Понятие и психолого-педагогическая характеристика детей 7-8 лет с задержкой психического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 1. Состояние проблемы

 

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

Задачи исследования

 

1. Изучить данные научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Разработать методику коррекции осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития.

3. Проверить эффективность разработанной методики.

Методы исследования

 

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Анализ медицинских карт

3. Педагогическое тестирование.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

1. Анализ научно-методической литературы.

Для обоснования задач и выбора методов исследования изучалась литература по следующим отраслям науки: дефектология, теория и методика адаптивной физической культуры, специальная психология, математическая статистика. Список литературы включает в себя 40 источников.

2. Анализ медицинских карт.

Для определения уровня физического развития детей с ЗПР 7-8 лет были проанализированы медицинские карты. Были использованы следующие данные антропометрии: рост, масса тела, окружность грудной клетки (пауза), жизненная емкость легких и кистевая динамометрия.

3. Педагогическое тестирование.

Нарушение осанки определялось при помощи тестовой карты.

Схема тестирования: ребенок располагается в положении стоя на расстоянии 1,0-1,5 метра от обследователя. Осмотр начинают после того, как ребенок несколько успокоится, у него исчезнет напряженность и он примет обычную позу. Для того, чтобы яснее видеть расположение остистых отростков позвонков (которые хорошо прощупываются пальцем), на вершине каждого из них, ватным тампоном, смоченным йодной настойкой, ставится точка, и чертой отмечаются последние позвонки каждого отдела позвоночника.

Результаты данного тестирования оцениваются следующим образом:

1. Нормальная осанка - все отрицательные ответы;

2. Незначительные нарушения осанки: положительные ответы на

3. вопросы в номерах 3, 5, 6, 7 (один или несколько).

4. Выраженное нарушение осанки - положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько).

Организация исследования

 

Исследование проводилось в 4 этапа.

На первом этапе проводился анализ научно-методической литературы, по изучаемой проблеме.

На втором этапе было проведено педагогическое тестирование уровня развития двигательных качеств и проводился осмотр осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития. Всего было исследовано 32 ребенка в возрасте 7-8 лет с ЗПР обучающихся в классах компенсированного обучения. Исследования проводились на базе общеобразовательных школ № 118 и № 30 г. Омска.

На третьем этапе был проведен педагогический эксперимент, целью которого являлось проведение экспериментальной методики коррекции осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития.

Эксперимент проводился в течение 3 и 4-ой учебной четверти в 2007 - году на уроках лечебной физической культуры.

На четвертом этапе исследования проводились: обработка и описание полученных результатов и оформлялась выпускная квалификационная работа.



Глава 3. Обсуждение результатов исследования

 

Выводы

 

1) Анализ научно-методической литературы показал, что в доступной нам литературе недостаточно научно-обоснованных методик коррекции осанки у детей ЗПР 7-8 лет.

2) Разработана экспериментальная методика коррекции осанки у детей ЗПР 7-8 лет на занятиях ЛФК.

3) Эффективность методики доказана положительной динамикой изменений в экспериментальной группе при диагностике осанки: нормальная осанка - у 60 % детей, незначительные нарушения - 30%, и выраженные нарушения - у 10% детей.

4) В результате воздействия экспериментальной методики коррекции осанки у детей ЗПР произошли достоверные улучшения показателей физического развития (сила кисти и ЖЕЛ).

5) После проведения экспериментальной методики улучшилась показатели в тестах, отражающих уровень физических качеств ("наклон туловища вперед" - 64%; "удержание туловища" - 48%; "поднимание туловища" - 45 %; проба Ромберга "пяточно-носочная" - 34 %).

Практические рекомендации:

1) Для определения нарушения осанки у детей ЗПР необходимо использовать тестовой картой. Осмотр начинать после того, как ребенок успокоится, у него исчезнет напряженность и он примет обычную позу.

2) Разработанная методика коррекции осанки может быть рекомендована учителям физической культуры к использованию в практике физического воспитания и инструкторам ЛФК в специальных коррекционных школах VII вида и в классах компенсирующего обучения для детей ЗПР.

3) Комплексы упражнений направленных на формирование и укрепление правильной осанки рекомендованы учителям и инструкторам ЛФК во время проведения утренней гигиенической гимнастики.



Список литературы

 

1. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа / Автор составитель О.Э. Акенова // Под общей ред. С.П. Евсеева. - СПб.: СПб ГАФК им. Лесгафта, 2003. - 160 с.

2. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры / Т.П. Бегидова. - М.: Физкультура и спорт2, 2007. - 183 с.

3. Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения / Г.П. Болонов. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 3, 45 с.

4. Бурменцкая Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей/Г.В. Бурменская, О. А, Карабанова, А.Г. Лидерс. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.

5. Галанов А.С. Игры - которые лечат / А.С. Галанов. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 32 с.

6. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников / А.С. Галанов. - СПб.: Речь, 2007. - 4, 16-20 с.

7. Горелова Л.В. Краткий курс лечебной физической культуры и массажа / Л.В. Горелова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 145, 166 с.

8. Горская И.Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта / И.Ю. Горская; Т.В. Синельникова. - Омск, СибГУФК 1999. - 59 с.

9. Деметриз М. Эффективность специальных физических упражнений и коррегирующей гимнастики при нарушении осанки и сколиозе I-II степени / М. Деметриз. - Киев, 1999. - 263 с.

10. Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития / А.А. Дмитриев. - Воронеж: Издательство НПО МОДЕК, 2004. - 63 с.

11. Евдокимов Г.А. ЛФК и массаж при нарушениях осанки / Г.А. Евдокимов. - М., 2003. - 104 с.

12. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура / В. А, Епифанов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006. - 357 с.

13. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина / В. А, Епифанов. - М.: Медицина, 2004. - 231 с.

14. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология/ Ю.А. Ермолаев. М.: Высшая школа, 1985. - 384 с.

15. Иков В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / В.В. Иков. - Ленинград, 1993. - 121 с.

16. Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / А.И. Кравчук. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. - 102 с.

17. Козицина Ф.Р. Физическое воспитание детей с низким уровнем готовности к обучению в школе / Ф.Р. Козицина. - Омск, СибГУФК 2003. - 12, 40-42 с.

18. Коррекционная педагогика и специальная психология/ Сост. Н.В. Новоторцева. - 4е изд. Перераб. - и доп. - СПб.: КАРО, 2006. - 45с.

19. Леонтьева Н.Н. Анатомия и физиология детского организма/ Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. - М.: Просвещение, 1986. - 285 с.

20. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2002 - 50 с.

21. Ловейко И.Д. ЛФК при дефектах осанки, сколиоза и плоскостопии / И.Д. Ловейко. - М., 1992. - 173 с.

22. Мартовский А.Н. Гимнастика в школе/ А. Н, Мартовский. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 168 с.

23. Медведева Л.Е. Организация и методика проведения занятий в специальных медицинских группах / Л.Е. Медведева. - Омск, СибГУФК 2006. - 26,49 с.

24. Мишинькина В.Ф. Подвижные игры / В.Ф. Мишинькина. - Омск, СибГУФК 2004. - 18 с.

25. Мухина М.П. Концентрированное обучение основным движениям в развитии детей дошкольного возраста / М.П. Мухина. - Омск, СибГУФК 2006. - 59 с.

26. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями - Под ред. С.А. Беличевой. - М.: Консорциум Социальное здоровье России. 1998. - 210 с.

27. Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре / Н.Г. Соколова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 315 с.

28. Теория и организация адаптивной физической культуры Т.2/Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - 165-167 с.

29. Физическое воспитание и развитие дошкольников / Под ред. С.О. Филипповой. - М: Издательский центр Академия, 2007. - 135 с.

30. Физическая реабилитация / под общей ред. проф. С.Н. Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 195-198 с.

31. Халемский Г. Л.1 изд. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки / Г.Л. Халемский. М., 1997. - 94 с.

32. Халемский Г. Л.2 изд. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки / Г.Л. Халемский. М., 1997. - 185 с.

33. Холодов Ж.К. Азбука движений/ Ж.К. Холодов. - М.: Знание, 1990. - 85 с.

34. Частные методики адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2007. - 236-240 с.

35. Черная Н.Л. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей / Н.Л. Черная. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 47, 98 с.

36. Черник Е.С. Физическая культура в вспомогательной школе/ Е.С. Черник. - М.: Учебная литература, 1998. - 320 с.

37. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты / С.Г. Шевченко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 199. - 136 с.

38. Шипицына Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л.М. Шипицына; Е.С. Иванов; Л.А. Данилова; И.А. Смирнова. - СПб.: Образование, 1995. - 80 с.

39.

40. Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии / Н.Д. Шматко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001. - 15 с.

41. Харитонова Л.Г. Программа совершенствования психомоторных способностей и психических функций у младших школьников с задержкой психического развития / Л.Г. Харитонова; Л.Х. Заббарова. - Омск, СибГУФК 2003. - 3 с.



Приложения

 

Приложение

 

Схема распределения комплексов упражнений, направленных на коррекцию осанки у детей ЗПР на занятиях ЛФК

 

№ комплекса

№ занятия

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Комплекс №1 * *     *                    
Комплекс №2     * *       *              
Комплекс №3           * *       *        
Комплекс №4                 * *       *  
Комплекс №5                       * *    
Комплекс №6                             *
Комплекс №7                              
Комплекс №8                              
Комплекс №9                              
Комплекс №10                              

 

 

№ комплекса

№ занятия

16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Комплекс №1                              
Комплекс №2                              
Комплекс №3                              
Комплекс №4                              
Комплекс №5   *                          
Комплекс №6 *       *                    
Комплекс №7     * *       *             *
Комплекс №8           * *       *        
Комплекс №9                 * *       *  
Комплекс №10                       * *    

 

Комплексы упражнений для коррекции осанки у детей зпр на занятиях лфк.

 

Комплекс №1

Части занятия Содержание упражнений Дозировка Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба с мешочком гороха на голове в коридоре (ширина - 1 м., длина - 10 м.). 20 с упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки
2.И. п. сидя, ноги скрестно, руки на поясе. 1 - поворот туловища вправо, правую руку в сторону; 2 И. п. 3 - то же в лево 4 - и. п. 4-6 раз ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3.И. п. - лёжа на животе, принять правильную осанку (симметричное расположение рук и ног относительно средней линии).1-Перевести кисти рук вперёд, 2 - положить их друг на друга под подбородок.3-4 одновременно приподнять руки, грудь не отклоняя в сторону, удерживать туловище в данном положении 3-5 сек. 4-6 раз симметричные упражнения, корригирующие осанку.  
4.И. п. - лёжа на животе, руки под подбородком. 1 - отвести правую ногу в сторону; 2 - приподнять голову и грудь с одновременным вытягиванием рук вверх; 3 - 4 - возвратиться в и. п. То же с левой ноги. 4-6 ра3 асимметричные упражнения, корригирующие осанку.  

 

5.И. п. лежа на спине, согнуть руки в локтях с упором на локти, согнуть ноги в коленях с упором на стопы. 1-2 опираясь на стопы и локти, прогнуться, приподнять таз. 3-4 вернуться в и. п. 4 раза Упражнения для мышц брюшного пресса
6.И. п. - лёжа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение 3-7 счетов. 4-6 раз Упражнения для мышц спины
7.И. п. - О.С., руки в стороны. 1 - движение прямой ногой вперёд; 2 - в сторону; 3 - назад; 4 - и. п. 4-6 раз Упражнения для развития способности к сохранению равновесия
8. ИГРА "Пингвины". Дети строятся в 2 колонны. У каждого играющего по одному мешочку с горохом. По сигналу педагога первые игроки зажимают между колен мешочек и прыгают на двух ногах до финишной черты на расстояние 5 м. Затем они берут мешочек в руки и бегут к игрокам второй пары и т.д. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием. 3-5 мин. Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам

Заключительная часть

9.И. п. лежа на спине, дыхание спокойное, ноги согнуты в коленях. 1 - Расслабить правую руку и предплечье, и кисть свободно поднять вдоль туловища. 2 - То же, с левой рукой; 3 - Расслабить правую ногу; 4 - То же, с левой ногой.   4 раза Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.  
10.И. п. сидя на полу, ноги скрестно, спина прямая. 1-2 Руки вверх над головой, голову откинуть назад, сделать вдох; 3-4 Руки опустить вниз на пол перед собой, туловище согнуть, сделать выдох.   4 раза Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.  
11.И. п. - стоя на четвереньках с опорой на кисти и колени. Ходьба на четвереньках по ковру, гимнастической скамейке.   30 сек. Упражнения для увеличения подвижности позвоночника  

 

Комплекс №2

Части занятия Содержание упражнений Дозировка Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба с мешочком гороха на голове в полуприсяде в коридоре - 1 м., длина - 10 м. 20 сек. Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки
2.И. п. - О.С. круговые движения туловища. 1 - наклон вперед; 2 - вправо; 3 - назад; 4 - влево. 4-6 раз ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3.И. п. - лёжа на животе, руки вдоль туловища. Приподнимая голову и плечи, одновременно отвести назад прямые руки и ноги (положение рыбка). Удерживать данное положение, не задерживая дыхание, 5-7 сек.   4-6 раз симметричные упражнения, корригирующие осанку.  
4.И. п. - лёжа на спине изобразить всем телом букву "Х". 1-2 - по диагонали оттягивается пятка правой ноги и левая рука, при этом левая нога и правая рука расслаблены; 3-4 - то же подругой диагонали. 4-6 раз асимметричные упражнения, корригирующие осанку.  
5. и. п. - лёжа на спине. 1 - Согнуть обе ноги; 2 - Разогнуть их; 3-4 - Медленно опустить. 4-6 раз Упражнения для мышц брюшного пресса
6.И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 - Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх; 2 - в стороны; 3 - к плечам; 4 - и. п. 4-6 раз Упражнения для мышц спины
7.И. п - О. С., 1 - согнуть правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки вперёд, 2 - вверх, 3 - в стороны, 4 - и. п. Тоже левой ногой. 4-6 раз Упражнения для развития способности к сохранению равновесия
8. Игра. "Черепахи" Дети ползают на животе. Передвигая вперед одновременно правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Дети - "черепахи" ползают по площадке под натянутыми веревками, стараясь не задеть их. Задевший веревку считается пойманным в "капкан" и выходит их игры. 3-5 мин. Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам
9.И. п. - лежа на спине. 1-согнуть правую ногу в колене, покачать вправо - влево, 2 - расслабить ногу. 3-4 - то же, с левой ногой. 4-6 раз Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.  

Заключительная часть

10.И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. 1-2 - на вдохе прогибаем спину вверх, с опорой на плечи и копчик; 3-4 - на выдохе вернуться в и. п. 4-6 раз Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.  
11.И. п. - стоя на четвереньках с опорой на предплечье и колени. Ползание по ковру, гимнастической скамейке. 20-30 сек. Способствует увеличению подвижности средне - и нижнегрудного отделов позвоночника.

 

Комплекс №3

Части занятия Содержание упражнений Дозировка Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба на носках, руки за голову по залу. 20 сек. Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки
И. п. стоя на четвереньках. 1-2 - сгибая руки в локтях, прогнуться в грудном отделе позвоночника. Слегка продвинуть корпус вперед. 3 - локти выпрямить. 4 - вернуться в и. п. 3-4 раза ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

И. п. лёжа на животе, руки вдоль туловища. 1-2 - Приподнимая голову и плечи, одновременно отвести назад прямые руки - вдох; 3-4 - вернуться в и. п. - выдох. 4-6 раз симметричные упражнения, корригирующие осанку.  
4. Ходьба по гимнастической скамейке с полуприседанием на правой ноге и опусканием левой ноги вниз. 20-30 сек. асимметричные упражнения, корригирующие осанку.  
5.И. п. - лёжа на спине. Поочерёдно согнуть и разогнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах. 4-6 раз Упражнения для мышц брюшного пресса
6.И. п. - лежа на спине. 1-2 - руки упираются в пол у головы, ноги согнуть в коленях, расставив их на ширине плеч - вдох; 3-4 - опираясь руками и ногами сделать "мост" на выдохе 3-4 раза Упражнения для мышц спины
7.И. п. - О.С., руки в стороны 1 - движение прямой правой ногой вперёд; 2 - в сторону; 3 - назад; 4 - и. п., то же левой ногой. 4-6 раз Упражнения для развития способности к сохранению равновесия
8. ИГРА "Котята и щенята" Играющих делят на две группы: "котят" и "щенят". "Котята" находятся около гимнастической стенки, "щенята" на другой стороне зала за скамейками, в "будках". По сигналу педагога "котята" начинаю бегать легко. Мягко произнося "мяу". В ответ на это "щенята" лают: "ав-ав!", перелезают через скамейки, на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. "Щенята" возвращаются в свои "будки". Игра повторяется 2-3 раза, после этого дети меняются ролями. 3-5 мин. Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам
9.И. п. - сидя на стуле, руки опущены вниз вдоль туловища. 1-2 - Поднять руки вверх, потянуться, откинувшись назад; 3-4 - Наклоняясь вперёд, расслабить мышцы шеи, спины, груди, свободно уронить расслабленные руки вдоль туловища. 3-4 раза Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.  

Заключительная часть

10.И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе - вдох; 1-2 - Наклон назад, разводя локти, прогибаясь в грудном отделе - выдох; 3-4 - и. п. Темп медленный 4-6 раз Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.  
11.И. п. - стоя на коленях, спина прямая, руки вдоль туловища. 1-2 - наклон туловища вперёд с вытянутыми вперёд прямыми руками, опора на кисти вытянутых рук. 3-4 - и. п. 3-4 раза увеличивается подвижность позвоночника в шейном и верхнегрудном отделах.

 

Комплекс №4

Части занятия Содержание упражнений Дозировка Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба с высоким подниманием бедра, с хлопками над головой. 20 сек. Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки
2.И. п. - О. С. 1-2 - поднять руки вверх, посмотреть на руки, отставить правую ногу на носок, живот подтянуть - вдох; 3-4 - и. п. - выдох. То же с левой ноги. 4-6 раз ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3.И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, принять правильную осанку. 1-2 - Проверить её, приподнимая голову и плечи. 3-4 - Руки перевести на пояс, медленно перейти в положение сидя, сохраняя правильную осанку. 3-4 раза симметричные упражнения корригирующие осанку.  
4.И. п. - основная стойка. 1-2 - Поднять гантели вверх до горизонтального положения; 3-4 - приводя правую лопатку к средней линии, левую руку поднять вверх с поворотом внутрь. То же другой рукой. 4-6 раз асимметричные пражнения, корригирующие осанку.  
5. и. п. лёжа на спине. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги на весу (велосипед). 20-30 сек Упражнения для мышц брюшного пресса
6.И. п. - лежа на животе, руки вдоль туловища. 1-2 - поднять голову, плечи, руки, ноги слегка приподнимая от пола развести в стороны - вдох; 3-4 - и. п. 3-4 раза Упражнения для мышц спины
7.И. п. - О.С., руки в стороны. 1 - согнуть правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки к плечам; 2 - руки за голову; 3 - вверх; 4 - и. п. То же левой ногой. 3-4 раза Упражнения для развития способности к сохранению равновесия
8. ИГРА "Учения спасателей" Дети делятся на 2 команды. Становятся в две колонны лицом к гимнастической стенке. Первые в колоннах стоят перед чертой на расстоянии 4-5 м. от гимнастической стенки. На каждом пролете стенки, на одинаковой высоте подвешивается колокольчик. По сигналу педагога, дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в ее конец. Потом снова дается сигнал и бежит следующая группа детей и т.д. В конце игры отмечается та команда, дети которой быстрее справились с заданием. 3-5 мин. Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам
9.И. п. - сидя. 1-2 - Приподнять обеими руками правую ногу, охватив её под коленном; 3-4 - Расслабить и раскачать правую голень. То же, с левой ногой. 4-6 раз Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.  

Заключительная часть

10.И. п. - стоя, ноги вместе. 1-2 - Руки в стороны - вдох; 3-4 - Быстрое скрещивание рук перед грудью, хлопая ладонями по плечам, резкий выдох. 10-15 сек. Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.  
11.И. п. - стоя на второй рейке гимнастической скамейки, хват кистями рук перед грудью. 1-2 - Опустить таз вниз, сгибая колени; 3-4 - и. п. 4-6 раз Упражнения для увеличения подвижности позвоночника  

 

Комплекс №5

Части занятия Содержание упражнений Дозировка Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба на носках, ноги в коленях не сгибать, руки вверх "в замок". 20 сек Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки
2.И. п. - ноги врозь, руки опущены вдоль туловища. 1-2 - правую руку поднять вверх, сделать наклон влево - выдох; 2 - и. п. - вдох; 3 - то же, левую руку вверх, наклон вправо - выдох; 4 - и. п. - вдох. 4-6 раз ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3.И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 - приподнять прямые ноги под углом 30-45 градусов; 2 - развести их в стороны; 3 - соединить; 4 - опустить. 4-6 раз симметричные упражнения, корригирующие осанку.  
4.И. п. - О. С. 1 - тянуть правую руку вверх до ощущения растягивания позвоночника 5-6 секунд, пятки от пола не отрывать; 2 - и. п.; 3 - то же левой рукой; 4 - и. п. 4-6 раз асимметричные упражнения, корригирующие осанку.  
5.И. п. - лёжа на спине. руки за головой, поочерёдно поднимать прямые ноги. 15-20 сек Упражнения для мышц брюшного пресса
6.И. п. - лежа на спине. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. 15-20 сек Упражнения для мышц спины
7.И. п. - О.С., руки в стороны. 1 - движение прямой ногой вперёд; 2 - в сторону; 3 - назад; 4 - и. п. 4-6 раз Упражнения для развития способности к сохранению равновесия
8. ИГРА "Удочка". Играющие стоят в кругу, в центре - педагог. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с горохом. Педагог вращает веревку с мешочком по кругу над самым полом, а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком два-три круга, педагог делает паузу, во время которой подсчитывается количество задевших за мешочек. Выигрывает тот, кто не задел ни разу за мешочек. 3-5 мин Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам
9.И. п. - сидя, руки в стороны, согнуть их в локтях, покачать расслабленными предплечьями и кистями. 20-30 сек Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.  

Заключительная часть

10.И. п. - ноги врозь, на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вниз. 1-2 - плечи отвести назад - вдох; 3-4 - вернуться в и. п. - выдох; 4-6 раз Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.  
11.И. п. - лежа на животе, руки вытянуть вперед. 1-2 - наклоны вправо-влево, в быстром темпе 10 сек.; 3-4 - отдых 5-7 сек.; 3-4 раза Упражнения для увеличения подвижности позвоночника  

 

Комплекс №6

Части занятия Содержание упражнений Дозировка Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба обычная, руки к плечам, круговые вращения рук в плечевых суставах, движение вперед, назад 20 сек Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки
2.И. п. - ноги врозь на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. 1-2 Сделать хлопок над головой - вдох; 3-4 И. п. выдох медленно 3-4 раза ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3. Лёжа на спине, приподнять прямые ноги до угла 45 градусов, производить крестные движения ног - "ножницы". 15-20 сек симметричные упражнения, корригирующие осанку.  
И. п. - о. с. Поднять руки вверх до горизонтального положения; Отвести правую руку назад; Левую вверх; И. п. То же в другую сторону 4 - 6 раз асимметричные упражнения, корригирующие осанку.  
5.И. п. - лежа на животе, руки вытянутые вперед повернутся на спину через правый бок; И. п.; Тоже влево; И. п. 6-8 раз Упражнения для мышц брюшного пресса
6.И. п. - лежа на спине. Имитирование движение рук - "брасс", ног - "кроль" следить за дыханием. 20-30 сек Упражнения для мышц спины
7.И. п. - о. с., 1 - согнув правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки вперёд; 2 - вверх; 3 - в стороны; 4 - И. п. То же с левой ноги 5-6 раз Упражнения для развития способности к сохранению равновесия
8. Игра "быстро возьми" Дети образуют круг и по сигналу педагога выполняют ходьбу или бег вокруг предмета (кубики), которых должно быть на один или два меньше. На сигнал: "быстро возьми!" Каждый играющий должен взять предмет и поднять над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2-3 раза 3 - 5 мин Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам
9.И. п. - о. с. 1 - Поднять руки вверх; 2-Расслабить кисти; 3-Расслабить руки в локтях - кисти к плечам; 4 - Расслабить разогнуть руки вниз вдоль туловища. 3 - 4 раза Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.  

Заключительная часть

10.И. п. - о. с. 1 - 2 полуприсед, руки положить на колени, опустить голову вниз - выдох; 3 - 4 И. п. - вдох. 3 - 4 раза Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.  
11.И. п. лежа на животе,руки согнуть в локтях 1-2 Разогнуть руки в локтях, поднять голову и плечи, тянутся вверх плечевым поясом; 3-4 И. п. 3-4 раза Упражнения для увеличения подвижности позвоночника  

 

Комплекс №7

Части занятия Содержание упражнений Дозировка Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба с мешочком гороха на голове с перешагиванием кубика через один метр, высотой 20 см в коридоре шириной один метр, длина десять метров.   20-30 сек Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки
2.И. п. - стоя на четвереньках 1 - попеременно вытягивать левую руки и правую ногу; 2 - И. п.; 3 - левую руку и правую ногу; 4 - И. п. 4-6 раз ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3. Лёжа на спине, приподнять прямые ноги до угла 45 градусов, производить крестные движения ног - "ножницы" - 7-10 сек. 3-4 раза симметричные упражнения, корригирующие осанку.  
4.И. п. - лежа на правом боку поочередное движение ног, выпрямленных в коленных суставах, вверх - вниз "ножницы" - 5-7 сек. Тоже на левом боку. 3-4 раза асимметричные упражнения корригирующие осанку.  
5.И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища 1-2 согнуть колени, обхватить руками, прижаться головой к коленям; 3-4 - И. п.   4-6 раз Упражнения для мышц брюшного пресса
6.И. п. - лёжа на животе, руки под живот. 1 - поднять правую ногу; 2-присоединить левую, 3-6 - держать; 7 - спустить правую ногу; 8 - опустить левую. 3-4 раза Упражнения для мышц спины
7.И. п. - о. с., 1 - согнув правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки в стороны; 2 - И. п.; 3 - Тоже левой ногой; 4 - И. п. 4-6 раз Упражнения для развития способности к сохранению равновесия
8. Игра "восточный насильщик". Педагог предлагает поиграть в "восточного официанта" и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямится, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх и вниз, согнутся в поясе, расслабится - и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслаблены. 3-5 мин  
9.И. п. - о. с. 1-2 при расслаблении наклонить туловище вперёд, покачать расслабленными руками; 3-4 И. п. 3-4 раза Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.
Заключительная часть 10.И. п. - лежа на спине, руки воль туловища, ноги прямые 1-2 поднимание рук вверх - вдох; 3-4 опускание через стороны выдох 3-4 раза Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.  

 

Комплекс №8

Части занятия Содержание упражнений Дозировка Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба с мешочком гороха на голове правым боком - левым боком.   20 сек Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки
2.И. п. - о. с. 1 - руки вперед; 2 - вверх - вдох; 3-4 - плавно опустить через стороны вниз - выдох 4-6 раз ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3.И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги врозь.1 - Переход в положение сидя с поочерёдным касанием правой рукой левой стопы; 2 - И. п. 3 - левой рукой - правой стопы. 4 - И. п. 4-6 раз симметричные упражнения корригирующие осанку.  
4.И. п. - стоя на четвереньках 1-2 выпрямить правую ногу, прогнуться 3-4 тоже левой ногой 4-6 раз асимметричные упражнения корригирующие осанку.  
5.И. п. - лежа на спине 1-2 захватить стопами мешочек с горохом и удерживать его 10 сек, ноги прямые, 45 градусов; 3-4 И. п. 4-6 раз Упражнения для мышц брюшного пресса
6.И. п. - лёжа на животе, руки под живот. 1-поднять прямые ноги; 2-развести в стороны; 3-соединить ноги; 4 - И. п. 4-6 раз Упражнения для мышц спины
7.И. п. - о. с. 1-2 руки в стороны - поднимание на носки; 3 - повернуть голову на право; 4 - И. п. То же голову на лево. 4-6 раз Упражнения для развития способности к сохранению равновесия
8. Игра "сосенки" По сигналу ведущего игроки бегут по залу. Водящий бежит за ними, пытаясь их схватить. Можно спастись, если добежать до стены и плотно прижаться к стене затылком, плечами, ягодицами. Руки в стороны и вниз, ладони - вперед, пальцы расставлены. Это "сосёнка". Тот, кто принял неправильную позу, может быть осален. Осаленный становится водящим, игра продолжается. 3-5 мин Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам
9.И. п. - лежа на спине 1-2 - потянуться руки вверх, вытянув носки ног вниз - вдох; 3-4 - расслабиться - выдох. 4-6 раз Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.  

Заключительная часть

10.И. п. - о. с. 1-2 - сделать вдох; 3-4 - резко наклониться вперед - выдох. 4-6 раз Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.
11.И. п. - лежа на спине. 1-2 боковые извивающие движения к туловищам - 10 сек; 3-4 И. п. - отдых 5-7 сек 4-6 раз Упражнения для увеличения подвижности позвоночника  

 

Комплекс №9

Части занятия Содержание упражнений Дозировка Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба с мешочком гороха на голове с ускорением в коридоре шириной 1 метр, длина коридора 10 метров 20-30 сек Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки
2.И. п. - стоя, ноги вместе, руки к плечам. Круговые вращения рук в плечевых суставах вперед, назад. 20 сек ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3.И. п. - лежа на спине 1-2 перейти в положение сидя, сохраняя правильную осанку; 3-4 И. п. 3-4 раза симметричные упражнения, корригирующие осанку.  
4.И. п. - стоя на коленях. 1 - поднять руки вверх; 2 - отвести назад выпрямленную правую ногу; 3-4 - и. п.; То же с левой ноги. 4-6 раз асимметричные упражнения, корригирующие осанку.  
5.И. п. - лежа на спине. Привести колени к груди и обхватить их руками, качаться на спине 5-7 сек, отдых 5-7 сек. 4-6 раз Упражнения для мышц брюшного пресса
6. Лёжа на животе на гимнастической скамейке. Приподнять голову, грудь и прямые ноги. Удерживать это положение 3-5 счетов. 4-6 раз Упражнения для мышц спины
7.И. п. - упор присев 1 - встать (выпрямиться); 2-3 подняться на носок правой ноги, левую согнуть в тазобедренном и коленном суставах; 4 - И. п. То же с другой ноги. 4-6 раз Упражнения для развития способности к сохранению равновесия
8. Игра "Кто сильнее?". Игроков разбивают попарно. На полу чертят две параллельные линии на расстоянии четырёх шагов друг от друга, в середине играющие - соревнующаяся пара - держаться за правые руки, стоя спиной друг к другу, лицом к булавам, стоящим за чертой с той и другой стороны. По команде каждый старается перетянуть "противника" на свою сторону и схватить булаву. 3-5 мин Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам
9.И. п. - лежа на спине, руки согнуты в локтях. 1-2 - встряхнуть кисти рук; 3-4 - расслабленно уронить правую и левую руку. 3-4 раз Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.  

Заключительная часть

10.И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях и слегка разведены - вдох. 1 - положить колени вправо - выдох; 2 - И. п.; 3 - влево; 4 - И. п. 4-6 раз Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.  
11.И. п. - лежа на животе, прогибание спины 1-2 - левая рука вверх, правая назад: 3-4 - правая рука вверх, левая назад 4-6 раз Упражнения для увеличения подвижности позвоночника  

 

Комплекс №10

Части занятия Содержание упражнений Дозировка Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба с мешочком гороха на голове с поворотами на 180 градусов на носках, руки на поясе. 20 сек Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки
2.И. п. - стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты туловища в стороны, дыхание произвольное. 1-2 - вправо; 3-4 влево. 4-6 раз ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3.И. п. - лежа на животе, кисти рук на полу возле плеч. 1-2 - разгибая руки поднять голову и плечи, выполнить три хлопка; 3-4 - И. п. 4-6 раз симметричные упражнения, корригирующие осанку.  
4.И. п. - лёжа на животе. правая нога отведена в сторону, кисти рук на затылке; 3 Приподнять голову и грудь, разводя локти в сторону, слегка прогнуться в грудном отделе; И. п. То же с левой ноги. 4-6 раз асимметричные упражнения, корригирующие осанку.  
5.И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. 1-2 на вдохе прогибаем спину вверх с опорой на плечи и копчик; 3-4 И. п. - выдох. 3-4 раза Упражнения для мышц брюшного пресса
6.И. п. - лёжа на животе друг против друга, бросок мяча партнёру. Руки вверх, голова и грудь приподняты, поймать мяч. 20-30 сек Упражнения для мышц спины
7.И. п. - стоя, согнув правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки в стороны. 1 - руки к плечам; 2-за голову; 3-вверх; 4 - и. п. 4-6 раз Упражнения для развития способности к сохранению равновесия
8. Игра "поймай комара". Игроки становятся в круг лицом к центру на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Ведущий находится в середине круга, в руках у него прут длиной 1,5 метра. С привязанным на шнуре "комаром" из бумаги. Ведущий кружит шнур с "комаром" немного выше голов играющих. Когда "комар" пролетает над головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать его обеими руками. 3-5 мин Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам
9.И. п. - лежа на спине. 1-2 - согнуть правую ногу в колене, покачать вправо - влево" 3-4 - расслабить ногу. То же, с левой ногой. 4-6 раз Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.

Заключительная часть

10.И. п. стоя на четвереньках. 1-2 - не отрывая рук и коленей от пола, сделать "круглую" спину - выдох" 3-4 - вдох. 4-6 раз Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.
11.И. п. стоя, руки вперед. 1 - медленно отвести руки в стороны; 2 - назад - голову назад - вдох; 3-4 - скрестить руки на груди, наклониться вперед - выдох. 4-6 раз Упражнения для увеличения подвижности позвоночника

 

Глава 1. Состояние проблемы

 

Понятие и психолого-педагогическая характеристика детей 7-8 лет с задержкой психического развития

 

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в обучении, в адаптации и социальном окружении (Н.Л. Литош, 2002).

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число лиц с отклонениями в развитии имеет тенденции к увеличению. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих людей возникают психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Эти патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

Нарушенным развитием называется процесс, в ходе которого наблюдаются отклонения в физическом или психическом развитии организма, вызванные различными по характеру и времени возникновения причинами.

К категории детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития относятся дети 7-8 лет, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ и при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонении в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы (Н.Л. Литош, 2002).

Несмотря на отсутствие единства терминологии Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для обозначения легких пограничных форм интеллектуальной недостаточности введен термин "задержка психического развития" (ЗПР), который широко используется во врачебной и психолого-педагогической практики (Повзнер М.С., 1972; Бадалян Л.О. 1984 и др.).

Среди черт, наиболее характерных для двигательной сферы детей ЗПР, отмечается нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость произвольных движений, недоразвитие тонких моторных актов, т.е. различных видов координационных способностей (Ляпидевский И.Ф. 1998; Горская И.Ю. 2000, 2001 и др.).

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте от 7 до 10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка.

Трудности, которые испытывают дети ЗПР в процессе обучения, могут быть обусловлены недостатком внимания, нарушением эмоционально-волевой регуляции, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), недоразвитием отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления), негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движения, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Марковская И.Ф. 1993, Власова Т.А. 2001 и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во время внутриутробного развития, а также в раннем периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т.п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений и детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.

К.С. Лебединская (1982) предложила клиническую систематику детей с задержкой психического развития (ЗПР):

конституционного происхождения;

соматогенного происхождения;

психогенного происхождения;

церебрастенического характера.

В зависимости от происхождения временная задержка психического развития формирует различные варианты отклонений в познавательной и эмоционально-волевой деятельности. В результате изучения психических процессов и возможностей обучения детей с ЗПР выявлено специфические особенности в их познавательной, эмоционально-волевой сфере, поведении и личности в целом. Для детей ЗПР различной этиологии характерны общие признаки: низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости ЦНС, незрелость эмоций и воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, обедненный словарный запас, неполная сформированность игровой деятельности, несформированность навыков интеллектуальной и учебной деятельности. Для детей этой группы характерно значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования восприятия, внимания, памяти (Л. Ф, Шапкова, 2007).

Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.