между устоявшимися традициями и новациями, так как, если имидж не будет обновляться, то соответственно и лидер не будет приобретать новых сторонников, в то же время, когда имидж обновляется чересчур смело, лидер может лишиться прежнего электората.

Политико-идеологические направления в позициях лидеров, представляющих определённые политические течения слабее всего влияют на взаимоотношение к ним основной численности избирателей, хотя это остаётся существенным фактором для других электоральных группировок. В результате исследования, проведённого в данной дипломной работе, было выявлено, что ещё не так давно преобладавший в российском политическом шаблоне имиджа «универсальный политический лидер», больше таким не является. Борьба разворачивается, таким образом, не только за имидж самого политика, но и за финансовые средства, которыми рассчитывает овладеть его окружение. Те категории политиков и финансистов, которые понимают это, не будут жалеть средств на проведение рекламных и PR кампаний.

Среди российского электората возрастает спрос на энергичных и результативных лидеров. Высоких оценок ожидают и от политических партий, которые они представляют. Например, во В. В. Путине и партии «Единая Россия» по всем настоящим показателям воплотилось многое из того, о чём давно мечтали граждане РФ и чего они склонны были ожидать от национального лидера. Между тем, бытует мнение о том, что никакими технологиями нельзя создать имидж политика вне зависимости от того, что он собой представляет. Что в определённом контексте имидж – это проявление функции личного характера, убеждения, опыт практической деятельности, профессиональных навыков, а также явственности и личных убеждений, которые может политик доказать и преподнести на публике. Но по мнению автора данного исследования, такая точка зрения является ошибочной. Не стоит недооценивать мощную профессиональную громаду системы PR технологий, которые могут формировать и направлять общественное мнение и манипулировать им в интересах определённых лиц. Существование «чёрных» или как их ещё называют, «грязных» PR – яркое тому подтверждение.

Итак, в результате проведённого автором исследования в данной дипломной работе, можно сформулировать следующие выводы:

1). разработкой политического PR в Российской Федерации занимаются довольно вяло. Подобная наука до сих пор является неизученной «междисциплинарная дефиниция» политических партий и самого политического лидера для отечественной науки, требует концептуального изучения и методологического обоснования. Для этого нужно анализировать имеющиеся подходы к дефиниции термина в социологии, психологии и, в первую очередь, в политологии. При этом необходимо обращаться к теории и практике зарубежных учёных, так как на Западе подобные технологии уже выделены в ранг науки и изучаются обособленно от других;

2). при постижении сути понятия PR технологий была изучена сравнительная характеристика и раскрыты отличия от близкого к нему понятия – рекламных методов. Изучение PR технологий, участвующих в борьбе политических партий, обладает большой практической значимостью, так как может позволить обширно применять весь спектр инструментов по формированию согласия и для достижения политического консенсуса, особенно во время проведения предвыборных кампаний;

3). выявлены основные способы борьбы с «грязными» PR технологиями, которые могут реально помешать имиджмейкерам при осуществлении предвыборной агитации, также было доказано, что важно внимательно следить за их действиями и за методами, при помощи которых конкуренты могут свести усилия имиджмейкеров к нулю. Черным избирательным технологиям в последнее время, особенно в России, отводят основное место, так как именно «чёрные» технологии способны устраивать «оранжевые революции»;

4). была дана оценка формированию современных информационных каналов, осуществляющих своё влияние на формирование определённого имиджа политического лидера и его партии. В третьей главе анализировались воздействия, осуществляемые в Интернете, такие инструменты социальных медиа, как: блоги, подкасты, онлайн-видео и социальные сети, которые имеются сегодня и доступны миллионам пользователей. Несмотря на то, что традиционные медиа-каналы продолжают играть важнейшую роль в распространении информации, они все больше попадают под влияния онлайн-проектов.



Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст.2 п.4, с доп. и изм. по состоянию на по состоянию на май 2010

2. Закон РФ "О средствах массовой информации" (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1 с доп. и изм. по состоянию на 01.01.2010

3. Федеральный Закон «О рекламе» Одобрен Советом Федерации от 3 марта 2006 года (с изм. и доп., вступающими в силу с 22.01.2010) п.1 ст.3

4. PR-деятельность как средство получения финансирования и как «борются» издания за рекламу. Собственная информация журнала «Новости СМИ» №11 2009

5. Авченко В. Политтехнологии. Глава 1. Теория политического манипулирования в современной России. – М. - 2010 §1, с. 14

6. Березкина О. П. Политический имидж в современной политической культуре: дисс. канд. псих. наук. СПб., 1999, стр. 177-178

7. Бернейз Э.Л. «Кристаллизируя общественное мнение»//http://www.letopis.info, Блэк С. «Паблик рилейшнз», - Сирин, 2003 г.

8. Гиллин П., старший научный сотрудник, Ассоциация Исследования Новых Средств Коммуникации. Новые средства медиа, новые агенты влияния и способы применения медиа-технологий в PR-деятельности. Society for New Communications Research. All rights reserved. Printed in the United States of America - 2010

9. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. - М. – 1999

10. Зиновьев А. Последнее интервью // www.contr-tv.ru

11. Иванова Л. М. Миф о герое в политике (на примере избирательных кампаний). Материалы межвузовской научной конференции "Новая Россия: политические реалии и политические мифы". М., НБ РГГУ, 1996

12. Карпов К., Медовников Д., Хазбиев А. Имидж по-чёрному. - Эксперт, - 10.02.97

13. Качалов М. Трансформация РR-рынка и РR-индустрии в путинские времена. "Советник", 2006, N 1

14. Киселев М.В. - Психологические аспекты пропаганды, 2005 г. // http://www.psyfactor.org/propaganda

15. Ли «Декларация о принципах» //http://preduc.h10.ru,

16. Кошелюк М. Е. Технологии политических выборов. СПб. "Питер", 2004, стр. 117-121

17. Лукашев А.В., Пониделко А.В. Анатомия демократии, или черный PR как институт гражданского общества. - М.: Издательство. Бизнес-Пресса - 2001

18. Любашевский Ю.Я. Хронология и динамика развития «паблик рилейшнз» в мировом пространстве// http://preduc.h10.ru

19. Мигранян А. Россия в поисках идентичности. М., 1999, стр. 116-120

20. Олехнович К. С. PR технологии в политических процессах. – Ростов-на-Дону. – 2007,с. 7

21. Панкратов Ф., Баженов Ю, Серёгина Т, Шахурин В. Рекламная деятельность (учебник для вузов). М., 1999

22. Радкевич С. Большинство известных технологий универсально//http: //www.nikkolom.ru/statya/12786

23. Расторгуев С.П. Информационная война. М., 1998. С. 230.

24. Тульчинский Г., профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Проблема «черного PR». PR и этика современного российского бизнеса: особенности и перспективы. - 2004

25. Тульчинский. Г. PR фирмы: технология и эффективность. - С.-Петербург: Алетейя. – 2001, с. 50-51

Фирсов А. Кому на Руси агитировать хорошо// Выборы: законодательство и технологии. 2001. N11

26. Хамраев В. Дмитрий Медведев и Сергей Иванов вышли во второй тур будущих президентских выборов. "КоммерсантЪ", 2006, 15 декабря

27. Цуладзе А. Отечественные политики не выживут без «раскрутки». Политические технологии в эпоху Путина. - Сегодня, - 27.04.00

28. Шестопал Е. Б. Оценка гражданами личности лидера. "Полис". - М., - 1997, N 6, стр. 58

29. Политическая имиджелогия / Под ред. А.А. Деркача, Е.Б.Перелыгиной и др. – М.: Аспект Пресс, - 2006

30. Образ идеального президента PC (Я). Социологическое исследование. Под ред. общественной академии "Шаг в будущее", рук. В. Д. Михайлов. Якутск: Якутский гос. ун-т им. М. К. Аммосова, общественная академия "Шаг в будущее", 2004, стр. 16-19

31. Возвращение блудного отца. "Комсомольская правда", 1996, 31 мая, стр. 12-14

32. Политические коммуникации/ Отв. ред. А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2004. – с. 141

33. Глобализация и информационные войны // Информационная политика. – М.: РАГС. 2003

34. «Сокур и партнеры»: в 2009 году рынок пира–услуг составил около $850 млн.

// http://www.prnews.ru/release// - 1 апреля 2010 года

35. http://www.prnews.ru/release/ репортаж 1 апреля 2010 года

36. http://psyfactor.org/polman1.htm

37. http://prfirms.narod.ru/managment.htm

38. http://www.sovetnik.ru/pressclip/more/?id=19787

39. http://www.kremlin.ru/appears/2003/09/20/1641_type63374type63376type63378_52516.shtml

40. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/170447.html

 


[1] Любашевский Ю.Я. Хронология и динамика развития «паблик рилейшнз» в мировом пространстве// http://preduc.h10.ru

[2] Киселев М.В. - Психологические аспекты пропаганды, 2005 г. // http://www.psyfactor.org/propaganda

[3] Лукашев А.В., Пониделко А.В. Анатомия демократии, или черный PR как институт гражданского общества. - М.: Издательство. Бизнес-Пресса - 2001

[4] Олехнович К. С. PR технологии в политических процессах. – Ростов-на-Дону. – 2007,с. 7

[5] См. напр. Ли «Декларация о принципах» //http://preduc.h10.ru, Бернейз Э.Л. «Кристаллизируя общественное мнение»//http://www.letopis.info, Блэк С. «Паблик рилейшнз», - Сирин, 2003 г.

[6] Политические коммуникации/ Отв. ред. А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2004. – с. 141

[7] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст.2 п.4, с доп. и изм. по состоянию на по состоянию на май 2010

[8] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст.48 п.2 с доп. и изм. по состоянию на май 2010

[9] Тульчинский. Г. PR фирмы: технология и эффективность. - С.-Петербург: Алетейя. – 2001, с. 50-51

[10] http://www.prnews.ru/release/ репортаж 1 апреля 2010 года

[11] PR-деятельность как средство получения финансирования и как «борются» издания за рекламу. Собственная информация журнала «Новости СМИ» №11 2009

[12] Тульчинский Г. PR фирмы: технология и эффективность. - С.-Петербург: Алетейя. – 2001, с.52

[13] Тульчинский. Г.PR фирмы: технология и эффективность.- С.-Петербург: Алетейя. - 2001, с. 30, 31

[14] Глобализация и информационные войны // Информационная политика. – М.: РАГС. 2003.

[15] Расторгуев С.П. Информационная война. М., 1998. С. 230.

[16] Зиновьев А. Последнее интервью // www.contr-tv.ru

[17] «Сокур и партнеры»: в 2009 году рынок пира–услуг составил около $850 млн.// http://www.prnews.ru/release// - 1 апреля 2010 года

[18] Федеральный Закон «О рекламе» Одобрен Советом Федерации от 3 марта 2006 года (с изм. и доп., вступающими в силу с 22.01.2010) п.1 ст.3

[19] Авченко В. Политтехнологии. Глава 1. Теория политического манипулирования в современной России. – М. - 2010 §1, с. 14

[20] Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 №67-ФЗ, с изм. и доп. от 27.12.2009 N 357-ФЗ п.4 ст.2

[21] Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. - М. - 1999

[22] Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. - М. - 1999

[23] Панкратов Ф., Баженов Ю, Серёгина Т, Шахурин В. Рекламная деятельность (учебник для вузов). М., 1999

[24] Карпов К., Медовников Д., Хазбиев А. Имидж по-чёрному. - Эксперт, - 10.02.97

[25] Цуладзе А. Отечественные политики не выживут без «раскрутки». Политические технологии в эпоху Путина. - Сегодня, - 27.04.00

[26] источник http://psyfactor.org/polman1.htm

[27] Политическая имиджелогия / Под ред. А.А. Деркача, Е.Б.Перелыгиной и др. – М.: Аспект Пресс, - 2006.

[28] Тульчинский Г., профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Проблема «черного PR». PR и этика современного российского бизнеса: особенности и перспективы. - 2004

[29] http://prfirms.narod.ru/managment.htm

[30] http://www.sovetnik.ru/pressclip/more/?id=19787

[31] Березкина О. П. Политический имидж в современной политической культуре: дисс. канд. псих. наук. СПб., 1999, стр. 177-178

[32]Хамраев В. Дмитрий Медведев и Сергей Иванов вышли во второй тур будущих президентских выборов. "КоммерсантЪ", 2006, 15 декабря

[33]Шестопал Е. Б. Оценка гражданами личности лидера. "Полис". - М., - 1997, N 6, стр. 58

[34] Образ идеального президента PC (Я). Социологическое исследование. Под ред. общественной академии "Шаг в будущее", рук. В. Д. Михайлов. Якутск: Якутский гос. ун-т им. М. К. Аммосова, общественная академия "Шаг в будущее", 2004, стр. 16-19

[35]Мигранян А. Россия в поисках идентичности. М., 1999, стр. 116-120.

Поэтому имидж Б. Ельцина намеренно формировался на основе мифа "отца нации", который должен был решить все проблемы и защитить от всех невзгод (3 Возвращение блудного отца. "Комсомольская правда", 1996, 31 мая, стр. 12-14)

[36] Иванова Л. М. Миф о герое в политике (на примере избирательных кампаний). Материалы межвузовской научной конференции "Новая Россия: политические реалии и политические мифы". М., НБ РГГУ, 1996

[37] Кошелюк М. Е. Технологии политических выборов. СПб. "Питер", 2004, стр. 117-121

[38]Радкевич С. Большинство известных технологий универсально//http: //www.nikkolom.ru/statya/12786

[39]Качалов М. Трансформация РR-рынка и РR-индустрии в путинские времена. "Советник", 2006, N 1

[40] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст.2 п.1 с доп. и изм. по состоянию на май 2010

[41] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст.48 п.27 с доп. и изм. по состоянию на май 2010

[42] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст.56 п.6 с доп. и изм. по состоянию на май 2010

[43] Закон РФ "О средствах массовой информации" (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1 с доп. и изм. по состоянию на 01.01.2010

[44] Фирсов А. Кому на Руси агитировать хорошо// Выборы: законодательство и технологии. 2001. N11

[45] http://www.kremlin.ru/appears/2003/09/20/1641_type63374type63376type63378_52516.shtml

[46]Пол Гиллин, старший научный сотрудник, Ассоциация Исследования Новых Средств Коммуникации. Новые средства медиа, новые агенты влияния и способы применения медиа-технологий в PR-деятельности. Society for New Communications Research. All rights reserved. Printed in the United States of America - 2010

[47] Гиллин Пол, старший научный сотрудник, Ассоциация Исследования Новых Средств Коммуникации. Новые средства медиа, новые агенты влияния и способы применения медиа-технологий в PR-деятельности. Society for New Communications Research. All rights reserved. Printed in the United States of America - 2010


Введение

Проблематика PR, технологический аспект их применения в избирательной кампании и при ведении информационных войн, - являются предметом изучения отечественной политологии с конца 80-х годов. В западных научных материалах термин «PR» встречается гораздо раньше: исследователи и аналитики считают, что данный термин появился в 1807 году, впервые им апеллировал к своей аудитории третий Президент США Джефферсон.

С 20 по 40-е годы XX века наблюдался процесс активного становления «public relations» как профессии и как научной дисциплины. В 1923 году вышла в свет первая, посвященная применению PR на практике, книга Э. Л. Бернейза "Кристаллизуя общественное мнение" ("Crystallizing public opinion"). Хотя развивавшиеся в Европе PR-технологии находились под большим влиянием американского подхода, после войны здесь начала постепенно развиваться собственная модель научной школы "паблик рилейшнз"[1]. В Германии сложилась совершенно иная, отличная от Западной концепция «public relations», которая выставляла связи с общественностью в форме инструмента интеграции общественных сил, с помощью которого возможно обеспечение постоянного взаимодействия в политических, экономических и социальных сферах и при содействии которого появляется возможность сдержать, так называемый, эффект отчужденности людей.

Актуальность исследования, которое будет проводиться в дипломной работе, очевидна: отечественные политические ученые и аналитики занялись проблемами «public relations» технологий только лишь с 1991 года, после появления возможности альтернативных выборов. Серьезные и четко сформированные школы «public relations» в России еще только начали формироваться, однако уже довольно долго по времени исследуется и разрабатывается целая система важнейших проблем политической науки в сфере «public relations». Глубокое изучение проблем самостоятельности политического PR, его разницы и отличия от политической рекламы, а также правил пропаганды, провели такие ученые как С.А.Марков, Г.Г. Почепцов, И.Б. Манн, которые утверждают, что «public relations» – это самостоятельная сфера в политической науке. По их мнению, она занимается организацией внешней связи, одной из главных сторон которой непременно является общественность и общественное мнение. Этим данные исследователи прямо оппонируют школе «public relations» С.Ф. Лисовского, которая приравнивает политический PR к рекламе и сводит всё к ситуации выборов, чем очень сужает подход. Хотя «другая сторона медали» - Филипп Буари, который еще в 1964 году, в своем «Манифесте PR» разоблачил подобные мнения и выявил несовместимость этих понятий. Исследованием взаимосвязей «public relations» и пропаганды занимались такие ученые-аналитики как Б.Л.Борисов, в своей книге «Технологии рекламы и PR» он утверждал, что это довольно спаянные вместе понятия, различия которых состоят только лишь в среде обитания, а именно – в политических режимах. Продолжая традицию профессора Тэйлора, российские ученые, а именно Э.Е. Старобинский утверждает, что «public relations» является частью пропаганды. С ним совершенно согласен И.С. Березин, который отвел большое количество своих исследований тому, что пропаганда представляет собой часть PR[2].

Проблематикой исследования «public relations» технологий, изучаемых современной наукой, являются так называемые процессы «чёрного» PR. Многие, кто изучал «public relations», посвятили свои исследования «чёрному» PR. В числе этих ученых видные профессионалы своего дела, такие, как С. Ф. Лисовский, А. В. Пониделко, А. В. Лукашев, Г. Г. Почепцов, Ю. А. Деревицкий, О. Н. Карпухин, М. М. Григорьев. Так, Лукашев и Пониделко в своем научном труде «Анатомия демократии, или Черный PR как институт гражданского общества» высказали мысль о том, что так называемые «грязные» технологии «public relations» стали нормой общества в России и их применение вызвано общим спадом морально-духовного уровня населения[3]. Другие же специалисты, такие как А.В. Гусаковский и М.М. Григорьев, довольно справедливо замечают, что в вопросе выборов цель всегда оправдывает средства, естественно, если эти средства не будут нарушать действующих законов. Иными словами, нет никакого «чёрного» или официального «public relations», есть только эффективные, или неэффективные технологии, которые применяются в предвыборной борьбе. Хотя, есть еще один не менее важный фактор, такой, как «чистота» технологий с морально-этической стороны, но в данном случае часто «верх берёт» большой уровень размытости определения, как замечает исследователь С.Л. Слободнюк[4].

В области ведения информационной войны в политических процессах в последние годы появились труды таких ученых как В.Д. Попов, С.П. Расторгуев, А.В. Зиновьев, В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин, Ю.В. Крупнов, А.Г. Дугин, Р.А. Вахитов и других. Так, например, можно отдельно выделить труд Лисичкина и Шелепина «Третья мировая информационно-психологическая война», которая дает довольно четкий и обобщенный анализ тактики и стратегии информационных войн в нынешнее время, а также труд Г.Г. Почепцова «Революция. com », где приводится анализ технологий так называемых «цветных» революций и ряд других серьезных исследований. Однако региональный аспект в них освещен слабо, что подводит нас к необходимости изучения применения PR-технологий в информационных войнах на примере России.

Цель дипломной работы - изучение использования политических технологий массовых коммуникаций в области политической предвыборной борьбы и информационной политики на территории Российской Федерации, а также выявление главных характерных качеств и особенностей применения «public relations» технологий в создании положительного и отрицательного имиджа политика.

Для достижения целей важно решить следующие задачи исследования:

1). выявить основные черты и тенденции применения PR-технологий в политическом процессе в современной России;

2). выявить соотношение "public relations" технологий и административных ресурсов. Дать оценку применению PR-технологий в сфере развития демократических институтов и развития политической культуры общества;

3). изучить использование PR-технологий как инструмента информационной политики различных политических субъектов;

4). выявить главные принципы правового регулирования применения PR-технологий для управления, предупреждения и ликвидации очагов политической напряженности.

5). дать оценку современным методам политического пиара.

Объектом исследования является политический процесс в сфере массовых информационных коммуникаций и воздействие масс-медиа на общественное мнение в ходе демократических процессов в России.

Предметом данной дипломной работы является поиск наиболее эффективной политической технологии, прежде всего из области «public relations», применяемые в ходе политических избирательных кампаний и в других методах политической борьбы.

Методической базой для исследования послужит классическая политология, которая в данном исследовании поможет рассмотреть инструменты, методы и основные принципы «public relations», основанные и сформулированные еще в начале прошлого века ведущими исследователями в этой области познания, такими как С. Блэк, Э.Л. Бернейз, А. Ли, А. Оэкл и другими.[5]

В соответствии с намеченной целью и определёнными задачами, в первой главе исследования автор дипломной работы повествует о сущности PR технологий, их задачах и целях, субъектах, принимающих участие в политической борьбе и о рекламе, позволяющей влиять на ход политических конфликтов. Вторая глава будет посвящаться описанию формирования имиджа политика как положительного, так и отрицательного, дефиниции понятия «чёрный пиар». Далее, в третьей главе будут проанализированы зарубежный и российский опыт правового регулирования PR технологий, применяющихся в осуществлении политического противостояния.



Глава 1. Теоретические аспекты PR технологий в политической борьбе

Дата: 2019-12-22, просмотров: 277.