Глава 1. Специфика юношеского возраста в современном мире
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 1. Специфика юношеского возраста в современном мире

Выводы

 

· Ключевая задача возраста – самоопределение, как личностное, так и профессиональное;

· В психологическом смысле самоопределившаяся личность – это субъект, осознавший, что он хочет (жизненные цели, планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), чего от него хочет или ждет общество, коллектив; готовый функционировать в системе общественных отношений. Ключевой момент самоопределения – самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию.

 



Глава 2. Проблематика выбора

Выбор как деятельность

 

Одним из наиболее ярких представителей деятельностного подхода к выбору является Д.А. Леонтьев. Он рассматривает выбор как внутреннюю деятельность, основывающуюся на способах, приемах, орудиях, операциях, развитие которых обеспечивает возможность обучения процессу выбора [15]. Именно это утверждение и определило предпочтение нами деятельностного подхода для нашего исследования.

Основоположник деятельностного подхода, Сергей Леонидович Рубинштейн, говоря о деятельности, пишет: "Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему… Будучи мотивом, источником деятельности, потребности являются вместе с тем и ее результатом. Деятельность, которой человек начинает заниматься, побуждаемый теми или иными потребностями, становясь привычной, сама может превратиться в потребность… Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется… "

В деятельностном подходе выбор рассматривается следующим образом: "Выбор – сложно организованная деятельность, имеющая свою мотивацию и операциональную структуру, обладающая внутренней динамикой, чувствительная к особенностям объекта и регулируемая со стороны субъекта" (Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко). Отметим, что для осуществления деятельности огромное значение имеет прошлый опыт подобной деятельности.

С точки зрения Д.А. Леонтьева выбор разворачивается как внутренняя деятельность по конструированию оснований для сравнения альтернатив и осуществления их сопоставления в процессе принятия решения. Для определения вида выбора в классификации Д.А. Леонтьева ключевым является степень сформированности альтернатив с одной стороны и критериев их сравнения – с другой. Выделяется три типа выбора:

1. Простой выбор – в ситуации сравнения имеющихся альтернатив по известному субъекту критерию. Критерий не обязательно четко сформулирован. Смысл выбор как правило состоит в определении оптимального пути осуществления деятельности, направленной на достижение некоторого результата. Задача субъекта в данном случае состоит в определении того, какая из альтернатив лучше всего соответствует заданному критерию.

2. Смысловой выбор – в ситуации, когда критерии для сравнения имеющихся альтернатив не даны изначально и субъекту и ему необходимо их сконструировать самому (выбор профессии, супруга, товара и др.). Субъект должен найти общие основания для сопоставления качественно разных альтернатив и сформулировать критерии оценки разных альтернатив, по отношению к которым альтернативы приобретают тот или иной смысл. По сути, перед субъектом в данном случае стоит задача на смысл, задача определить для себя смысл каждой из альтернатив, локализовать ее в своем жизненном мире.

3. Личностный, экзистенциальный – в ситуации когда речь идет о жизненно важном выборе в критических жизненных ситуациях, когда субъекту не даны ни критерии сравнения альтернатив, ни сами альтернативы. Он должен сам конструировать эти альтернативы вместе с возможными будущими, являющимися следствиями выбора той или иной из них, и на основании сравнения возможных будущих и возможностей ответственной реализации выбранной альтернативы делать свой выбор. Это выбор одного из возможных в данный момент будущих.

Отметим, что ситуация выбора профессии или специальности обычно относится к смысловому выбору. Однако позже сам Леонтьев пишет:

"В ситуации личностного выбора не только критерии не ясны, но и сам перечень альтернатив не является окончательным, полным, закрытым (например, если мы имеем дело с большим городом или регионом, то выбор профессии не сводится к выбору из 10 возможных альтернатив, этот список принципиально открыт)" [14]

Выбор также рассматривается в теориях принятия решения.

С одной стороны, выбор выступает как компонент процесса принятия решения, с другой – в результате выбора мы должны получить решение проблемы. С этой точки зрения он включает в себя следующие компоненты [6]:

(схема принятия решения по Бауэр)

· определение цели;

· идентификация альтернатив;

· анализ альтернатив;

· ранжирование альтернатив;

· оценка самой престижной альтернативы;

· выбор лучшего варианта;

пункты, добавленные Бутенко А.В., Ходосом Е.А.

· оценка последствий решения;

· принятие ответственности за возможные последствие;

· проверка результатов и коррекция решения.

Таким образом, в результате синтеза этих подходов к выбору как деятельности выделяются следующие функциональные блоки:

· мотивы;

· цели;

· задачи;

· информационная основа;

· анализ альтернатив;

· прогнозирование;

· принятие решения;

· принятие ответственности;

· исполнение;

· контроль и коррекция.

В ситуации, когда человек осознает свои цели, осознает основания предпочтения выбранной альтернативы, прогнозирует последствия выбора, когда выбор, совершается самостоятельно, ответственность за него человек несет сам, прежде всего, перед собой – имеет место осознанный выбор.

"Осознанный способ жизнедеятельности индивида, т.е. тот, в котором индивид может отдать себе отчет и который он сознательно, последовательно и целеустремленно реализует" [2]

Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, а тем самым ее течение и характер; она по-иному регулируется.

Это ситуация, когда индивид является субъектом своего выбора.

"Анализ человеческой деятельности показывает, что самая осознанность или неосознанность того или иного действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности", – пишет С.Л. Рубинштейн [25].

"Механизм" осознания или процесс осознания совершается через включение переживания совершаемого субъектом акта или события в объективные предметные связи, его определяющие.

Понятие осознанного действия напрямую связано с понятием ответственности. Ответственность является ключевым компонентом в структуре осознанного выбора.

К.А. Абульханова-Славская [3] определяет ответственность – как самостоятельное, добровольное осуществление необходимости в границах и формах, определяемых самим субъектом или – обеспечение самой личностью и способа действия, и результата своими силами. В этой ситуации личность проявляет готовность к самостоятельному достижению результата.

Это понятие тесно связано с понятием "локуса контроля" личности, выведенным Дж. Роттером [16] из теории социального научения. Локус контроля – степень, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую изнутри посредством собственных усилий и действий или контролируемую извне случаем или внешними другими силами. Выделяют интернальный (внутренний) локус контроля – когда человек в большей степени принимает ответственность за события, происходящие в его жизни на себя, и экстернальный (внешний) локус контроля – когда причины событий приписываются внешним факторам (судьбе, другим людям, случаю). Причем, речь идет лишь о преобладании того или иного свойства. Кроме того, локус контроля может быть разным в зависимости от сферы деятельности (производственные, межличностные отношения, семья и т.д.). Замечено, что интерналы и экстерналы отличаются по ряду параметров. К. Муздыбаевым обнаружены положительные корреляции между наличием смысла жизни, интернальным локусом контроля, ответственностью, высокой когнитивной активностью, достижением успеха и самостоятельностью.

Рассматривает понятие "ответственность" в своих работах о самоопределении и С.Л.Рубинштейн [25]. Ключевыми понятиями в его подходе являются "субъект жизни" – человек, сам строящий условия жизни и свое отношение к ней; "ответственность" – способность человека детерминировать события, действия в момент их осуществления, по ходу их свершения, вплоть до радикального изменения всей жизни. Ответственность существует как самоограничение а также проявляется в свободе выбора, в осознании права на него, и в способности его отстаивать.

То есть, самостоятельно и свободно выбирая, человек проявляет ответственность. Соответственно, осознанный, ответственный выбор – это выбор, совершаемый самостоятельно, ответственность за который человек несет, прежде всего, перед самим собой, и, совершая который, опирается на свои ценности и свое мнение.

Подводя итоги еще раз определим осознанный выбор.

§ И так, осознанный выбор – поведенческий акт, осуществляемый посредством четкого представления цели, простраивание альтернатив ее достижения на основе критериев соответствующих приоритету ценностей и целей индивида, с учетом внешних обстоятельств.

Компоненты сознанного выбора как деятельности:

§ мотивы;

§ цели;

§ задачи;

§ информационная основа;

§ анализ альтернатив;

§ прогнозирование;

§ принятие решения;

§ принятие ответственности;

§ исполнение;

§ контроль и коррекция.

Выбор профессии

 

"Согласно конституции СССР, существует право на выбор профессии и принадлежит оно самим выбирающим людям" Климов Е.А.

"Выбор профессии – это выбор пути обучения профессии, это проектирование трудового жизненного пути" [10]

Однако отмечается, что выбор, направленный на построение профессионального пути не окончательный раз и навсегда. Профессиональный путь представляет из себя череду выборов. Считается даже, "чтобы продлить деловую молодость", надо сменить направление деятельности от двух-трех, до пяти-семи раз для представителей различных специальностей.

"Проектирование профессиональной карьеры – процесс постоянный и требующий от человека умения делать выбор, принимать ответственные решения, анализировать свои личностные и профессиональные достоинства и недостатки, меняться в сложных жизненных ситуациях" (Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова [14])

Выбор профильного направления при переходе в 10 класс – это еще не в полном смысле выбор профессии, а только формирование основы для этого выбора. Выбор профиля, как и выбор профессии, является первым звеном в цепочке последовательных жизненных выборов. (Пишет Д.А. Леонтьев.)

Как показывает практика, выбор своего профессионального пути меняется даже после окончания института или университета, не смотря на то, что выбор и учебного заведения и специальности казался обдуманным и осознанным.

Эти утверждения еще более подчеркивают значимость умения самостоятельно, ответственно и осознанно выбирать.

Каким образом происходит этот выбор и, что следует учитывать, осуществляя его?

При всем многообразии индивидуальных ситуаций выбора профессии все они имеют общую структуру. Климов [11] выделяет восемь важнейших типов обстоятельств, которые нужно принять во внимание при обдумывании профессионального будущего.

Типы обстоятельств в ситуации выбора:

1. Позиция старших членов семьи

2. Позиция товарищей, подруг (сверстников)

3. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя

4. Личные профессиональные планы

· Главная цель (что буду делать, какой трудовой вклад внесу, каким буду, с кем буду, где буду, чего достигну; мой идеал жизни и деятельности)

· Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил; чему и где учиться, перспективы профессионального роста)

· Пути и средства достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное заведение)

· Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей)

· Внутренние условия достижения целей (свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности)

· Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов

5. Способности

6. Уровень притязаний на общественное признание

7. Информированность

8. Склонности

Когда уже выбор совершен, по каким параметрам можно узнать степень его осознанности, качество выбора? Рассмотрим критерии осознанного выбора.

Критерии осознанного выбора профессии.

Осознанный выбор происходит, когда человек осознает свои цели, осознает основания предпочтения выбранной альтернативы, прогнозирует последствия выбора, когда выбор, совершается самостоятельно, ответственность за него человек несет сам, прежде всего, перед собой.

Д.А. Леонтьев пишет: "Оценить "качество" выбора можно по тому, насколько ответственно он был сделан, и насколько выбор понимается как сделанный самостоятельно" [14]

В социологических исследованиях в качестве одного из критериев осознанности профессионального выбора выделяют конкретизацию намерений.

Различают: 1) полную конкретизацию намерения, при которой опрашиваемый указывает название предполагаемого места учебы или работы и будущую профессию; 2) частичную конкретизацию, при которой указана или только будущая профессия, или только место будущей учебы и работы; 3) неконкретное намерение, если не указано ни то, ни другое.

Существенным для определения "качества выбора" является то, рассчитывает ли молодой человек в будущем в основном на свои собственные силы или на внешние обстоятельства, видит ли он себя в будущем самостоятельным или зависимым.

Так же существенным является то, как выступает для молодого человека профессиональная деятельность – то ли как деятельность, позволяющая развить свои способности, реализовать себя и принести пользу людям, то ли всего лишь как средство, позволяющее удовлетворить иные потребности. [8]

ВЫВОД: Анализ сформированности осознанного выбора должен осуществляться с учетом следующих основных параметров:

· Самостоятельность, субъектность – степень, в которой человек является субъектом собственного выбора (способность к постановке собственных целей и действовать, достигая их);

· Наличие сформулированной цели;

· Наличие прогноза последствий выбора;

· Осознание предпочтения выбранной альтернативы;

· Наличие плана по достижению цели;

· Наличие альтернативных вариантов, простроенных субъектом;

· Принятие на себя ответственности.

 


Глава 3. Профориентационная работа


Выводы

 

Модель профориентационной работы школы в современной ситуации должна отвечать следующим требованиям:

v Обеспечивать освоение смыслов и способов профессиональной деятельности;

v Развитие способности самих школьников делать ответственный и принимаемый ими самими выбор, обучение выбору;

v Решать следующие группы задач: информационно-справочные, просветительские; диагностические (сюда же относится помощь в самопознании); морально-эмоциональная поддержка; помощь в выборе, принятии решения; помощь в становлении субъектом выбора, становление способности совершать осознанный выбор.

С точки зрения деятельностного подхода к выбору развитие способов, приемов, орудий, операций деятельности по выбору обеспечивает возможность обучения процессу выбора. С этой позиции профориентационная работа должна быть направлена на проработку следующих основных блоков:

· Мотивы выбора специальности, профессии;

· Осознание и построение целей старшеклассников (ближайших, будущих);

· Задачи и построение плана реализации выбора;

· Информационная основа выбора;

· Анализ альтернатив;

· План по достижению целей;

· Прогнозирование последствий выбора;

· Принятие решения;

· Принятие ответственности, самостоятельность, субъектность выбора;

· Исполнение выбора;

· Контроль и коррекция

Опыт осуществления подобной деятельности, деятельности по выбору.

 


Глава 4. Практическая часть

 

Исследовательская работа проводилась по двум основным направлениям: анализ системы профориентационной работы школы, исследование осознанности профессионального выбора старшеклассниками.


Результаты исследования

 

В результате исследования было опрошено 60 учащихся старших классов школы №84.

 


Степень конкретизации.

    М 11 (13) Д 11 (16) М 9 (16) Д 9 (15)

Учебное заведение

Указывают 100% 70% 40% 40%
Не указывают 0% 30% 60% 60%

Специальность

Указывают 70% 90% 60% 40%
Не указывают 30% 10% 40% 60%
Несколько специальностей   0% 40% 0% 30%
Расхождения спец. И УЗ     1 случай    

 

Критерии Мальчики 11 Девочки 11 Мальчики 9 Девочки 9
Осознается как собственный 90% 100% 60% 80%
Ответственность 90% 80% 60% 70%
Альтернативные варианты 0 40% 0 30%
Тревожность 40% 10% 30% 10%
Интерес к специальности 90% 100% 60% 90%
Значимость профессиональной деятельности 70% 90% 80% 50%

 

Сопутствующие результаты:

  М 11 Д 11 М 9 Д 9
Советовались с родителями 50% 90% 80% 90%
Значимость учебной деятельности 70% 70% 40% 40%
Ранее делали работу за плату 90% 70% 100% 50%

 

Общие результаты:

1. Показатели осознанности учащихся 11ых классов в среднем значительно выше показателей учащихся 9ых классов.

2. Учащиеся 9ых классов гораздо чаще не отвечали на поставленные вопросы, что может объясняться недостаточной значимостью проблемы выбора на данном этапе и разницей в интенсивности профориентационной работы в 9 и 11 классах.

3. Большой процент, более 60%, мальчиков как 11ого так и 9ого класса указывают свою выбранную специальность.

4. Показатель ответственности и принятия выбора как собственного очень высок, более 80% особенно у одиннадцатых классов.

5. В большинстве случаев учащимися отмечается значимость профессиональной деятельности, в среднем более 60%.

6. В качестве наиболее часто встречающегося критерия выбора специальности выступает личный интерес.

7. Альтернативные варианты обучения учитываются в крайне низкой степени, они не сформулированы. Мальчиками не сформулированы вообще, девочками – в небольшой степени.

8. Тревожность мальчиков в отношении своего будущего значительно больше чем у девочек.

9. Сто процентов мальчиков девятого класса имели опыт трудовой деятельности.

10. Девочки в гораздо меньшем проценте случаем, чем мальчики имели опыт трудовой деятельности.

11. Разница между показателями осознанности мальчиков и девочек в девятом классе меньше, чем в одиннадцатом. Показатели мальчиков и девочек одиннадцатого класса схожи.

12. В среднем значительной разницы между показателями ответственности девочек и мальчиков в девятом классе нет. В одиннадцатом классе показатели девочек выше, чем мальчиков.

Интерпретация полученных данных:

В целом в соответствии с выделенными критериями осознанного выбора большинство старшеклассников школы №84 осуществили осознанный выбор. Наблюдается особенно высокие показатели осознанности по блокам, которым уделяется усиленное внимание в профориентационной работе школы. Показатели осознанности в 9-х классах в среднем ниже, чем в одиннадцатых, что объясняется меньшей интенсивностью профориентационной работы в 9-х классах. Однако выбор специальности в 9-х классах осуществлен в более 50% случаев.

 


Выводы

 

1. Старшеклассники демонстрируют эффективность реализации тех компонентов осознанного выбора, над которыми ведется наиболее интенсивная работа в школе.

2. Обнаружены существенные отличия осуществления выбора мальчиками и девочками.

 


Заключение

 

Целью данной работы являлось выявление взаимосвязи между структурой организации системы профориентационной работы школы и осуществлением учащимися осознанного выбора.

Для этого нами были рассмотрены особенности юношеского возраста и выделены его актуальные задачи, центральной из которых является способность к самоопределению.

Самоопределение в свою очередь понимается как способность к самостоятельному, независимому, автономному существованию, способность осуществлять осознанный, ответственный выбор. Способность осуществлять осознанный выбор считается необходимой чертой личности в современной ситуации.

Далее мы на основе деятельностного подхода к выбору вообще и выбору профессий выделили критерии осознанного выбора профессий. Деятельностный подход был выбран нами т.к. он предполагает возможность научения выбору путем развития его деятельностных компонентов.

Система профориентационной работы школы была рассмотрена нами как условие осуществления осознанного выбора.

Гипотезой нашей работы было утверждение о том, что система профориентационной работы, направленная на проработку компонентов осознанного выбора, способствует его осуществлению школьниками.

В результате исследования гипотеза подтвердилась частично. Было выявлено, что старшеклассники демонстрируют эффективность реализации тех компонентов осознанного выбора, над которыми ведется наиболее интенсивная работа в школе.

Анализ профориентационной работы школы с точки зрения проработки деятельностных компонентов выбора позволяет оценить сильные и слабые стороны работы, дефициты, что в свою очередь способствует повышению ее эффективности.

Деятельностный подход к профориентационной работе позволяет планировать работу так, чтобы происходило становление способности осуществлять выбор осознано.

 


Список литературы

 

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1984.

2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973г.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991г. – 299с.

4. Башев В.В. О четырех стратегиях принятия решений подростками.// Педагогика развития и перемены в Российском образовании, Материалы 2-й научно-практической конференции, Ч. 2. Красноярск, 1995. С. 1-11.

5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. Под редакцией Д.И. Фельдштейна. Москва. Международная педагогическая академия. 1995 г.

6. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. М.: Мирос. – 2002. 176 с.

7. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора.//Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл. 1997. С 284-314.

8. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.// Вопросы психологии. – 1994. - №3.

9. Каспржак А.Г. Старшая школа.// Педагогика развития: Ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конф. / Красноярский государственный университет. – Красноярск, 2003. – 322 с.

10. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1984.

11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Издательство "Феникс", 1996 – 512 с

12. Колонтаевская Елена Александровна, г. Харьков. http://socpedagogika.narod.ru http://socpedagogika.narod.ru/Kol_PO.html "Профориентация" Программа учебной дисциплины, Харьков 2003.

13. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков.// Вопросы психологии. – 1997. - №2.

14. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю. Личностный подход к профилированию обучения в старших классах: выбор жизненных целей. – "Психология образования: проблемы и перспективы" (Москва, 16-18 декабря 2004 г.): материалы Первой Международной Научно-практической Конференции. – М.: Смысл, 2004. – 448 с.

15. Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования// Вопросы психологии, 1995, №1. С. 97-110.

16. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., – Спб.: Питер, 2002.

17. Майорова Л.В., Сергоманов П.А. Эффект выбора учебных групп старшеклассниками.// Педагогика развития: Проблема образовательных результатов (эффектов): Материалы 5-й научно-практической конференции. Часть 1./ Красноярский государственный университет. – Красноярск, 1998.

18. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л.: Наука. 1983.

19. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, – 374 с.

20. Пряжникова Е.Ю. Профориентация как элемент государственной кадровой политики и как личная проблема самоопределяющегося человека. – "Психология образования: проблемы и перспективы" (Москва, 16-18 декабря 2004 г.): материалы Первой Международной Научно-практической Конференции. – М.: Смысл, 2004. – 448 с.

21. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института. 2003.

22. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе.

23. Пряжников Н.С., Выбираем профессию вместе. http://archive.1september.ru/psy

24. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России. // Вопросы психологии, 1994, №2.

25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб. Питер, 2002. – 720 с. – (Серия "Мастера психологии")

26. Савченко М.Ю. Профориентация. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс)/ Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М.: Вако, 2005.

27. Сергоманов П.А. К вопросу о ведущей деятельности в старшем школьном возрасте. – Педагогика развития: соотношения учения и обучения. 7ая науч. - практич. конференция, 2000 г.

28. Сергоманов П.А., Лученков А.В. Возрастно-психологическое обоснование содержания в старшей школе (Терминология). – Педагогика развития. 10ая научно-практическая конференция. Красноярск 2004 год.

29. Тимощенкова Е.И. Исследование локуса контроля подростков успешного и неуспешного классов. – Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии: Сб. материалов научной конференции студентов и молодых ученых. – Красноярск, 2004.

30. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М.: ООО "Изда­тельство ACT", 2002. —557, [3] с. — (Philosophy).

31. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2004.

32. Шамбарова И., Митина Т. Психологи гимназии Москвы. Профориентационная работа в гимназии.// Теоретический и научно-методический журнал. Воспитание школьников, "Школьная пресса", 2004, №4, 1-80.

33. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития.// Вопросы психологии №3-4, 1992.

34. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

35. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. – М.: "Прогресс", 1996. – 344 с.

36. Яценко Т.О. О самоопределении личности в современном обществе. – "Психология образования: проблемы и перспективы" (Москва, 16-18 декабря 2004 г.): материалы Первой Международной Научно-практической Конференции. – М.: Смысл, 2004. – 448 с.







Приложение

 

Инструкция анкеты

Уважаемый старшеклассник, Вы скоро закончите этот учебный год! Это важный шаг в вашем профессиональном выборе. Мы просим вас принять участие в нашем опросе, который поможет нам в понимании современных проблем профессионального выбора. Вам будет предложен ряд вопросов. Просим вас внимательно читать инструкцию к каждому вопросу и четко выражать ваше личное мнение. По результатам анкетирования вы сможете задать нам интересующие вас вопросы.

Блок А

1. ФИО

2. Возраст, класс

3. Что Вы намерены делать после окончания 9-ого/11-го класса? (отметьте один вариант):

a. работать

b.учиться

c. совмещать работу с учебой

d.не работать и не учиться

e. другое (что именно?)

4. Если после окончания этого учебного года Вы намерены учиться, то где Вы планируете учиться?

a. учиться в школе (для тех, кто заканчивает 9-ый)

b. поступить в ВУЗ (только для тех, кто заканчивает 11-ый)

c. в техникуме

d. в среднем специальном училище

e. в ПТУ

f. на курсах (на каких?)

g. другое (что именно?)

5. Если после окончания школы Вы планируете работать, то по какой специальности Вы намерены работать?

6. Совпадают ли у Вас профессия/специальность, по которой вы хотите работать с той, по которой планируете (будете) работать?

a. да

b. нет

7. Если не совпадают, то укажите, пожалуйста, ниже

a. профессия, по которой я хочу работать это

b. профессия, по которой я планирую (буду) работать это

8. Выбор этой специальности вы совершили

a. самостоятельно

b. при помощи родителей

c. при помощи друзей

d. при помощи психолога

e. другое

Блок Б

Заполняется теми участниками, кто после окончания этого учебного года планирует продолжить обучение.

9. Укажите максимально точно название учебного заведения, специальности, факультета, профиля, где Вы хотите учиться (допускаются один или несколько вариантов)

10. Какую профессию Вы хотите приобрести в результате обучения? (в данном вопросе допускается не более трех вариантов ответа с необходимостью проранжировать, то есть проставить рядом с выбранными ответами цифры 1, 2 или 3 в зависимости от значимости выбранного высказывания: 1 – значимо в первую очередь, 2 – во вторую, 3 – в третью)

Вы выбрали данную специальность/вуз/профиль, т.к. это …

a. связано с семейными традициями (работают родственники из поколения в поколение)

b. работает кто-то из близких

c. востребованная

d. высоко оплачивается

e. современная

f. перспективная

g. интересная

h. имели опыт работы

i. другое (что именно?)

11. На что прежде всего Вы ориентировались при выборе будущей профессии? (допускается не более трех вариантов ответа; проранжируйте: рядом с выбранными высказываниями в зависимости от их значимости проставьте 1 – значимо в первую очередь, 2 – во вторую, 3 – в третью)

a. на свои способности (на то, что я умею)

b. на то, каким хотите быть в будущем

c. на мнение друзей (их советы)

d. на мнения/советы родителей

e. на общественное мнение

f. на рынок труда

g. на то, что имею опыт работы в этой сфере

h. на доступность

i. другое (что именно?)

12. Кто или что пробудило Ваш интерес к данной профессии? (возможно несколько вариантов; если вариантов выбрано больше одного – проранжируйте)

a. родители

b. учитель в школе

c. преподаватели курсов

d. преподаватель кружка, секции

e. личный интерес

f. друзья

g. другое (что именно?)

13. Как Вы готовитесь к поступлению в учебное заведение? (несколько вариантов ответов)

a. занимаюсь с репетиторами

b. занимаюсь на подготовительных курсах

c. занимаюсь самостоятельно

d. не готовлюсь

e. другое (что именно?)

14. Уверены ли Вы в том, что сумеете получить намеченную Вами профессию?

a. да

b. нет

Блок В

Заполняется всеми.

15. Когда Вы задумались о выборе профессии и по какой причине?

a. мечтал с детства

b. в девятом классе, когда выбирал профиль

c. в девятом классе, когда решал, идти в 10-й класс или нет

d. когда началось профтестирование

e. не задумывался до сих пор

f. когда спросили родные

g. когда спросили учителя

h. другое (что именно?)

16. Если после школы Вы не поступите в выбранное вами учебное заведение и не найдете желаемой работы, то что Вы будете делать (выберите только один вариант):

a. где угодно, но сразу начну работать

b. соглашусь на временную работу, которая позволит мне искать что-нибудь более подходящее

c. использую это время для подготовки к поступлению в учебное заведение в следующем году (работать в это время не буду)

d. буду работать и готовиться к поступлению

e. пойду в армию

f. попытаюсь поступить в другое учебное заведение

g. другое (что именно?):

17. Сразу после школы или позже Вы столкнетесь с проблемой поиска и устройства на работу. Как Вы себе представляете проблему поиска работы? (проранжировать по степени значимости: самое значимое обозначить цифрой 1, менее значимое – 2 и т.д.)

a. могу рассчитывать только на себя

b. рассчитываю на помощь друзей

c. рассчитываю на помощь родителей

d. рассчитываю на связи родственников, членов семьи

e. обращусь в систему трудоустройства

f. обращусь в службу занятости

g. обращусь в кадровое агентство

h. буду искать в газетах

i. другое (что именно?)

18. Вступая в трудовую жизнь, Вы можете столкнуться с финансовыми и другими трудностями. Что станет для Вас опорой? (проранжировать)

a. государство

b. родители

c. друзья

d. вступление в брак

e. свои собственные силы

f. другое (что именно?)

19. К кому Вы обращались за помощью в выборе дальнейшего пути? (возможно несколько вариантов ответа)

a. к школьному психологу

b. советовался с друзьями

c. советовался с родителями

d. к профконсультант

e. к классному руководителю

f. не обращался

g. другое (что именно?)

20. На какую работу ориентируют Вас Ваши родители?

a. советуют конкретную специальность/направление (что именно?)

b. считают, что не могут ничего посоветовать

c. полагаются на мой выбор

d. другое (что именно?)

21. Что для Вас значит достичь успеха в жизни? (отметьте не более трех вариантов)

a. быть настоящим специалистом в своем деле

b. иметь интересную и любимую работу

c. быть богатым

d. занимать солидное положение, ответственную должность

e. создать счастливую семью, иметь детей

f. быть свободным и независимым

g. иметь много друзей

h. иметь постоянную работу и гарантированное будущее

i. много путешествовать

j. иметь разнообразный, интересный досуг

k. другое (что именно?)

22. Каковы, по Вашему мнению, пути достижения успеха в жизни? (отметьте только один вариант)

a. много и упорно работать

b. много учиться и повышать уровень своего образования

c. любой способ достижения успеха хорош

d. иметь обширные связи

e. иметь богатых родителей, родственников

f. другое (что именно?)

23. Делаете (делали) ли Вы какую-либо работу за плату?

a. да

b. нет

24. Если "да", то с какого возраста Вы начали подрабатывать?

25. Подрабатывая, чем Вы занимались?

26. Чем Вы занимаетесь в свободное время?

27. Посещаете ли Вы клубы, кружки, секции, и т.д.? Какие именно?

28. Посещаете ли Вы какие-либо курсы?

29. Повлияли ли Ваши увлечения на ваш профессиональный выбор?

a. Да

b. Нет

30. Если да, то, каким образом?

31. Что может помешать вам осуществить свой собственный осознанный выбор?

a. Давление родителей

b. Неуспеваемость по предметам вступительных экзаменов

c. Неуверенность в своих силах

d. Изменчивость рынка труда и профессий

e. Неуверенность в выбранной специальности

f. Большой проходной балл

g. Финансовые трудности

h. Ничто не может помешать

Благодарим за участие!

 

Глава 1. Специфика юношеского возраста в современном мире

Дата: 2019-12-22, просмотров: 220.