Понятие обязательств по оказанию услуг. Договор возмездного оказания услуг.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обязательства по оказанию услуг входят в группу договорных обязательств. К данным обязательствам относятся перевозка, транспортная экспедиция, заем и кредит, факторинг, банковский счет, банковский вклад, а также безналичные расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, возмездное оказание иных услуг.

Общими признаками, объединяющими все договорные обязательства об оказании услуг, являются:

- во-первых, особенности объекта обязательства — услуги нематериального характера;

- во-вторых, специфика связи услуги с личностью услугодателя.

Указанные особенности можно проиллюстрировать на примере различий обязательств об оказании услуг и обязательств подрядного типа. Основным отличием обязательств об оказании услуг от обязательств подрядного типа является результат осуществляемой услугодателем деятельности. Если в обязательствах подрядного типа результат выполненных работ всегда имеет овеществленную форму, то в обязательствах об оказании услуг результат деятельности исполнителя не имеет вещественного содержания. Следовательно, услуги, предоставляемые должником кредитору, носят нематериальный характер.

Отношения по оказанию услуг известны гражданскому праву на протяжении тысячелетий, однако, за редким исключением, в кодифицированных актах специальные нормы, посвященные регулированию указанных отношений, отсутствовали. В законодательстве регламентировались лишь отдельные разновидности договоров об оказании услуг, признанные в силу присущих им особенностей самостоятельными договорами: поручение, комиссия и т. п.

Объектом обязательств по оказанию услуг и выполнению работ являются действия, экономический результат которых различен в зависимости от того, в какой форме выражается результат этой деятельности, а также в зависимости от того, может ли быть гарантирован ее положительный результат. Различают материальные и нематериальные услуги. Материальные услуги получают объективированное выражение либо в предмете природы, либо в личности самого потребителя услуг. Они выражаются в создании новой вещи, ее перемещении, внесении в нее изменений и т. д. К материальным относятся и такие услуги, которые воплощаются в личности самого человека (например, услуги парикмахера, банщика, перевозчика, осуществляющего перевозку пассажиров).

Но в чем бы ни выражались материальные услуги, их результат всегда может быть гарантирован лицом, оказывающим услуги, т. е. услугодателем. Нематериальные услуги характеризуются тем, что, во-первых, деятельность услугодателя не воплощается в овеществленном результате, а во-вторых тем, что услугодатель не гарантирует достижение предполагаемого положительного результата.

Гражданско-правовое регулирование экономических отношений по оказанию услуг достигается с помощью различного рода обязательственных отношений. Выбор формы правового регулирования, конкретной разновидности обязательственных отношений зависит от вида услуги, формы выражения ее результата. И договор подряда, и договор по оказанию услуг опосредуют экономические отношения по оказанию услуг. Так, экономические отношения по оказанию материальных услуг регулируются обязательствами подрядного типа, исполнение которых выражается в овеществленном результате. Например, пошив одежды, строительство дома и т. д.

Обязательства по оказанию услуг опосредуют отношения, предметом которых являются услуги, не получающие овеществленного выражения, отличного от самой деятельности, в которой они воплощены, например услуги врача, учителя, адвоката и т. д. Положительный результат оказания нематериальной услуги может и не быть достигнут, но экономический характер отношения нисколько не зависит от того, излечивает ли больного врач, успешно ли обучает ученика учитель, выигрывает ли дело клиента адвокат. Достижение полезного эффекта услуги зависит и от того, как происходит ее потребление, имеются ли объективные условия для достижения результата, т. е. от качеств не только исполнителя, но и потребителя услуги. Соответственно этому и оплата деятельности услугодателя не зависит от того, достигнут или нет полезный эффект услуги. Репетитор обязан предоставить свои услуги, т. е. обеспечить возможность усвоения обучающимся определенного уровня знаний; достигнет ли деятельность репетитора желаемого результата или нет, зависит и от самого обучающегося, его способностей, внимательности. Этот признак свойствен не только репетиторству, но и всем иным видам нематериальных услуг.

Действующее законодательство проводит различия между овеществленными услугами, являющимися объектом обязательств подрядного типа, и нематериальными услугами, выступающими объектом обязательств об оказании услуг. Ведь согласно ст. 783 ГК общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779—782 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Кроме того, следует заметить, что нематериальная услуга неотделима от личности услугодателя, так как потребляется услугополучателем в процессе ее оказания, т. е. самой деятельности услугодателя. В отличие от этого в подрядных отношениях сам смысл обязательства состоит в том, чтобы передать полученный вещественный результат заказчику.

Возмездное оказание услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК).

Договор возмездного оказания услуг относится к числу консенсуальных, возмездных, двусторонних, а также синаллагматических. Поскольку услуги также включают в себя работы, в рассматриваемом договоре оказывается и много общих с подрядом особенностей. По этой причине ст. 783 допускает применение общих положений ГК о подряде и положений о бытовом подряде к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит нормам гл. 39 ГК, а также специфике предмета договора возмездного оказания услуг.

Глава 39 является одной из самых незначительных по объему глав Кодекса, посвященных договорам: в ней всего пять статей (ст. 779-83). Количество специального нормативного материала в Кодексе отнюдь не соответствует значимости договоров на возмездное оказание услуг. Отмеченное обстоятельство (минимальный объем нормативного материала) объясняется самим характером соответствующей главы и занимаемым ею местом в системе договорного права. ГК в действительности содержит довольно большое количество статей, имеющих своим предметом отношения по оказанию услуг и по своей правовой характеристике совпадающих с той, которая может быть дана "возмездному оказанию услуг". Сам ГК (п. 2 ст. 779) называет 11 глав, в которых в той или иной форме речь идет об оказании услуг. В эту группу входят договор о подряде, договор о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоры перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета, договоры, связанные с расчетами, договоры хранения, поручения, комиссии, доверительного управления. Между тем даже этот перечень является неполным хотя бы потому, что если к договорам, связанным с услугами, отнесены поручение и комиссия, то, очевидно, есть все основания включить сюда и агентский договор. И, напротив, подряд, хотя и оказался в той же группе, всегда был самостоятельным договором.

В связи с выделением в Кодексе отдельных договоров, связанных с услугами, возникает вопрос о том, нужна ли вообще особая гл. 39.

На наш взгляд, на это должен последовать утвердительный ответ. Все дело в том, что из единой правовой конструкции "услуг" постепенно рождались новые самостоятельные типы договоров, перечисленных выше. Однако в сумме означенные 11 договоров (плюс агентирование и минус подряд) не покрывают всех возможных вариантов договора услуг. Более того, можно заранее предвидеть, что услуги как особый предмет оборота в будущем изменятся, а их набор расширится.

В силу указанной причины специальная глава, посвященная договору возмездного оказания услуг, рассчитана на те услуги, которые по своей значимости и индивидуализирующим их свойствам еще не достигли той степени, при которой оказывается необходимым выделение их в особые виды договоров.

В самой гл. 39 ГК (имеется в виду п. 2 ст. 779) названы в качестве примера отдельные разновидности возмездных услуг, которые остаются все еще в рамках данной главы. Это услуги связи, медицинские, ветеринарные и аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию.

Объединение в гл. 39 всех договоров возмездного оказания услуг, кроме выделенных в самостоятельные типы, отнюдь не исключает присущих отдельным договорам услуг особенностей. Отмеченное обстоятельство потребовало обеспечить, не выходя за рамки гл. 39 ГК, также и специальное регулирование определенных видов услуг. Отвечая указанной потребности, появились посвященные отдельным из них утвержденные Правительством РФ правила. Среди них могут быть указаны такие, которые изданы по поводу предоставления населению медицинскими учреждениями платных медицинских услуг *(266), оказания услуг телефонной связи *(267), оказания платных ветеринарных услуг *(268), оказания услуг авиастоянок*(269), услуг почтовой связи *(270). Сюда же относятся правила бытового обслуживания населения *(271), предоставления гостиничных услуг *(272) и др.

Общим для всех видов возмездного оказания услуг правовым источником является прежде всего Закон о защите прав потребителей. Этот Закон, рассчитанный исключительно на отношения, в которых на стороне потребителей выступают граждане, не проводит разграничения между договорами на выполнение работ и договорами на оказание услуг, указывая всюду в соответствующих случаях - "работы (услуги)".

Наконец, следует иметь в виду, что к договорам, которые обладают признаками, предусмотренными в ст. 426 ГК, применяются закрепленные в этой статье правила о публичных договорах.

Нормы соответствующей главы ГК содержат специальное регулирование трех вопросов: кто может совершать действия, представляющие собой обязанности исполнителя, каким образом должна производиться оплата услуг, а также каковы последствия одностороннего отказа от договора.

Статья 780 ГК, посвященная вопросу о надлежащем исполнении договора на оказание услуг, содержит норму, прямо противоположную ст. 313 ГК. Речь идет об одной из основных особенностей договора на оказание услуг: его личном характере. Соответственно ст. 780 предусматривает в виде общего правила недопустимость передачи исполнения услуги третьим лицам. И только в случаях, прямо указанных в договоре, такая передача возможна.

Подчеркивая безусловно возмездный характер рассматриваемого вида договора, выраженный уже в самом его определении, ст. 781 ГК вместе с тем отсылает по вопросу о сроках и порядке оплаты к договору. О размере оплаты в этой статье не говорится ничего. Это означает необходимость руководствоваться общей нормой - ст. 424 ГК, в силу которой оплата производится по цене, предусмотренной соглашением, кроме случаев, когда в соответствии с законом применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Диспозитивная норма ст. 781 ГК РФ предусматривает разные варианты последствий невозможности исполнения договора. Прежде всего речь идет о невозможности, созданной по вине заказчика. Риск такой невозможности целиком возлагается на заказчика: он обязан оплатить услуги в полном объеме. Другой выделенный в этой же статье случай - невозможность исполнения обязательства по обстоятельствам, за которые не отвечает ни одна из сторон. Тогда происходит разделение риска и, соответственно, обязанность заказчика ограничивается необходимостью возместить исполнителю лишь фактические расходы.

Данная статья оставляет открытым вопрос о невозможности, созданной вследствие обстоятельств, за которые отвечает другая сторона. Тем самым в таких случаях следует руководствоваться общими нормами обязательственного права.

Прежде всего это означает, что при определении оснований ответственности заказчика за создавшуюся невозможность исполнения следует исходить из ст. 401 ГК. Лицо, оказывающее услуги, несет ответственность лишь при наличии своей вины. Однако если возмездное оказание услуг обладает признаками предпринимательской деятельности, ответственность исполнителя становится повышенной: она простирается вплоть до действия непреодолимой силы. Таким образом, в случаях, когда невозможность оказания предпринимательской услуги произошла не по вине заказчика и не вследствие действия непреодолимой силы, надлежит считать, что заказчик не обязан платить вознаграждение и, более того, сохраняет право на возмещение убытков в рамках ст. 15 и 393 ГК.

Предоставляя обеим сторонам договора на возмездное оказание услуг право отказаться от него, Кодекс проявляет разное отношение к сторонам. Речь идет о том, что под особой защитой оказывается заказчик. Если он откажется от договора, его обязанность ограничивается необходимостью возместить понесенные исполнителем расходы. Напротив, если в роли отказавшейся стороны выступает исполнитель, в его обязанность входит возмещение расходов заказчику в полном объеме. Следовательно, в случае, когда от договора на ремонт автомашины откажется заказчик, ему придется возмещать фирме лишь реальный ущерб. Напротив, при отказе от ремонта самой этой фирмы заказчик может требовать возмещения убытков, включая как реальный ущерб (например, расходы, связанные с оказавшейся напрасной доставкой требующего ремонта автомобиля к месту оказания услуг и обратно), так и упущенную выгоду (например, суммы, не полученные заказчиком от тех, кого он обслуживает той самой автомашиной, которая не была отремонтирована).

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 264.