Юридическое лицо может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица. В соответствии с пунктом 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Действующее законодательство предусматривает в качестве общего правила нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым для образования юридического лица не требуется получения предварительного разрешения государственных органов. Разрешение гражданам и юридическим лицам учреждать новые юридические лица дается государством в правовых нормах, и регистрация юридического лица осуществляется при представлении его учредителями необходимых документов в регистрирующий орган. Поэтому способ и называется нормативно-явочным.
Разрешительный способ создания юридического лица установлен в качестве исключения из общего правила. Он предполагает получение учредителями разрешения (согласия) компетентного государственного органа на образование юридического лица.
Например, в статье 27 ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) определяются случаи, когда на создание коммерческой организации требуется предварительное согласие антимонопольного органа.
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Государственную регистрацию юридических лиц осуществляют органы Федеральной налоговой службы. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Принцип общедоступности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечивает возможность для участников гражданского оборота получить информацию об этом юридическом лице, его учредителях, размере уставного капитала, полученных им лицензиях и т. д.
Основания отказа в государственной регистрации юридического лица носят формальный характер: непредставление документов, необходимых для государственной регистрации, и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Для отдельных юридических лиц (кредитных организаций, некоммерческих организаций) устанавливается специальный порядок их регистрации, при котором осуществляется предварительная проверка компетентным органом соответствия учредительных документов юридического лица требованиям закона, а также соблюдения иных требований законодательства. Например, Центральный банк РФ принимает решение о регистрации кредитных организаций, которое является основанием для внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ.
С момента государственной регистрации юридическое лицо наделяется правоспособностью и может выступать в гражданском обороте от своего имени как самостоятельный субъект права. Различают общую (универсальную) и специальную (целевую) правоспособность юридических лиц.
В качестве общего правила в пункте 1 ст. 49 ГК РФ закреплена специальная (или целевая) правоспособность, т. е. способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Специальной правоспособностью обладают:
1) некоммерческие организации;
2) коммерческие организации, указанные в законе (например, унитарные предприятия, кредитные организации);
3) коммерческие организации, обладающие по закону общей правоспособностью, но цели деятельности которых определенно ограничены в учредительных документах.
Общая (универсальная) правоспособность юридического лица - это способность приобретать любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением тех, которые наделяются специальной правоспособностью.
Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности дается в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Реорганизация юридического лица- способ прекращения существующих юридических лиц с одновременным возникновением новых юридических лиц и переходом прав и обязанностей первых ко вторым в порядке универсального право преемства.
Существует пять способов реорганизации: слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение (ст. 57 ГК РФ).
Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением последних.
Присоединением юридического лица признается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу.
Разделением юридического лица признается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам.
Выделением юридического лица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего.
Под преобразованием юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида понимается изменение его организационно-правовой формы.
Необходимым условием реорганизации юридического лица является составление передаточного акта (при слиянии, присоединении и преобразовании) или разделительного баланса (при разделении и выделении). Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Они представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Реорганизация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Как правило, специальные законы относят решение вопроса о реорганизации и ликвидации к компетенции общего собрания участников.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния или присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (например, в целях недопущения ограничения конкуренции в случаях, указанных в статье 27 Закона о защите конкуренции, необходимо согласие антимонопольного органа).
В соответствии с пунктом 2 ст. 57 ГК РФ допускается принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа может принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38 Закона о защите конкуренции). Суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.
С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет необходимые документы (разделительный баланс, учредительные документы новых юридических лиц) и передает их на рассмотрение суда. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.
Гражданский кодекс в статье 60 закрепляет гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, которые обеспечиваются различными способами (например, обязанностью реорганизуемого юридического лица в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации; размещением в СМИ уведомления о реорганизации юридического лица (эта информация размещается реорганизуемым юридическим лицом дважды с периодичностью один раз в месяц сразу после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации); наделением кредитора юридического лица правом требования досрочного погашения обязательств).
Ликвидация юридического лица- это способ прекращения юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация осуществляется по решению уполномоченных субъектов (учредителей (участников) либо органа юридического лица). Принудительная ликвидация осуществляется на основании решения суда:
1) в случае грубых нарушений закона, допущенных при его создании, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции России, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
3) в случае систематического осуществления некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
4) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ для отдельных организационно-правовых форм юридических лиц.
Требование о принудительной ликвидации юридического лица при наличии указанных оснований может быть предъявлено в суд компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.
После принятия решения о ликвидации юридического лица необходимо письменно уведомить об этом регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Создается ликвидационная комиссия или назначается ликвидатор, к которым переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.
Ликвидационная комиссия помещает в Вестнике государственной регистрации объявление о ликвидации, в котором обязательно указываются сведения о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации. В течение указанного срока ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и персонально уведомляет их о ликвидации в письменном виде. Она также предпринимает необходимые меры к выявлению должников юридического лица и взысканию с них долгов. Проводится инвентаризация имущества юридического лица.
Если ликвидационная комиссия обнаружит недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, то председатель комиссии обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица (актив), перечне предъявленных кредиторами требований (пассив), а также о результатах их рассмотрения.
Удовлетворение требований кредиторов производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме частных и бюджетных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам). Исключение составляют случаи, когда учредители (участники) в отношении юридического лица не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы и др.).
Имущество, оставшееся после ликвидации таких организаций, направляется на достижение целей, в интересах которых они были созданы, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения записи об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. С этого момента прекращается правоспособность юридического лица.
5. Участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
1) Государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект. В тоже время Российское государство является многоуровневым образованием, что связано со множественностью функций, выполняемых государством в современную эпоху, так и особенностями именно РФ, с ее большой территорией и многообразием культуры и быта населяющих ее людей. Государство подразделяется на субъекты различных уровней: Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.
2) Правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что государство осуществляет публичную власть. Государство как суверен обладает свойствами, которые превращают его в особого субъекта гражданского права: государство само принимает законы; может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения, независимо от воли другой стороны; государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения; государство пользуется иммунитетом.
3) В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает властными полномочиями, то есть происходит своеобразное «расщепление» личности государства в зависимости от природы отношений, в которых оно участвует.
Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют сущность правоспособности государства. Она не может быть общей или специальной, а является целевой, то есть государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению.
4) Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени действуют государственные органы, как юридические лица. Согласно п. 2 ст. 124 ГК к государственным и муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (например, государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ). Они отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК).
2. Формы участия государства в гражданском обороте.
1. Отношение собственности - важнейшая область гражданско-правовых отношений, в которой участвует государство.
Законодательством определены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, объекты федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ, объекты муниципальной собственности (см. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. № 3020-1 // Собрание актов РФ. 1993. № 35. Ст. 3320).
Конституцией РФ (ст. 114) осуществление управления федеральной собственностью отнесено к полномочиям Правительства.
Государство приобретает право собственности как по основаниям общим для всех субъектов гражданского права, так и по присущим только ему (конфискация, реквизиция и др.). Способы прекращения права собственности также подразделяются на общие и специальные (к последним относятся, например, приватизация).
2. Обязательственные отношения. Законодательством подробно регулируется участие органов исполнительной власти в заключении и реализации государственных контрактов (на поставку, подряд, закупку сельскохозяйственной продукции и др.). Будучи наиболее крупным заемщиком, государство определяет механизм заимствований и обязанности государственных органов по обслуживанию внутреннего и внешнего долга.
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в силу положений п. 4 ст. 66, п.п. 1, 2 ст. 69 ГК РФ не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Однако закон не препятствует указанным публичным образованиям выступать в качестве вкладчиков (коммандитистов) товариществ на вере.
3. Государство может быть наследником имущества по закону и завещанию, а также стороной в обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда, взыскивать причиненный вредом ущерб и отвечать за причиненный вред.
4. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, неприменение судом акта, противоречащего закону, а также возмещение убытков, в том числе причиненных государственными органами и органами местного самоуправления, являются способами защиты гражданских прав (ст.ст. 13, 16, 41 ГК).
3. Порядок участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
1. Речь идет о действиях, совершаемых самим государством (муниципальным образованием), и, следовательно, правовое значение их определяется тем, совершены ли они в пределах предоставленных полномочиях, основаны ли они на этих полномочиях. Компетенция органа может быть определенна как в отдельном решении (например, в положении об органе), так и рядом актов, регламентирующих его статус.
2. В законодательстве могут быть предусмотрены случаи, когда по специальному поручению рассматриваемых субъектов выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (например, государственное внешнее заимствование РФ осуществляется Правительством РФ).
3. Судебная защита гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Характеризуя положение государственных органов при осуществлении судебного разбирательства, следует отметить возможности участия их в процессе не только в качестве стороны по делу, но и для защиты интересов других лиц.
Государственные органы могут быть привлечены к участию в процессе для дачи заключения по делу. В законодательных актах называются виды исков, которые могут быть предъявлены соответствующими государственными органами в защиту охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан, государственных и общественных интересов.
4. Ответственность по обязательствам РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
РФ, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам не всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, а той частью, которая не закреплена за созданными ими юридическими лицами и не относится к составу объектов, могущих находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Имущество, принадлежащее РФ, субъекту РФ на праве собственности, не закрепленное за государственными предприятиями или учреждениями, образует соответственно государственную казну РФ, казну РФ, казну республики, края, области, города федерального назначения, автономной области, автономного округа. Казна состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного и муниципального имущества: это средства федерального бюджета, пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ, золотой запас, алмазный и валютный фонды. Федеральное казначейство РФ организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ. Юридические лица, созданные РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам. В свою очередь, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом. Так, РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Разграничение ответственности проводится и в отношении обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Особенности ответственности РФ и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государства определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 291.