В результате анализа документации по планированию и проведению профориентационной работы школы и беседы с педагогами-психологами школы нами были выделены ключевые цели, методы и содержание системы профориентационной работы школы.
Система профориентационной работы школы анализировалась нами с точки зрения основных параметров, выделенных в пункте 3.3.
Цели профориентационной работы в школе №84, выделенные в результате анализа документов о проводимых мероприятиях и беседы с педагогами:
1. Инициация активной жизненной позиции учащихся, становление активности, самостоятельности и ответственности.
2. Помощь учащимся в осознании необходимости осознанного личного выбора из нескольких вариантов в различных жизненных ситуациях, осознать свою личную ответственность за сделанный выбор.
3. Инициация детской активности, направленной на совершение проб и профессиональное самоопределение через предпрофильную подготовку.
4. Появление у старшеклассников образа будущего.
5. Формирование целей, направленных в будущее.
6. Построение индивидуальной образовательной траектории.
Уровни профориентационной работы школы №84:
1. Проблема решается вместе со старшеклассником (диалог, взаимодействие, сотрудничество).
2. Постепенное развитие у старшеклассника готовности к самостоятельному решению проблем. Помощь в становлении субъектом.
Что соответствует второму и третьему уровню в классификации Н.С. Пряжникова. Методы профориентационной работы школы №84: тестирование, опросники, родительские собрания, профориентационные игры, тренинги общения, дискуссии, экскурсии, сочинения, встречи с представителями профессий, собеседования, профориентационное консультирование (групповое и индивидуальное), проектная деятельность и т.д. Основные мероприятия системы профориентационной работы школы №84:
· Профориентационное тестирование (комплексная диагностика способности школьника к профессиональному самоопределению)
· Курс "Конструктивное общение"
· Оформление стенда профессиональной ориентации
· Курс "Мой выбор"
· Собеседование с учащимися 8-9 классов о дальнейшем обучении
· Месячник "Строим свою перспективу" (игры, запуски, классные часы)
· Свобода и ответственность – выбор XXI
· Экскурсии по лицеям, профтехучилищам и техникумам города
· Игра "Выбери свой путь" (8-9 классы)
· Игра "Будущее начинается сегодня" (10-11 классы)
· Форум старшеклассников "Перспективы развития Красноярского края"
· Практикум самоопределения 8 классы
· Проектная деятельность в школьном самоуправлении
· Оформление личного портфолио "История моего успеха"
· Профессиональное консультирование (групповое, индивидуальное)
Мы проанализировали систему профориентационной работы школы и пришли к следующим выводам:
1. Профориентационная работа школы ведется в соответствии со всеми основными группами задач профориентации;
2. Профориентационная работа школы ведется преимущественно в личностном комплексном деятельностном подходе;
3. Смыслы профессиональной деятельности проработаны в большей мере, чем способы.
4. Педагогами и психологами школы основной акцент делается на проработке образа будущего, будущих целей, образа жизни. На это направлено большинство мероприятий, проводимых в школе.
5. Работа на построение целей в настоящем ведется только в контексте проектов в рамках школы и практически не затрагивает интересы и планы старшеклассника в целом. Соответственно его альтернативы в настоящем рассматриваются в основном с позиции "уходить или оставаться в школе", если уходить, то куда, либо с позиции его участия в школьных мероприятиях.
6. Компоненты выбора как деятельности поработаны не в равной степени. Недостаточно проработано пространство проб,
7. Одним из наиболее прорабатываемых направлений является направление ответственности и самостоятельности. Оно идет в качестве рамки практически для каждого проводимого мероприятия.
8. Ситуация пробы выбора имеет место лишь в выборе факультатива и выборах в Совет школы.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.